Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов рекомендует родителям реже смотреть по телевизору новости про террор, Сирию и Донбасс, когда рядом находятся дети, пишет Regions.ru.
«Нужно обратить внимание взрослых, чтобы не увлекались с утра до вечера просмотром этих страшных новостей. Новости должны быть, это особый формат, мы должны быть в курсе событий, которые происходят - и тяжелых, и кровавых, и терактов, и преступлений, и войны. Но нужно детей от этого оградить», - призвал Павел Астахов, отвечая на вопрос «Интерфакса».
Он добавил, что дети много времени проводят в интернете и оградить их от негативной информации там сложно, несмотря на закон: «Если вы на любой сайт зайдете, вы все равно увидите эту подборку - то головы отрезают, то взрывы, то трупы выносят, теракты очередные, здесь сложно ограничить».
Несмотря на все это, по мнению уполномоченного, дома у ребенка должна царить добрая атмосфера любви и понимания. «Я просто призываю к тому, чтобы хотя бы взрослые, которые имеют возможность у себя дома это не допускать... Ребенок должен расти в другой атмосфере, не в окружении военных действий и терактов», - подчеркнул П.Астахов.
Недавно продюсер и сценарист Алексей Рыбин (который когда-то вместе с Виктором Цоем основал группу «Кино») в статье для газеты «Известия» обратил внимание на нынешнюю информационную «повестку дня»: «Подумайте, хотя бы, о том, давно ли вы читали в интернет-изданиях или бумажных газетах, давно ли вы видели на экранах ТВ информацию … об урожаях. О количестве новых предприятий. О запущенных конвейерах. О новых заводах. О новых вообще рабочих местах. О строительстве дорог и количестве произведенных машин — станков, автомобилей, турбин, двигателей — чего угодно. Отвечу. Давно. Очень давно. Зато информации о том, что дорог нет (или они разрушены), что экономика умирает (ложь), что в стране ничего не производится и так далее — сколько угодно, в любых источниках, в любое время. Заводы открываются? Да. Войдите в любую поисковую систему и введите запрос — "Предприятия, открывшиеся в 2015 году". Сразу увидите десятки новых фабрик и заводов. Эту информацию никто не скрывает. Но получить ее можно только по специальному запросу, просто так на вас ее никто не вывалит. Просто так, без запроса, вас (нас) круглосуточно кормят песнями о том, что всё рушится, всё уже разрушено и ничего и никогда больше уже не будет». В свое время Патриарх Грузинский Илия II призвал журналистов не "налегать" на новости о насильственных смертях - он назвал такие новости "пропагандой смерти"».
«Когда мы извещаем о насильственных смертях, тем самым мы подаем пример нашей молодежи, нашим поколениям, что это допустимо. Мы должны беречь наш народ. Когда наш народ видит эти убийства, почти каждый день смотрит на войны и убийства, это ввергает его в страшный стресс. И поэтому не надо этого делать. Ведь в мире есть и добро. Много добра делается на всей земле и у нас. Давайте рассказывать о добре, умиротворять наш народ, говорить, что нужно делать добро. Доброделание придает человеку силу, вселяет надежду на будущее», - сказал Патриарх Илия II.
«Насколько объективной вам кажется картина нашей действительности, как она предстает в новостях? Нужно ли ограждать детей от воздействия информационной "повестки дня"? Следует ли эту повестку менять, и если да – то как это сделать?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, согласился с тем, что «СМИ страдают такой информационной некрофилией». «Если даже включишь вполне вменяемый радиоканал типа "Вести FM", и там иногда в первых строках информационного потока идет какая-то отрицательная информация, - посетовал он. - Чаще всего я слушаю в машине за рулем, и если со мной оказываются дети, то я должен убирать звук или выключать радио совсем, ибо мне кажется совершенно недопустимым, чтобы они воспринимали такой информационный поток».
«И вообще непонятно, почему это должно быть в первых строках. Это разве важнейшая информация? – вопрошает пастырь. - Да, в обществе не без уродов, отдел криминальной хроники был всегда в журналистике. Еще Достоевский свои романы писал, не отрываясь от страниц с криминальной хроникой, - но на то и был он Достоевским, а маленькому ребенку, который еще не вырос в Федора Михайловича, это без надобности, он должен воспитываться вне травмирующей информации, в родительской любви, во взаимном уважении».
