«Обеднение языка – прямое следствие духовного оскудения»

Известные пастыри о «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»

24.11.2015 211
Известный публицист Александр Привалов весьма критически отозвался об обсуждаемом сейчас проекте «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года», пишет Regions.ru

Привалов, в частности, заявляет, что в документе «совсем или почти совсем не трактуются важнейшие и острейшие проблемы нашей культуры, решать которые обязано именно государство. Назову лишь две, самые очевидные. Первая — неимоверно быстрый упадок гуманитарного образования. Русская культура литературоцентрична; основная масса наших сограждан приобщается к ней, уж вы извините, с помощью школьных словесников. Они далеко не идеальны и сейчас, но на смену им придут гораздо худшие: их подготовка на глазах примитивизируется. На филфаках педвузов уже практически исчезли фольклор, древнерусская литература и история языка (вот она, любовь-то к отечественной традиции!), резко уменьшен объём теоретических дисциплин. Всё менее образованные учителя будут выпускать всё менее окультуренных детей, и пока об остановке этой дьявольской спирали никто даже и не начал задумываться... 

Столь же очевидна проблема с без сравнения главнейшим сегодня культуртрегером — телевидением. Страна всё меньше читает, всё реже ходит в кино и в театры, и представления о культуре, о должном и недолжном, о способах жить и умирать, думать и говорить берёт из ящика (да из соцсетей, где азартно обсуждает опять-таки виденное по телевизору). Но на больших каналах, государством безусловно контролируемых, высокая культура практически не представлена, спокойной и взвешенной речи слышно немного, а вот самого разного рода вопли, агрессия и дурновкусие представлены в широчайшем ассортименте. Если государство всерьёз решит взяться за культурное строительство, мы об этом узнаем из телепрограмм». 

«Согласны ли вы, что стратегия государственной культурной политики должна предусматривать решения этих проблем? Как их следует решать? Какие еще проблемы культуры кажутся вам особенно важными?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что «главная проблема в отсутствии идейного базиса». «Например, в дореволюционном обществе крестьяне были культурными, хотя могли не уметь писать, - отметил пастырь. - Они могли быть с образованием в три класса церковно-приходской школы, но и в школе, и в храме на богослужении они получали общий культурный багаж знаний, который был европейским, христианским. Преподобный Серафим Саровский умел читать, но не умел писать, и он прочел тысячи книг. В Советском Союзе тоже пеклись об образовании, культуре, чтение было в чести, искусство называли высшей ценностью». 

«А сейчас, как сказал один современный продюсер, мало хороших сценаристов, потому что выросло новое поколение, которое не читало книг, - посетовал он. - Сейчас книги можно не читать, даже если ты сдаешь экзамен по литературе. Прочитали краткий сюжет и все, а это не дает представления о настоящей культуре. Зачем нужна культура, литература, фольклор в отсутствии идейной базы? При современном развитии интернета, соцсетей, клипового телевидения растет поколение, у которого культурное восприятие крайне зауженное. Такой человек заточен под утилитарные, плоские задачи, под бытие культурно ограниченного офисного планктона». 

«Решение – идейное целеполагание, - предложил отец Андрей. - Идеей должно быть народосбережение, психофизическое и культурное. Нужно, чтобы народ не просто существовал в парадигме хлеба и зрелищ – сериалов бандитских и жвачек в виде мыльных опер, а чтобы сердцевина народа была культурно насыщена и образована. И, кстати, это проблема не только России, а общемировая».
 
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, опечален тем, что сейчас для культуры ничего толком не делается. «Идет разрушение культурного поля России, - пояснил он. - Многие недостатки, недочеты, связанные с недофинансированием, с недообразованностью можно было бы компенсировать открытой и четкой связью проблем культуры с проблемами духовной жизни России: связать русскую православную духовность с программами культуры. Сейчас этого дождаться невозможно, нет к этому предпосылок, и мы можем только молиться в надежде». 

«То, что идет в школах под названием "Основы православной культуры", как пример приводить нельзя, - считает отец Александр. - У меня ощущение, что это несерьезно и очень все печально. Я знаю, что есть люди, которые готовы и хотят заниматься этим серьезно, но им просто не дают. Надеюсь, на уровне именно светского руководства нашего государства найдутся люди, которые поймут, что без духовной связи, без измерения глубины русской культуры и при таком ущербном ее финансировании, мы обречены на деградацию, а наши дети обречены стать Иванами, не помнящими ни родства, ни духа, ни культуры. Да не будет так! Пусть будет развитие нашей культуры именно в духовном русле. А светская культурология - это выхолощенное пустое занятие».
 
Протоиерей Александр Ткаченко, директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге, сказал: «Язык – основа нашей культуры и самобытности. Если мы утратим язык, мы утратим себя как нацию, растворимся в образах, которые предлагает нам реклама. Традиции уже постепенно теряются: мы не знаем русские песни, не уважаем национальный костюм, относимся к собственному языку только как к утилитарному инструменту. Язык для нас перестал быть тем, что помогает человеку выразить свою душу». 

«Обеднение языка – прямое следствие духовного оскудения, - убежден пастырь. - Когда общество живет примитивными чувствами и страстями, люди перестают пользоваться всем художественным богатством образов – просто отпадает потребность. В том числе падает культурный уровень - как государственных телеканалов, так и школьных учебников». 

«Что касается телевидения - когда-то у нас были дикторы и телеведущие высочайшего класса, образованные и интеллигентные. Безусловно, такие есть и сейчас, но стремление как можно быстрее выдавать "сенсационные" новости для привлечения максимально широкой аудитории, можно сказать, губит профессию. Не только не выдерживается объективная, рассудительная интонация – порой даже не соблюдаются элементарные правила русского языка», - посетовал он.

«Мы привыкли общаться sms-ками и смайликами – стоит ли удивляться, что те же школьники не стремятся изучать русский язык и литературу? Зачем им "Война и мир", когда все их переживания и эмоции можно уложить в одну картинку на экране? Именно поэтому проблема культурного уровня страны неразрывно связана со школьным и университетским образованием. Гуманитарные дисциплины должны преподавать в том же объеме и качестве, что и точные науки. Именно в школе детям прививается любовь к своему языку, своей культуре, истории, традициям – порой даже вопреки родительскому воспитанию. При этом обучение должно строиться на искреннем увлечении предметом: учитель должен показывать ученику красоту и глубину нашего мира, а не заставлять до исступления зубрить склонения и спряжения. А чтобы увлеченных, влюбленных в свое дело учителей было больше, как раз и необходима продуманная государственная политика, предусматривающая и обеспечение достойной подготовки учителей, и достаточно высокий уровень зарплат», - сказал отец Александр. 

«Считаю, что задача сохранения высокой русской культуры стоит и перед государством, и перед обществом – то есть перед каждым из нас. В наших силах сохранять культуру и передавать ее своим детям – это не менее важно, чем государственная политика», - заключил священник.
 
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», согласен с Александром Приваловым, что в России стали меньше читать. «Для нашей культуры, да и вообще для страны это трагедия, - убежден он. - Между тем русская классическая литература - наша национальная гордость. Она признана в мире одной из вершин культурного развития человечества вообще. Отказываясь от своей литературоцентричности, мы фактически отказываемся и от своих высоких достижений, - а народ познается не по своим падениям, но по взлетам. Русский - это человек, который любит свою литературу, знает ее, учась у классиков добру, справедливости, тому, как нужно поступать в той или иной ситуации». 

«Вместе с тем я уверен, что происходящая с нами катастрофа - следствие не только того, что мы мало преподаем литературу и плохо готовим преподавателей этого предмета. Деградация происходит не только в России, и она связана с развитием техники, социальных сетей, телевидения, визуальных медиа и вообще всего того, что сегодня интересует обычного подростка, школьника», - считает пастырь.

«К сожалению, - посетовал он, - оторвать детей от экранов смартфонов, сделать так, чтобы они вылезли из Фейсбука, Твиттера, ВКонтакте и взяли в руки книгу, нелегко. Для этого нужно быть не просто человеком, который любит литературу, а гением педагогики. Если мы просто механически увеличим количество часов, отведенных на литературу в школе, - мы, к сожалению, дела не исправим, хотя и без этого тоже не обойтись. Необходимы специальные исследования, которые могли бы нам подсказать, как в эру информационного бума воспитывать детей, заставить их вспомнить, что мы русские и мы литературоцентричны. Это очень непросто».
 
