Развитие Кадетского движения – важная стратегическая задача

Виктор Саулкин о двух противоположных взглядах на проблемы Кадетского образования в стране

Два взгляда на развитие Кадетского образования Кадетского образования в стране

После проведенных в Госдуме и Общественной палате круглых столов стало совершенно ясно, что существуют два прямо противоположных взгляда на будущее Кадетского движения и проблемы Кадетского образования в стране.

Одна сторона, представленная в основном чиновниками Министерства Образования, упорно настаивает на том, что все движется в правильном направлении и нет необходимости ничего менять, нужно лишь немного корректировать деятельность образовательных структур на уровне регионов, возможно, исправлять допущенные кое-где ошибки, и не спеша дорабатывать некоторые документы, разрабатывать программы и методики.

Вторая сторона, которые представляют в основном выпускники, ветераны и преподаватели Суворовских, Нахимовских и Кадетских училищ и корпусов, ветераны Вооруженных Сил,  пытается доказать своим оппонентам, что назрела насущная необходимость на самом высоком государственном уровне решать проблемы кадетского образования, больше нельзя тратить время на различные мониторинги и неспешное обсуждение возникших проблем.

Слишком долго воссоздание кадетских корпусов в стране было результатом самодеятельности патриотической общественности. Многие кадетские корпуса в различных регионах создавались по инициативе отдельных подвижников, ветеранов Вооруженных Сил, родительских движений, при содействии тех представителей местной власти и предпринимателей, которые понимали необходимость патриотического воспитания молодежи и разделяли идеалы Кадетского движения. Необходимо выразить огромную благодарность всем, кто не жалел своих сил для создания кадетских корпусов, кадетских школ и классов в те годы, когда либеральными СМИ и либералами во всех эшелонах власти делалось все, чтобы прервать историческую преемственность, разрушить связь поколений, уничтожить славные воинские традиции Российской Армии и Военно-Морского Флота. Навязывая нашему обществу потребительскую модель поведения и идеалы т.н. «рынка», либералы методично пытались разрушить оборонное сознание нашего народа, высмеивались такие священные понятия, как любовь к Родине, священный долг гражданина по защите своего Отечества.

И то стихийное движение, когда по всей стране организовывались военно-патриотических клубы и лагеря, создавались кадетские корпуса, было здоровой реакцией народного организма на попытки т.н. «демилитаризации сознания», которую проводили либералы на гранты всевозможных фондов Сороса и НПО, за которыми невооруженным глазом просматривалась рука спецслужб наших «геополитических партнеров» и «заклятых друзей». По всей России созданы за эти годы почти три сотни кадетских корпусов.

Необходимо выстроить единую систему Кадетского образования

Но, к сожалению, не все эти образовательные учреждения имеют право называться настоящими кадетскими корпусами. Для того чтобы соответствовать уровню настоящего Кадетского корпуса, который существовал в Императорской России и по образцу которого в 1943 году было решено создать Суворовские и Нахимовские училища в СССР, необходимо выполнить ряд очень серьезных требований предъявляемых как к системе  общего и специального образования, так и к системе воспитания кадет, основанной на воинских, культурных и исторических традициях Кадетского Движения России.

В настоящее время существует немало проблем, которые не позволяют говорить о едином уровне кадетского образования в стране. Многие из них связаны с системой подбора кадров для преподавания в кадетских корпусах, с отсутствием единых учебных программ, с отсутствием надежных источников постоянного финансирования. Не всегда местные руководители и чиновники Министерства Образования в различных регионах понимают необходимость создания Кадетских корпусов.

Немало вопросов возникает и к созданию кадетских классов в общеобразовательных школах. Опыт показывает, что полноценное Кадетское образование возможно только в условиях особого типа учреждений, таких как Суворовское военное училище или Нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус или кадетское училище. Только в таких самостоятельных учебных учреждениях, по специальным программам может осуществляться воспитание и подготовка молодежи к военной и гражданской службе в условиях полного пансиона, воинского общежития, регламентацией распорядка дня и приемом с 5-го класса (в течении 7 лет обучения).

