В самый канун Рождественского поста мне довелось в составе делегации ученых и писателей Санкт-Петербурга посетить Карелию по приглашению правящего архиерея митрополита Константина (Горянова). Мы — известный ученый, доктор философских наук, академик Российской Академии Образования Александр Аркадьевич Корольков, известный русский писатель, секретарь правления Союза Писателей России Николай Михайлович Коняев, его супруга историк и литератор Марина Коняева, а также академик Российской Академии естественных наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, генерал-лейтенант медицинской службы Василий Семенович Новиков и автор этих строк - приняли участие в
IV научной конференции «Православие в Карелии», которая была посвящена 25-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии, а также празднованию 1000-летия преставления крестителя Руси Святого Равноапостольного Великого князя Владимира.
Во всех епархиях накануне общецерковных Рождественских чтений проходят, как известно, местные малые Рождественские чтения. Недавно назначенный на Петрозаводскую и Карельскую кафедру митрополит Константин, который известен в Церкви не только как опытный архиерей, но и как маститый ученый-богослов и церковный историк, решил приурочить Карельские Рождественские чтения к празднованию 25-летия возрождения Петрозаводской и Карельской епархии.
Стоит отметить, что церковная конференция впервые проходила в стенах Петрозаводского университета, и уже сам этот факт придал конференции особое звучание. На открытие конференции прибыла довольно представительная делегации государственных чинов Карелии. На открытии конференции присутствовал заместитель главы Республики Карелия по региональной политике Вячеслав Баев, зачитавший приветствие главы Республики Александра Худилайнена, депутат Государственной Думы России от Карелии Валентина Пивненко, председатель Законодательного собрания республики Владимир Семенов и президент Петрозаводского государственного университета, долгое время возглавлявший это старейшее учебное заведение Карелии Виктор Васильев. В церемонии открытия также принимал участие епископ Костомукшский и Кемский Игнатий (Тарасов), епархии, находящейся в пределах Республики Карелия.
Надо отдать должное организаторам конференции, - она была очень толково продумана, в отличие от многих мероприятий подобного рода. Пленарное заседание решили не затягивать, после приветствий высоких гостей прозвучало четыре ключевых доклада.
С первым докладом, посвященным истории православия в Карелии, выступил правящий архиерей митрополит Константин, который рассказал об основных вехах просвещения Карельской земли православными подвижниками и миссионерами. Стоить отметить, что Карельская земля просияла подвигом многих преподобных, и в сонме карельских святых как раз преобладают монашествующие, которые уходили в эти глухие земли, предаваясь посту и уединенной молитве и одновременно просвещая местное население. История православия в Карелии восходит еще к X веку, т.е. к началу православия на русской земле. Не обошел вниманием владыка Константин и суровые годы гонений на православие в ХХ веке, которые начались для Карелии вскоре после революции массовыми жестокими расправами над монахами двух самых известных карельских обителей - Александро-Свирского и Важеозерского монастырей. А к началу Великой Отечественной войны все церкви в Карелии были закрыты, не было ни одного священника. В военные и послевоенные годы православную жизнь пришлось возрождать с нуля. Я обратил внимание, что в докладе Владыки неоднократно звучала формулировка, что Карелия - это русский пограничный край. И это очень точное определение особенного предназначения Карельской земли.
Дополнил слово Владыки доклад одного из старейших священников Карелии настоятеля кафедрального собора Александра Невского протоиерея Иоанна Тереняка, который рассказал собравшимся о новейшей истории православия на карельской земле. Его доклад был посвящен последней четверти века, когда в Карелии была создана епархия, и началось активное восстановление храмов, монастырей и возобновление церковной жизни.
С очень интересным докладом выступил местный карельский ученый, доктор филологических наук Александр Пигин. Его доклад был посвящен анализу житий святых Обонежья. В своем докладе он рассказал не только об истории исследования житийной литературы и других церковных источников (а она имеет уже более чем вековую традицию), но и о тех проблемах, которые возникают для ученых в связи с изучением такого специфического вида источников как жития святых.
Четвертый доклад петербургского ученого Александра Королькова был посвящен той теме, которая была объявлена ключевой в этом году для всей Русской Православной Церкви, - цивилизационный выбор Руси. И это неслучайно, ибо в этом году Церковь наша широко празднует 1000-летие преставления Крестителя и Просветителя Руси Святого Равноапостольного Великого князя Владимира.
После пленарного заседания работа была продолжена в секциях, в которых приняли участие местные священнослужители, ученые, общественные деятели, в том числе и гости из Санкт-Петербурга. А помимо нас с Николаем и Мариной Коняевыми, в Петрозаводск на конференцию прибыли доцент РГПУ им. Герцена Любовь Немчикова и магистр педагогики Ксения Коненкова.
Я выступил на секции, посвященной просвещению и образованию, и мой доклад был посвящен вызовам, с которыми сталкиваются православные средства массовой информации в нынешнее время. Я попытался структурировать эти основные вызовы и обратил внимание прежде всего на те, которые связаны с пониманием нашей истории, нашего прошлого, отношением православных к таким непростым страницам нашей истории, как советская эпоха, и с необходимостью формулирования базовых идей национально-государственной идеологии.
На следующий день мы посетили самый крупный ныне в Карелии и старейший Важеозерский монастырь. Эта обитель была основана на берегу озера Важа еще в XVI веке и просияла целым сонмом преподобных, среди которых особым почитанием пользуются преподобные Геннадий и Никифор Важеозерские, основатели обители, которые первыми просвещали эти земли. Оба они - ученики преподобного Александра Свирского, они, собственно, и основали Важеозерский монастырь. Монастырь восстанавливается сегодня с трудом, в обители ощущается финансовая скудость. Нет того блеска, который можно видеть в других обителях. Но, в то же время, мы ощутили какое-то необыкновенное тепло, особенную благодатность этого места. Когда я слушал рассказ сопровождавшего нас монаха об истории монастыря, невольно пришло сравнение истории Важеозерского монастыря с историей нашего Отечества. Этот монастырь в пограничном русском крае постоянно подвергался нападению внешних врагов, как это было в годы первой русской Смуты, когда шведы буквально уничтожили этот монастырь, истребив множество его насельников. А в начале XX века во время второй русской смуты новые напасти постигли святую обитель. Тогда множество иноков монастыря было расстреляно, монастырь был закрыт, превращен, как и многие обители в лечебницу для психически нездоровых людей, а потом в колонию для несовершеннолетних, а потом пребывал в полном запустении. Но каждый раз эта святая обитель, словно птица Феникс, возрождалась из пепла, поднималась из руин, и на этом месте снова возносилась молитва и снова возобновлялась церковная жизнь. Так и в России — нападения внешних врагов, внутренние смуты постоянно приводили на грань гибели наше Отечество. Но каждый раз Россия непостижимым для чужеземцев образом поднималась и восставала в новой силе и мощи и возрождалась как великая держава, как оплот добра в мятущемся мире. И дай Бог, чтобы с возрождающимся к жизни Важеозерским монастырем поднялось вновь в своей былой мощи и силе наше Отечество.
Следующий день был последним днем нашего пребывания на святой Карельской земле. Мы побывали в гостях у редакции старейшего в Карелии и одного из авторитетных в России общественно-политических изданий — журнала «Север», где встретились с главным редактором журнала, поэтессой Еленой Пиетиляйнен, членами редколегии писателем Константином Гнетневым и старейшим карельским писателем Иваном Рогощенковым. Состоялась интересная беседа, заинтересованный обмен мнениями по многим вопросам литературной, общественной и политической жизни. В ходе беседы мы обсуждали пути и формы нашего сотрудничества, особенно, учитывая тот факт, что нас – Санкт-Петербург и Петрозаводск - теперь объединяет фигура правящего архиерея Петрозаводской епархии митрополита Константина, который оставил добрый след в Петербурге, где он возглавлял Духовную академию. Этот факт позволяет надеяться, что, благодаря молитвам Владыки, благодаря его поддержке, взаимодействие между православными писателями, публицистами, учеными и общественными деятелями Петербурга и Петрозаводска будет расти и крепнуть.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
Конференция «Православие в Карелии»
Карелия, храм Важеозерского монастыря
Встреча в редакции журнала «Север»
2. Ответ на 1., Федырыч:
1. Конференция