С Россиями, Франциями жить единым человечьим общежитием

Станислав Смагин о XIII Панаринских чтениях, состоявшихся 10-12 ноября

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
437
Время на чтение 9 минут
Выдающийся русский мыслитель Александр Сергеевич Панарин (Какое символичное для истории и культуры России сочетание имени и отчества! Ведь его носили Пушкин и Грибоедов) умер двенадцать лет, сделав лишь малую долю того, что мог и должен был. Но даже того, что он успел сделать, с запасом  хватило для видного места в русской политической мысли и философии. Пройдя, как и многие другие великие россияне, путь от светского либерализма к православному консерватизму, Панарин не впал в крайность манихейства  и старался совместить лучшие черты всех этапов своего мировоззренческого развития. Он выступал за глобализацию, но альтернативную, по Достоевскому, а не Бжезинскому, и верил, что стержнем данного процесса станет русская всеотзывчивость. Он считал необходимым совместить ценности христианства и Просвещения. Запрос на этот странный, как кажется, синтез не лишен разумных оснований. Действительно, либеральный гуманизм, толерантность, мультикультурализм, все та же глобализация и другие прелести (без кавычек, потому что в первоначальном значении) современности - это развитие христианских идей до стадии шаржа, злой карикатуры, абсурда, их выворачивание наизнанку и переворачивание, как в конкурсе «Апож». И нынешняя внутренняя и внешняя политика стран Запада соприкасается с христианской системой координат в том смысле, о котором один из Отцов Церкви говорил: «Дьявол - лишь обезьяна Бога». Так возможно и нужно ли это совмещение? Может, на выходе получается уже не попытка сохранить  засыхающую ветвь дерева, а сбережение злокачественной язвы на человеческом теле, которая, дескать, тоже законная часть организма? Решением этих необычайно важных для всего мира дилемм и занимался Александр Сергеевич.

Панаринские чтения, которые проводятся в память об ученом, призваны помочь в решении старых, волновавших еще Александра Сергеевича, и новых парадоксов и вызовов мироустройства. Вот и повестка чтений под литерой XIII, состоявшихся 10-12 ноября, не была лишена кажущейся легкой парадоксальности. С одной стороны, обсуждался феномен страны-цивилизации, в первую очередь на примере России, с другой, были всесторонне проанализированы отношения России и Европы, в частности, Франции. Парадокс этот именно кажущийся, о чем писал сам Панарин и вновь сказали участники нынешнего мероприятия. Полноценно существовать и развиваться человечество может лишь как совокупность и система взаимодействия самобытных субъектов с необщим выраженьем лица, а если складывать серые унифицированные нули - на выходе получится гигантский нуль.

Состав участников чтений, открытие которых состоялось в рамках Всемирного Русского Народного Собора, по традиции отличался представительностью. Интеллектуальный уровень докладов и дискуссий был составу вполне под стать. Мысли и мнения высказывались острые, глубокие, интересные, нередко даже вполне революционные. Именно революционные, если называть вещи своими именами, мотивы звучали в выступлении отца Всеволода Чаплина, представляющего один из самых консервативных институтов, Церковь. Отец Всеволод говорил о необходимости кардинального пересмотра Конституции, пусть и через широкую общественную дискуссию, а не путем авторитарных решений, о внесении в военную доктрину положений о морально-нравственных основах применения ВС РФ за рубежом, о новой экономике и социальной политике на базе христианских норм, а также о нужде в демографической доктрине, противостоящей ювенальной юстиции, массовым абортам, пропаганде ЛГБТ и чайлдфри. С этим выступлением во многом перекликалась пламенная речь нашего замечательного актера, режиссера и общественного деятеля Николая Бурляева. Николай Петрович охарактеризовал нынешнюю Конституцию как списанную с западных образцов «местными поклонниками тамошнего чужебесия» и безусловно нуждающуюся если не в полной замене, то в серьезнейшей переработке. Переходя к теме, касающейся основной стези своей жизни, Бурляев напомнил, что в русской истории по-настоящему запечатлелись только опиравшиеся на христианство художники, писатели, поэты и другие творцы. Поэтому именно христианский фундамент должны иметь современные российские телевидение и кинематограф, наиболее массовые источники трансляции и закрепления смыслов. Николай Петрович выразил надежду, что глава государства совершит смелый и давно назревший шаг - выведет сферу культуры из-под власти «невидимой руки рынка».

