«Русские на Святой Земле»

В Иерусалимском Православном Семинаре состоялась презентация новой книги диакона Александра Занемонца, посвященной истории русского присутствия в Иерусалиме

30.11.2015 86
В Иерусалимском Православном Семинаре состоялась презентация новой книги, посвященной истории русского присутствия на Святой Земле. Почти триста страниц текста, написанного диаконом Александром Занемонцем, несколько сот черно-белых архивных и цветных новых фотографий, оформление и рисунки московского художника Ильи Викторова. Предисловие митрополита Илариона, первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Книга издана по благословению епископа Агапита Штутгартского, главы издательского отдела Русской Православной Церковью Зарубежом, сообщил «Русской народной линии» о.Александр Занемонец.

На презентации в Иерусалиме присутствовали митрополит Иларион, первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, архиепископ Женевский Михаил (РПЦЗ), иерусалимские археологи, историки, книгоиздатели, члены Русской Духовной Миссии.

Книга начинается с паломничеств игумена Даниила и св. Евфросинии Полоцкой в 12 веке и доходит до наших дней. Из жития св. Евфросинии мы знаем, что уже в 12 веке – при крестоносцах – в Иерусалиме был русский монастырь… Основное внимание уделено, конечно же, 19 и 20 веку, когда присутствие Русской Церкви в Иерусалиме стало официальным, а паломничество – массовым.

Созидание «Русской Палестины» в 19 веке было не только результатом государственной политики или синодальных решений, но, в первую очередь, делом тех подвижников, которые трудились на Ближнем Востоке. Это и начальники Русской Духовной Миссии, и рядовое духовенство, и первые сестры монастырей, и те миряне, которые приняли благочестивое решение трудиться в Палестине. Их никто не неволил: на Святую Землю, ехали те, кто хотел там жить и трудиться. Так, архимандрит Антонин (Капустин), почти тридцать лет возглавлявший Русскую Духовную Миссию во второй половине 19 века, не выезжал оттуда в Россию ни разу: ему было хорошо на христианском Востоке, который он по-настоящему любил. Его было даже не выманить оттуда обещаниями архиерейства, как это было принято в ту пору. Характерно, что большинство деятелей «Русской Палестины» принадлежало к свободным сословиям – ученому монашеству, купцам, государственным крестьянам. Они изначально были свободны в проявлении инициативы и не ждали окрика со стороны начальства. 

Многие русские монастыри и храмы на Святой Земле создавались трудами и жертвой не просто отдельных благодетелей, но всего русского народа. Так, земля для строительства Горненского монастыря была куплена на средства, собранные по газетной подписке. Средства для содержания русских школ или для строительства паломнических подворий – а ими занималось Православное Палестинское Общество – шли со всенародного Вербного сбора. Православное Палестинское Общество, со временем получившее название Императорского, было одной из главных общественных организаций в дореволюционной России.

В книге много внимания уделено жизни «Русской Палестины» в послереволюционную эпоху, о чем современному русскому читателю известно пока немного. Как пишет в своем предисловии к книге митрополит Иларион, «это очень важно, ведь русское православное присутствие в Иерусалиме ни на минуту не прерывалось и после революции 1917 года: Русская Духовная Миссия и общественные организации продолжили свое служение. Более того, между двумя мировыми войнами возникли новые общины: в Вифании, а затем в Гефсимании был основан монастырь, устроенный двумя шотландскими сестрами, принявшими Православие… Трудились в Иерусалиме такие выдающиеся деятели Русского Зарубежья как архиеп. Анастасий (Грибановский) и архим. Киприан (Керн). Игуменьей Воскресенского монастыря на Елеоне долгие годы – уже во второй половине XX столетия – была матушка Тамара (Багратион-Мухранская), дочь великого князя Константина Романова (поэта, писавшего под псевдонимом К.Р.) и родственница Государя».

В книге опубликовано множество старых фотографий из архивов русских монастырей в Иерусалиме и во Франции, из собраний Императорского Православного Палестинского Общества и Американской Иерусалимской Колонии. Нередко старые и новые фотографии в книге приводятся вместе, ведь история русского присутствия на Святой Земле продолжается. «В наше время, когда открыты все границы, – завершает свое предисловие к книге митрополит Иларион, – мы можем совершить паломничество в Иерусалим и Вифлеем, в Галилею и Иудейскую пустыню. И можем принять участие в том служении, которое несли поколения наших предков на Святой Земле».

По ходу презентации архиеп. Михаил Женевский поделился своими воспоминаниями об архим. Сергии (Пфеффермане), который был членом Русской Духовной Миссии еще в самом начале XX века (впервые прибыл в Иерусалим в 1902 году), а затем эмигрировал во Францию. Владыка еще застал его во Франции в 1950 годы, где о. Сергий был другом и сослужителем святителя Иоанна (Максимовича). Инокиня Марина (Черткова) рассказала о своей совместной работе в Иерусалиме с архим. Антонием (Граббе), трудами которого была денонсирована так называемая «апельсиновая сделака», о чем не все знают сегодня. Митрополит Иларион отметил, что в настоящее время служение Русской миссии сводится, помимо приема паломников, к сохранению достигнутого, к монашеской жизни и молитве. Притом, что еще в середине XX столетия, не говоря уже о предреволюционном времени, служение Русской Церкви на Святой Земле было гораздо более широким. Это видно по тому напутственному слову, с которым митр. Антоний (Храповицкий) обращался к архим. Киприану (Керну), когда тот был назначен начальников РДМ в 1928 году.

Автор книги в течение многих лет преподает историю в израильских университетах, а также занимается организацией и сопровождением паломнических групп. Является автором ряда научных статей и книг по византийской и русской церковной истории, а также - путеводителя «Неделя на Святой Земле. Путеводитель паломника».

Книга «Русские на Святой Земле» доступна в православных книжных магазинах Иерусалима и Москвы, в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, а также в нескольких православных храмах Петербурга. По вопросам распространения можно обращаться к автору (zanemonets@yahoo.com +972 547 872 755). 
 
«Русские на Святой Земле»
 
Презентация книги
 
Митрополит Иларион и архиепископ Михаил  

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий