Как сообщалось, вчера под председательством Президента России Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте по культуре и искусству.
«Не знаю, - признался Владимир Путин, - удастся ли нам возродить интерес к книге, с учётом развития интернета, но к чтению точно нужно побуждать людей обращаться чаще. На самом деле, может быть, и к книге, потому что книга – это же не планшетник, она сама по себе может быть произведением искусства. Поэтому, мне кажется, наши усилия не пропадут даром, если мы будем и дальше действовать в этом направлении».
Также Президент отметил, что «у нас должна быть какая‑то общая единая культурная политика», но только в том случае, «если за этим никаких фобий не возникнет по поводу идеологизации культуры». «А если после принятия этого решения начнутся разговоры о том, что у нас опять возникает какая‑то единая идеология, государство сейчас будет всё своё продавливать, то лучше не надо, то лучше тогда не трогать», - продолжил Глава государства.
«Понимаете, это реакция, что называется, на уровне первой сигнальной системы: увидел вкусное – слюни потекли, или дотронулся до горячего – больно. Может быть, я дую здесь на воду, обжигаясь на молоке, но я вас прошу об этом подумать. Я против ничего не имею, если вы все "за". Это серьёзный вопрос. На голом месте можем получить какое-то ненужное столкновение мнений. Или наоборот, если вы все считаете, что это лучше будет, что это сконцентрирует ресурсы, внимание государства, регионов, муниципалитетов, что такой сигнал мощный в законодательстве надо отразить, пожалуйста. Но это нужно пообсуждать со всеми», - подчеркнул российский лидер.
Слова Президента РФ прокомментировал в интервью «Русской народной линии» известный поэт, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, капитан первого ранга в отставке Борис Александрович Орлов:
Почему есть опасения у Президента? Потому что либералы, как правило, очень много поднимают шума, когда касается кого-то другого. Они могут оскорблять чувства верующих (вы помните, как Россию в виде коровы изображали), всячески насмехаться над традиционными русскими ценностями, но когда касается что-нибудь их самих, они поднимают вой. То есть помните: в чужом глазу соломину мы видим, а в своем бревна не хотим замечать. Очень известная вещь.
Так вот, к большому сожалению, здесь, на мой взгляд, должна быть культурная политика. Все должны отстаивать свою точку зрения, то есть должны давать высказаться всем. Но она должна основываться на традиционных ценностях Российской Империи, Советского Союза и всего лучшего от Российской Федерации. К примеру, у нас на телеэкране, на радио доминирует всего лишь точка зрения в лучшем 5 % населения нашей страны, а, может быть, даже 3 % населения. Доступ к другим точкам зрения закрыт. Был создан Общероссийский народный фронт и Народный контроль, которые должны были бы хоть как-то оздоровить ситуацию. И в этом несомненная заслуга Владимира Владимировича Путина. Более двадцати лет духовно-нравственного разложения нашего общества ни к чему хорошему не привело. Министры воруют, и если кого-то молодого назначить, то он же первым, когда поступал в свое время на престижный факультет, в престижный вуз, давал огромные деньги. Вот вы поинтересуйтесь, сколько стоит обучение на юридических факультетах при средней заработной плате? Кто туда поступает? Чьи дети? Чьи они интересы отстаивают? Они, естественно, всегда юридически будут отстаивать интересы малой группы людей.
Я считаю, что Владимир Владимирович, может быть, немножко опасается, он боится в многонациональной стране поддержать хотя бы немного что-то чисто русское, национальное. Если мы возьмем Россию, то в ней, кроме русских, живут многие малые национальности: чуваши, мордвины, ханты, манси, якуты. Много интересного. Их культуру нужно, конечно, сохранять, но вместе с нашей русской культурой. Я встречаюсь с национальными писателями. К примеру, с якутами. Там есть прекрасный писатель Николай Лугинов, у них есть советник главы республики Якутия Наталья Харлампиева. С ними разговариваем откровенно, они говорят: вы держитесь сами, потому что если разрушат национальную русскую культуру, то разрушат и наши малые культуры, потому что они базировались на русской культуре. А русская культура никого не угнетала.
Владимир Владимирович, может быть, опасается того, что было в советские времена. В советское время набрали чиновников, которые дрожали за свое место и вместе с водой выплескивали ребенка. Это страшные вещи. Мы вспоминаем советскую цензуру – очень страшно было. Существовала жесткая идеология. Здесь, как мы говорим, все должно быть на демократических принципах. Слово нужно давать всем представителям. Существует Федеральное агентство по печати, но, к сожалению, как я говорил, оно в основном поддерживает небольшую группу либералов. Я бы с большим удовольствием принимал участие в дискуссиях на телеканалах. Но, извините, я не могу. Спасибо РНЛ за то, что она дает возможность мне высказать свою точку зрения.
