Глава МИД РФ Сергей Лавров считает необходимым объединение усилий с Сирией в борьбе с запрещенной в России террористической организацией «Исламское государство» таких стран, как Саудовская Аравия и Турция, сообщает РИА Новости.
Террористическая группировка «Исламское государство» является на сегодняшний день одной из главных угроз мировой безопасности. За три года террористам удалось захватить значительные территории Ирака и Сирии. Кроме того, они пытаются распространить свое влияние в странах Северной Африки. Коалиция из нескольких стран во главе с Саудовской Аравией наносит удары по позициям боевиков «Исламского государства» в Сирии, которая пытается бороться с террористами и собственными силами. Москва неоднократно заявляла, что такие действия извне необходимо согласовывать с Дамаском. В конце июня Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия поддержит создание коалиции по борьбе с терроризмом, если Дамаск посчитает это целесообразным и возможным.
«Когда вы говорите, реалистично ли, что Саудовская Аравия, Турция, другие страны, которые сейчас не находятся в добрых отношениях с режимом Асада, смогут объединить свои усилия в рамках такой коалиции, я думаю, здесь надо говорить для начала не о реалистичности, а о том, что это абсолютно необходимо», — сказал Лавров на пресс-конференции в четверг.
«У нас на Петербургском экономическом форуме был министр обороны Саудовской Аравии, преемник наследного принца. С ним был разговор о том, насколько страшна угроза терроризма на Ближнем Востоке и на Севере Африки. Говорил об этом и президент Путин с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, когда они встречались в Баку. У нас нет никаких скрытых повесток дня, мы со всеми разговариваем откровенно, излагая свое видение ситуации, и всегда готовы слушать наших собеседников. По крайней мере, на данном этапе у нас нет ощущения, что эта инициатива недооценена», — подчеркнул он.
По разным оценкам, контролируемая террористами из ИГ территория достигает до 90 тысяч квадратных километров — террористы объявили о создании так называемого халифата с собственными законами и органами власти. Данные о численности экстремистской организации тоже варьируются — от 50 до 200 тысяч боевиков. Единого фронта борьбы с террористами нет: с группировкой, в частности, борются правительственные войска Сирии и Ирака, международная коалиция во главе с США (пока ограничивается ударами с воздуха), а также курды и ливанские и иракские шиитские ополченцы. В результате боевых действий сотни тысяч мирных жителей погибли и несколько миллионов стали беженцами.
Тем временем, власти Саудовской Аравии объявили о формировании исламского военного альянса по борьбе с терроризмом, передаёт ИА Regnum со ссылкой на телеканал Al-Arabiya.
Сообщается, что помимо Саудовской Аравии в состав коалиции вошли ещё 33 государства: Бангладеш, Бахрейн, Бенин, Габон, Гвинея, Джибути, Египет, Иордания, Йемен, Катар, Коморские Острова, Кот-д'Ивуар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Малайзия, Мали, Мальдивы, Марокко, Нигер, Нигерия, ОАЭ, Пакистан, Палестина, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Того, Тунис, Турция и Чад.
Объединённый командный оперативный центр сил коалиции будет базироваться в столице Саудовской Аравии, городе Эр-Рияде.
Также операцию против террористов в Сирии ведёт Россия — после обращения к Москве за военной помощью президента республики Башара Асада.
Ситуацию проанализировал в интервью «Русской народной линии» тюрколог, петербургский политолог, к.и.н. Александр Сотниченко:
Турция исполняет деструктивную роль в сирийском кризисе. В конце 2011 года турки решили активно вмешаться в дела Ближнего Востока, поддержав арабские революции. По сей день Анкара продолжает гнуть свою линию, опасаясь потерять потраченные многомиллиардные инвестиции. Турки заявляли, что потратили не менее 8 миллиардов долларов на размещение сирийских беженцев на своей территории, а сколько еще денег утекло на поддержание сирийской оппозиции, чья штаб-квартира располагается в Дохе и в Стамбуле?! Турция добилась того, что во главе оппозиции, Национальной коалиции сирийских революционных и освободительных сил, встал их человек - сирийский туркмен. Запад признает эту группу и воспринимает ее как умеренное крыло сирийской оппозиции. Подобная политика Анкары стоит ей баснословных денег, потраченных в надежде организовать в Сирии подконтрольный туркам режим. Однако вмешательство России пустило под откос все коварные планы Турции. Есть реальный шанс, что Сирия сохранится в качестве единого государства во главе с Башаром Асадом. Туркам категорически не нравится вмешательство России, поэтому они пойдут на всё, чтобы пресечь реализацию российского плана.