«И возникает вопрос, почему почти во всех СМИ господствует эта идеология алармизма? Не тренд ли это, специально направленный на определенные цели управления массовым сознанием? Дети все-таки должны воспитываться и жить вне этого злополучного потока, - убежден отец Андрей. - Поэтому родителям естественно надо ограждать детей от подобного, а государству стоит задуматься, почему это господствует в СМИ. Кому так интересно, пусть слушают выделенные каналы – криминальные вести на отдельной волне, а нормальному сознанию, тем более детскому, нужна положительная информация».
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», скептически воспринял слова о необходимости оградить детей от просмотра телевизора, новостей в социальных сетях. «Полезное и доброе там так переплетено с вредным и злым, что нужно либо вообще отказаться от телевидения и интернета (что вряд ли возможно по разным причинам), либо учить детей отделять дурное от доброго, - пояснил он. - Думаю, миссия вполне выполнима. Я рос в Советской стране, в верующей семье в то время, когда везде пропагандировали идеалы коммунизма, атеизма. Вырос верующим ребенком, стал священником… Задача родителей - не запретить что-то ребенку, но предоставить ему привлекательную альтернативу, помочь разобраться. Ограничительные меры тоже нужны, но они обязательно должны сочетаться с воспитательными моментами».
«Если объяснить ребенку, в чем дело, возможно, это совместное противостояние злу, пропаганде, промыванию мозгов будет очень полезно и для него, и для создания сплоченной атмосферы в семье. К тому же умение различать это "промывание мозгов" впоследствии ребенку очень пригодится - хотя бы для того, чтобы не поддаться влиянию каких-нибудь рекламщиков или политиков-революционеров», - заключил отец Михаил.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что складывается необъективная картина: налицо перекос в пользу скандальных новостей, которые могут вызвать интерес у людей. «Все спокойное, доброе в условиях конкуренции уступает информации о кризисе, проблемах, преступлениях, - отметил он. - Убрать этот перекос можно только одним способом: руководство канала должно отформатировать информационную политику. Это, думаю, будет только на пользу, так как положительно повлияет на формирование общественного мнения. Общество будет настроено более доброжелательно. А когда вокруг проблемы, возникает недовольство, которое сказывается на нашей жизни в целом - в том числе политической».
«То, о чем говорит Астахов, не новость. В православных семьях давно пришли к выводу: просмотр телевизора, посещение интернета детям нужно ограничивать. Когда они постоянно получают отрицательную информацию, это наносит вред их духовному здоровью. К сожалению, они воспринимают ее некритически. Если взрослый "фильтрует" это, ребенок верит всему, что слышит. И, конечно, это оказывает влияние на формирование его личности. В этом, собственно, и проблема. Хорошо, что об этом наконец заговорили - тем более детский омбудсмен. Мы все-таки пришли к тому, о чем Церковь предупреждала неоднократно», - напомнил отец Константин.
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, отметил, что в его семье дети смотрят мультфильмы, хорошее кино. «Нам всем нравятся исторические фильмы, - добавил он. - А вот новости мы не смотрим – это действительно тяжело. Наверное, кому-то это нужно чтобы мы постоянно находились в тягостном состоянии. Конечно, детей нужно ограждать от этой информации. Их следует воспитывать на добром, хорошем. Мы так и делаем. Но все подряд не запрещаем – иначе добьемся обратного эффекта. Все хорошо в меру».
«Я сам сейчас пересматриваю новости 70-х годов - про открытие фабрик, собранный урожай. Мне не нравится, что показывают у нас сегодня. Действительно, нас программируют на все плохое. А эта отрицательная информация нам ни к чему. Конечно, было бы хорошо, если бы нам регулярно показывали что-то положительное – а то сейчас в хорошее просто не верится. Где эти открывающиеся фабрики и заводы? Может, в столице? Не похоже, чтобы они открывались у нас. Может, они просто небольшие, поэтому их открытие проходит скромно? Но вот когда большие заводы останавливаются, это, конечно же, заметно всем», - посетовал отец Георгий.
Священник Димитрий Лин, клирик храма святителя Николая на Трех Горах, сказал: «Когда мы говорим об информационной политике, подразумеваем под этим средства массовой информации – и, прежде всего, телевидение. Мне очень трудно дать объективную оценку тому, что сегодня показывают по телевизору, так как я лет 30 назад от него избавился. Я смотрю его только изредка в гостях, так что впечатления у меня очень поверхностные. Но я согласен: постоянно говорить о смерти, грехе, разврате нельзя. Именно поэтому я предпочитаю не смотреть телевизор. Но принял это решение я уже давно, в советское время, когда телевизионные каналы были другими».
