Екатерина значит «чистая»

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святой великомученицы Екатерины

Сегодня Церковь совершает память святой великомученицы Екатерины. Екатерина значит «чистая». И нам надо всегда помнить о воспитании наших детей, чья чистота сегодня должна быть важнее всего остального. Вспомним, что говорит об этом святая Церковь, чему учит Священное Писание и как это связано с нашими днями.

По словам святых отцов, за безответственное воспитание детей родителями наказываются, во-первых, дети, во-вторых, — сами родители. Мы помним из Священного Писания, как жестоко были наказаны дети, разгневавшие пророка Елисея: преданы смерти за то, что не были научены своими родителями страху Божию. Для вразумления родителей подверглись они этому жестокому наказанию, чтобы сами родители научились слушать пророка, посланного Богом, и позаботились передать это своим детям. Ответственность, которую несут родители за воспитание своих детей, в Священном Писании показывается как превосходящая всякую меру.

Вспомним первосвященника Илия и наказание его детей. Об этом священнике сказано, что он, стараясь угодить Богу, заботился о воспитании своих детей. Однако они подверглись страшному наказанию за то, что его забота о собственных детях не соответствовала тому развращению, в котором они находились.

Апостол Павел пишет в Послании к Титу, чтобы он поставлял в священники на Крите тех, кто не только сам является непорочным, но и «детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности». Блаженный Иероним, объясняя слова апостола, говорит, что человек может быть непорочным, только когда дети им воспитаны в истинной вере, потому что грехи детей ложатся на родителей. Вспомним также из Священного Писания пример святого праведного Иова, который не только прилагал все усилия, чтобы воспитать своих детей в верности Богу, но ежедневно приносил жертвы за их тайные грехи. То есть не только совершал необходимые для их воспитания предосторожности, но и весь был исполнен мысли о том, чтобы защитить их от наказания Божия за те грехи, которых он не мог даже знать.

История Церкви дает нам бесчисленное множество подобных примеров. Вся жизнь Церкви свидетельствует об этом. И, конечно, то, что говорили святые отцы о воспитании детей, для нас звучит как бы слишком высоко и отвлеченно. Мы живем сейчас в такой духовной ситуации, что, наверное, волосы встали бы дыбом у тех, кто учил нас, что необходимо сделать, чтобы сохранить наших детей.

Святая Церковь всегда предупреждает о том, что необходимо заботиться не только о хранении внешнего целомудрия, но и внутреннего. И если раньше Церковь напоминала, что внешнее хранение целомудрия при внутренней развращенности губительно для человеческой души (например, святитель Феофан Затворник обличает родителей из так называемого светского общества, которые заботясь о том, чтобы дети сохраняли невинность, одновременно считали нормальным, чтобы они читали пустую соблазнительную литературу, посещали балы и театры и вели слишком вольные разговоры), — то сегодня все обстоит иначе. Развращение детей, которое совершается через средства массовой информации, через телевидение и в школах, невозможно сравнить с чтением каких-то романов. Оно превосходит самое яркое воображение. Это действительно просто уничтожение детей.

Тем не менее слово Божие, правда Божия остаются неизменными. И они вразумляют нас. Они судят нас. Мы помним Веру, Надежду, Любовь и воспитавшую их для мученичества Софию. Мы помним многих детей из Ветхого Завета. Помним Соломонию, которая укрепляла своих детей на подвиг мученичества. И сегодня перед нами великомученица Екатерина, юная дева, которая Самим Христом Богом воспитана в истинном благочестии.

В чем заключается воспитание детей для большинства людей? Поставить своего ребенка на ноги, чтобы он «стал человеком», то есть закончил институт, имел успех в жизни и твердо стоял на ногах. «Посмотри, — говорят некоторые родители, — на того человека. У него особняк, машина. Вот, человек умеет жить...» Многие ли учат своих детей целомудрию, чистоте, честности — тому, что есть основание нашей жизни? Как могут надеяться такие родители, что их дети станут людьми!

Оттого происходят все бедствия в мире — и те, которые пережил наш народ, и которые мы сегодня переживаем, — что так воспитаны родителями их собственные дети. Вместо того чтобы уже в зрелом возрасте понять, как драгоценно упущенное время, и принести покаяние за прежние грехи, они своих собственных детей научают той лжи, в которой живет мир сей. И пути их, как говорит Господь, ведут в погибель. Пути этих детей и их семей. Пути этих народов.

Святая великомученица Екатерина Самим Господом научена, что ни богатства, ни знатность, ни красота, никакие таланты, ни какие-то дарования ума — все, чем гордится и хвалится мир, — не являются драгоценными. А драгоценны прежде всего именно чистота и целомудрие, которые открывают не просто подлинную мудрость и понимание всего, что совершается в мире, а соединяют, обручают человеческую душу с небесным Женихом — Христом. Чтобы дети наши дорожили этой святыней, не боясь ни насмешек, ни оскорблений, ни даже гонений, — вот чему их нужно учить. Об этом говорит Сам Господь, говорит святая Церковь, говорит Священное Писание, все святые, вся история человечества.

И будем молиться сегодня, чтобы Божия Матерь, юной Отроковицей вошедшая в храм, научила нас самому главному. А самое главное, как говорит святой Иоанн Златоуст, это воспитание наших детей — то, перед чем должно отступить на последний план все остальное, что есть на свете. И предупреждает, что те, кто не приводит к истинной вере своих детей, не воспитывает их в страхе Божием, в целомудрии и чистоте, являются убийцами своих детей, более страшными, чем те матери и отцы, которые в действительности убивали своих собственных детей. Мы живем в обществе, где ежегодно убиваются миллионы детей. А сколько убивается духовно? Как это можно исчислить!

Святой Иоанн Златоуст подчеркивает, что неслучайно Спаситель сказал: «Не бойтесь убивающих тело, а душе не могущих повредить». Самое страшное убийство — то, которое убивает душу навеки, разлучает ее со Христом, лишает ее обручения с Самим Господом. Будем помнить слово святого Иоанна Златоуста, что общее воскресение восстановит в нетленной красоте убитые тела, но души погибших даже Воскресение Христово не может восстановить для истинной жизни, а только для вечного осуждения. 

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

7. на 6; Бондарев Игорь

"Ага, для Вас мудрость - идеал. Некий нектар, который Вам ДОЛЖНЫ принести на блюдечке с голубой каемочкой. А то, что за этим стоит неслабый труд - Вам как-то не интересно и не важно... Так ведь без труда понимания, поиска и результат, сколь бы мудрым он не казался, будет пшиком для ума другого, который съесть его, оближет пальцы, а потом...сходит в одно место. И забудет об этой мудрости. Мудрость - не идеальный результат знания, а - дух его приобретения. Мудрость вовсе не в знании, а в работе сознания и воли, где знание лишь внешний показатель. Можно прочитать много мудрого, да без толка все это, если сознание не работает с собственными абстракциями, так, что способно увидеть, где собственный абстракции начинаются в чувствах и заканчиваются в уме, и не просто видеть это, но благодаря труду знает цену противоречия собственно абстракции. По собственному опыту. " «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3, 19) ..."немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков... " (1Кор.1.25) ВСЁ ПРОСТО,ТАК ЧТО ПОРАЖАЮСЬ, НУ ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПОНЯТЬ, ТОГО,ЧТО ДАЖЕ ДЕТИ ЗНАЮТ И ЧТО У ВЕРНЫХ НЕ ОТНЯТЬ, И ЧТО,ВОЗМОЖНО, ТЕХ ПУГАЕТ СВОЕЮ ИСТИНОЙ ПРОСТОЙ, КТО ВЕРЫ В БОГА ИЗБЕГАЕТ И ОТВЕРГАЕТ СМЫСЛ СВЯТОЙ ? И ПОЧЕМУ НЕИСЧИСЛИМА ЗАБЛУДШИХ ГИБЕЛЬНАЯ РАТЬ, ЧТО ИМИ СЛОЖНОСТЬ ЛЖИ ЛЮБИМА, ВЕДЬ В ПРОСТОТЕ ЛИШЬ БЛАГОДАТЬ? НЕУЖТО ТАИНСТВО СПАСЕНЬЯ ГЛУПЕЕ МИСТИКИ БЕСОВ, ЧТО ОРЕОЛОМ "ОТКРОВЕНЬЯ" ВСКРУЖИЛИ ТЫСЯЧИ ГОЛОВ ? ПУСТОЙ ТАИНСТВЕННОСТЬЮ АДСКОЙ УВЛЕЧЬ ЛИШЬ МОЖЕТ САТАНА, И ГДЕ НАДУМАННОСТЬ И ШАТКОСТЬ - ТАМ ТОЛЬКО ЛОЖЬ ОДНА ВИДНА... СПАСЕНЬЯ ИСТИНА ДОСТУПНА, СВЕТЛА И РАДОСТЬЮ ЖИВА, ЕЁ НЕ СПУТАТЬ С НЕКОЙ КУКЛОЙ (ХОТЬ И ПРЕКРАСНА,НО МЕРТВА), ПОЭТОМУ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖЬЮ ЛЕГКО ОТ НАШЕЙ ОТЛИЧИТЬ, НО ТЕМ, КТО ГОСПОДУ НЕЛОЖНО РЕШИЛСЯ ДУШУ ПОСВЯТИТЬ... ЖЕЛАЮ ВАМ,БОНДАРЕВ ИГОРЬ,РЕШИТЬСЯ ПОСЛЕДОВАТЬ ЗА ГОСПОДОМ, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ, В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ, ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ БОЖЕСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ. А ПОКА - ВЫЖЖЕНАЯ ПУСТЫНЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ МУДРОВАНИЙ И ВНУТРЕННЕГО РАСПАДА,И БЛУЖДАТЬ С ВАМИ ПО ВАШЕЙ ПУСТЫНЕ Я, УВЫ,НЕ СМОГУ. УЖ ПРОСТИТЕ, ГОВОРЮ, КАК ЕСТЬ. НО ГОСПОДУ ВЫ НЕБЕЗРАЗЛИЧНЫ И ОН СОПРОВОДИТ ВАС В НУЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ, В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ВАШЕГО К НЕМУ ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПОМОЩЬЮ.И ПРИ ОДНОМ УСЛОВИИ - ОТРЕЧЬСЯ СЕБЯ, ВЗЯТЬ СВОЙ КРЕСТ И ПОСЛЕДОВАТЬ ЗА НИМ ПУТЁМ ПОКАЯНИЯ , СМИРЕННОМУДРИЯ И ПОСЛУШАНИЯ.В ПРАКТИЧЕСКОМ ПЛАНЕ ЭТО ВЫРА- ЖАЕТСЯ ВХОЖДЕНИЕМ ВО ВНУТРННЮЮ ЦЕРКОВНУЮ ЖИЗНЬ,ИБО ЦЕЛОМУДРИЕ,ТО ЕСТЬ ЦЕЛОСТНОЕ МУДРОВАНИЕ ПРИОБРЕТАЕТСЯ ТОЛЬКО В ТЕЛЕ ХРИСТОВОМ.ИМЕННО ЭТО И ЕСТЬ ТОТ ПУТЬ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ, "БЕЗУМНОй" ДЛЯ ЭТОГО МИРА,КОТОРЫЙ УСТРОИЛ НАМ ГОСПОДЬ СВОЕЙ ЖЕРТВННОЙ ЛЮБОВЬЮ. А ВНЕ ЭТОГО - ЗИЯЮЩАЯ "ЧЁРНАЯ ДЫРА" НЕУТОЛИМОГО ВОВЕКИ ДУХОВНОГО ГОЛОДА И ЖАЖДЫ. БОГ В ПОМОЩЬ. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ В ПРАВИЛЬНО ВЫБРАННОМ ПУТИ ЖИЗНИ. АМИНЬ.

yazva / 14.12.2015

6. Ответ на 5., yazva:

