Мастер от Бога

В Храме Христа Спасителя проходит посмертная выставка икон Александра Соколова

Новости Москвы 
0
818
Время на чтение 6 минут
В Валаамской обители все лучшее мы стараемся посвящать Богу. Поэтому и мастеров, которые создают святые образы для часовен и храмов монастыря, выбирают с особым тщанием. Таких, что пишут не только кисточкой, но и собственным сердцем – чистым, открытым, любящим. Александр Соколов был одним из них, сообщает пресс-служба Валаамского монастыря.

В феврале нынешнего года после тяжелой болезни он преставился ко Господу. Неоконченной осталась роспись храма на Кипре, над которой Александр Михайлович работал перед смертью. Холодные и сухие лежат теперь его краски в мастерской в Москве. Однако пути Господни неисповедимы. И не нам судить, вовремя ушел человек в мир иной или нет. Тем более, за 55 лет жизни Александр Михайлович успел немало...

Встреча

Душа его тянулась к творчеству с детства. Сначала он рисовал сам, а потом его талант и старание заметила тетя и помогла племяннику поступить в Московскую среднюю художественную школу при Академии художеств, которую он с успехом окончил.

Школа эта располагалась в те годы в Лаврушинском переулке, напротив Третьяковской галереи. В ней будущий мастер и увидел икону впервые. Это был Звенигородский Спас Андрея Рублева. При одном лишь взгляде на лик Спасителя по спине у юного художника пробежали мурашки. И потом он всю жизнь вспоминал о том, как почувствовал благодать и Божественный свет, исходящий от святого образа.

В 16 лет Александр крестился. И сразу же задумался о том, чтобы попытаться написать икону. Вот только времени ему не хватило. Молодого художника призвали служить на флот. В ноябре 1980 года он демобилизовался и сразу женился на Марии Вишняк, вместе с которой учился в художественной школе. А через месяц Александр Михайлович написал первый образ на доске, заготовленной им во время военной службы. Это был список иконы святой Параскевы из Покровского собора, расположенного на Рогожском кладбище. К сожалению, список не сохранился. Зато вторая икона – «Не рыдай Мене, Мати» – по сей день находится в семье Соколовых-Вишняк.

Наставники

Александр Михайлович начал писать иконы в советское время, когда любые церковные занятия находились под строжайшим запретом. Согласно статье Уголовного кодекса о «Производстве предметов культа», за иконопись могли привлечь к судебной ответственности. Однако вопреки этому люди продолжали творить, славя Бога и всех угодников Его. Причем некоторые даже начинали с нуля, без учителей. Но Александру Михайловичу в этом отношении повезло. Господь послал ему мудрых, знающих наставников.

Один из них – духовник семьи Соколовых-Вишняк, отец Анатолий Яковин, который служил в деревне Пятница Владимирской области. Сам он не был художником, зато устройство его деревянного храма на всю жизнь стало для Александра Михайловича эталоном внутреннего убранства церкви.

Батюшка всегда помогал своему духовному чаду, поддерживал, причем не только словом, но и делом. Когда молодой мастер стал главой семьи и сидел без денег, отец Анатолий давал ему писать списки с икон и обязательно подбирал для него творческую работу – такую, над которой Александр мог подумать, поразмышлять и прийти к собственным выводам.

Иконописец Борис Андреев помог в обучении технике. Он был реставратором в Художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э.Грабаря, а иконы писал полуподпольно. Спустя какое-то время в этом же центре стал работать и сам Александр Михайлович и познакомился там еще с одним наставником – Адольфом Овчинниковым, который разработал точную технологию иконописи.

Всю жизнь Александр Михайлович с благодарностью вспоминал и Александра Комарова, автора учебника по монументальной живописи. С ним молодой иконописец познакомился в Строгановке, где учился реставрации, технологии и копированию.

И, конечно, для начинающего мастера стала очень полезной совместная работа со знаменитым иконописцем отцом Зиноном (Теодором). Александр Михайлович целый год трудился с ним рука об руку над восстановлением Свято-Данилова монастыря, когда эту святую обитель вернули Православной Церкви.

Когда работа - по сердцу

Вот так, шаг за шагом, Александр Михайлович и сам стал Мастером с большой буквы и даже повлиял на развитие иконописной традиции. Он часто принимал участие в иконописных выставках. Его работы выставлялись в России и за рубежом. И, конечно, Александр Соколов всегда много работал. За свою жизнь он создал большое количество икон, немало росписей в храмах Москвы. Он писал для храмов Сибири, Марий-Эл, Башкирии. Работал в Польше, Японии, Америке, Германии, на Сицилии...

При этом поездки и известность Александр Соколов никогда не ставил во главу угла. Главным для него было одно – трудиться во славу Божию, развивать собственную душу через работу. И тот факт, что икона «Неупиваемая Чаша», написанная Александром Михайловичем для Серпуховского Высоцкого монастыря, прославилась как чудотворная, говорит сам за себя. По свидетельству многочисленных паломников, оставивших записи в монастырской книге отзывов, святой образ помог сотням людей преодолеть тяжкий недуг пьянственной страсти. А ведь на момент его создания мастеру было всего 33 года!

Трудился Александр Соколов и для Валаамского монастыря. С 1991 года он часто приезжал сюда вместе со своей семьей. И мастера, и его жену Марию Вишняк, очаровала удивительная, изысканная красота Русского Севера. А Валаам стал для них настоящей жемчужиной Карелии. Особенно в то время, когда обитель еще не успели восстановить, и она походила на остров уединения, которым и была для всех в XIX веке и гораздо раньше.

Каждый из супругов занимался на Валааме своим делом. Мария Вишняк писала пейзажи. В 1991 году она жила в обители месяц. Причем по весьма интересной системе. По утрам послушник владыки Панкратия отвозил ее вглубь острова и оставлял там на целый день с этюдником. А вечером, после заката, забирал обратно. Так они условились. Сам же Александр Михайлович трудился для монастыря.

В 2002–2003 годах по просьбе тогда еще архимандрита Панкратия он написал для храма Валаамской Божией Матери иконостас. Правда, поначалу, глядя на восстановленный иконостас нижнего храма Спасо-Преображенского собора, он искренне недоумевал: «А зачем я вам нужен, если у вас на Валааме такие иконописцы работают?» Так скромно мастер относился к своим работам. Но когда владыка Панкратий попросил его написать икону Царственных мучеников для Смоленского скита, не отказал. С готовностью взялся за дело. И с удивительной трепетностью сумел передать тонкое портретное сходство всех членов августейшей семьи. Разумеется, это не случайно.

Перед тем как начать работу над иконой, мастер прочитал множество книг, связанных с Императором, переписку Царской семьи. А еще пересмотрел документальные фильмы, посвященные Романовым. Он побывал в Екатеринбурге, на Ганиной Яме и в остальных местах, так или иначе связанных с жизнью и смертью Императора и его близких. И отзывы людей, приближенных к августейшим особам, были просмотрены им самым тщательным образом. Изучение было глубокое, очень долгое. Лишь после этого Александр Михайлович начал создание образа. 

В память о Мастере

Сегодня икону Царственных мучеников, написанную Александром Соколовым, можно увидеть не только на Валааме. В начале ноября в Храме Христа Спасителя открылась посмертная выставка мастера. На ней представлено около ста работ разных периодов творчества иконописца, начиная с 1980 года, когда он создал образ «Не рыдай Мене, Мати» (собрание семьи Соколовых-Вишняк) до 2014-го – последнего года жизни. Гости выставки могут увидеть панагии, мозаику, репродукции фресок из храмов и монастырей России и зарубежья. И, конечно, там есть ряд икон, написанных мастером, в том числе образ Царственных мучеников с часовни Смоленского скита Валаамского монастыря, привезенный специально в Москву на выставку художника.

«Идея выставки заключается в том, чтобы собрать воедино и показать весь диапазон возможностей современного иконописца, который, подобно мастерам древности, средних веков и нового времени, мог работать в разных жанрах и областях художественного творчества. Александр не только писал иконы, но и проектировал иконостасы и храмы. И каждой работе отдавал себя целиком», – сказала вдова художника и организатор выставки Мария Вишняк.

Продлится выставка до 6 декабря. После чего все иконы и работы Александра Михайловича вернутся на свои места. Но память о нем еще долго будет жить в сердцах родных и друзей мастера, которых он одарил своей любовью. И, конечно, помнить о нем будут в Валаамском монастыре. В храме Валаамской иконы Божией Матери, где работал иконописец, теперь совершается дневное чтение Неусыпаемой Псалтири, во время которого постоянно поминают и раба Божиего Александра. Вечная ему память!
 
1 
 
1 
  
1 
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
22.11.2024 12:22
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 12:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Сергей Швецов
22.11.2024 12:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 11:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Человек
22.11.2024 09:58
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 09:56