Необходимое нововведение или покушение на сакральность?

Известные пастыри о бесплатном интернете на кладбищах

Новости Москвы 
0
620
Время на чтение 10 минут
На территории трёх основных кладбищ Москвы – Ваганьковского, Новодевичьего и Троекуровского – появится бесплатный Wi-Fi. Об этом порталу mos.ru рассказал руководитель ГБУ «Ритуал» Артем Екимов, пишет Regions.ru

Оговаривается, что пока бесплатный интернет организуют только на открытых площадках, посещение которых носит культурно-просветительский характер, то есть в тех местах, где захоронены известные люди. Например, на Троекуровском кладбище Wi-Fi появится в зоне «эмоциональной разгрузки» – у входа и на центральной аллее. 

Инициатива призвана облегчить поиск информации о погребённых, поскольку прочитать о том, чем был знаменит какой-то человек, можно будет, не отходя от его могилы. 

«Бесплатный выход в интернет сделает посещение кладбищ удобнее и, в том числе, будет нести познавательный характер, – сказал Артём Екимов. – Wi-Fi на территории кладбища будет полезен посетителям. В режиме онлайн каждый человек, которого заинтересовала личность захороненного или памятник на его могиле, сможет получить нужную информацию в сети. Кроме того, интернет позволит загрузить карту кладбища». 

Сейчас специалисты «Ритуала» готовят документы на тендер для провайдеров. А доступен беспроводной интернет в указанных местах будет уже в первой половине 2016 года. 

Между тем, компания Yota-System совместно с Центром Изучения Интернета провели опрос на тему «В каких местах россиянам нужен бесплатный беспроводной интернет». В опросе приняли участие 5 тысяч человек. Выяснилось, что каждому четвертому респонденту не хватает Wi-Fi в больницах и аптеках, а на втором месте по необходимости, как это ни странно, оказались церкви и кладбища. 

«Интернет сегодня нужен везде, – сказал в комментарии Nation-news.ru писатель и культуролог Андрей Столяров. – И на кладбищах в том числе. И не только потому, что так действительно будет легче навести какие-то справки о могилах и людях, похороненных в них. Но даже просто потому, что во время похорон могут возникнуть какие-то технические, бытовые проблемы, для разрешения которых нужно срочно узнать какую-то информацию. Сама процедура похорон сегодня настолько усложнена и муторна, что всё время возникают какие-то сбои. И, конечно, порой гораздо проще через интернет выяснить некоторые подробности прямо на месте». 

Но если предположить, что постепенно на всех кладбищах появится Wi-Fi, не приведет ли это к тому, что там будет собираться, например, молодежь, и пользоваться интернетом для каких-то личных нужд, что, в свою очередь, может не понравиться родственникам, пришедшим навестить родных? «Кладбища настолько унылое место, что молодёжь там в любом случае скапливаться не будет», – уверен культуролог. 

Вместе с тем Андрей Столяров считает, что сами по себе кладбища давно уже превратились в «анахронический реликт». «Они постоянно разрастаются и отнимают пространство у живых, – говорит писатель. – Это настолько древний обычай – хоронить человека в землю – настолько языческий и первобытный, что от него нужно постепенно отказываться. Вот, скажем, Борис Стругацкий перед смертью завещал развеять свой прах. И это, как мне кажется, самое правильное решение». 

«Что вы думаете по поводу того, что на кладбищах появится бесплатный Wi-Fi? Как вы относитесь к мнению культуролога, что хоронить человека в землю – настолько языческий, первобытный и древний обычай, что от него нужно постепенно отказываться?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что «кладбище - это место тишины. Все-таки почившие родственники заслуживают того, чтобы им в этом месте было предоставлено именно то, чем заканчивается жизнь человека - покой. Есть же разные формы получения информации. Пусть, в конце концов, на кладбищах сделают справочные службы, чтобы проинформировать интересующихся, где лежит человек, которому хотят поклониться. В крайнем случае, можно поставить стенд с планом территории, со списком, кто и где похоронен. То есть не обязательно замыкать все на интернете. Я, честно говоря, не понимаю, почему именно такой способ пытаются реализовать на кладбище. Люди туда должны приходить не для увеселения, а чтобы настроиться на обретение будущей жизни и вечного упокоения, чтобы помянуть тех, кто уже достиг этого. Так что я не сторонник повсеместного распространения Wi-Fi. Тем более при нынешней низкой культуре может быть чрезвычайно много злоупотреблений. В итоге, те, кто пришел почтить память своих близких, будут чувствовать себя неуютно среди тех, кто пришел с совершенно другими целями». 

«Хоронить человека в земле - это традиция, которая очень символична в традиционных религиях, у нас принято уважительное отношение к покойнику и похоронам, - пояснил пастырь. - Разные народы по-разному относятся к обряду захоронения, но сложившиеся традиции надо соблюдать, они имеют четкий религиозный аспект. И проблема не в том, что не хватает места для кладбищ, а в диспропорциях урбанизации. Когда 10% населения всей страны живет в одном городе, - конечно, это влечет большие перекосы во многих областях нашей жизни. Такая неразумность приводит к тому, что не хватает земли для нормальных похорон. Нам вообще не хватает многого для нормальной жизни: здравомыслия, понимания сакрального, воспитания и прочего. В конечном итоге оказывается, что не хватает даже земли для захоронения. Начинать с конца этой цепочки не совсем логично. Надо наводить сначала порядок в духовной сфере, а у Бога всего много и на всех всего хватит. Когда устроим земную жизнь, тогда проблема ухода из нее будет правильно решаться». 

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, сказал: «Кладбища - места, где покоятся тела людей, чьи души уже предстали перед Богом. Люди, посещающие их, должны сосредоточиться, подумать, что им уготована такая же участь: оказаться телом в земле, а душой пред Богом. Именно поэтому на кладбищах обычно тишина, покой, отсутствие суеты, нет напоминаний об обычных житейских заботах. А Wi-Fi и интернет – все-таки атрибуты житейской суеты». 

«Как это ни печально, но гаджеты, подключенные к интернету, воруют у человека время, отрывают его от собственных детей, родителей, супружеского общения. Это стало своего рода болезнью XXI века, - полагает отец Алексий. - Церкви да кладбища остаются, пожалуй, единственными немыми напоминаниями: суть жизни человека не в максимально быстром доступе к каким-то опциям, а в том, чтобы раскрыть заложенное Творцом в душу и тело сокровище, послужить Ему. Сам по себе интернет - не добро и не зло. Однако почти наркотическая привязанность современного человека к нему превращает его самого в кладбище – в теплом живом теле похоронена душа, которая уже не может жить без интернета и любимого гаджета».
 
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, подчеркнул: «Кладбище - не языческий пережиток, а востребованное место, где близкие люди усопшего могут почувствовать близость умерших родственников и друзей. Действительно, на похоронах могут возникнуть какие-то экстренные обстоятельства. Ну а если человек просто пришел посидеть у могилки своего близкого человека, а заодно заглянул в интернет, думаю, ничего плохого в этом нет». 

«А опасения по этому поводу, мне кажется, не имеют под собой никаких оснований. Чем интернет привлечет молодежь на кладбища, если она без него туда не идет? Если предвидятся трудности в связи с нововведением, значит, их можно предотвратить – раз они прогнозируемы. Нужно подумать, как избежать нежелательных происшествий, но я, повторюсь, не вижу для них никаких оснований», - заключил отец Александр.
 
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», не стал бы ни делать из этого трагедии, ни, тем более, смеяться над этим. «Конечно, - продолжил он, - предложение очень неожиданное, и некоторым людям, наверное, слышать это диковато, но если поразмышлять, станет понятно, для чего может понадобиться интернет тем, кто пришел на кладбище. Например, приехали навестить могилку родственника или похоронить знакомого люди из другого города. После этого нужно куда-то срочно ехать, и при помощи Wi-Fi они могут спланировать свой маршрут. Да всегда найдется какая-нибудь практическая нужда, поэтому я не вижу в этом предложении чего-то дурного. Хотя, наверное, вначале можно было предоставить доступ к интернету там, где он нужнее всего. Но сейчас почти у всех есть смартфоны, и те, кто действительно нуждается в мобильном интернете, имеют его, независимо от того, где находятся – на кладбище или в каком-то другом месте». 

«А вот с тем, что принятый в Православии способ захоронения – предание человека земле - языческий, я, конечно, не соглашусь, - заявил отец Михаил. - Напротив, именно язычники придерживались ритуала сожжения тела. Поэтому назвать погребение языческим обычаем значит перевернуть все с ног на голову. А в нашей жизни и без того осталось мало традиций, которые соблюдаются. Так что я все-таки настаивал бы, чтобы захоронение было традиционным, то есть тело предавалось земле. И говорить, что мертвые отнимают землю у живых - явное преувеличение. Наоборот, часто люди собираются вместе именно на похоронах. Они видят друг друга, имеют возможность пообщаться - иногда впервые за долгие годы. Так что мертвые ничего не отнимают у живых, - наоборот, часто их соединяют».
 
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, выступил за то, чтобы вайфай на кладбищах появился. «Ко мне как к священнослужителю часто обращаются приезжие, которые не могут найти могилу покойного родственника, - рассказал он. - Это превращается в большую проблему, поэтому наличие захоронений, обозначений, кто, где лежит, разбивка кладбища на сектора мне представляется очень важным делом. А если у посетителей кладбища возникнет какая-то техническая заминка, нужно будет быстро получить информацию и решить проблему: интернет тут станет незаменимым помощником». 

«Что же касается высказывания Андрея Столярова о том, что кладбища занимают слишком много места, - мы руководствуемся, прежде всего, библейским: "Человек вышел из земли, и должен вернуться в нее". Не сгореть в печи, а быть именно похороненным в землю. К тому же наша культурная, христианская традиция такова, что мы обязательно должны навещать места упокоения наших родственников. Даже просто ухаживание за могилой - положительный момент. Мы отдаем покойному дань уважения, любви, на что нам часто не хватило времени при его жизни, восполняя тем самым утраченное. А если идти некуда, у человека это вызывает, как минимум, большой душевный дискомфорт», - пояснил пастырь. 