"Такое впечатление, что мудрость есть порок или грех. А разве мудрость - не дар Духа Святого? Премудрость - не свойство Бога Духа? "..."Мудрость мирная, свыше посланная - это мудрость без злобы, зависти, и гордыни. Мудрость в которой ты осознаешь себя только орудием величия Божьего и все твои поступки и мудрые речи, поучения должны быть проникнуты любовью к Богу и ближнему. А не гордостью и желанием возвысится своей мудростью и ученостью над ближним. Мудрость свыше это Любовь к Богу и ближнему, мир в душе и покой в надежде на Господа."... и что немаловажно, так это простота и ясность, когда ты именно Божие орудие,полезное для всех, а не " вещь в себе ", загадочно - непостижимая для окружающих .

Ага, для Вас мудрость - идеал. Некий нектар, который Вам ДОЛЖНЫ принести на блюдечке с голубой каемочкой. А то, что за этим стоит неслабый труд - Вам как-то не интересно и не важно... Так ведь без труда понимания, поиска и результат, сколь бы мудрым он не казался, будет пшиком для ума другого, который съесть его, оближет пальцы, а потом...сходит в одно место. И забудет об этой мудрости. Мудрость - не идеальный результат знания, а - дух его приобретения. Мудрость вовсе не в знании, а в работе сознания и воли, где знание лишь внешний показатель. Можно прочитать много мудрого, да без толка все это, если сознание не работает с собственными абстракциями, так, что способно увидеть, где собственный абстракции начинаются в чувствах и заканчиваются в уме, и не просто видеть это, но благодаря труду знает цену противоречия собственно абстракции. По собственному опыту.

Бондарев Игорь / 14.12.2015

5. на 3; Бондарев Игорь

"Такое впечатление, что мудрость есть порок или грех. А разве мудрость - не дар Духа Святого? Премудрость - не свойство Бога Духа? " ..."Мудрость мирная, свыше посланная - это мудрость без злобы, зависти, и гордыни. Мудрость в которой ты осознаешь себя только орудием величия Божьего и все твои поступки и мудрые речи, поучения должны быть проникнуты любовью к Богу и ближнему. А не гордостью и желанием возвысится своей мудростью и ученостью над ближним. Мудрость свыше это Любовь к Богу и ближнему, мир в душе и покой в надежде на Господа."... и что немаловажно, так это простота и ясность, когда ты именно Божие орудие,полезное для всех, а не " вещь в себе ", загадочно - непостижимая для окружающих .

yazva / 13.12.2015

4. Ответ на 1., Бондарев Игорь:

Все верно. Идеал - с одной стороны, "волосы дыбом" - с другой. Так как учить то Идеалам? Подчеркиваю: все верно сказано в статье. Вопрос - как учить Идеалам. Или , другой вопрос - как быть с "волосами", которые стоят "дыбом". Что говорить слушающим? Ибо говорить об идеалах - значит достигать того состояния ума, которое характеризуется аналогией с волосами "стоящими дыбом". Получается снова: или ужас от непонимания необходимости того, как ужиться с Идеалом, или - война, как единственная мера, могущая сгладить сей ужас непонимания: клин клином... А где мудрость?

Волосок Трепещет жизнь на волоске у смерти... Откуда столько сил у волоска? Приходит день - пустой листок в конверте - И боязно прочесть - дрожит рука. Любым вестям и новостям - не верьте! Все ложно в этом мире... И пока Жизнь отстает на волосок от смерти. Все ложно в мире... Кроме волоска.

РодЕлена / 07.12.2015

3. Ответ на 2., yazva:

Такое впечатление, что мудрость есть порок или грех. А разве мудрость - не дар Духа Святого? Премудрость - не свойство Бога Духа?

