Раритеты Президентской библиотеки раскрывают масштаб личности Николая Карамзина

11.12.2015 44
В преддверии 250-летия крупнейшего русского литератора и историка Николая Карамзина Президентская библиотека представляет оцифрованные раритетные издания о его жизни и деятельности. В открытом доступе на портале библиотеки находится главный труд Карамзина – «История Государства Российского» в 12 томах. Это объёмное произведение является одним из первых обобщающих трудов по истории России, сообщает пресс-служба библиотеки.

«История Государства Российского» охватывает период от начала Руси до 1611 года. «Это произведение необыкновенного трудолюбия, пламенного патриотизма, высокого нравственного чувства и мощного художественного таланта», - писал Константин Бестужев-Рюмин в книге 1895 года «Николай Михайлович Карамзин».

В фонде Президентской библиотеки, уделяющей особое внимание истории российской государственности, собрано также большое количество трудов Николая Карамзина на исторические темы, в том числе отдельные книги из «Истории Государства Российского». Так, например, на портале библиотеки доступны такие издания, как «Историческое похвальное слово Екатерине Второй» 1802 года, «…Царствование Иоанна IV Васильевича Грозного» и т.д. Приступая к изучению эпохи правления Ивана Грозного в 1814 году, Карамзин писал Тургеневу: «Мысленно смотрю на Грозного: какой славный характер для исторической живописи! Жаль, если выдам «Историю» без сего любопытного царствования! Тогда она будет, как павлин без хвоста», - говорится в книге Константина Бестужева-Рюмина «Николай Михайлович Карамзин».

Кроме того, можно ознакомиться с личной перепиской Николая Карамзина. Особенно интересны «Письма Н.М.Карамзина к И.И.Дмитриеву», изданные в Санкт-Петербурге в 1866 году к 100-летию со дня рождения Карамзина. Также стоит отметить и «Письма Н.М.Карамзина к князю П.А.Вяземскому». Письма Николая Карамзина к Дмитриеву охватывают сорокалетний период – начиная с 1787 года, с редкими перерывами, и почти до самой смерти историографа. Письма Карамзина к своему шурину князю Петру Вяземскому написаны в 1810–1826 гг. Князь Вяземский высоко оценивал эту переписку: «Самые полные, самые искренние записки не имеют в себе того выражения истинной жизни, какими дышат и трепещут письма… Письма – это самая жизнь, которую захватываешь по горячим следам её».

На портале Президентской библиотеки представлен ещё один значимый труд Карамзина – «Письма русского путешественника», который был им создан в ходе поездки в 1789–1790 гг. в страны западной Европы. В этом сочинении представлены описания общественной и семейной жизни Запада, бесед с великими людьми (например, с Иммануилом Кантом, И.Г.Гердером, Ж.Ф.Мармонтелем), приведены рассуждения об искусстве, даны художественные описания природы и т.д. Эта повесть появилась в «Московском журнале», который Карамзин стал издавать после приезда на родину, и принесла автору огромную известность. В книге литератора Н.Дюнькина и публициста А.Новикова «Н.М.Карамзин: биография и разбор его главных произведений» написано: «Для русской читающей публики «Письма русского путешественника» были приятной неожиданностью... Они были для неё новы, как по своему содержанию, так и по способу изложения и языку. В силу разнообразия своего содержания они явились для читателя чем-то вроде энциклопедии».

Новый период в биографии Карамзина как человека и писателя связан с вступлением на престол Александра I. В 1803 году император назначает писателя официальным историографом, и перед Карамзиным ставится задача запечатлеть историю Российского государства. О его неподдельном интересе к истории, приоритете этой тематики над всеми остальными свидетельствовали публикации «Вестника Европы» (этот первый в стране общественно-политический и литературно-художественный журнал Карамзин издавал в 1802–1803 гг.).

Кроме того, невозможно переоценить значение Николая Карамзина как реформатора русского языка. В книге Якова Грота «Карамзин в истории русского литературного языка» 1867 года говорится: «Он… отбросил чуждую пестроту в словах, в словосочетании, и дал ему народное лицо». В другой книге «Русский заграничный сборник: Карамзин и Сперанский» 1858 года написано: «Он первый осмелился писать обыкновенным разговорным языком, уничтожил выражения устаревшие и германские, избрал предметы для своих новостей из жизни действительной, а не фантастической, из преданий нашей национальной старины, а не иностранных народов, сблизил, одним словом, наше общество с русскою литературой».

Николай Карамзин был не только великим писателем и историком, но и высокой души человеком. «Внутренняя работа над самим собою привела Карамзина к желанию любить человечество, к готовности помочь ближнему, к необыкновенной мягкости в отношениях с людьми, к терпимости вообще и к веротерпимости в частности, к уважению человеческой личности независимо от ее общественного положения», - написано в книге Петра Смирновского «История русской литературы девятнадцатого века» 1899 года. Сам Карамзин говорил об этом: «Жить есть не писать историю, не писать трагедию или комедию, а как можно лучше мыслить, чувствовать и действовать, любить добро, возвышаться душою к его источнику: все другое, любезный мой приятель, есть шелуха, не исключая и моих восьми или девяти томов».
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий