«90-е годы можно назвать благословенным периодом России»

Игумен Лука (Степанов) об итогах опроса, согласно которому большинство россиян негативно относятся к последнему десятилетию ХХ века

0
1149
Как сообщалось, согласно опросу ВЦИОМ, большинство россиян негативно воспринимают период 90-х годов. Итоги опроса прокомментировал в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):

Период 90-х годов, как и всякие яркие этапы российской истории, нельзя оценивать однозначно. При мощной смене формаций происходят социальные, общественные, коммерческие, правительственные землетрясения. Например, крайне трудно сказать, была ли эпоха правления Петра I белой или черной полосой в истории России. В те времена Запад ворвался со всей своей расхристанностью в жизнь нашего Отечества, но при этом принес с собой полезные элементы - государственность, воинское оснащение и научное развитие.

Для меня 90-е годы были счастливым периодом в жизни. В год 1000-летия Крещения Руси Господь сподобил меня принять Святое Крещение, поэтому 90-е годы пришлись не только на мое воцерковление, но и на принятие монашества и рукоположение в священство. Со своей колокольни мне нужно благодарить Бога за этот этап жизни в нашем Отечестве, который сподобил меня самого бесценного дара – веры Христовой и благодати служить у Престола Божьего, что, безусловно, окрашивает для меня 90-е годы в золотой небесный цвет.

В опросе отсутствует пункт о религиозном возрождении. Если говорить о преодолении негатива, то я думаю, что многие опрашиваемые не знали этого или забыли, что такое железобетонная плита партийной идеологии на всех душах граждан Советского Союза. Вездесущая ложь и омерзительное лицемерие на каждом шагу, оскорбляющие человеческое достоинство и христианскую православную культуру. Это страшно вновь пережить человеку, мало-мальски разобравшемуся и определившемуся в христианских ценностях для себя и для общества как главнейших.

Для христианина важны слова апостола Павла, писавшего: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:4). В те времена появились тысячи благодетелей, пустившихся в рискованное предпринимательское плавание, которые благодаря своим успехам помогали восстанавливать храмы и монастыри нашего Отечества, а люди более просвещенные содействовали в развитии духовного образования сограждан.

Бандитские реалии 90-х годов нельзя перечеркнуть как неизбежные последствия разрушения охраняющих структур силового, тоталитарного государства. Вся затаенная безнравственная злоба, ярость и распутство выплеснулись наружу, как и в некоторой степени, голод по духовности и по самым высшим ее проявлениям. Я вспоминаю, как тысячи людей стекались в открывавшиеся монастыри, храмы наполнялись людьми, пламенно желающими послужить Господу нашему Иисусу Христу.

Но хорошо то, что хорошо заканчивается, а 90-е годы завершились выдвижением на президентское служение православного человека с искренней душевной болью за Россию и её народ. Поэтому 90-е годы можно назвать благословенным периодом России, несмотря на бесчисленные скорби и страдания людей. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, нет напрасных скорбей на земле и всякий, кто претерпевает несправедливости в этой жизни, страдает во искупление своих грехов или ради стяжания сугубых венцов. Для одного и другого немало накопилось оснований на всей территории бывшего Советского Союза. Скорби попускаются Богом для искупления бесчисленных грехов безбожных десятилетий, к которым все были причастны в разной степени. Сегодня есть возможность потрудиться и поскорбеть ради стяжания Царства Небесного.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

15. Re: «90-е годы можно назвать благословенным периодом России»

Второй заход на комментарий, интересно, что случилось с первым? ,,,,,,,,, Религиозное возрождение началось не в 90-е годы. Оно началось ранее. По мере потери веры в коммунистическое будущее народ начал искать иное духовное основание своей жизни и потихоньку стал поворачиваться к своим духовным корням. Этот процесс шел на излете 80-х. В 90-е годы упали все ограничители и тот потенциал, который был уже накоплен, реализовался. 90-е годы как раз характерны тем, что ограничители упали. И выплеснулось всё - и хорошее, и плохое. Плохого оказалось больше. Что не удивительно. Снятие ограничителей можно считать интересным экспериментом. Но всё же по факту подобная ситуация означает слабость государственного управления. У власти оказались те, кто не смог удержать человека от потакания злу в себе. И именно за это ельцинский период и получил именования страшных лет. А то, что вера освободилась из-под спуда - не заслуга власти, иначе и быть не могло в эпоху оголтелого либерализма. Задача была выпустить то, что надо, и удержать то, что не надо. С этой задачей власть не справилась. Она даже не ставила такой задачи!
Андрей Карпов / 10.12.2015, 07:43