«Ну а что касается молодежи, которая может собираться на кладбищах и праздно проводить там время, нарушая тем самым покой и умерших, и живых, - думаю, эти опасения неоправданны. Кладбища – это все-таки такие места, куда лишний раз не ходят. А если ходят, то из религиозных потребностей: помолиться, отслужить панихиду со священником, поухаживать за могилой. Просто так туда никого не затащишь», - считает отец Александр.
 
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил, что «кладбища вроде Новодевичьего и Ваганьковского - это все-таки еще и туристические места. В каком городе человек ни оказывается, всегда старается посетить кладбище, где похоронены местные знаменитости. Я вот был недавно в Праге и, конечно, сходил на кладбище. Во-первых, это красивое место, там много интересных скульптур. Во-вторых, там похоронено много замечательных людей и, посещая это место, соприкасаешься с его историей и культурой. У каждого посещаемого туристами города всегда в числе объектов есть кладбища, где установлены красивые памятники, усыпальницы, храмы. Поэтому кладбища действительно очень древняя, неотъемлемая часть культуры древнего и богатого наследием города». 

«Разумеется, посещают туристы и музеи. Но если там есть необходимая информация об этом объекте, на кладбищах зачастую она отсутствует. Недаром часто говорят о необходимо проводить "музеефикацию" кладбищ. У нас есть Донской монастырь, где можно посмотреть, где покоится прототип Пиковой дамы, могилу человека, в доме которого происходила карточная игра. Можно увидеть место, где похоронена трагическая любовь Михаила Юрьевича Лермонтова. Wi-Fi мог бы стать продолжением этой "музификации", - полагает пастырь. - Было бы очень здорово, если бы там еще на видном месте разместили код, и, наведя на него мобильник или планшет, можно было бы сразу попадать на ту страничку в интернете, где подробно рассказывается об этом месте. Это, мне кажется, действительно необходимо. А если там и будет собираться молодежь, так это наоборот неплохо. Они будут приобщаться к истории. Кладбища - прежде всего дань памяти тем, кто там похоронен. А на этих кладбищах покоятся люди, многих из которых можно назвать гордостью Отечества. Возражать против присутствия молодежи на кладбище - все равно, что сказать: "Вот сделаем музей, а туда попрет молодежь"». 

«Центральные кладбища давно закрыты, там бывают лишь единичные случаи подхоронений. Туда чаще ходят на экскурсии. Многие люди жалуются, что не могут сразу найти могилу Амфитеатрова или Есенина. Так что хорошее информационное обеспечение, мне кажется, будет там только кстати. А вот с новыми кладбищами, которые, как правило, находятся за городом, ситуация несколько иная – это места, куда люди приходят выплакать свое горе. Там, наверное, Wi-Fi не очень нужен», - заключил пастырь.
 
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, считает, что «бесплатный интернет необходим, прежде всего, в больницах, поликлиниках и аптеках, - о чем, собственно, и свидетельствует опрос компании Yota-System и Центра изучения интернета. Мне кажется, было бы замечательно, если бы те, у кого есть возможность установить интернет, озаботились этим вопросом». 

«Наши предки часто говорили врагам: "Наши гробы мы вам не дадим". Это было символом несокрушимости духа противоборствующей стороны. Поэтому кладбище должно оставаться сакральным местом, а его работникам необходимо позаботиться, чтобы там не гуляли с собаками и не жгли костры. На кладбище должно быть прибрано - это место, куда люди могут прийти поразмышлять, помолиться на могиле близкого человека. Но интернет на кладбищах, пожалуй, не первостепенная задача. Думаю, там много других забот. Если у кого-то есть возможность, лучше обратить внимание на то, в каком состоянии находятся некоторые захоронения, родственники которых посещают их нерегулярно или не приходят вообще. Нужно облагородить их, поправить памятник или крест, убрать лишние траву и кустарники. Мне кажется, в первую очередь нужно вложить деньги именно в это, нежели потратить их на беспроводной интернет, который существенной роли там не сыграет», - предложил отец Николай.
 
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, сказал: «Ничего кощунственного, что могло бы оскорбить память усопших, в Wi-Fi я не вижу. Зато удобство это может принести. А вот с тем, что прах нужно развеивать, не соглашусь. У христиан нет такой традиции. Это какой-то очень странный ритуал. Именно ритуал, бессмысленный и претенциозный. Когда прахом Лжедмитрия выстрелили в сторону, откуда он пришел, в этом был некий символизм и даже юмор или сарказм, если хотите. Но нормальным людям позвольте хоронить своих родных традиционно. И Wi-Fi этому помехой не будет».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Суд отказал в защите чести и достоинства писателя Гелия Рябова
Новый комментарий от Наталья Сидорина
28.12.2024 12:48
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
28.12.2024 12:47
Книга о допотопной истории человечества
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:45
Трагедия деревни
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:38
«Советский период сменился бледной немощью»
Новый комментарий от Александр Волков
28.12.2024 11:33
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
28.12.2024 11:30
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Сергей из НН
28.12.2024 10:50