В Императорской России существовали и Царскосельский лицей и Пажеский корпус, где воспитанников готовили к государственной службе. Но все же эти учебные заведения не относились к системе Кадетских корпусов, где прежде всего воспитывались будущие кадры офицерского корпуса Русской Армии. В России существовала стройная система образования и воспитания кадет. Это была система триединого воспитания, включающую в себя воспитание духовно-нравственного сознания (воспитание нравственности), воспитание логики (умение мыслить) и воспитание через преподаваемые предметы.  Особенное внимание уделялось преемственности поколений через наставничество. И сегодня в нашей стране необходимо разработать такую систему подбора кадров для преподавательского состава Кадетских корпусов, в рамках которого действующие кадровые военные, а также военные, вышедшее уже на пенсию, будут передавать традиции и культуру военного дела будущему подрастающему поколению. Важно, чтобы в подборе кадров для преподавательского состава принимали участие не только Министерство Обороны, но и МВД, МЧС и другие силовые ведомства, в чьем ведении находятся Суворовские училища и Кадетские корпуса. Необходимо и четкое взаимодействие со специальными высшими учебными заведениями, в которых должны продолжать учебу выпускники Суворовских, Нахимовских и Кадетских училищ и корпусов. 

Кадетским образованием должно заниматься государство

Очевидно, что решить все сложные вопросы и устранить возникающие проблемы и недостатки, вывести развитие Кадетского образования в стране на единый высокий уровень, возможно только при участии  высшей государственной власти, способной обеспечить четкое взаимодействие всех структур от Министерства Образования и Министерства Обороны до различных департаментов и органов местного самоуправления в регионах.

К сожалению, создается впечатление, что в Министерстве Образования не отдают отчет в сложности решения насущных проблем, не до конца понимают все тонкости и специфику Кадетского образования, своеобразие и важность задач, которые должна решать Кадетская педагогика. Может быть это связано с тем, что большинство постов в Министерстве Образования занимают представительницы прекрасной половины человечества? Возможно, при всем профессионализме и замечательных человеческих качествах прекрасных дам из Министерства Образования, они все же не способны до конца осознать всю сложность задач, которые необходимо решить, чтобы в России появилось единая, четко отлаженная система Кадетского образования.

Кадетское Движение способно внести огромный вклад в возрождении в нашем обществе высоких идеалов служения Родине. Чтобы решительно продвинуться в этом направлении необходимо создание Совета при Президенте РФ по делам кадетского образования (по аналогии Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества). В Российской Империи всегда один из Великих князей Дома Романовых был попечителем Кадетских корпусов. Вероятно, сегодня главным попечителем Кадетского образования в России мог бы сам глава государства – Президент России. А возглавить подобный Совет в качестве его Помощника, мог бы  глава Администрации Президента. Его полномочия позволили бы создать единую исполнительную вертикаль государственного управления Кадетским образованием, собрать в Совете, или в Комитете при Президенте и Правительстве представителей всех министерств и ведомств, субъектов регионов РФ. 

Необходимо разработать государственную концепцию Кадетского образования, создать четкую правовую базу, внести поправки в действующее законодательство, на основании которых  будет развиваться Кадетское образование в стране. Необходимо в кратчайшие сроки, с привлечением всех специалистов приступить к разработке Федеральной целевой программы «Кадетское образование». Выделение данной программы в отдельную строку бюджета РФ также важно, как и выделение средств на модернизацию действующих и разработку новейших систем вооружений для Армии и ВМФ. Опыт показывает, что выпускники Суворовских военных училищ и Нахимовских военно-морских училищ всегда  составляли цвет офицерского корпуса Вооруженных Сил России. В современной войне для победы важны не только новейшие системы вооружений и профессионализм военнослужащих, но и высокие моральные качества и боевой дух воина-патриота. Именно такими будущих офицеров воспитывали в Кадетских корпусах Императорской России, Суворовских и Нахимовских училищах Советского Союза.     

Патриоты-государственники необходимы не только Вооруженным Силам страны. Будущее страны, а возможно само существование России зависит от того, займут ли ключевые посты в системе государственного управления люди, взращенные на идее создания «потребительского рая», комфорта, жизненного успеха и индивидуализма… или воспитанные  на идеалах служения Отечеству, на идеалах кадетского братства, патриоты-государственники, для которых слова Н.В. Гоголя о «святых узах товарищества» - не пустой звук.

«Общечеловеки и рыночники», или «государевы люди»

Мы сегодня видим, как в российском обществе в последние годы столкнулись две полностью противоположные концепции на развитие системы образования. Одна, условно говоря – «общечеловеческая», предполагающая воспитание успешного «гражданина мира». Элиту будущей России, согласно этой концепции должны сформировать выпускники «эталонных школ», престижных лицеев и гимназий, некоторые из которых способны будут затем продолжить обучение в Гарварде, или Кембридже. В остальных школах уровень образования неизбежно падает, особенно сильно страдает гуманитарная составляющая – стремительно сокращаются часы преподавания Русской литературы. Согласно этой концепции неизбежно будет формироваться некая «общечеловеческая элита», а остальное население получать узкие навыки специалистов способных работать в различных областях. Т.е., грубо говоря, «новое дворянство» и «кухаркины дети». Причем это «новое дворянство» будет разделять «общечеловеческие ценности», восторжествовавшие на  «цивилизованном» Западе.

Вторая концепция системы образования в России ориентирована на традиции Русской Школы, на необходимость, прежде всего, просвещения и воспитания будущего гражданина Отечества. В этой концепции огромное значение придается именно гуманитарной составляющей – преподаванию Русской словесности, Истории Отечества, воспитанию высоких нравственных качеств, а не только преподаванию общеобразовательных дисциплин. Не случайно в Императорской России существовало не Министерство Образования, а Министерство Просвещения.

От того, какая концепция развития системы образования возобладает, зависит будущее России. К сожалению, в нашей стране в последние десятилетия господствовала либеральная модель развития не только экономики, но и воспитания подрастающего  поколения. Идеи бездуховности, потребления, индивидуализма, успеха любой ценой, навязывались молодежи всеми СМИ.

Марш «Бессмертного полка» в день 70-летия Великой Победы, когда по всей стране  целыми семьями, начиная от седовласых ветеранов, до самых маленьких детей, прошли в едином строю миллионы россиян, убедительно показал, что идеи патриотизма и жертвенного служения Родине, по прежнему близки всем поколениям граждан России.

Национальная система образования – залог национальной безопасности

России объявлена война – экономические санкции являются самой настоящей экономической войной. Противоборство в «гибридной войне» навязанное нашей стране ведется, как в спровоцированных  вооруженных конфликтах в  Сирии и на Донбассе, в экономике, так и в информационной сфере. И наиболее ожесточенное противоборство разворачивается именно на фронтах информационно-психологической войны. Надо отдавать себе отчет, что развитие системы образования в России, преподавание отечественной истории, формирование будущего гражданина  является важнейшим участком, на котором разворачивается противостояние. Сегодня говорят о новой «холодной войне» между Западом и Россией.

Опыт показывает, что подобная война может длиться десятилетиями. И от того, сумеем ли мы подготовить нашу молодежь к защите Отечества, отстаиванию традиционных ценностей Русской Цивилизации зависит судьба страны и народа. Внедрение в нашу систему образования программ финансируемыми различными западными фондами – прямая угроза национальной безопасности. Размывание традиций национальной системы образования, попытка воспитания наших детей безродными «гражданами мира», внедрение идеалов общества потребления – один из методов информационно-психологической войны, попытка уничтожить будущее России.  

Сегодня развитие Кадетского образования в стране способно в корне переломить ситуацию. Кадетские корпуса могут стать не только учебными заведениями, где будут готовить новый служилый слой необходимый Государству Российскому, но и хранителями лучших традиций Русской Школы, наработанных, как в Императорской России, так и в Советском Союзе. Вокруг Кадетского движения могут объединиться все здоровые силы российского общества, озабоченные воспитанием нравственного, духовно здорового молодого поколения россиян. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении на ХIХ Всемирном Русском Народном Соборе особое внимание уделил развитию Кадетского образования и Кадетского движения в России. Русская Православная Церковь готова активно содействовать возрождению духовных исторических традиций Российского воинства, духовно окормляя не только Армию и ВМФ, но и Кадетское движение. В 2015 году общественная организация «Московские Суворовцы», совместно с Фондом Святого мученика Вонифатия, в рамках программы «Духовное укрепление Российского воинства», провели церемонии передачи в домовые храмы воинских частей, суворовских военных училищ и кадетских корпусов Ковчеги и Иконы с мощами Святых воинов Божиих.

Задача поставлена и должна быть решена в кратчайшие сроки

Время диктует необходимость в кратчайшие сроки создать четко действующую государственную систему подготовки нового служилого слоя России. Воспитываться «государевы люди» должны с детства, на основе имеющихся учреждений и структур суворовского и кадетского образования.