«Поэтому хочу сказать: да, хорошо бы давать положительную информацию, но она должна быть еще и интересной. В советское время СМИ были другими. Невозможно было услышать по телевизору о существенных проблемах, конфликтах, убийствах. При этом положительная информация, которую давали, была людям совсем неинтересна - какой колхоз сколько гектаров обработал и сколько центнеров зерна собрал. Все-таки информация должна заинтересовать человека, - считает пастырь. - Я не говорю о том, что его следует держать в постоянном напряжении и манипулировать сознанием, но новизна необходима. Может, проблема в том, что у нас ее мало?»
«Однако если информация, волнующая многих – например, о строительстве метро или о космических достижениях - будет подана ярко, необычно, она, думаю, заинтересует всех. Но не дай Бог нам вернуться к советскому варианту. Было просто скучно и неинтересно. С воспитательной точки зрения, конечно, чем скучнее, тем лучше - люди меньше будут сидеть перед телевизором, - но тогда у них должна быть какая-то альтернатива. А говорить о воздействии телевидения на молодежь, думаю, было бы не совсем правильно – как только дети достигают определенного возраста, осваиваются в интернете, у них появляются другие источники информации - прежде всего социальные сети, которые и бич нашего времени, и весьма эффективный способ коммуникации. В любом случае, положительная информация нужна, но интересная всем - в том числе и детям», - заключил отец Димитрий.
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, считает, что в это проблеме есть деле два вопроса. «Первый - какими должны быть новости? Ответ прост: они должны быть честными, и в первую очередь посвящены нашей жизни. Говорить о достижениях, обсуждать проблемы... Дела зарубежных стран важны, но они не должны занимать бóльшую часть новостного эфира. Кроме того, проблема плохих новостей - не только детская... Разве на взрослых это не действует?» - вопрошает пастырь.
«Тут встает второй вопрос: что показывать? Давно известно: если человек узнает плохую информацию, которую в силах изменить к лучшему, обезопасив себя и окружающих, это оказывает на него отрицательное влияние. Люди устают от плохих новостей: не случайно в свое время на одном из центральных каналов появилась передача, называющаяся, по-моему, "Другие новости". Но почему, чтобы рассказывать о хорошем, нужно создавать отдельную программу? Разве нельзя делать это в обычных новостях? В то же время если новости превратятся в сплошной поток самовосхваления - хорошего будет тоже мало», - уверен отец Стефан.
«Думаю, - продолжил он, - всякие ужасы, которые могут быть опасны для детей, вообще не должны показывать в обычных новостях, - быть может, только в позднее время, - но в остальном и отрицательное и положительное дети должны видеть, потому что главная атмосфера, в которой они должны расти, не просто "исключительно плохая" или "исключительно хорошая", но честная».
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, полагает, что «эта проблема касается не только детей, но и взрослых. Новости формируют менталитет современного человека. В наш век информационных технологий создается зависимость от повестки дня, потому что люди проводят много времени в интернете, в гаджетах. В силу этого они постоянно привязаны к новостным лентам, от которых в итоге очень зависит текущий настрой общества».
«Так что это должно быть если не частью политики государства, то хотя бы находиться под общественным контролем. Почитать нынешние заголовки - это в основном криминальная хроника. Журналистов интересуют не благополучные, успешные новости, а убийства, насилие, разврат – "жареные" факты, привлекающие нездоровое внимание», - подчеркнул он. - Естественно они неполезны для детей, и я думаю, оказывают отрицательное влияние и на взрослых. У людей формируется резко депрессивный взгляд на мир, представление о том, что все плохо, что никакого выхода нет, из этой страны надо бежать… Конечно, это неправильно».
«Так что если современные СМИ будут подавать информацию в нужном потоке, то само общество может измениться. В частности это вопрос, связанный с традиционными ценностями – укрепление семьи, многодетность, помощь бездомным, инвалидам. Западные СМИ уже давно имеют такую направленность. Те же немецкие каналы призваны воспитывать в людях сострадание, взаимную поддержку. Такого изобилия отрицательной информации на Западе я не встречал. А наши работают еще по старинке, исходя из практики 90-х годов, когда действительность рисуется черными красками, а положительный образ остается за скобками. Но я очень надеюсь, что такая подача информации изменится в ближайшее время, потому что вопрос идеологии, формирования мировоззрения выдвигается сейчас на первый план», - заключил отец Андрей.