Россиян, которые совершают крупные покупки, не имея при этом официальных источников дохода, предлагается наказывать исправительными работами на срок от 3 месяцев до 3 лет. Контролировать расходы граждан будут налоговые органы, пишет Regions.ru со ссылкой на газету «Известия».
Соответствующий законопроект подготовил депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин. Он считает, что граждане, у которых расходы в течение года составляют более 1 млн рублей, но при этом не имеют официально подтвержденных источников дохода, должны нести за это административную ответственность. В конце этой недели проект будет направлен в заксобрание Санкт-Петербурга для последующего внесения в Госдуму.
Согласно проекту, в КоАП РФ должна появиться новая ст. 19.38 «Уклонение от трудоустройства (занятости) физического лица, совершившего крупные расходы». Как отмечается в пояснительной записке к проекту, «нередко физические лица, совершающие крупные расходы, вообще не относятся к трудоустроенным категориям населения».
«Такие обстоятельства наносят значительный вред ценности труда в России и нарушают требования социальной справедливости», — говорится в пояснительной записке.
Депутат также вносит поправки в Налоговый кодекс РФ. Согласно проекту, в кодексе должна появиться новая ст. 89.3 «Налоговый контроль за крупными расходами физического лица». Так, согласно проекту закона, «налоговому контролю за крупными расходами» будут подвергаться граждане, траты которых превышают 1 млн рублей «в течение календарного года». Контролировать россиян будут чиновники «из налогового органа».
«Принятие данного законопроекта будет способствовать пресечению тунеядства и противодействию сокрытию доходов в отношении физических лиц, совершающих крупные расходы», — отмечается в пояснительной записке.
Член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валерий Трапезников отметил, что предложение будет рассмотрено. «Я поддерживаю инициативу, — говорит он. — Понятно, на чем основывается идея вернуть наказание за тунеядство. Зампред правительства называла недавно цифры, согласно которым в России более 15 млн неработающих, а это значит, что бюджет недополучает налоги. Возможно, стоит искать более гибкую систему, потому что сложно представить себе механизм, как контролировать тунеядцев: у нас большинство не идут в службы занятости».
Депутат отметил, что в Белоруссии весной этого года вступил в силу президентский указ, согласно которому жителей страны, работавших в течение года менее шести месяцев, обяжут уплатить сбор в размере 3,6 млн белорусских рублей (чуть более 12 тыс. российских рублей). «Нужно помогать стране, — считает Трапезников. — А не уходить от уплаты налогов, тем более в непростое для страны время».
По официальным оценкам заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец, в России занятыми в различных трудовых и рабочих сферах являются 48 млн человек, 20 млн человек заняты без надлежащего оформления своего статуса, 18 млн человек.
Корреспондент Regions.ru попросил священнослужителей прокомментировать предложение петербургского депутата.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, сказал: «В том и проблема, что идея звучит вроде как правильно, но большинство мер, которые сейчас предлагают чиновники и госаппарат, исключительно запретительные, фискальные. То есть это война с собственным народом, попытка выжать дополнительные средства или ограничить деятельность собственных граждан, которые склонны прибегать к нелегальным или криминальным схемам, потому что они в сложившихся отношениях не видят другого способа, как еще заработать на жизнь. А между тем эти схемы созданы политикой государства и того же чиновничества еще с 90-х годов».
«Поэтому одновременно с запретительными и полицейскими методами создайте нормальные условия для труда, бизнеса, жизнедеятельности внутри государства! – призвал пастырь. - Создайте возможности нормально без всяких теневых схем зарабатывать на жизнь, создайте климат и атмосферу, социальные льготы, преференции, не кошмарьте средний и мелкий бизнес! И тогда, пожалуйста, требуйте от всех и вся полной законности. Но только прежде сами этой законности следуйте. А то у нас гедонистические ценности во главе угла, наверху всяческий распил и откат. Чего удивляться, когда человек поменьше рангом тоже по-своему выживает и прибегает не к самым нравственным и законным схемам? Чиновники, дайте сами пример честного, бескорыстного жития ради отечества и собственного народа, и тогда требуйте такого же от других!»
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил: «Наказать всегда можно, но надо сначала разобраться. Может, человеку подарили эти деньги, в наследство получил, продал что-либо – способов получения может быть много. Надо разбираться в каждом случае. Я бы усовершенствовал систему учета доходов людей. Потому что у нас она просто дикая: полно "серых" и "черных" схем. А при изъятии денег у каких-то воротил хорошо бы не просто информировать об этом общество, а рассказывать, куда потом эти деньги пошли: вот, дескать, на эти миллионы выстроены школы, детсады, социальная помощь оказана малоимущим… Где это все?»
«И самая главная проблема: человек труда уж точно не герой нашего времени, - посетовал отец Александр. - Нигде не рассказывают, как люди работают, где передовые технологии. А вот бандиты и преступники не сходят со страниц СМИ. И люди и не хотят работать, потому что это не престижно и за нормальную работу мало платят. Поэтому человек пытается быть кем угодно, только не тружеником, ни в сельском хозяйстве, ни на производстве. Человека труда не ценят. И эту тема надо развивать, а не наказывать за трату каких-то средств».
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, полагает, что «у нас есть возможность проанализировать сейчас закон о тунеядстве, изучить его плюсы и минусы. В наше непростое неспокойное время государство концентрирует ресурсы, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность, а значит, и жизнедеятельность своих граждан. Конечно, это задача не отдельных групп, а всех граждан. Но любую, даже самую здравую, идею можно превратить в абсурд. Да, люди должны работать, а государство - создать благоприятные для этого условия. В идеале это единственная форма существования государства. Будут ли у нас условия идеальными, а схемы движения налогов прозрачными, - вопрос не к гражданам, а к руководству страны. Но в любом случае я убежден: при существующей напряженности во внешнеполитической обстановке жить так, как мы жили пять лет назад, уже не получится, и все должны это понимать».
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, считает, что предложение недостаточно продумано. «Нельзя наказывать человека, который по тем или иным причинам не работает, но при этом совершает покупки, - убежден пастырь. - Во-первых, многие люди не имеют возможности получить достойную работу. В этом нет их вины - современный российский рынок труда несовершенен. Во-вторых, работник не виноват, что его работодатель предпочитает платить "в конверте". Он может работать "в полную силу", а работодатель будет официально платить ему "минималку", отдавая остальное "в конверте". У человека нет выбора, поскольку рынок труда непрозрачен, и работающие граждане вынуждены соглашаться на условия работодателя. Получается, что социально незащищенных трудящихся будут наказывать за правонарушения, которые совершают их работодатели. Кроме того, исполнение этого закона потребует такого тотального контроля над гражданами России, что может повлечь вмешательство в другие сферы их жизни».
«Да, - продолжил он, - государство вправе требовать исполнения закона, в том числе, в финансовой сфере. Однако отдельные законодательные нормы не помогут: необходимо комплексное оздоровление сферы труда, чтобы каждый гражданин России получал зарплату на законных основаниях, и ее реальный объем был открытым для органов финансового контроля. А это задача тех, кто владеет предприятиями на рынке труда».
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил, что «трудолюбивый и богобоязненный русский народ за советское время власть отучила работать. При этом изжили понятие греха, понятие о том, что хорошо и плохо, подменили наши традиционные ценности псевдоценностями советской эпохи. Так что нынешнему неумению и нежеланию работать удивляться не приходится. Некоторые вздыхают по относительному советскому благополучию, представляют в радужно окрашенных тонах закон о тунеядстве советской эпохи. Но уже тогда многим было понятно, что с этим законом что-то не то».
«Сегодня нужно понимать: в нашей стране условия для нормального развития малого и среднего бизнеса не созданы, - пояснил он. - Нет условий для того, чтобы бизнес мог процветать, а средний класс формироваться и укрепляться. Да, для этого делают многое, но очевидно, что процесс далек от завершения. И мне кажется, это бóльшая проблема, нежели проработка механизмов наказания за тунеядство людей, имеющих нетрудовые доходы».
«Вспомним, как великий комбинатор, пытаясь запугать подпольного миллионера Корейко, отправил ему книгу «Капиталистические акулы», где была подчеркнута фраза: "Все крупные современные состояния нажиты нечестным путем". Так вот, если у нас решили бороться за справедливость, честность и чистоту, быть может, нужно в первую очередь подумать не о миллионе, на который кто-то совершил покупки, а о миллиардах, причем долларов и евро?» - предложил пастырь.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, сказал: «Ну, нам еще не хватает каменоломен – каторги, куда будут ссылать неплательщиков налогов. Возникают вопросы – а кто обеспечит "преступников" рабочими местами? Как будут отработаны механизмы реализации предлагаемого закона? Мне, честно говоря, сложно понять некоторых законотворцев, выдумывающих идеи без механизмов их реализации. Да, не секрет, что у некоторых наших граждан есть по нескольку квартир, они их сдают и этим живут, не работая. Причем сдают нелегально, и налоги в казну не платят. Это проблема. Вот в отношении таких граждан, на мой взгляд, и нужен закон, - но продуманный, который регулировал бы поступление налогов в бюджет. Возможно, следовало бы запретить сдавать жилплощадь без официального договора, но этим вопросом должны озаботиться Госдума, правительство РФ, а не депутаты Заксобрания одного города. Такой закон должен стать продолжением реформ по выведению "черных" и "серых" доходов в "белую зону". Нужно привлечь к его разработке специалистов, а не выдумывать неработающие схемы. Если же человек делает покупки на большие суммы, а налогов при этом не платит, можно его штрафовать. Есть миллион - значит, найдутся деньги и на штраф. А нам предлагают устраивать зоны с колючей проволокой. Предложение, мягко говоря, странное».
«Я вообще бы предложил ввести систему штрафов за идеи, которые не проработаны - чтобы законодательные органы у нас не превращались в "бешеный принтер", штампующий странные предложения. Есть хорошая русская пословица: "Семь раз отмерь, один отрежь". У нас же предлагают резать через каждый сантиметр, ничего не меряя», – заключил отец Святослав.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, предложил дать юридическую оценку такой попытке. «Потому что с первого взгляда предложение выглядит несколько странно и по-детски, - признался он. - Тут сходятся незрелые идеи, не связанные напрямую с юридическими нормами. Возможно, стоит изменить законодательство о налогах, но само по себе расходование средств не должно подвергаться осуждению. Если речь об усилении ответственности за уклонение от уплаты налогов, это совсем другой вопрос. Если кто-то совершил преступление, он должен отвечать по закону, и в зависимости от тяжести преступления понести административное или уголовное наказание».
«Беларусь - государство авторитарное, не демократическое, Россия живет другими нормами, мы желаем, чтобы наше государство было правовым. И рассуждения о том, что человек обязан трудиться, уместны в концлагере, а не в демократическом обществе. Если я не нарушаю закон, то какая разница, откуда у меня деньги? Может, кто-то дал мне денег просто так, от большого сердца», - заключил отец Макарий.