Два взгляда на развитие Кадетского образования Кадетского образования в стране
После проведенных в Госдуме и Общественной палате круглых столов стало совершенно ясно, что существуют два прямо противоположных взгляда на будущее Кадетского движения и проблемы Кадетского образования в стране.
Одна сторона, представленная в основном чиновниками Министерства Образования, упорно настаивает на том, что все движется в правильном направлении и нет необходимости ничего менять, нужно лишь немного корректировать деятельность образовательных структур на уровне регионов, возможно, исправлять допущенные кое-где ошибки, и не спеша дорабатывать некоторые документы, разрабатывать программы и методики.
Вторая сторона, которые представляют в основном выпускники, ветераны и преподаватели Суворовских, Нахимовских и Кадетских училищ и корпусов, ветераны Вооруженных Сил, пытается доказать своим оппонентам, что назрела насущная необходимость на самом высоком государственном уровне решать проблемы кадетского образования, больше нельзя тратить время на различные мониторинги и неспешное обсуждение возникших проблем.
Слишком долго воссоздание кадетских корпусов в стране было результатом самодеятельности патриотической общественности. Многие кадетские корпуса в различных регионах создавались по инициативе отдельных подвижников, ветеранов Вооруженных Сил, родительских движений, при содействии тех представителей местной власти и предпринимателей, которые понимали необходимость патриотического воспитания молодежи и разделяли идеалы Кадетского движения. Необходимо выразить огромную благодарность всем, кто не жалел своих сил для создания кадетских корпусов, кадетских школ и классов в те годы, когда либеральными СМИ и либералами во всех эшелонах власти делалось все, чтобы прервать историческую преемственность, разрушить связь поколений, уничтожить славные воинские традиции Российской Армии и Военно-Морского Флота. Навязывая нашему обществу потребительскую модель поведения и идеалы т.н. «рынка», либералы методично пытались разрушить оборонное сознание нашего народа, высмеивались такие священные понятия, как любовь к Родине, священный долг гражданина по защите своего Отечества.
И то стихийное движение, когда по всей стране организовывались военно-патриотических клубы и лагеря, создавались кадетские корпуса, было здоровой реакцией народного организма на попытки т.н. «демилитаризации сознания», которую проводили либералы на гранты всевозможных фондов Сороса и НПО, за которыми невооруженным глазом просматривалась рука спецслужб наших «геополитических партнеров» и «заклятых друзей». По всей России созданы за эти годы почти три сотни кадетских корпусов.
Необходимо выстроить единую систему Кадетского образования
Но, к сожалению, не все эти образовательные учреждения имеют право называться настоящими кадетскими корпусами. Для того чтобы соответствовать уровню настоящего Кадетского корпуса, который существовал в Императорской России и по образцу которого в 1943 году было решено создать Суворовские и Нахимовские училища в
СССР, необходимо выполнить ряд очень серьезных требований предъявляемых как к системе общего и специального образования, так и к системе воспитания кадет, основанной на воинских, культурных и исторических традициях Кадетского Движения России.
В настоящее время существует немало проблем, которые не позволяют говорить о едином уровне кадетского образования в стране. Многие из них связаны с системой подбора кадров для преподавания в кадетских корпусах, с отсутствием единых учебных программ, с отсутствием надежных источников постоянного финансирования. Не всегда местные руководители и чиновники Министерства Образования в различных регионах понимают необходимость создания Кадетских корпусов.
Немало вопросов возникает и к созданию кадетских классов в общеобразовательных школах. Опыт показывает, что полноценное Кадетское образование возможно только в условиях особого типа учреждений, таких как Суворовское военное училище или Нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус или кадетское училище. Только в таких самостоятельных учебных учреждениях, по специальным программам может осуществляться воспитание и подготовка молодежи к военной и гражданской службе в условиях полного пансиона, воинского общежития, регламентацией распорядка дня и приемом с 5-го класса (в течении 7 лет обучения).
В Императорской России существовали и Царскосельский лицей и Пажеский корпус, где воспитанников готовили к государственной службе. Но все же эти учебные заведения не относились к системе Кадетских корпусов, где прежде всего воспитывались будущие кадры офицерского корпуса Русской Армии. В России существовала стройная система образования и воспитания кадет. Это была система триединого воспитания, включающую в себя воспитание духовно-нравственного сознания (воспитание нравственности), воспитание логики (умение мыслить) и воспитание через преподаваемые предметы. Особенное внимание уделялось преемственности поколений через наставничество. И сегодня в нашей стране необходимо разработать такую систему подбора кадров для преподавательского состава Кадетских корпусов, в рамках которого действующие кадровые военные, а также военные, вышедшее уже на пенсию, будут передавать традиции и культуру военного дела будущему подрастающему поколению. Важно, чтобы в подборе кадров для преподавательского состава принимали участие не только Министерство Обороны, но и МВД, МЧС и другие силовые ведомства, в чьем ведении находятся Суворовские училища и Кадетские корпуса. Необходимо и четкое взаимодействие со специальными высшими учебными заведениями, в которых должны продолжать учебу выпускники Суворовских, Нахимовских и Кадетских училищ и корпусов.
