Депутат Госдумы Михаил Сердюк («Справедливая Россия») направил обращение министру образования и науки Дмитрию Ливанову с просьбой рассмотреть вопрос об изменении системы тестирования учащихся средних школ, пишет Regions.ru. Так, законодатель предлагает кроме Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который проверяет знания школьников в той или иной сфере, разработать и ввести в школах обязательное тестирование на уровень интеллектуального развития (IQ). Данная система, как считает депутат, сделает оценку интеллекта более объективной и поможет выявить новых одаренных учащихся.
Кроме этого, Михаил Сердюк предложил Минобрнауки разработать систему преференций по поступлению в вузы для тех учащихся, которые через тестирование доказали значительный уровень интеллектуального развития, а значит, и свой потенциал как будущих специалистов, пишет газета «Известия».
«Одаренность российских детей, вне зависимости от географии проживания, семейного дохода или социального статуса родителей, не вызывает сомнений. Однако для полноценного раскрытия и дальнейшего развития врожденных способностей необходим системный оценочный подход. Кроме того, в отличие от стандартных проверочных заданий, которые до сих пор остаются единственным, но давно потерявшим объективность мерилом успеваемости учеников, существует потребность в дифференцированных тестах, направленных на всесторонний анализ их возможностей», — пояснил Михаил Сердюк.
Депутат считает, что тест на IQ, оценивающий уровень мышления и интеллекта, в дальнейшем может заменить ЕГЭ, который имеет массу недостатков и который по сути можно сдать, сиюминутно заучив и благополучно забыв через несколько дней определенный объем информации и получив необходимый результат по баллам.
«Как вы оцениваете эту идею? Надо ли еще дальше уходить от советской системы образования, вводя западные новшества, которые вызывают сомнения в эффективности? Насколько нравственно делить детей на "одаренных" и "прочих" на основе теста, результаты которого очень опосредованно связаны с полученными в школе знаниями, прилежанием и т.п.?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что «изменения, происходящие в системе образования нашей страны, уничтожают образование как таковое, лишают значительную часть нашего населения возможности приобрести полноценные, качественные знания и навыки. Даже самых талантливых и трудолюбивых детей лишают возможности получить главное благо цивилизации в XXI веке – образование. Если мы хотим изменить положение в лучшую сторону, нужно остановиться, оценить уже нанесенный ущерб, и поставить, наконец, понятную цель».
«Каждый гражданин России должен иметь возможность воспользоваться тем благом, которое Конституция для него предусмотрела - образованием, и получать его он должен ровно столько, сколько считает необходимым, а государство, в свою очередь, должно сделать все, чтобы предоставить ему такую возможность - неважно, идет ли речь о среднем специальном или высшем образовании, - отметил он. - Это должно быть доступно для человека как еда и вода. Пока же просматривается иная цель – отодвинуть как можно дальше от образовательной среды максимальное количество людей, оставив лишь небольшую элиту, которая и получит доступ к знаниям и к образовательным ресурсам».
«Сомнительное тестирование, которое только изучается, ни в коем случае нельзя вводить на постоянной основе, – предостерег пастырь. - Человек постоянно развивается, это развитие может быть замедленно на определенном этапе, но он сумеет проявить себя в будущем. Пока не придумали ничего лучше традиционных способов выявлять лидеров – олимпиад, различных интеллектуальных и творческих конкурсов. А тесты всегда субъективны, основаны на небольшой группе критериев и показателей, не отражают всей глубины и полноты человеческой личности, в том числе, таких важных ее свойств и качеств, как способность к новым знаниям, умение систематизировать уже полученные. Я с тревогой наблюдаю за всеми этими нововведениями, которыми нас постоянно "радуют" какие-то странные люди. Иногда кажется, что они все сговорились и выполняют одну задачу, о которой я уже сказал».
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, сказал: «Неодаренных детей вообще нет: все дети получают от Бога какие-то дары при рождении. А вот есть ли у них возможность эти дары развивать и использовать? Тут стоит отметить, что нынешние учебные программы не только не развивают ребенка, а наоборот - подавляют его познавательный инстинкт с младшей школы. Из-за этого дети не очень любят учиться дальше. В результате интеллектуальные способности не только не развиваются, а, наоборот, затухают. Вспомним фразу Андрея Фурсенко - мол, нам не нужны люди высокообразованные и творческие, а нужны грамотные потребители. С этой точки зрения внедрение западной системы логично. Прослеживается явная цель провести сегрегацию: с высоким IQ будут брать в вузы, обеспечивать выпускникам карьеру… Хотя это не имеет практически никакого отношения к тому, какие значимые результаты в науке и технологиях человек может достичь».