14. Re: «90-е годы можно назвать благословенным периодом России»

Русским надо вернуть Природу на свое место, и воздать Духу Божьему славу превыше славы Природе. В своем российском сознании. А до тех пор мы будем обвинять друг друга в безумии. Потому, что в нашем сознании правит Природа, а не Дух. Дух у нас в спекулятивной абстракции. А Природа - реальная абстракция. И по отношению к абстракциям Природы, Дух есть чистый вымысел , ложь. Хотя ложь именно обратное: Дух есть действительная реальность, а Природа - вымысел из Него. Впрочем, это далеко от политики, не горячо, поэтому и не интересно, не важно...да и не надо искать причину так глубоко. Причина должна лежать на поверхности, у всех на виду. Не так ли?
Бондарев Игорь / 10.12.2015, 06:34

13. Re: «90-е годы можно назвать благословенным периодом России»

Все очень сложно... Я часто задаю себе вопрос: если бы мне предложили выбор: остаться стране в официальном безбожии 70-80-х, когда у нас на территории республики не было ни одного храма и, следовательно, не было никакой возможности церковной жизни – регулярной исповеди, причащения детей, воскресных школ, соборного отпевания усопших, когда помолиться об усопшем может придти любой человек – врач, учитель, администратор и т.д., или перестройка и все последующее – с развалом страны, обнищанием народа - что выбрать? Что спасительнее лично для меня и моей семьи? Для соседа? Для народа? Для страны? Мне в этом контексте вспоминается странствование евреев по пустыне – позади Египет с его рабством, котлами с мясом и более-менее сытой жизнью, а впереди – песок, песок, песок и неизвестность. И вроде бы понятно, что нужно делать – жить по воле Божией. Каждому отдельно и всем вместе. Каждому жить так, чтобы ПОТОМ не было стыдно ни перед собой, ни перед людьми, ни перед Богом, но… 25 лет мы уже бродим и очень многие возможности организации церковной жизни, общинности, воспитания детей и подростков просто катастрофически упущены… Многие предпочитают спорить, рассуждать, воздыхать о том, как было хорошо, или, наоборот, было все плохо, однако: Времена не выбирают, В них живут и умирают, Большей пошлости на свете Нет, чем клянчить и пенять. Будто можно те на эти, Как на рынке, поменять.
Ксения Балакина / 10.12.2015, 03:51

12. Re: «90-е годы можно назвать благословенным периодом России»

Печально не только то, что эта статья неверна от начала до конца. Вдвойне печально, что это написано священным лицом. Но особенно печально, что подобные мнения глубоко оскорбляют нас всех и саму правду. Нас оплевали и плюют каждый день до сих пор, у нас отняли Родину, отняли общую историю, отняли и присвоили себе труд миллионов, поставили на грань выживания и существования, вовлекли в кровавые спирали, в разврат, в дебилизацию общества и пр. и пр. кошмары. А батюшка нам заявляет, что это такая "смена формаций" и ,оказывается, "благословенные годы". Ну что ж, следующим шагом станет написание акафиста ЕБН ?
Натали / 10.12.2015, 00:28

11. Ответ на 9., Русский Сталинист:

Батюшка, конечно, неправ.Но он... прав.Т.е. смотря с какой стороны подойти к эпохе Ельцина.Он подошёл с узкоцерковной- и в самом деле, при Ельцине началось возрождение Церкви после хрущёвского погрома и брежневского застоя. ХХС восстановили, монастыри и т.д. и т.п. Это плохо? Нет, конечно. Это можно только приветствовать. А дальше он просто не захотел углубляться, что в это время происходило с миллионами русских людей, в одночасье оказавшихся за границей, чьи сбережения (многолетние) в одночасье превратились в фантики, что происходило с армией, с экономикой, с сельским хозяйством, с демографией. Не люблю Гумилёва, но у него есть очень удачный образ того, как можно изучать историю тремя способами: "из мышиной норы", "с кургана", "с высоты птичьего полёта". Батюшка выбрал первый способ. Его право.