У нас сейчас издательства издают очень много чтива. Ребенок с детства должен быть заинтересован в чтении. Он узнает новое, ему что-то интересно. Книгу держать в руках очень важно. Для меня важен даже сам этот факт — запах типографской краски, клея, красивые картинки. Если мы возьмем интернет, то, несмотря на разные эффекты, это, все-таки плоский мир. А реальная книга – это множество измерений, которые можно почувствовать, когда читаешь.
На мой взгляд, интернет очень вреден, поскольку там не всегда существует истина. По-существу в интернете, чтобы что-то найти, придется искать жемчужину в куче навоза. Чтобы найти что-то прекрасное, в этом навозе изваляешься. Вряд ли еще возникнет желание возвращаться к этой теме. В интернете сидят разные психически ненормальные люди, которые постоянно оскорбляют друг друга. Интернет надо в определенной степени ставить в рамки, чтобы там не было оскорблений, чтобы там были нормальные взаимоотношения. Иногда заходишь на какой-то сайт, смотришь там обсуждения – и будто все это в сумасшедшем доме происходит. Горько иногда, как люди оскорбляют друг друга. Они же еще трусы, они боятся свое имя и фамилию ставить, берут псевдонимы, клички, причем не очень благозвучные зачастую.
Книга была и будет жить. Вы помните, в свое время говорили и писали, что у нас электричество все заменит. Кроме электричества, у нас появились и другие виды энергии. Много что у нас было и будет. Но есть мир виртуальный и мир реальный. Мы живем в реальном мире. Мы живем в трех измерениях. И вольно или невольно мы будем соприкасаться с природой, а не выходить в интернет-пространство, сидеть там, условно говоря, и что-то выискивать. Человек не должен быть приложением к компьютеру.
Электронная книга – это тоже приложение к планшету или компьютеру. А книга должна радовать человека, он должен носить ее в руках, ехать с ней в метро. Я всегда вожу книги в метро. Книга лично для меня – это что-то очень важное. Я подумал, сколько я читаю книг? Я являюсь членом приемной коллегии Союза писателей России. Так вот я читаю в среднем три книги в день. Причем, это в основном поэтические книги. Я к ним привык, очень быстро просматриваю. И прозу читаю, и поэзию. Мне дарят очень много книг. В год получается около тысячи книг. Это уже необходимость.
Человек – частичка природы, этого объемного, а не виртуального мира. Виртуальный мир, кроме того, еще и страшно опасен для человека. Опасно уходить в виртуальный мир из реальной жизни. Человек не понимает процесса, который происходит в природе. Скоро Новый год, может быть, с дождичком встретим, теплым или не очень. Это все-таки и есть Творец, есть природа, которая реагирует на разного рода заблуждения человека, который пытается на себя примерить функцию Господа Бога. Это страшное заблуждение, когда у нас идет пропаганда грехов, пропаганда потребительства. А взамен ничего не дают. Например, вырубают леса, а мало что пытаются посадить. Идет хищническое истребление всего того, что вокруг нас существует. Это не может бесконечно долго длиться. И в результате природа, планета наша, Творец нас наказывают постоянно. Они пытаются нас заставить задуматься.
Я очень благодарен тому, что, когда я учился в пятом классе, у нас была учительница истории Ольга Павловна Золотарева, которая прекрасно преподавала историю древнего мира. Я всегда, когда что-то происходит, пытаюсь вспомнить и посмотреть книги античных философов, античных писателей, античных мыслителей. Это очень интересно. Ведь тогда уже все было сказано. Были предупреждения. Сейчас уже фактически прогресс существует только в области технологии. А в области человеческой духовности – регресс. Господь нам дал умнейшего нашего Патриарха Кирилла, я с удовольствием слушаю интервью с ним, его проповеди на телеканале «Спас». Это очень здорово. Я бы и других призвал прислушаться к Патриарху. И папа Римский сейчас говорит очень тревожные вещи, и к папе Римскому надо прислушаться.
Спасибо «Русской народной линии», которая всегда дает большую возможность высказаться и выразить мнение очень многих моих друзей, которые думают точно так же, как я. Всего вам самого доброго.