«Энрико Ферми, лауреата Нобелевской премии по физике, одного из "отцов атомной бомбы", в чью честь назван один из химических элементов таблицы Менделеева, в школе считали тугодумом. Альберт Эйнштейн тоже не был лучшим учеником в школе, - напомнил отец Сергий. - Тем не менее, эти люди сделали весьма значительные открытия в области физики, в то время когда многие интеллектуалы того времени показывали тоже хорошие результаты, но не добились ничего. Мне думается, и на Западе понимают бесполезность этих тестов, что они нацелены больше на пиар. Вот, мол, человек из глубинки вдруг отличился, поднялся по социальной лестнице, а потом про него благополучно забудут - останется только общее впечатление, что полная свобода достигнута».
«Так что копирование западной системы ничего не даст, кроме дальнейшего разрушения нашей системы, - убежден пастырь. - У нас не было тестов для Ломоносова, Менделеева, Пирогова и множества других всемирно известных ученых. Надо заниматься в первую очередь нашей системой образования, правильным обучением по старым, хорошим, проверенным программам, чтобы дети научились творчески мыслить. И тогда талант сам проявится: кто-то добьется высочайших результатов в науке, а кто-то останется на уровне доктора наук или кандидата, что тоже превосходно. Должно быть хорошее базовое образование, нужна наша прежняя система экзаменов».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, полагает, «чтобы предлагать новое, нужно хорошо изучить старое. Способ проверки знаний "учитель - ученик" или "экзаменатор - ученик" всегда во всем мире считался самым эффективным. Электронное тестирование может помочь учителю или экзаменатору, но это второстепенный способ, нельзя ставить его на первое место. Мне кажется, все это бюрократические штучки. Как любая система, эта все равно имеет субъективный характер – человек, хорошо сориентированный на задаваемые вопросы, может получить очень высокий балл, а дай ему другой тест - получит балл ниже».
«Кстати, - продолжил отец Александр, - когда предлагается какой-то проект, необходимы критерии его оценки. Например, есть проект автомобиля, который якобы будет лучше всех существующих. Естественно, его нужно рассмотреть и обсудить критерии: действительно ли новое авто будет лучше уже существующих? А что в этом тесте можно считать критериями оценки? Как его оценить и что он даст? Ну, хорошо, будет у нас эта система тестирования. Сколько стоит ее внедрение, какой можно ожидать от нее экономический эффект? И почему хороший учитель или экзаменационная комиссия не может проделать ту же работу?»
«Мне кажется, дело в том, что предложившему это депутату нужно как-то отчитаться о проделанной работе, - так сказать, отработать зарплату. Предлагаемая система имеет и другие серьезные недостатки. Ее внедрение может привести к некоторой дискриминации детей, у которых уровень IQ будет значительно ниже, нежели у их сверстников. А ведь эти тесты мало о чем говорят. Тот же Эйнштейн в школе учился не очень хорошо. Говорят, что и
Пушкин. Ну и что? Они оба гении. А какой-нибудь школьный отличник так и остался школьным отличником. Гении не вписываются в эту систему. Любая система может гения не заметить или даже навредить ему, - считает пастырь. - Мне кажется, все эти непродуманные системы при внедрении в такую тонкую сферу, как образование чаще приносят вред, нежели пользу».
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, отметил: «У меня такое впечатление, что депутаты, как в детстве, соревнуются: кто больше надует мыльных пузырей. А то, что пузыри эти лопаются, никого не волнует. Сколько уже было таких "резонансных законопроектов"! А сейчас хуже того: нам предлагают ввести в систему образования дискриминацию по интеллекту. Что же получается, мы будем выводить на новый уровень "детей индиго", отделяя их от остальной "серой массы"? Это уже напоминает евгенику – ну, давайте еще будем детям черепа измерять, или брать анализ ДНК: у кого хуже, тех в третьесортные школы… У нас же есть прекрасно зарекомендовавшие себя способы выявить талантливых, одаренных детей – это различные олимпиады, соревнования. Вот из таких детей можно формировать классы с математическим уклоном, или, к примеру, гуманитарным, отбирая школьников по уровню знаний, но не интеллекта. Определять одаренных детей по уровню интеллекта – это какое-то человеконенавистничество. У нас появится интеллектуальная элита, а остальным детям дорога к хорошему образованию будет закрыта. Нельзя ставить крест на ребятах, которые себя пока никак не проявили, нужно предоставить им возможность развиваться».