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), не сомневается в том, что уровень образования в нашей стране снижен. «Я сам сталкиваюсь с тем, что нынешние выпускники школ, старшеклассники и студенты потрясающе безграмотны, - подчеркнул он. - И это выражается не только в неумении писать по-русски, но и в незнании важнейших вех истории России, важнейших терминов нашего языка. Поэтому, разумеется, это вызывает сильное опасение за будущее. Как могут дети, выросшие вне культурно-исторического контекста своего народа, своей Родины в дальнейшем стать опорой для своей страны, что они будут защищать, в чем находить свою идентичность? Разумеется, эту проблему необходимо решать на государственном уровне». 

«Но, к сожалению, вынужден констатировать: пока что образование у нас только ухудшается. Снижается финансирование, упрощаются программы, и это печально, - сожалеет игумен. - Необходимо определенное количество учебного времени на изучение русской культуры, литературы, языка, плюс на какие-то воспитательные мероприятия. А пока что вместо полноценных уроков у нас факультативы и кружки, а это, разумеется, ни к чему хорошему не приводит». 

«Дети перестают читать. Как следствие, полностью уничтожается грамотность – читающий человек и пишет грамотно. В недалеком будущем нас ожидает поколение людей, выросших на компьютерных играх, пересказывающих друг другу последние новости из телевизора или с новостного сайта. Людей, которые не умеют мыслить критически, анализировать информацию. А такие люди, действительно, становятся легко внушаемыми, податливыми для любой идеологии, в том числе враждебной нашей стране», - предостерег пастырь.
 
Священник Пётр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, сказал: «В городах Белоруссии в свое время были упразднены школы, где преподавание велось на белорусском языке. Белорусский проходили, но в русскоязычных школах. А потом оказалось: некого посылать в деревню, чтобы преподавать язык. Выпускники институтов, будущие учителя, белорусского не знали, а сами были городскими жителями. Получилось, что белорусский пропал и в деревнях. В результате в стране вместо него используется трасянка (смешанный язык) и русский. А на белорусском разговаривают только высокообразованные интеллектуалы. Живой язык почти исчез». 

«Да, - продолжил он, - любовь к языку закладывается именно в школе. Преподаватель должен не просто говорить правильно и красиво, литературным языком, но и открывать тайны этого языка - зачастую нам известно, что то или иное слово можно использовать в определенном контексте, а что оно обозначает, мы не знаем. Мы живем, не чувствуя языка. А с учетом того, что в школах у нас все больше представителей различных этнических групп, мы переходим на пиджин (упрощенный язык). Не исключено, что скоро правильный русский тоже будет уделом интеллектуалов. Они смогут воспользоваться своими знаниями, а мы будем говорить на каком-то суррогате. Так что знать собственный язык обязательно нужно. К сожалению, студенты его совсем не знают». 

«И, конечно, нужно хорошо знать свою традиционную культуру, фольклор, - убежден пастырь. - Как-то в электричке я наблюдал: люди, собирая милостыню, пели казачьи песни. Я с удивлением обнаружил, что они перевирают слова, так как не знают их - не очень понятные заменяют другими, и получается абракадабра. А они еще и продавали диски с «казачьими» песнями в собственном исполнении… Как можно исполнять песни, не зная слов?» 

«В дореволюционных российских школах изучали церковнославянский – язык молитвы, богослужения, - напомнил отец Пётр. - Это облегчало понимание литературного языка. А сегодня стихотворение Пушкина «Пророк» необходимо полностью переводить. Чуть ли не к каждому слову идет сноска. Как, например, современным школьникам понять такие строки? 

И горний ангелов полет, 
И гад морских подводный ход, 
И дольней лозы прозябанье. 

Да мы скоро будем переводить и фразу "устами младенца глаголет истина" - "ртом ребенка говорит правда"! Высокий стиль нам будет недоступен. Так что язык, конечно, главная наша боль. Примечательно, что в Армении изучают три языка: древний грабар, на котором идет богослужение и написана Библия, и два новых. В результате в стране представлено все многообразие армянского языка».
 
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, согласился со всеми словами господина Привалова. «Он действительно говорит о том, что нужно предпринять государству в первую очередь, если оно хочет, как говорят представители власти, "сохранить свою автономию, самобытность". Конечно, в современных условиях государство должно заботиться о выполнении всех перечисленных пунктов», - считает отец Николай.

«К вышесказанному могу прибавить еще вот что: каждый образованный человек должен иметь представление о религии, знать о духовных ценностях, существовавших на протяжении сотен лет, свою основополагающую религию – Православие. Вера – личный выбор каждого, но общие знания о православной вере, истории государства, Церкви, необходимы каждому российскому гражданину», - заключил пастырь.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий