Как сообщалось, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал бороться с организациями, которые продвигают программы полового воспитания в школах.
«Сталкивались ли вы сами с попытками «сексуально просвещать» детей? Что, откуда и в каком возрасте должны узнавать дети и подростки об отношениях полов?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, отметил: «В системе образования я давно, но с таким в школах не сталкивался. Не видел и людей, которые преподавали этот предмет, - хотя, признаться, хотел бы посмотреть им в глаза и поинтересоваться, как они воспитывают собственных детей. Однако я видел пособие и иллюстрации к нему».
«Думаю, - продолжил владыка, - вместе с теми вопросами, которые поднял отец Всеволод, нужно поднять еще один – о так называемом осознании себя представителями того или иного пола. Сегодня в России речи о таком не идет, но завтра, быть может, наших детей захотят "просветить" и в этом вопросе. Мы ни в коем случае не должны этого допустить. Если человек рождается мужчиной, он должен всю жизнь быть им, если женщина - со временем ей предназначено стать матерью. Западная практика – "давайте передадим ребенка в однополую "семью", а спустя время он сам определится, кем будет, мальчиком или девочкой" - ужасна».
«Конечно, наших детей в вопросах полового воспитания "просвещает" улица. Телевидение и интернет также способствует тому, что они раньше положенного узнают эти вещи. Думаю, родителям нужно общаться со своими детьми на такие темы, не следует этого стесняться. Пусть посмотрят школьную программу. Начали в школе изучать строение человека, - значит, можно приступать к этому деликатному разговору. С мальчиком должен поговорить папа, с дочкой мама. А специально вводить в школах сексуальное воспитание, да еще снабжать пособия фотографиями – это, извините, уже не школа», - уверен он.
«В 90-е годы у наших школ забрали воспитательную функцию, сказав, что отныне их задача - образование. Родители в это трудное время всячески старались заработать, и им тоже было не до воспитания. А тут еще такие "взрослые" курсы. Увы, это не самый лучший способ просвещения. Думаю, на эту тему говорить с подростком должны все-таки родители», - подчеркнул епископ.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), выразил полное согласие с протоиереем Всеволодом Чаплиным. «Единственное, что хочется добавить – очень важно не просто препятствовать введению таких программ в школах (взять и что-то запретить всегда легче), - нам нужно дать что-то взамен, потому что свято место пусто не бывает, - пояснил он. - Если мы не даем уроков целомудрия, правильного воспитания, не учим основам семейной жизни, пустующее место будут занимать подобные программы. Раньше, кстати, в старших классах был предмет "Этика и психология семейной жизни"».
«Все нужные и важные знания о физиологии, о том, как появляются на свет дети, наши подростки давно уже получают из социальных сетей - безо всякого участия взрослых. Поэтому нам важно, чтобы семейные ценности были таковыми не на словах, а на деле, чтобы правильное отношение мужчины и женщины дети усваивали, глядя на любящих друг друга родителей, бабушек и дедушек. Чтобы они подрастали в правильной православно-христианской традиции. А уроки и занятия должны быть продолжением того, что закладывается в семье. Если же в семье не будет правильного воспитания, а в школе поддержки, запретительные меры результата не дадут», - заключил игумен.
Священник Пётр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, сказал: «Я как дефектолог работал в Псковской области на базе Бельско-Устьенского интерната восьмого типа – для детей с умственной отсталостью. И дети мне рассказывали, что у них был урок, на котором их учили надевать на морковки шарики. Я понял: такие уроки этим детям совсем не нужны. А позже узнал, что на это крупные компании-производители барьерных контрацептивов выделили средства, их нужно было освоить, проведя какое-то количество практических занятий. Люди семейные барьерными контрацептивами, как правило, не пользуются. Эта продукция в основном идет на обслуживание добрачных и внебрачных отношений. И, чтобы она продавалась, нужно, чтобы таких отношений было больше».
«Поэтому если школьника учат, как ею пользоваться (причем не всегда на примере морковок, иногда это вполне реалистичные муляжи), первое, что ему хочется – испытать то, чему научили. Это естественно – применить полученные навыки в жизни. Тем более, на таких уроках расписывают, как это здорово, безопасно. Обещают: не будет ни болезней, ни нежелательной беременности. Такие знания, конечно, нужны - это правда. В вузе на нашем психологическом факультете мы читаем курс биоэтики, где рассказываем, какие контрацептивы к каким последствиям приводят, какова позиция Церкви по этому вопросу, отраженная в Социальной концепции. Кстати, биоэтику преподают во многих вузах. По студентам я вижу, что эта информация вполне своевременна, мы с ней не опаздываем. Наши студенты, даже будучи выпускниками, вполне целомудренны в этом плане. Поэтому мне кажется, раннее просвещение, к тому же с подачи организаций – производителей, преследует другие цели. Детей нужно учить не техникам, но чувствам, воспитывать в них ответственность. А что касается вопросов биоэтики, здесь, мне кажется, лучший ответ дадут церковные учебники», - заключил отец Пётр.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, не слышал о таких уроках – ни от прихожан, ни от друзей. «Видимо, - отметил он, - в последние годы программы по так называемому половому просвещению действительно прикрыли. Однако хочу обратить внимание: во всем этом есть какая-то двойственность. С одной стороны, мы видим недовольство родителей, их возмущение по поводу раннего сексуального просвещения, с другой – руководство СМИ (в частности, телеканалов), никаких выводов не делает. Да, в уголке экрана начали размещать цифры 10+, 16+. Однако все центральные каналы демонстрируют крайне вольные отношения между полами, а также ранние половые отношения, преподнося это как норму».
«Если бы СМИ получили от государства что-то вроде рекомендаций по этому вопросу, услышали бы пожелание пропагандировать семейные отношения, повышать статус семьи, преподносить как норму воздержанность до брака, это было бы замечательно, - убежден отец Николай. - Тогда ребенок, делая выбор в своей жизни в пользу целомудрия, по крайней мере, не будет в классе белой вороной. Не секрет, что сейчас дети узнают о половых отношениях в основном из средств массовой информации».
Священник Андрей Пастернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил: «Для меня этот вопрос не актуален, потому что как директор православной школы я общаюсь в среде, которая имеет определенные убеждения по этому поводу. Что касается традиций западных школ, они исходят из простых постулатов: нравственность не играет роли в обществе, а вопрос половой жизни - это вопрос гигиены. То есть обучают тому, как можно жить в свое удовольствие, но, не имея детей, венерических заболеваний и последствий, связанных с негативным влиянием на здоровье».
«Но если мы вспомним классическую литературу, традиционное общество, то увидим, что отношения между молодыми людьми начинались всегда в другом ключе. Ухаживание за девушками поэтизировалось и предполагало только отношения духовные. Это та любовь, которая должна быть вечной, соединяет человека с другим навсегда. А физические отношения - это следствие духовной связи. И это естественно, так и должна создаваться семья, а не на основе просто физических контактов», - подчеркнул пастырь.
«В современном обществе все перевернули с ног на голову, поэтому мы говорим о кризисе в семье, что общество сводится к удовлетворению только своих потребностей, - пояснил он. - Это отлично описал Олдос Хаксли в антиутопии "О дивный новый мир". Тогда это была революционная книга, но он описал современное общество, предсказал ситуацию, когда люди удовлетворяют свои потребности и нацелены именно на это. И тогда рано или поздно общество деградирует и исчезнет, оно обречено на смерть, каким бы развитым ни было».
«Так что отношения в первую очередь должны выстраиваться на нравственных духовных принципах, - убежден отец Андрей. - Если их не будет, то остальное станет частью животного мира. На это надо обращать внимание при воспитании детей, объясняя, что физические отношения - это следствие духовных. Юноша и девушка должны найти друг в друге сначала нечто, что их соединит надолго – по характеру, по внутренним убеждениям, по внутренней духовной близости, потому что физически отношения рано или поздно надоедают и распадаются. Надо воспитывать традиционные ценности, и для людей, имеющих соответствующую подготовку, проблема физических отношений не будет окружена нездоровым ореолом».
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, сказал: «Слава Богу, я с таким не сталкивался. Если посмотреть на европейский опыт, который мы пытаемся перенять, то он как раз печальный и грустный. Уже ни для кого не секрет, что есть лобби всех этих программ, которое, во-первых, очень агрессивно, во-вторых, абсолютно не толерантно, хотя призывает к толерантности. Я не очень большой специалист в этом вопросе, но, на мой взгляд, очевидны два параллельных процесса: первый - культивирование и законодательное признание извращений нормой, второй - "сексуальное просвещение" в школах. Следующий шаг, который Европа, к сожалению, уже делает в некоторых странах – это узаконивание педофилии. Может, все же стоит остановиться?»
«Любой здравомыслящий человек понимает, что это не просто разрушение семейных традиционных ценностей или какое-то извращение. Это откровенное уничтожение не только нашей христианской цивилизации, но и всего общества. Так что бесполезно кричать и переживать, что мусульмане пришли в Европу и всех обращают в свою веру. Конечно, они придут и обратят: им нечего противопоставить! Меня очень насторожило известие, что какая-то русская семья в Германии отказалась от того, чтобы их ребенок ходил на уроки "сексуального просвещения": за это родителей чуть в тюрьму не посадили. Так в чем хваленая европейская свобода выбора, демократия и толерантность? Это двойные стандарты и подмена понятий», - подчеркнул пастырь.
«Если мы откажемся от наших нравственных устоев, которые зиждутся на евангельских принципах, то вообще не имеет смысла говорить о русском народе и государстве нашем. Тогда через несколько десятилетий придется забыть о России. Я думаю, сейчас мы наблюдаем закат Европы. И большую роль в нем сыграло именно сексуальное развращение. У нас, слава Богу, еще есть здравомыслящие люди во власти, которые против западной системы. И наше будущее зависит от того, как долго мы сможем удерживаться на этих позициях и не поддаваться агрессивной и античеловеческой системе», - заключил отец Иоанн.