Вы правы Сталинист - Церковь не въ бревнахъ, а въ ребрахъ.
Иванович Михаил / 09.12.2015, 11:11

10. Ответ на 9., Русский Сталинист:

Батюшка, конечно, неправ.Но он... прав.Т.е. смотря с какой стороны подойти к эпохе Ельцина.Он подошёл с узкоцерковной- и в самом деле, при Ельцине началось возрождение Церкви после хрущёвского погрома и брежневского застоя. ХХС восстановили, монастыри и т.д. и т.п. Это плохо? Нет, конечно. Это можно только приветствовать. А дальше он просто не захотел углубляться, что в это время происходило с миллионами русских людей, в одночасье оказавшихся за границей, чьи сбережения (многолетние) в одночасье превратились в фантики, что происходило с армией, с экономикой, с сельским хозяйством, с демографией. Не люблю Гумилёва, но у него есть очень удачный образ того, как можно изучать историю тремя способами: "из мышиной норы", "с кургана", "с высоты птичьего полёта". Батюшка выбрал первый способ. Его право.

Вы правы Сталинист - Церковь не въ бревнахъ, а въ ребрахъ.
Иванович Михаил / 09.12.2015, 11:09

9. Re: «90-е годы можно назвать благословенным периодом России»

Батюшка, конечно, неправ. Но он... прав. Т.е. смотря с какой стороны подойти к эпохе Ельцина. Он подошёл с узкоцерковной- и в самом деле, при Ельцине началось возрождение Церкви после хрущёвского погрома и брежневского застоя. ХХС восстановили, монастыри и т.д. и т.п. Это плохо? Нет, конечно. Это можно только приветствовать. А дальше он просто не захотел углубляться, что в это время происходило с миллионами русских людей, в одночасье оказавшихся за границей, чьи сбережения (многолетние) в одночасье превратились в фантики, что происходило с армией, с экономикой, с сельским хозяйством, с демографией. Не люблю Гумилёва, но у него есть очень удачный образ того, как можно изучать историю тремя способами: "из мышиной норы", "с кургана", "с высоты птичьего полёта". Батюшка выбрал первый способ. Его право.

8. Re: «90-е годы можно назвать благословенным периодом России»

"Бандитские реалии 90-х годов нельзя перечеркнуть как неизбежные последствия разрушения охраняющих структур силового, тоталитарного государства. Вся затаенная безнравственная злоба, ярость и распутство выплеснулись наружу, как и в некоторой степени, голод по духовности и по самым высшим ее проявлениям." С этим тезисом Уважаемого батюшки невозможно не согласиться, но вся трагедия России, трагедия Православия, что никто даже и не пытался "остановить разрушительные тенденции",а когда опомнили-сь, то было уже поздно, и вот мы имеем то, что заслужили...Не побоюсь и повториться: КАТАСТРОФА. При том те, кто её спровоцировал - при власти, при деньгах, и при параде...
Николаев. / 09.12.2015, 10:37

7. Конечно, во всем Промысл Божий.

Но считать ЕБНа православным и его выдвижение чуть ли не благословенным - только личное мнение игумена Луки. Известный 'старец' Илия тоже превозносит ЕБНа, но пусть это будет на его совести...
М.Е. / 09.12.2015, 09:58

6. Игумен Лука (Степанов) говорит правду...

Игумен Лука (Степанов) говорит правду... Помните перестроечные лозунги: "Так жить нельзя", "Иного не дано". Выдвинувшая эти лозунги номенклатура была права. Она хотела жить лучше и богаче и стала так жить. Игумен тоже прав. Священство стало жить лучше и богаче, без надзора и контроля со стороны КПСС. «Сегодня мы имеем великое счастье жить в стране, где Церковь обладает полной свободой, и полагаю, в мире немного государств, о которых можно сказать то же самое», — считает и Патриарх Кирилл. А то, что начиная с 90-х годов смертность превысила рождаемость и мы стали вымирать их не волнует.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Лука (Степанов)
Все статьи Игумен Лука (Степанов)
Последние комментарии
Новое оружие России
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:26
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 06:25
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Рабочий
27.11.2024 06:25
«Педагоги не могут качественно передавать им знания»
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 22:43
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48