В пятницу, 4 декабря, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы в аудитории Пермской духовной семинарии состоялся круглый стол «Светская государственность и христианская нравственность». Эта тема стала предметом обсуждения регионального отделения «Русского Собрания», сообщает наш корреспондент.
«В чем содержание светского принципа государственности? Светскость это форма, обеспечивающая религиозный и национальный мир? Или в этой форме скрыт дестабилизирующий фактор? Светскость способствует развитию традиционной религиозности или, наоборот, разрушает основы христианской нравственности? Какое отношение в светском обществе к свободе гражданской, политической и личной?» - вот вопросы, которые волнуют участников дискуссии и подлежат обсуждению, сказал, открывая встречу, ведущий круглого стола, член «Русского Собрания», к.и.н. А.В.Вертинский.
Принципиально разные точки зрения, выраженные двумя докладчиками, стали причиной горячей дискуссии и вызвали у всех участников круглого стола множество вопросов и желание высказать свою позицию.
В выступлении кандидата социологических наук, проректора по учебной работе Пермской духовной семинарии, также члена РС Н.А.Гоголина красной нитью проходила мысль о светскости, как о форме, обеспечивающей гармонию общественных отношений. Светскость, по мнению Николая Александровича, как раз является той уникальной формой, в которой за счет принципа равной удаленности от государства, гарантируется свободное и комфортное существование всех религиозных организаций, как крупных и исторических, так и мелких и нетрадиционных.
«Если кому-то, какой-то религии дать большие права то, такое положение, может привести к развалу страны. Кроме того, что касается Православия, светскость не только ни каким образом не мешает развиваться Православию, но еще и защищает его», - заявил Н.А.Гоголин.
«Наша современная конституция и принцип светскости это удачная партитура, которую должен регулировать опытный дирижер. Каждый пусть находится в своем мировоззренческом пространстве и свидетельствует о своих убеждениях своей жизнью, не вторгаясь при этом в чужое мировоззренческое пространство.
По поводу принятого Россией принципа светскости я вообще не вижу проблемы, потому что если не светскость, то тогда какой тип государственности? Мы хотим, чтобы у нас государство было православным? Как бы мы не хотели, к сожалению, общество таково, что православное государство, то есть государство теократическое, сейчас невозможно. Никакими героическими усилиями этого не сделать, а то, что эта попытка может привести к религиозным войнам, это возможно», - заключил докладчик.
Николай Александрович также подчеркнул положительное влияние 13-й статьи Конституции РФ на гармонизацию общественной жизни. 13-я статья, по мнению докладчика, запрещая государственную идеологию, тем самым устраняет опасность диктата одного мировоззрения, одной партии, одной религии.
Совершенно противоположным был мотив выступления второго докладчика, председателя регионального отделения РС Н.И.Дозморова.
Приступая к рассмотрению принципа светскости, он в этой связи затронул вопрос, касающийся такого понятия как истина.
«…Без определения истины не может существовать никакое общество, поскольку всякое общество, опирается на закон, а закон требует справедливости. Понятие же справедливости основывается на истине.
Это хорошо видно при рассмотрении законов, принимаемых в разных обществах. В религиозном государстве с господствующей христианской, или скажем, мусульманской религией, невозможно принятие
закона, признающего однополые "браки" за норму. Такой закон был бы воспринят в общественном сознании как попрание понятий справедливости, и нравственности. Напротив, в либеральных светских государствах такие законы принимаются, и легализация порока уже воспринимается частью общества как торжество демократии, справедливости и морали.
Почему так? Потому что в либеральных светских государствах базовые этические нормы, такие как нравственность и справедливость, основываются не на религиозных ценностях, но на правах человека.
Если мы верим во Христа, то из нашей веры выйдет одна справедливость. Если в Маркса, то другая, если в Талмуд третья, если в права человека, то совсем иная получится справедливость», - заключил докладчик, заметив, что общечеловеческих ценностей не существует. На его взгляд понятия истины, правды, справедливости, нравственности, морали у каждой цивилизации складываются свои в соответствии с ее духовным ядром.
«Светскость, как форма общественной жизни, основанная на либеральной идеологии, на приоритете прав человека, призвана унифицировать понятия нравственности и морали.