«Мне кажется, опираться на непонятно кем разработанные тексты не стоит, - уверен он. - Тестов на уровень интеллектуального развития действительно множество. Я сам из интереса прошел несколько из них, и получил разные результаты. Интеллект - это всегда субъективно. Сомневаюсь, что эта девочка Николь Барр умнее Эйнштейна. К тому же дарования, как я уже сказал, могут не проявиться сразу. Я читал, что именно из двоечников и троечников нередко вырастают гении. Может, так происходит потому, что в школе этих детей не оценили, и они занимались не тем, чем надо. Но чем была хороша советская система образования – в одном классе занимались и отличники, и двоечники. У последних был пример, чего можно добиться трудом. Это мотивировало».
«Не нужно ломать хорошую систему, - призвал пастырь. - Напротив, необходимо использовать опыт, наработанный нашими педагогами прошлых лет. У нас была отличная система образования, зачем только ввели ЕГЭ? В интернете я видел демотиватор, где дети вкладывают кубики и треугольники в специальные отверстия. Под этой картинкой подпись: "ЕГЭ будущего". Не оказалась бы она пророческой…»
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, считает, что «беда нашего современного образования, которое мы пытаемся скопировать с западного, в том, что человек становится своего рода придатком своей будущей профессии. Чтобы получить максимум прибыли, он должен быть "узко специализирован", обладать небольшим набором каких-то специальных навыков и умений. Чтобы обслуживать производство, никому не нужен человек со сложной, мятущейся душой. Советская система хотела превратить человека в винтик системы – не получилось. Сейчас капиталисты семимильными шагами идут в том же направлении. Мы в России, к сожалению, идем по тому же пути, взяв за пример образования Болонскую систему».
«Мое глубокое убеждение: вначале нужно получить общее образование. Если мы будем ориентироваться только на IQ, нам это ничего не даст. Каждый христианин понимает – человек создан по образу Божьему, то есть задатков у нас множество. Даже ученые говорят, что человек использует лишь небольшой процент своих возможностей. Господь наделил нас огромными богатствами, и наша задача их преумножать», - убежден отец Вячеслав.
«С чем мы столкнемся, если исследования IQ введут в наших школах? Одаренных, умных детей заберут, и будут учить в тепличных условиях, а как же остальные? Почему они должны терять возможности? - вопрошает пастырь. - У нас в Оренбургской области есть лицей для одаренных детей. После девятого класса туда забирают самых хороших учеников, а ведь мы знаем: очень важно, в какой среде человек учится. Считаю, неправильно забирать нескольких человека из этой среды и лишать возможностей всех остальных».
«Еще один момент: допустим, мы провели такое тестирование и обнародовали результаты IQ. Одно дело, если ученик получил оценку 4, 5 или какой-то балл по результатам ЕГЭ, другое – если в классе у одного ребенка уровень IQ 160, у другого 70, а у третьего 40. Получается, некоторые дети - второго сорта? А между тем, сколько у нас исторических примеров, подтверждающих: эти исследования ничего не значат, - подчеркнул он. - Весь мир зачитывается произведениями Достоевского, а ведь все знают о его заболевании. Так что, если кто-то хочет проверить IQ – пожалуйста, в индивидуальном порядке. Нельзя допускать очередной лихорадки нашей системы образования. Невозможно получить хорошее образование, если каждые полгода меняются условия контроля – были обычные экзамены, затем ввели ЕГЭ, потом сочинения, еще что-то… Дети не успевают переориентироваться. Получается, наша цель - не формирование полноценной личности, а хорошая сдача экзамена? У нас сейчас премируют учителей, ученики которые получили за ЕГЭ сто баллов. А что это за дети? Добрые ли они, отзывчивые, внимательные? Это сейчас никого не волнует».
«Ну и помимо всего вышеперечисленного, введение новых федеральных стандартов потребует огромного количества бюджетных денег – как говорит автор этого предложения, нужно разработать наши, российские стандарты. Придется опять создавать дополнительную контору, чиновники будут получать большие зарплаты, но на образование это никак не повлияет. Эти бы деньги да на другие цели. Недавно я узнал, что в Ингушетии есть школы, где дети учатся в три смены – это же позор для нашей страны! – возмущен отец Вячеслав. - Вот пусть об этом думают наши депутаты».
«Я предлагаю вернуться к нашей доброй старой советской, российской школе, которая поставляла умы всему миру. И сейчас, несмотря на прекрасное заграничное образование, специалистов, учившихся в России, почему–то всячески стараются переманить. Почему наши депутаты не задумываются об этом? Все-таки наша система развивала личность, способность трудиться, умение подняться над проблемой, посмотрев на нее со всех сторон. Вы видите, какой у нас сейчас кадровый голод? Это потому, что сегодняшним специалистам не хватает общего образования, которое развивает мышление», - заключил пастырь.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, считает, что IQ тоже не панацея. «Бывает, что у людей очень оригинальное мышление, а такие задания выполнить не получается, - пояснил он. - Мне кажется, проверка знаний должна быть разносторонней. IQ (вернее, то, как человек выполняет именно эти тесты) - только одна из сторон этой проверки. А у человека много разных способностей. Можно выявить тех, кто хорошо справляется с такими тестами, но это не значит, что человек справится со всеми остальными задачами. И наоборот: человек может не очень хорошо выполнять такие тесты, но быть талантливым и одаренным, проявляя это по-другому».
«Я считаю, - продолжил пастырь, - всесторонне оценить человека можно только по результатам его творческой деятельности. А это скорее исследовательский подход. Тест на IQ может стать вспомогательным инструментом для решения практических задач, связанных с трудностями обучения, еще с чем-то. Он не демонстрирует достижений человека - это скорее некая характеристика деятельности его мозга. Но мы ж не будем писать уровень гемоглобина у каждого человека, указывать его рост, вес, сколько раз он отжимается и может поднять килограммов?»
«Тестирование создает видимость того, что мы очень многое узнаем о человеке - но это лишь видимость. Некоторым все говорит о человеке дата его рождения, гороскоп. Но это же несерьезно - человек всегда сложнее! Существует много способов проверить его способности, склонности к той или иной работе, выяснить, артист он или, скажем, клерк. Почему предлагают именно эту характеристику среди имеющихся многочисленных, мне непонятно, - признался он. - Давайте тогда еще и анализ мочи прикрепим».
«Кроме того, такое тестирование может привести к нездоровой атмосфере в классе. Дразнят же друг друга дети: "ты хиляк, а я силач" – так и тут. Мне кажется, не нужно окончательно разрушать то, что было наработано. Советская школа выявляла талантливых людей - физиков, артистов, художников, математиков. Олимпиады, фестивали, конкурсы - все это замечательные формы проверки знаний и способностей детей. Были же у нас конкурсы технического творчества, артистического искусства… А IQ – скорее, техническая вещь, способ проведения определенных исследований. Не нужно при помощи такого тестирования выбирать «особо одаренных» детей», - заключил отец Петр.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, подчеркнул: «Что для западного ученика хорошо, то для русского далеко не всегда хорошо. У нас разный уровень воспитания, культуры и образования, разный менталитет. Слепо насаждать то, что прижилось на Западе, неразумно, мягко говоря. И от ЕГЭ, который мы взяли тоже с Запада, оказывается, в некоторых странах отказываются, а в США и вовсе переходят к нашей советской системе. Так что все это спорные вещи и, к сожалению, глядя на все эти бесконечные реформы образования, невольно приходишь к мысли, что реформы нужны не чтобы что-то улучшить, а чтобы освоить какой-то выделенный бюджет и создать видимость работы».
«Оценить уровень интеллекта человека в принципе неплохо, но какой делать вывод на основе этого теста - вопрос сложный. Для русского менталитета очень большую роль играет работоспособность. То есть тот же талантливый художник не просто имеет «талант от Бога»: больше половины таланта берется усидчивостью и тяжелейшим трудом. И дар, который дан Богом человеку, надо приумножить, далеко не каждый может это сделать, если не научится каким-то базовым вещам в школе, если не будет работать, как следует», - уверен пастырь.
«Чем больше мы будем использовать тесты для проверки уровня готовности детей, тем больше все формализуется, люди перестают вживую общаться. Многие вещи через тесты просто не передаются, даже если тест сделан хорошо и прошел много проверок и экспериментов. Люди все разные, если человек не знает чего-то, значит в другом месте ему дано больше. Не надо рассматривать знания в простой двухмерной системе координат, а тесты именно это и предлагают. И действительно: куда деть тех, кто не одарен и не талантлив? Их тоже много. В резервацию отправить и работать только с одаренными? Да, мы можем найти и воспитать талантливых детей, но все-таки в школе приходится работать со всеми. И надо делать так, чтобы все тянулись за талантливыми и сильными», - заключил отец Иоанн.