18 декабря 2015 года на заседании в формате «круглого стола» патриотической платформы Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по теме «Кадетское движение – традиции и будущее» и представителей общественности,   была создана рабочая группа по обобщению предложений и проработке вопроса «Развитие Кадетского движения». В состав этой группы вошли:

- Яровая Ирина Анатольевна – Председатель комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции – сопредседатель;

- Третьяк Наталья Владимировна – Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации (заместитель председателя коллегии) – сопредседатель;

- Бочаров Вячеслав Алексеевич – Первый заместитель Секретаря Общественной палаты Российской Федерации, Герой Российской Федерации – сопредседатель;

- Шатохин Владимир Яковлевич – Член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, первый вице-президент Объединения высших офицеров России, генерал-лейтенант, профессор – сопредседатель;

- Владимиров Александр Иванович – Президент Коллегии военных экспертов, Почетный Председатель Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», генерал-майор – сопредседатель.

В результате работы ветеранов Вооруженных Сил, суворовцев, нахимовцев и кадет России за последние годы создана огромная база научных разработок и методик, накоплен серьезный опыт, который может стать надежным фундаментом для строительства  системы Кадетского образования в России.

Развитие Кадетского образования и Кадетского движения – одна из тех стратегических задач, от решения которых зависит будущее нашей страны. И если будет государственная воля, то эта задача может быть успешно решена в самое короткое время. Талантливыми и самоотверженными людьми, готовыми служить Отечеству, Бог Россию не обделил.

Как говорил Русский Архистратиг Александр Васильевич Суворов: «Русские на все способны – Богу молиться и Царю служить!».

Виктор Саулкин, руководитель информационно-аналитического центра РОО «Московские Суворовцы»

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. Re: Развитие Кадетского движения – важная стратегическая задача

Отличная вразумительная и полезно-актуальная статья! Разумеется, для пользы дела долждна быть единая позиция, один взгляд по существу вопроса, и этот взгляд уже сформирован, а его представляют в основном "выпускники, ветераны и преподаватели Суворовских, Нахимовских и Кадетских училищ и корпусов, ветераны Вооруженных Сил, пытается доказать своим оппонентам, что назрела насущная необходимость на самом высоком государствен-ном уровне решать проблемы кадетского образования..." Как всегда, Минобразования просто не знает и не понимает проблемы, а потому, если вывести все организационные проблемы из музейного минобразования в веде-ние и решение Минобороны, уверяю, дело пойдёт на лад и в нужном направлении. Сегодня Миноб- разование в лучшем случае готово лишь к пре- образованию его в отдельные ведомства, что решают отдельные специфические проблемы... "В результате работы ветеранов Вооруженных Сил, суворовцев, нахимовцев и кадет России за последние годы создана огромная база научных разработок и методик, накоплен серьезный опыт, который может стать надежным фундаментом для строительства системы Кадетского образования в России."

Николаев. / 30.12.2015

1. Прекрасно сказано!

Ваши слова, уважаемый Виктор Александрович, да Богу, т.е. высшему нашему руководству в уши! Проблемы воспитания молодежи вообще и будущих "людей государевых" уже ПЕРЕЗРЕЛИ, а реального желания их решать не видно, да и гос-идея у нас под запретом Конституции, так что при всем неприятии всеми нормальными людьми либерализма он рулит и свое место у руля уступать не собирается, ведь даже Президент неоднократно определял себя как либерал, что собственно и подтверждается его делами (просьба не путать со словами на прямых линях и проч.)

Григорий2016 / 30.12.2015
Виктор Саулкин:
Подлинный хранитель русского духа
Известному художнику-монументалисту, реставратору Алексею Валерьевичу Артемьеву исполняется 85 лет
04.10.2019
Фальсификаторы истории и третья мировая война
Часть 3. Фальсификация истории Второй мировой войны - информационно-психологическая спецоперация Третьей мировой
20.06.2019
Фальсификаторы истории и третья мировая война
Часть 2. Операции «Оверлод» и «Багратион». Арденны и Висло-Одерская операция
17.06.2019
Фальсификаторы истории и третья мировая война
Часть 1. Сталинград и Эль-аламейн. Кто сломал военную машину третьего рейха
13.06.2019
Все статьи автора