Бондарев Игорь / 07.12.2015

2. Re: Екатерина значит «чистая»

"Все верно. Идеал - с одной стороны, "волосы дыбом" - с другой. Так как учить то Идеалам? Подчеркиваю: все верно сказано в статье. Вопрос - как учить Идеалам. Или , другой вопрос - как быть с "волосами", которые стоят "дыбом". Что говорить слушающим? Ибо говорить об идеалах - значит достигать того состояния ума, которое характеризуется аналогией с волосами "стоящими дыбом". Получается снова: или ужас от непонимания необходимости того, как ужиться с Идеалом, или - война, как единственная мера, могущая сгладить сей ужас непонимания: клин клином... А где мудрость? " ТРУДИТЕСЬ И НЕ СПИТЕ, ИЩИТЕ И НАЙДЁТЕ, ВНИМАЙТЕ И УСЛЫШИТЕ, ПОВЕРЬТЕ И СПАСЁТЕСЬ! ПРИИДИТЕ И УВИДИТЕ, ВОЙДИТЕ И ПОЙМЁТЕ, ПОСТОЙТЕ,ОТДЫШИТЕСЬ, РЕШИТЕСЬ И СПАСЁТЕСЬ! ПРОПЛАЧЬТЕСЬ И ОЧИСТИТЕСЬ, СКЛОНИТЕСЬ И ВОЗЬМЁТЕ, НЕСИТЕ И НЕ "РЫПАЙТЕСЬ", НАДЕЙТЕСЬ И СПАСЁТЕСЬ ! ПОКАЙТЕСЬ,ПРИЧАСТИТЕСЬ, И БЛАГОДАТЬ ВДОХНЁТЕ, С ХРИСТОМ СОЕДИНИТЕСЬ, СМИРЯЙТЕСЬ И СПАСЁТЕСЬ! ПРОСИТЕ И ПРИИМЕТЕ, ТЕРПИТЕ,СКОЛЬ ЖИВЁТЕ, ОБИДЫ ВСЕ ОТРИНИТЕ, ПРОЩАЙТЕ И СПАСЁТЕСЬ! ТРЕЗВИТЕСЬ И БОРИТЕСЬ, И ВСТАНЬТЕ,КОЛЬ ПАДЁТЕ, ЗА ВСЁ БЛАГОДАРИТЕ, МОЛИТЕСЬ И СПАСЁТЕСЬ ! ДОБРОМ ПЛОДОНОСИТЕСЬ, И В ЦАРСТВИЕ ВОЙДЁТЕ, ДО СМЕРТИ ПРЕТЕРПИТЕ И ГОСПОДОМ СПАСЁТЕСЬ! ТАК КАК "НЕ МУДРОЕ МИРА СЕГО ИЗБРАЛ БОГ"... "Святая великомученица Екатерина Самим Господом научена, что ни богатства, ни знатность, ни красота, никакие таланты, ни какие-то дарования ума — все, чем гордится и хвалится мир, — не являются драгоценными. А драгоценны прежде всего именно чистота и целомудрие, которые открывают не просто подлинную мудрость и понимание всего, что совершается в мире, а соединяют, обручают человеческую душу с небесным Женихом — Христом." АМИНЬ И БОГУ СЛАВА !

yazva / 07.12.2015

1. Re: Екатерина значит «чистая»

Все верно. Идеал - с одной стороны, "волосы дыбом" - с другой. Так как учить то Идеалам? Подчеркиваю: все верно сказано в статье. Вопрос - как учить Идеалам. Или , другой вопрос - как быть с "волосами", которые стоят "дыбом". Что говорить слушающим? Ибо говорить об идеалах - значит достигать того состояния ума, которое характеризуется аналогией с волосами "стоящими дыбом". Получается снова: или ужас от непонимания необходимости того, как ужиться с Идеалом, или - война, как единственная мера, могущая сгладить сей ужас непонимания: клин клином... А где мудрость?

Бондарев Игорь / 07.12.2015
Александр Шаргунов:
Мы оделись во Христа
Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
10.11.2019
Суд об Отечестве нашем
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования Казанской иконы Божией Матери
04.11.2019
Пропасть, через которую нет перехода
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
03.11.2019
Если бы дано нам было увидеть свою жизнь со стороны вечности
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Димитриевской родительской субботы
02.11.2019
Исключительный дар видеть Христову красоту
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святого апостола и евангелиста Луки
31.10.2019
Все статьи автора