Интересным получилось выступление доктора философских наук, профессора Дмитрия Музы, прибывшего на чтения из Донецка. Он начал с размышлений, как воспринял бы нынешние события на земле Донбасса сам Панарин, родившийся в Горловке. К сожалению, затем Дмитрий Евгеньевич полностью перешел к глобальному столкновению идеологий, империй и цивилизаций, оставив за пределами доклада локальный, но наиболее важный и близкий нам донбасско-украинский фронт этой всемирной борьбы. Уже в кулуарах профессор посетовал на небольшое количество отведенного времени, в противном случае он непременно упомянул бы, что донбасская антиолигархическая революция является прямым воплощением в жизнь панаринских идей. Я не стал огорчать его своим мнением о крайне противоречивом, явно незавершенном, а по большей части просто эмбриональном характере данной революции, тем паче сам Муза был настроен оптимистически и назвал момент, когда ДНР и ЛНР перестанут быть для Большой России пусть самым ближним, но зарубежьем, делом относительно скорым.

А что делать с дальним зарубежьем, присоединять которое не надо, но понимать и в соответствии с этим пониманием строить отношения,- необходимо? Эта тема и особенно ее французский аспект, как уже сказано выше, вошла на чтениях в число магистральных. Мне в этой связи вспомнилась зарисовка известной отечественной рок-группы «НОМ», творившей и после нескольких трансформаций продолжающей творить в жанре мрачновато-ироничного абсурдизма. Называлась она «Краб» и имела следующее содержание. Несколько человек идут, обмениваясь пафосными банальностями в духе: «Франция – морская держава. Дары моря играют важную роль в рационе каждого уважающего себя француза», и вдруг встречают почти голого мужчину, символизирующего краба, на которого начинают охотиться. Помимо прочего и вне зависимости от изначального замысла создателей, эта зарисовка иронизирует над обывательскими разговорами о геополитике и геоэкономике, вошедшими в моду после распада СССР. Вот и сейчас либеральные скептики любят позлословить, что россиянам телевизионные передачи о международных многоходовочках заменили еду, питье и сон. Но ведь, как не смейся, здоровое питание и крепкий сон действительно напрямую связаны с геополитическими событиями. И Франция, хоть сие и банальность, действительно морская и к тому же великая держава, отношения с которой традиционно и тем паче сейчас многое значат для России. Мы готовы и стремимся к стратегическому партнерству, но касательно позиции Парижа вопросов больше, чем ответов, очень многое зависит от внутриполитической повестки и духовного состояния страны Жанны д'Арк, Виктора Гюго и Шарля де Голля. 

С повесткой и состоянием все довольно печально, о чем в красках поведал почетный гость из Парижа, известный политик и друг России Иван Бло. Приведенные им цифры впечатляют, причем не особо приятно. 50% сельских приходов Франции закрыты из-за дефицита священников, количество которых сократилось до 14500 человек, из них половина - старше 75 лет. Преступность с 1968 года выросла в три раза, с полутора до четырех с половиной миллионов преступлений в год. Лишь 28%  опрошенных в ходе социсследований готовы в случае войны идти защищать отчизну. Общество насквозь эгоистично, прохожие равнодушно взирают на происходящие средь бела дня уличные избиения, изнасилования, ограбления, и не вмешиваются, дабы не попасть в полицейский протокол. Подобных фактов, свидетельствующих о крайней степени деградации галлов, экс-депутат Европарламента привел множество. Но свою печальную картину он решил закончить светлым мазком. По мнению мсье Бло, нынешняя точка падения  Франции может стать самой низкой и тем самым предшествовать ее новому подъему. Явный намек на это - массовые многосоттысячные выступления против легализации гей-браков. Эти выступления объединили как светских, так и религиозных граждан. Не хотят даже самые обмирщенные французы, чтобы некогда любимая дочь католической Церкви была усыновлена «родителями номер 1 и 2». Здесь можно обнаружить часть ответа на вопрос о соработничестве светско-просвещенческого и христианского мировоззрений. 

Бло назвал США  плодом европейской цивилизации, но плодом, тотально отрицающим и не понимающим Европу. Европа, пусть в душе, а не устами правящих элит,  отвечает тем же. Настоящую же надежду европейцы возлагают на Россию. О такой надежде упомянул и видный ученый-гуманитарий, член бюро президиума ВРНС Александр Щипков. Он  назвал Россию наследницей византийской ветви европейской цивилизации, призванной на этом основании помочь Европе в нелегком, но необходимом деле покаяния в прежних и нынешних грехах, очищения и перерождения. Основной же темой доклада Александра Владимировича был крайне актуальный нынче вопрос нарочитого размывания и запутывания термина «фашизма». Из строгой единицы политической науки с четкими свойствами фашизм превратился в жупел, удобное клеймо для ниспровержения оппонентов. Дабы скрыть либерально-капиталистические корни фашизма/нацизма и фашизацию современного неолиберализма, СМИ не говорят о фашизме по существу, предпочитая называть «фашистами» любых популистов, любых сторонников сильной власти и вообще любых не нравящихся им персонажей. Один из главных, на мой взгляд, тезисов Щипкова, - необходимость терминологического и практического размежевания между нацизмом/фашизмом и национализмом. Сложно не заметить, что национализм у нас пытаются лишиться любых положительных сторон и попросту права на существование вменяемых версий. Днем с огнем, вернее, со слуховым аппаратом не услышишь от госчиновников и системных политиков хотя бы нейтральное упоминание этого понятия, и подобный расклад вдвойне удивителен на фоне слов президента: «Я - русский националист». Александр Владимирович отметил, что национализм всегда был связан с борьбой за независимость от колонизаторов, с освободительным движением угнетенных народов, вызывавшим горячую симпатию в СССР. На Западной Украине, продолжил он, есть немало людей, желающих мирного развода с Новороссией, и они, при возможной малосимпатичности, именно националисты, остающиеся в рамках адекватности. А вот киевские руководители АТО, проводящие геноцид и замаранные чудовищными военными преступлениями, - нацисты.

На ВРНС и Панаринских чтениях как его ответвлении уделили серьезное внимание проблеме неразрывности истории России, особенно, конечно, в том, что касается ХХ века. Лучше и ярче всего, как мне кажется, выразился известный философ и публицист Александр Казин, назвавший Октябрь-1917 необходимым искуплением Февраля, а красное Знамя Победы над рейхстагом - искуплением крови императорской семьи. 

К сожалению, преемственность истории некоторые у нас понимают достаточно экзотически. Вот и здесь слышались радостные голоса - ура, наконец-то Золотую Орду сделали органичной положительной частью русского прошлого и продолжают укреплять в данном статусе. По-моему, слегка странно не понимать, что отнюдь не всякая преемственность, тем паче высосанная из пальца, полезна для национально-государственного здоровья. Кому, скажите на милость, нужен конструкт «Российский - значит, ордынский»? Исламской части нашей страны? Но Орда приняла ислам достаточно поздно и для большинства мусульман России положительным или отрицательным фактором самосознания не является, кавказцам так и вовсе почти безразлична. Татарам как этносу? Они и так предельно комплиментарны русским безо всяких золотоордынских камланий. К тому же нынешние татары в массе своей - генетическое продолжение Волжской Булгарии, разгромленной Ордой, смешивание же имен жертвы и захватчика - всего лишь исторический казус. Теорию знака равенства между Татарстаном и Золотой Ордой критикуют многие члены академического сообщества республики, например, такой его авторитетный член, как профессор Мирфатых Закиев. Подобные умствования нужны и  выгодны не татарскому народу, а сравнительно небольшой группе республиканских чиновников, активистов-этнократов и представителей мусульманского духовенства. А еще больше, кажется, они нужны полностью лишенным исторического и национального чувства федеральным бюрократам, равнодушно стремящимся лишь поставить лишнюю галочку в графе «меры по гармонизации межнациональных отношений». Невольное содействие «золотоордынству», не только конкретному, но и широко понимаемому, оказывается и патриотичными, благонамеренными и при этом  чрезмерно осторожными людьми, старающимися окружить опасные слова «русский» и «православный» десятками других, залить их водой оговорок и балансировок. Тем самым традиционное для России плодотворное взаимодействие народов, осуществляемое ради общего блага,  оказывается абсурдировано и подменено провалившимся европейским толерантным мультикультурализмом. И как тут не порадоваться открытым оголтелым русофобам из лагеря «Эха Москвы», «Граней», «Новой газеты» etc? О диковинной смычке равнодушных, осторожных и оголтелых ваш покорный слуга сказал на одной из секций чтений,которая была посвящена проблемам сохранения идентичности.