Эта идеология прививает на тело каждого народа побег, срезанный с древа, корни которого уходят в эпоху Реформации, в эпоху Просвещения с ее естественной религией, открытой Вольтером, Дидро и прочими "апостолами" новой веры. Древо это, выросшее, наконец, из этих корней, явилось миру в виде глобальной идеи прав человека, подминающей под себя весь мир. Демократизируются все страны. Добровольно или насильно. Словом, светскость как общественная форма, как модель, как инструмент используется для разрушения основ христианского мира. При помощи этой доктрины продолжаются гонения на Христа, начатые в Иерусалиме первосвященниками и фарисеями во времена правления Иудеей римским наместником Понтием Пилатом», - подытожил эту свою часть выступления председатель пермского отделения «Русского Собрания».
Что касается Конституции 1993 года, то докладчик только заметил о важности не 13-й статьи, запрещающей российскому обществу иметь государственную идеологию (что, вообще, является полным абсурдом). Но о важности 1-й и 2-й статей, которые в полном объеме как раз определяют и провозглашают основы государственной идеологии, входя в противоречие с вышеупомянутой 13-й статьей Конституции.
2-я статья, провозглашающая в России высшей ценностью человека с его правами и свободами, по сути, объявляет Россию страной, отвергающей на государственном уровне бытие Божие, повторяя, собственно, то, что было закреплено в высших законах страны в советскую эпоху. Это еще раз подтверждает тезис о родственности либерализма и коммунизма, с той точки зрения, что обе идеологии вышли из одного корня.
«Безусловно, для нас, людей, исповедующих христианство, важно, как устроено государство, в котором мы живем. Чтобы сохранить веру нам предпочтительно государство устроенное не на протестантский манер, но устроенное в соответствии с нашим культурно-историческим типом. Нам нужно государство с ярко выраженными в главном законе страны христианскими истинами, провозглашающими главной ценностью Откровение Божие, данное людям в святом Евангелии. И признание прав человека только в свете слова Божия и евангельских заповедей», - сказал докладчик, продолжая тему общественного строя.
«…Между светским обществом и религиозным государством есть принципиальная разница,- отметил Н.И.Дозморов. - Она выражена в отношении к свободе. Свобода выбора возвышает человека над животным миром. Но при этом она налагает на человека ответственность. Не может быть свободы без ответственности, утверждает христианство. Может, возражает либерализм.
Либерализм злоупотребляет свободой. Эта идеология все расширяет и расширяет рамки свободы, последовательно вынимая камень за камнем из здания христианской нравственности. Свобода используется либерализмом как таран для разрушения традиций, морали, стыда, совести. Либерализм провозглашает свободу слова без границ. Только что на глазах всего мира лидеры светских государств в Париже продемонстрировали солидарность с газетой
"Шарли Эбдо", печатающей кощунственные материалы и сатиру на сюжеты, взятые из мировых религий. Президенты светских демократических стран вышли с лозунгом – "мы Шарли". Словом, либеральная идеология провозглашает свободу ценностью, выше которой уже ничего святого нет».
«….Все вышесказанное, безусловно, склоняет меня к убеждению, что принцип светской государственности, основанный на идеологии прав человека, является для России непригодным для жизни. Он не принесет нашему обществу ни мира, ни счастья, ни благополучия. И тем более ни святости, как высшей ценности, к достижению которой от начала самим Богом призвана Россия. Исходя из этой ценности, Россия должна отвергнуть ложные западные учения и формы жизни, и вернуться на свой исторический путь. Это возвращение, не только не невозможно, как это прозвучало в выступлении предыдущего докладчика, но, наоборот, с уверенностью можно сказать, что оно будет поддержано большинством, если во главе этого пути встанет Русская Православная Церковь, национально-патриотические союзы, государственники и граждане, обладающие национальным сознанием», - подчеркнул докладчик.
Заканчивая свое выступление, председатель пермского отделения «Русского Собрания» Н.И.Дозморов процитировал статьи 62-64 Свода законов Российской Империи: «Первенствующая и господствующая в Российской Империи есть вера христианская, православная, кафолическая, Восточного исповедания. Император Престолом Российским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной. Император как христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния».
Слева направо: члены «Русского Собрания» Н.А.Ноголин, А.В.Вертинский, председатель пермского отделения РС Н.И.Дозморов
С репликой выступает священник Алексий Никитин
Воспитанники Пермской духовной семинарии