Выдающийся русский мыслитель Александр Сергеевич Панарин (Какое символичное для истории и культуры России сочетание имени и отчества! Ведь его носили Пушкин и Грибоедов) умер двенадцать лет, сделав лишь малую долю того, что мог и должен был. Но даже того, что он успел сделать, с запасом хватило для видного места в русской политической мысли и философии. Пройдя, как и многие другие великие россияне, путь от светского либерализма к православному консерватизму, Панарин не впал в крайность манихейства и старался совместить лучшие черты всех этапов своего мировоззренческого развития. Он выступал за глобализацию, но альтернативную, по Достоевскому, а не Бжезинскому, и верил, что стержнем данного процесса станет русская всеотзывчивость. Он считал необходимым совместить ценности христианства и Просвещения. Запрос на этот странный, как кажется, синтез не лишен разумных оснований. Действительно, либеральный гуманизм, толерантность, мультикультурализм, все та же глобализация и другие прелести (без кавычек, потому что в первоначальном значении) современности - это развитие христианских идей до стадии шаржа, злой карикатуры, абсурда, их выворачивание наизнанку и переворачивание, как в конкурсе «Апож». И нынешняя внутренняя и внешняя политика стран Запада соприкасается с христианской системой координат в том смысле, о котором один из Отцов Церкви говорил: «Дьявол - лишь обезьяна Бога». Так возможно и нужно ли это совмещение? Может, на выходе получается уже не попытка сохранить засыхающую ветвь дерева, а сбережение злокачественной язвы на человеческом теле, которая, дескать, тоже законная часть организма? Решением этих необычайно важных для всего мира дилемм и занимался Александр Сергеевич.
Панаринские чтения, которые проводятся в память об ученом, призваны помочь в решении старых, волновавших еще Александра Сергеевича, и новых парадоксов и вызовов мироустройства. Вот и повестка чтений под литерой XIII, состоявшихся 10-12 ноября, не была лишена кажущейся легкой парадоксальности. С одной стороны, обсуждался феномен страны-цивилизации, в первую очередь на примере России, с другой, были всесторонне проанализированы отношения России и Европы, в частности, Франции. Парадокс этот именно кажущийся, о чем писал сам Панарин и вновь сказали участники нынешнего мероприятия. Полноценно существовать и развиваться человечество может лишь как совокупность и система взаимодействия самобытных субъектов с необщим выраженьем лица, а если складывать серые унифицированные нули - на выходе получится гигантский нуль.
Состав участников чтений, открытие которых состоялось в рамках Всемирного Русского Народного Собора, по традиции отличался представительностью. Интеллектуальный уровень докладов и дискуссий был составу вполне под стать. Мысли и мнения высказывались острые, глубокие, интересные, нередко даже вполне революционные. Именно революционные, если называть вещи своими именами, мотивы звучали в выступлении отца Всеволода Чаплина, представляющего один из самых консервативных институтов, Церковь. Отец Всеволод говорил о необходимости кардинального пересмотра Конституции, пусть и через широкую общественную дискуссию, а не путем авторитарных решений, о внесении в военную доктрину положений о морально-нравственных основах применения ВС РФ за рубежом, о новой экономике и социальной политике на базе христианских норм, а также о нужде в демографической доктрине, противостоящей ювенальной юстиции, массовым абортам, пропаганде ЛГБТ и чайлдфри. С этим выступлением во многом перекликалась пламенная речь нашего замечательного актера, режиссера и общественного деятеля Николая Бурляева. Николай Петрович охарактеризовал нынешнюю Конституцию как списанную с западных образцов «местными поклонниками тамошнего чужебесия» и безусловно нуждающуюся если не в полной замене, то в серьезнейшей переработке. Переходя к теме, касающейся основной стези своей жизни, Бурляев напомнил, что в русской истории по-настоящему запечатлелись только опиравшиеся на христианство художники, писатели, поэты и другие творцы. Поэтому именно христианский фундамент должны иметь современные российские телевидение и кинематограф, наиболее массовые источники трансляции и закрепления смыслов. Николай Петрович выразил надежду, что глава государства совершит смелый и давно назревший шаг - выведет сферу культуры из-под власти «невидимой руки рынка».
Интересным получилось выступление доктора философских наук, профессора Дмитрия Музы, прибывшего на чтения из Донецка. Он начал с размышлений, как воспринял бы нынешние события на земле Донбасса сам Панарин, родившийся в Горловке. К сожалению, затем Дмитрий Евгеньевич полностью перешел к глобальному столкновению идеологий, империй и цивилизаций, оставив за пределами доклада локальный, но наиболее важный и близкий нам донбасско-украинский фронт этой всемирной борьбы. Уже в кулуарах профессор посетовал на небольшое количество отведенного времени, в противном случае он непременно упомянул бы, что донбасская антиолигархическая революция является прямым воплощением в жизнь панаринских идей. Я не стал огорчать его своим мнением о крайне противоречивом, явно незавершенном, а по большей части просто эмбриональном характере данной революции, тем паче сам Муза был настроен оптимистически и назвал момент, когда ДНР и ЛНР перестанут быть для Большой России пусть самым ближним, но зарубежьем, делом относительно скорым.
А что делать с дальним зарубежьем, присоединять которое не надо, но понимать и в соответствии с этим пониманием строить отношения,- необходимо? Эта тема и особенно ее французский аспект, как уже сказано выше, вошла на чтениях в число магистральных. Мне в этой связи вспомнилась зарисовка известной отечественной рок-группы «НОМ», творившей и после нескольких трансформаций продолжающей творить в жанре мрачновато-ироничного абсурдизма. Называлась она «Краб» и имела следующее содержание. Несколько человек идут, обмениваясь пафосными банальностями в духе: «Франция – морская держава. Дары моря играют важную роль в рационе каждого уважающего себя француза», и вдруг встречают почти голого мужчину, символизирующего краба, на которого начинают охотиться. Помимо прочего и вне зависимости от изначального замысла создателей, эта зарисовка иронизирует над обывательскими разговорами о геополитике и геоэкономике, вошедшими в моду после распада СССР. Вот и сейчас либеральные скептики любят позлословить, что россиянам телевизионные передачи о международных многоходовочках заменили еду, питье и сон. Но ведь, как не смейся, здоровое питание и крепкий сон действительно напрямую связаны с геополитическими событиями. И Франция, хоть сие и банальность, действительно морская и к тому же великая держава, отношения с которой традиционно и тем паче сейчас многое значат для России. Мы готовы и стремимся к стратегическому партнерству, но касательно позиции Парижа вопросов больше, чем ответов, очень многое зависит от внутриполитической повестки и духовного состояния страны Жанны д'Арк, Виктора Гюго и Шарля де Голля.
С повесткой и состоянием все довольно печально, о чем в красках поведал почетный гость из Парижа, известный политик и друг России Иван Бло. Приведенные им цифры впечатляют, причем не особо приятно. 50% сельских приходов Франции закрыты из-за дефицита священников, количество которых сократилось до 14500 человек, из них половина - старше 75 лет. Преступность с 1968 года выросла в три раза, с полутора до четырех с половиной миллионов преступлений в год. Лишь 28% опрошенных в ходе социсследований готовы в случае войны идти защищать отчизну. Общество насквозь эгоистично, прохожие равнодушно взирают на происходящие средь бела дня уличные избиения, изнасилования, ограбления, и не вмешиваются, дабы не попасть в полицейский протокол. Подобных фактов, свидетельствующих о крайней степени деградации галлов, экс-депутат Европарламента привел множество. Но свою печальную картину он решил закончить светлым мазком. По мнению мсье Бло, нынешняя точка падения Франции может стать самой низкой и тем самым предшествовать ее новому подъему. Явный намек на это - массовые многосоттысячные выступления против легализации гей-браков. Эти выступления объединили как светских, так и религиозных граждан. Не хотят даже самые обмирщенные французы, чтобы некогда любимая дочь католической Церкви была усыновлена «родителями номер 1 и 2». Здесь можно обнаружить часть ответа на вопрос о соработничестве светско-просвещенческого и христианского мировоззрений.
Бло назвал США плодом европейской цивилизации, но плодом, тотально отрицающим и не понимающим Европу. Европа, пусть в душе, а не устами правящих элит, отвечает тем же. Настоящую же надежду европейцы возлагают на Россию. О такой надежде упомянул и видный ученый-гуманитарий, член бюро президиума ВРНС Александр Щипков. Он назвал Россию наследницей византийской ветви европейской цивилизации, призванной на этом основании помочь Европе в нелегком, но необходимом деле покаяния в прежних и нынешних грехах, очищения и перерождения. Основной же темой доклада Александра Владимировича был крайне актуальный нынче вопрос нарочитого размывания и запутывания термина «фашизма». Из строгой единицы политической науки с четкими свойствами фашизм превратился в жупел, удобное клеймо для ниспровержения оппонентов. Дабы скрыть либерально-капиталистические корни фашизма/нацизма и фашизацию современного неолиберализма, СМИ не говорят о фашизме по существу, предпочитая называть «фашистами» любых популистов, любых сторонников сильной власти и вообще любых не нравящихся им персонажей. Один из главных, на мой взгляд, тезисов Щипкова, - необходимость терминологического и практического размежевания между нацизмом/фашизмом и национализмом. Сложно не заметить, что национализм у нас пытаются лишиться любых положительных сторон и попросту права на существование вменяемых версий. Днем с огнем, вернее, со слуховым аппаратом не услышишь от госчиновников и системных политиков хотя бы нейтральное упоминание этого понятия, и подобный расклад вдвойне удивителен на фоне слов президента: «Я - русский националист». Александр Владимирович отметил, что национализм всегда был связан с борьбой за независимость от колонизаторов, с освободительным движением угнетенных народов, вызывавшим горячую симпатию в СССР. На Западной Украине, продолжил он, есть немало людей, желающих мирного развода с Новороссией, и они, при возможной малосимпатичности, именно националисты, остающиеся в рамках адекватности. А вот киевские руководители АТО, проводящие геноцид и замаранные чудовищными военными преступлениями, - нацисты.
На ВРНС и Панаринских чтениях как его ответвлении уделили серьезное внимание проблеме неразрывности истории России, особенно, конечно, в том, что касается ХХ века. Лучше и ярче всего, как мне кажется, выразился известный философ и публицист Александр Казин, назвавший Октябрь-1917 необходимым искуплением Февраля, а красное Знамя Победы над рейхстагом - искуплением крови императорской семьи.
К сожалению, преемственность истории некоторые у нас понимают достаточно экзотически. Вот и здесь слышались радостные голоса - ура, наконец-то Золотую Орду сделали органичной положительной частью русского прошлого и продолжают укреплять в данном статусе. По-моему, слегка странно не понимать, что отнюдь не всякая преемственность, тем паче высосанная из пальца, полезна для национально-государственного здоровья. Кому, скажите на милость, нужен конструкт «Российский - значит, ордынский»? Исламской части нашей страны? Но Орда приняла ислам достаточно поздно и для большинства мусульман России положительным или отрицательным фактором самосознания не является, кавказцам так и вовсе почти безразлична. Татарам как этносу? Они и так предельно комплиментарны русским безо всяких золотоордынских камланий. К тому же нынешние татары в массе своей - генетическое продолжение Волжской Булгарии, разгромленной Ордой, смешивание же имен жертвы и захватчика - всего лишь исторический казус. Теорию знака равенства между Татарстаном и Золотой Ордой критикуют многие члены академического сообщества республики, например, такой его авторитетный член, как профессор Мирфатых Закиев. Подобные умствования нужны и выгодны не татарскому народу, а сравнительно небольшой группе республиканских чиновников, активистов-этнократов и представителей мусульманского духовенства. А еще больше, кажется, они нужны полностью лишенным исторического и национального чувства федеральным бюрократам, равнодушно стремящимся лишь поставить лишнюю галочку в графе «меры по гармонизации межнациональных отношений». Невольное содействие «золотоордынству», не только конкретному, но и широко понимаемому, оказывается и патриотичными, благонамеренными и при этом чрезмерно осторожными людьми, старающимися окружить опасные слова «русский» и «православный» десятками других, залить их водой оговорок и балансировок. Тем самым традиционное для России плодотворное взаимодействие народов, осуществляемое ради общего блага, оказывается абсурдировано и подменено провалившимся европейским толерантным мультикультурализмом. И как тут не порадоваться открытым оголтелым русофобам из лагеря «Эха Москвы», «Граней», «Новой газеты» etc? О диковинной смычке равнодушных, осторожных и оголтелых ваш покорный слуга сказал на одной из секций чтений,которая была посвящена проблемам сохранения идентичности.
Не хочется обрывать рассказ о прекрасном мероприятии на тревожной ноте, тем более радость от наследования Золотой Орде не была ни всеобщим, ни определяющим настроением трех ноябрьских дней. Вот и главный организатор чтений, профессор Расторгуев, подчеркнул, что поколения, воспитанные на классическом варианте русской истории, никогда не воспримут это новшество. И слава Богу! А закончу вот чем. На второй день чтений профессор из Крымского университета Татьяна Сенюшкина продемонстрировала небольшой документальный фильм. В его основе - видеозаписи размышлений А.С.Панарина, датированные концом 90-х. Как же точно он все предвидел - и кризис либерализма, и духовный упадок Запада, и наш поворот на Восток, и постепенное отвоевывание позиций православным мировоззрением. Участники ХIII Панаринских чтений, многие из которых входят в число лучших умов России, сделали, думается, крохотный и частный, но шажок к переосмыслению и решению вопросов, волновавших еще Александра Сергеевича и только прибавившим в актуальности сейчас. Этот шажок - часть большого шага к миру, где будет место и Россиям и Франциям, живущим по новым и одновременно старым, прекрасно-старым заветам и законам.
Станислав Смагин
Первый день Панаринских чтений-2015 в рамках Всемирного русского народного собора. Выступает протоиерей Всеволод Чаплин
Участник Чтений директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева А.С.Миронов
Второй день Панаринских чтений-2015 на философском факультете МГУ. Итоговое фото участников пленарного заседания
Третий день Панаринских чтений-2015 в Государственной Думе. Итоговое фото участников