Не хочется обрывать рассказ о прекрасном мероприятии на тревожной ноте, тем более радость от наследования Золотой Орде не была ни всеобщим, ни определяющим настроением трех ноябрьских дней. Вот и главный организатор чтений, профессор Расторгуев, подчеркнул, что поколения, воспитанные на классическом варианте русской истории, никогда не воспримут это новшество. И слава Богу! А закончу вот чем. На второй день чтений профессор из Крымского университета Татьяна Сенюшкина продемонстрировала небольшой документальный фильм. В его основе - видеозаписи размышлений А.С.Панарина, датированные концом 90-х. Как же точно он все предвидел - и кризис либерализма, и духовный упадок Запада, и наш поворот на Восток, и постепенное отвоевывание позиций православным мировоззрением. Участники ХIII Панаринских чтений, многие из которых входят в число лучших умов России, сделали, думается, крохотный и частный, но шажок к переосмыслению и решению вопросов, волновавших еще Александра Сергеевича и только прибавившим в актуальности сейчас. Этот шажок - часть большого шага к миру, где будет место и Россиям и Франциям, живущим по новым и одновременно старым, прекрасно-старым заветам и законам.

Станислав Смагин
 
1 
Первый день Панаринских чтений-2015 в рамках Всемирного русского народного собора. Выступает протоиерей Всеволод Чаплин
 
1 
Участник Чтений директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева А.С.Миронов
 
 1
Второй день Панаринских чтений-2015 на философском факультете МГУ. Итоговое фото участников пленарного заседания

1 
Третий день Панаринских чтений-2015 в Государственной Думе. Итоговое фото участников
 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Анатольевич Смагин
Заметки с фронта: благословенная грязь войны
«Нечестно показывать войну как один лишь великий и благородный порыв народа, но столь же нечестно – как одну лишь грязь и безнадегу»
29.01.2024
Окопная правда политрука
Ростовский политолог, журналист и публицист, а ныне политрук Станислав Смагин об украинской тирании ее последствиях для Донбасса 
18.05.2023
Что будет с Россией?
По материалам книги «Горько-своевременные мысли»
19.05.2021
Все статьи Станислав Анатольевич Смагин
Бывший СССР
День памяти К.Н.Леонтьева
Сегодня мы также вспоминаем генералиссимуса А.Д.Меншикова и славянофила А.И.Кошелева
25.11.2024
День окончания монголо-татарского ига
Сегодня мы также вспоминаем живописца Ф.Я.Алексеева, одного из основателей Союза Русского Народа Н.Н.Ознобишина, Великую Княгиню Ольгу Александровну
24.11.2024
БРИКС: в чем образ будущего?
Подход должен быть творческим, оригинальным, не копирующим слепо прошлые проекты, хотя из них и есть, что позаимствовать
23.11.2024
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«"Орешник" есть традиционная русская ценность»
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.11.2024 12:25
Митрополит Иларион: Единая Русская Церковь - это великая духовная сила
Новый комментарий от Александр Волков
25.11.2024 12:01
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.11.2024 12:00
Настал момент спросить: «Кто русский?»
Новый комментарий от Игорь Ал
25.11.2024 11:00
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Туляк
25.11.2024 10:21