Кадетским образованием должно заниматься государство
Очевидно, что решить все сложные вопросы и устранить возникающие проблемы и недостатки, вывести развитие Кадетского образования в стране на единый высокий уровень, возможно только при участии высшей государственной власти, способной обеспечить четкое взаимодействие всех структур от Министерства Образования и Министерства Обороны до различных департаментов и органов местного самоуправления в регионах.
К сожалению, создается впечатление, что в Министерстве Образования не отдают отчет в сложности решения насущных проблем, не до конца понимают все тонкости и специфику Кадетского образования, своеобразие и важность задач, которые должна решать Кадетская педагогика. Может быть это связано с тем, что большинство постов в Министерстве Образования занимают представительницы прекрасной половины человечества? Возможно, при всем профессионализме и замечательных человеческих качествах прекрасных дам из Министерства Образования, они все же не способны до конца осознать всю сложность задач, которые необходимо решить, чтобы в России появилось единая, четко отлаженная система Кадетского образования.
Кадетское Движение способно внести огромный вклад в возрождении в нашем обществе высоких идеалов служения Родине. Чтобы решительно продвинуться в этом направлении необходимо создание Совета при Президенте РФ по делам кадетского образования (по аналогии Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества). В Российской Империи всегда один из Великих князей Дома Романовых был попечителем Кадетских корпусов. Вероятно, сегодня главным попечителем Кадетского образования в России мог бы сам глава государства – Президент России. А возглавить подобный Совет в качестве его Помощника, мог бы глава Администрации Президента. Его полномочия позволили бы создать единую исполнительную вертикаль государственного управления Кадетским образованием, собрать в Совете, или в Комитете при Президенте и Правительстве представителей всех министерств и ведомств, субъектов регионов РФ.
Необходимо разработать государственную концепцию Кадетского образования, создать четкую правовую базу, внести поправки в действующее законодательство, на основании которых будет развиваться Кадетское образование в стране. Необходимо в кратчайшие сроки, с привлечением всех специалистов приступить к разработке Федеральной целевой программы «Кадетское образование». Выделение данной программы в отдельную строку бюджета РФ также важно, как и выделение средств на модернизацию действующих и разработку новейших систем вооружений для Армии и ВМФ. Опыт показывает, что выпускники Суворовских военных училищ и Нахимовских военно-морских училищ всегда составляли цвет офицерского корпуса Вооруженных Сил России. В современной войне для победы важны не только новейшие системы вооружений и профессионализм военнослужащих, но и высокие моральные качества и боевой дух воина-патриота. Именно такими будущих офицеров воспитывали в Кадетских корпусах Императорской России, Суворовских и Нахимовских училищах Советского Союза.
Патриоты-государственники необходимы не только Вооруженным Силам страны. Будущее страны, а возможно само существование России зависит от того, займут ли ключевые посты в системе государственного управления люди, взращенные на идее создания «потребительского рая», комфорта, жизненного успеха и индивидуализма… или воспитанные на идеалах служения Отечеству, на идеалах кадетского братства, патриоты-государственники, для которых слова Н.В. Гоголя о «святых узах товарищества» - не пустой звук.
«Общечеловеки и рыночники», или «государевы люди»
Мы сегодня видим, как в российском обществе в последние годы столкнулись две полностью противоположные концепции на развитие системы образования. Одна, условно говоря – «общечеловеческая», предполагающая воспитание успешного «гражданина мира». Элиту будущей России, согласно этой концепции должны сформировать выпускники «эталонных школ», престижных лицеев и гимназий, некоторые из которых способны будут затем продолжить обучение в Гарварде, или Кембридже. В остальных школах уровень образования неизбежно падает, особенно сильно страдает гуманитарная составляющая – стремительно сокращаются часы преподавания Русской литературы. Согласно этой концепции неизбежно будет формироваться некая «общечеловеческая элита», а остальное население получать узкие навыки специалистов способных работать в различных областях. Т.е., грубо говоря, «новое дворянство» и «кухаркины дети». Причем это «новое дворянство» будет разделять «общечеловеческие ценности», восторжествовавшие на «цивилизованном» Западе.
Вторая концепция системы образования в России ориентирована на традиции Русской Школы, на необходимость, прежде всего, просвещения и воспитания будущего гражданина Отечества. В этой концепции огромное значение придается именно гуманитарной составляющей – преподаванию Русской словесности, Истории Отечества, воспитанию высоких нравственных качеств, а не только преподаванию общеобразовательных дисциплин. Не случайно в Императорской России существовало не Министерство Образования, а Министерство Просвещения.
От того, какая концепция развития системы образования возобладает, зависит будущее России. К сожалению, в нашей стране в последние десятилетия господствовала либеральная модель развития не только экономики, но и воспитания подрастающего поколения. Идеи бездуховности, потребления, индивидуализма, успеха любой ценой, навязывались молодежи всеми СМИ.
Марш «Бессмертного полка» в день 70-летия Великой Победы, когда по всей стране целыми семьями, начиная от седовласых ветеранов, до самых маленьких детей, прошли в едином строю миллионы россиян, убедительно показал, что идеи патриотизма и жертвенного служения Родине, по прежнему близки всем поколениям граждан России.
Национальная система образования – залог национальной безопасности
России объявлена война – экономические санкции являются самой настоящей экономической войной. Противоборство в «гибридной войне» навязанное нашей стране ведется, как в спровоцированных вооруженных конфликтах в Сирии и на Донбассе, в экономике, так и в информационной сфере. И наиболее ожесточенное противоборство разворачивается именно на фронтах информационно-психологической войны. Надо отдавать себе отчет, что развитие системы образования в России, преподавание отечественной истории, формирование будущего гражданина является важнейшим участком, на котором разворачивается противостояние. Сегодня говорят о новой «холодной войне» между Западом и Россией.
Опыт показывает, что подобная война может длиться десятилетиями. И от того, сумеем ли мы подготовить нашу молодежь к защите Отечества, отстаиванию традиционных ценностей Русской Цивилизации зависит судьба страны и народа. Внедрение в нашу систему образования программ финансируемыми различными западными фондами – прямая угроза национальной безопасности. Размывание традиций национальной системы образования, попытка воспитания наших детей безродными «гражданами мира», внедрение идеалов общества потребления – один из методов информационно-психологической войны, попытка уничтожить будущее России.
Сегодня развитие Кадетского образования в стране способно в корне переломить ситуацию. Кадетские корпуса могут стать не только учебными заведениями, где будут готовить новый служилый слой необходимый Государству Российскому, но и хранителями лучших традиций Русской Школы, наработанных, как в Императорской России, так и в Советском Союзе. Вокруг Кадетского движения могут объединиться все здоровые силы российского общества, озабоченные воспитанием нравственного, духовно здорового молодого поколения россиян. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении на ХIХ Всемирном Русском Народном Соборе особое внимание уделил развитию Кадетского образования и Кадетского движения в России. Русская Православная Церковь готова активно содействовать возрождению духовных исторических традиций Российского воинства, духовно окормляя не только Армию и ВМФ, но и Кадетское движение. В 2015 году общественная организация «Московские Суворовцы», совместно с Фондом Святого мученика Вонифатия, в рамках программы «Духовное укрепление Российского воинства», провели церемонии передачи в домовые храмы воинских частей, суворовских военных училищ и кадетских корпусов Ковчеги и Иконы с мощами Святых воинов Божиих.
Задача поставлена и должна быть решена в кратчайшие сроки
Время диктует необходимость в кратчайшие сроки создать четко действующую государственную систему подготовки нового служилого слоя России. Воспитываться «государевы люди» должны с детства, на основе имеющихся учреждений и структур суворовского и кадетского образования.
18 декабря 2015 года на заседании в формате «круглого стола» патриотической платформы Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по теме «Кадетское движение – традиции и будущее» и представителей общественности, была создана рабочая группа по обобщению предложений и проработке вопроса «Развитие Кадетского движения». В состав этой группы вошли:
- Яровая Ирина Анатольевна – Председатель комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции – сопредседатель;
- Третьяк Наталья Владимировна – Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации (заместитель председателя коллегии) – сопредседатель;
- Бочаров Вячеслав Алексеевич – Первый заместитель Секретаря Общественной палаты Российской Федерации, Герой Российской Федерации – сопредседатель;
- Шатохин Владимир Яковлевич – Член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, первый вице-президент Объединения высших офицеров России, генерал-лейтенант, профессор – сопредседатель;
- Владимиров Александр Иванович – Президент Коллегии военных экспертов, Почетный Председатель Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», генерал-майор – сопредседатель.
В результате работы ветеранов Вооруженных Сил, суворовцев, нахимовцев и кадет России за последние годы создана огромная база научных разработок и методик, накоплен серьезный опыт, который может стать надежным фундаментом для строительства системы Кадетского образования в России.
Развитие Кадетского образования и Кадетского движения – одна из тех стратегических задач, от решения которых зависит будущее нашей страны. И если будет государственная воля, то эта задача может быть успешно решена в самое короткое время. Талантливыми и самоотверженными людьми, готовыми служить Отечеству, Бог Россию не обделил.
Как говорил Русский Архистратиг Александр Васильевич Суворов: «Русские на все способны – Богу молиться и Царю служить!».
Виктор Саулкин, руководитель информационно-аналитического центра РОО «Московские Суворовцы»
2. Re: Развитие Кадетского движения – важная стратегическая задача
1. Прекрасно сказано!