18 декабря в Нью-Йорке Россия и США будут говорить о принятии единых списков террористических организаций и умеренной оппозиции. Поэтому саудиты собрали у себя на переговоры всех сирийских оппозиционеров, пытаясь им внушить, что кого-то из них придется включить в эти документы. Однако диалога не вышло – встреча полностью провалилась. Россия ее раскритиковала, потому что многие группы в нее не попали, например, оппозиционеры, которые уже ведут диалог с Башаром Асадом. В частности, в Москве дважды происходили встречи сирийской оппозиции с представителями правительства Сирии.
Но необходимо отметить, что на переговоры в Саудовскую Аравию не были приглашены сирийские курды, против появления которых категорично выступили турки. Партия сирийских курдов «Демократический союз» весьма близка к «Рабочей партии Курдистана», которую турки считают террористической организацией. На предварительных слушаниях уже произошел раскол, потому что Россия не примет единые списки без сирийских курдов, активно боровшихся против «Исламского государства» (террористической организации, запрещенной на территории России. – РНЛ). Не стоит забывать, что Вашингтон активно поддерживает курдов, поэтому без них точно не будут принимать окончательный единый список.
Цели трех коалиций кардинально различаются. Россия и Иран желают сохранить нынешний сирийский режим, зарекомендовавший себя наиболее адекватным партнером. Для Турции и Саудовской Аравии неважно сохранение единства Сирии, им нужно, чтобы на значительной части сирийской территории сформировался т.н. суннитский регион с выходом к морю. Турки с саудитами приемлют раскол Сирии, но желают прекращения гражданской войны, ибо Анкара надеется на создание некой протурецкой зоны вдоль своих границ, где проживают туркмены и курды, которых они хотят полностью взять под контроль. Конечно, турки желают свергнуть Асада как руководителя единой Сирии, но они готовы к переговорам о ее разделе, когда маленькой частью страны будет руководить Асад, а остальная часть Сирии будет суннитским государством.
В свою очередь США заинтересованы в продолжении гражданской войны на Ближнем Востоке. Америке как единственной сверхдержаве необходимо заботиться о том, чтобы в мире не появились конкуренты, особенно на территории Евразии. Американцы жаждут, чтобы русские воевали с русскими на Украине, а мусульмане резали мусульман на Ближнем Востоке, а Вашингтон выступал бы в качестве мирного посредника.
Сегодня в США идет бурная дискуссия о том, стоит ли на Ближний Восток отправлять американские войска. Недавно госсекретарь Керри выступил с заявлением, что борьба с «Исламским государством» является внутренним делом суннитского мира. На фоне переговоров с оппозицией на американском телеканале Аль-Арабия появляется заявление правительства Саудовской Аравии, что создана новая исламская коалиция, в которую вошли 34 суннитских государства. В тексте заявления говорится полнейший бред о том, что создан новый военный союз с координационным центром в Эр-Рияде под руководством Саудовской Аравии. Данная коалиция создана на основе «Исламской конференции», в которую входят такие страны, как Индонезия, Пакистан, Малайзия, Мавритания. Саудиты заявили, что военный союз создан в кратчайшие сроки за 72 часа. О его создании мы могли узнать только из СМИ, ибо что такое военный союз? В первую очередь, в его создании участвуют все лидеры стран коалиции. Однако в последнее время саудиты не вели переговоров с большинством лидеров вышеназванных государств. Пока заявление саудитов нужно воспринимать как декларацию о намерениях, тем более не было подтверждения руководителей вышеназванных государства.
Накануне я ознакомился с турецкой прессой, в которой нигде не было написано о создании военного союза под руководством Саудовской Аравии. Хотя эта новость должна была стать главной сенсацией турецких СМИ, ибо саудиты являются их ближайшими союзниками. Но ни строчки я об этом не прочитал. Что это значит? Саудиты решили пойти на провокацию, заручившись формальной поддержкой второстепенных стран, представителей организации «Исламская конференция». Это декларация о намерении создать подобную коалицию. Заявление саудитов в мире почти не заметили, потому что не было заявлений лидеров о том, как хороша и прекрасна новая коалиция. Об этом говорят только в России. Я считаю создание коалиции абсолютно невероятным сценарием, потому что Индонезия, Пакистан и Турция не согласятся встать под руководство Эр-Рияда. В лучшем случае вышеперечисленные страны покивают, дабы не ссориться с саудитами, и скажут: да-да. Но в дальнейшем ситуация продолжится в том же русле, что и с Пакистаном, которого саудиты хотят привлечь для борьбы с хуситами в Йемене. Напомню, что пакистанцы обещали подумать, запросив много денег и поставив этот вопрос на рассмотрении в парламент, где его до сих пор рассматривают. Поэтому не стоит серьезно относиться к заявлению Саудовской Аравии.
1. под откос