Участники Московского экономического форума на секции по экономической безопасности призвали создать и поддержать Хартию-2016 - текст, на основе которого будет функционировать широкое общественное движение для смены экономического курса, сообщила «Русской народной линии» пресс-служба МЭФ.
Эту идею в рамках секции «Смена экономического курса - ответ на внешние угрозы» озвучил председатель форума, глава ассоциаций «Росагромаш» и «Новое содружество» Константин Бабкин. Как ожидается, документ будет сформирован на базе тезисов «Партии профессионалов», Столыпинского клуба, Института экономики РАН и других политических и общественных сил.
«В 2016 году будет 25 лет доминирования курса, заложенного еще Гайдаром. Курса, нацеленного на отрицание необходимости планирования, активной промышленной политики. Главная ценность для них - рейтинги, деньги, а не труд. Этот курс оторван от реальности и реальных интересов страны. Мысль о смене такой политики становится еще более очевидной в современных политических условиях», - подчеркнул К.Бабкин.
По его словам, это остро ощущают и отраслевые ассоциации, и предприниматели, и многие партии. «Даже внутри "Единой России" есть люди, которые выступают с этой позицией.
Путин тоже обращает на это внимание», - отметил он.
Стержнем экономической политики должны быть: создание условий для производства в несырьевых секторах, адекватная денежно-кредитная политика, поддержка товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, ориентированность на потребности производства, добавил председатель МЭФ.
Хартия 2016:
Мы присоединяемся к Хартии и настаиваем на смене неоправдавшего себя экономического курса, который главенствует в России на протяжении четверти века, с 1991 года. Мы требуем новой экономической политики развития, опирающейся на внутренние возможности и потенциал, главная ценность которой — человек труда.
Оценка ситуации в мире
Мир находится в зоне турбулентности. Глобальные изменения климата вызывают стихийные бедствия и неурожаи, экологические проблемы
делают недоступной здоровую пищу. Усиление террористической угрозы лишило безопасности все части мира, неконтролируемая миграция становится проблемой для большинства стран, безработица нарастает несмотря на нехватку квалифицированных кадров, общемировые и региональные кризисы влияют на экономики все сильнее. В мире нет адекватного решения этих проблем, а страны выбирают путь противостояния вместо сплочения.
Оценка ситуации в России
Внешние вызовы и мировые проблемы в России накладываются на застарелые внутренние проблемы. Спустя четверть века рыночных реформ мы не обеспечиваем себя продовольствием, беспрецедентно отстаём в промышленном и научно-техническом развитии, захлебываемся от безработицы, не можем остановить бегство капитала и интеллектуальных ресурсов, теряем население и контроль за своими границами. И главное — "сытые годы" не позволили нам диверсифицировать экономику и преодолеть сырьевую зависимость.
Потенциал нашей страны огромен
У нас есть всё для безотлагательного и эффективного развития, вне зависимости от курсов валют и цен на нефть. Наша страна в 10 раз богаче ресурсами, в пересчёте на душу населения, чем развитые и развивающиеся страны мира. У нас 120 млн. га сельхозугодий и самый большой в мире запас чернозёма. У нас нет недостатка во всех необходимых природных ресурсах: энергетических, минеральных, водных, металлах, древесине. Мы обладаем уникальным человеческим ресурсом, сохраняющим наши традиции и обеспечивающим развитие страны. У нас есть возможности для реализации потенциала молодого поколения и для инновационного развития страны, опирающегося на конкурентоспособную и экспортоориентированную промышленность.
Проблемы современного курса
Ложные ориентиры спровоцировали затяжное отставание России от мировых держав. Мы держим ошибочный курс на повышение налогов, пенсионного возраста, удорожание кредитов, продолжаем экономить на образовании, медицине, науке. Предприниматели не знают куда качнётся экономический курс страны. Число предпринимателей в России недопустимо мало и продолжает сокращаться (в 16 раз меньше, чем в ЕС и в 36 раз меньше, чем в США). Инвестиции (более 60%), долгосрочные кредиты и доходы бюджета РФ ориентированы только на нефтегазовый секторт. Государственный сектор вытесняет частный сектор, имея доступ к контролю, лицензированию и пользуясь государственными льготами. При этом, административная и коррупционная нагрузка на бизнес с каждым годом увеличивается. При растущих рисках доходность в несырьевой сфере сокращается. Рост цен на нефть не приводит к росту ВВП. Рост экономики 3% считается Правительством высоким, хотя он не способен обеспечить необходимое развитие. Наша страна остаётся сырьевым придатком на обочине мирового развития. При этом кардинальных перемен не ожидается. Основная стратегия — подождать роста цен на нефть.
Как перейти к экономике развития
Курс на несырьевое развитие в очередной раз был объявлен В.В.Путиным в Послании Федеральному Собранию в 2015 году. Воля Президента страны игнорируется уже не одно десятилетие. Решения назрели, они очевидны всем.
Приоритеты новой экономической политики:
1. От жёсткой финансовой политики к активному стимулированию экономического роста.
2. Приоритет высокотехнологичных промышленных и перерабатывающих компаний над сырьевыми.
3. Приоритет стратегических задач над тактическими.
4. Использование системы индикативного планирования на основе межотраслевых и межрегиональных
балансов.
5.Повышение финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов, привязать местные бюджеты
к росту доходов предприятий и населения.
Финансовый форсаж:
1. Переход Банка России от "ограничительной" денежно-кредитной политики к "стимулирующей". У Банка России должны появиться реальные цели: экономический рост, рост производства, создание новых высокотехнологичных мест.
2. Монетизация экономики до уровня новых индустриальных стран (трёхкратное увеличение денежной массы).
3. Сокращение разрыва между номинальным и реальным курсом рубля. Установить реальный эффективный курс рубля, стабильно заниженный (не менее чем на 10%) по отношению к корзине валют основных торговых партнёров России.
4. Проведение политики низкого процента (ставка кредита для инвестиций в развитии на уровне средней рентабельности предприятий 4–5% в год).
5. Вывод валютных депозитов из системы страхования вкладов.
Новая налоговая политика:
1. Отменить налоговый манёвр и перенести сырьевые налоги с внутренних поставок на внешние.
2. Предоставить двухлетние налоговые каникулы малым предприятиям.
3.Перейти на прогрессивную шкалу НДФЛ, налогов на недвижимость, землю.
4. Частичная или полная отмена возврата НДС при экспорте сырья и продуктов первого передела (газ, нефть, металлы, минеральные удобрения, круглый лес).
5. Дифференцировать "умный" НДС по регионам и группам товаров, в зависимости от их социальной и экономической значимости.
6. Установить льготную ставку ЕСН для компаний, занимающихся интеллектуальноёмким производством.
7. Ввести оффшорный коэффициент по налогу на прибыль, недвижимость, имущество.
8. Установить высокие ставки акцизных налогов на предметы роскоши.
Стимулирование промышленного развития:
1. Остановить "инфляцию издержек" и заморозить рост цен на тарифы естественных монополий на ближайшие 5 лет.
2. Упростить ведение бухгалтерской и налоговой отчётности.
3. Обеспечить частичное рефинансирование государством инвестиций в производство, предотвращая их нецелевое использование.
4. Ускоренная амортизация оборудования, произведённого в РФ с темпом, назначаемым самим предприятием, на сумму до 150% его стоимости.
5. Кардинально снизить административное давление на бизнес. Повысить персональную ответственность чиновников за воспрепятствование предпринимательской деятельности.
6. Ограничить рост кадастровой стоимости земли на 3 года, упростить процедуры получения разрешений на использование земель.
7. Налоговое стимулирование промышленного производства, а именно:
— налоговый зачёт (по налогу на прибыль, имущество, землю) на 25% от стоимости купленного оборудования с возможностью отсрочки платежей;
— регрессивная шкала социальных страховых платежей в зависимости от уровня производительности труда на предприятии;
— возможность отнесения всех расходов на НИОКР на издержки производства с выводом их из-под налогообложения.
8. Привести механизмы таможенно-тарифной политики в соответствие с принципами "толкового тарифа", изложенного Витте и Менделеевым (чем выше уровень передела — тем выше ввозная пошлина).
Решения в социальной сфере:
1. Расширить гарантии социальной защиты наиболее уязвимых слоёв населения (частичное восстановление натуральных льгот).
2. Обеспечить государственную поддержку бизнеса, сохраняющего и наращивающего рабочие места и повышающего уровень заработной платы (за исключением топ-менеджмента и руководства предприятий с государственным участием).
3. Восстановить систему социальных лифтов.
4. Объявить программу повышения качества жизни в сёлах и малых городах России.
5. Остановить повальную коммерциализацию и примитивизацию образования, науки, здравоохранения и обеспечить их общедоступность для всех граждан РФ.
Чего мы должны добиться
Экономический рост опережающий мировые темпы в первые 5 лет — не менее 8% ВВП в год и дальнейшее ускорение — до 15% ВВП в год.
Понятные ориентиры развития экономики и устранение барьеров для развития бизнеса дадут толчок развитию предпринимательства и национальной промышленности. Выравнивание условий международной конкуренции обеспечит естественный инновационный рост, научно-техническое развитие и стимулирует развития экспорта. Рост экономики, интенсивный промышленный рост и аграрное развитие станут необходимыми стимулами и основой для решения социальных проблем и реализации человеческого потенциала.
Как действовать
У нас много вопросов, требующих решения, разные интересы и единая цель — новый курс! Нужно влиять на власть. На выборах, в общественной жизни и профессиональной деятельности. Каждый день, 365 дней в году. Необходимо координировать усилия.