В минувший четверг православную общественность взволновало заявление Следственного комитета о том, что проведены необходимые экспертизы, которыми доказано, что «екатеринбургские останки»
являются подлинными. Именно так подали СМИ заявление пресс-службы СКР. Слава Богу, вскоре ситуацию немного разрядил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, разъяснивший, что ничего принципиально не изменилось, исследования будут продолжены. Впрочем, внимательное знакомство с самим текстом заявления пресс-службы СКР свидетельствует, что в нем нет той однозначности, как это подали СМИ. Просто кто-то умело вставил в текст заявления неосновательное и, по сути, провокационное предложение: «проведенные исследования еще раз указывают на подлинность исследуемых екатеринбургских останков». Журналисты, «заточенные» на сенсацию, вырвали это предложение из контекста и то ли по неведению, то ли умышленно превратили новость в «информационную утку», всерьез взволновавшую православных.
Все точки над i расставила пятничная
пресс-конференция в ИТАР-ТАСС представителей Церкви епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) и главы Синодального информационного отдела Владимира Легойды с участием известного ученого-историка, давнего критика официальной версии следствия академика Вениамина Алексеева. Уже тот факт, что к участию в пресс-конференции официальных церковных лиц был приглашен академик Алексеев свидетельствует о том, что церковная комиссия не намерена плестись в хвосте следствия и просто визировать всё то, что предложит следователь Владимир Соловьев и приглашенные им эксперты. Это очевидный сигнал тем церковным «всепропальщикам», которые уже готовы причитать, что Патриархия собирается «всё сдать», признать останки, а народу церковному пора начинать «борьбу за правду».
Своевременная и решительная отповедь от представителей Церкви той мелкой провокации, которая произошла (а может быть ее сознательно организовали?) с подачей в СМИ заявления Следственного комитета не является случайным недоразумением. Это проявление того фундаментального факта, что у следователя Владимира Соловьева, ведущего это дело, и у представителей Церкви (впрочем, как и у подавляющего большинства церковного народа) совершенно разные представления о том, как должно происходить нынешнее исследование. Следователь Соловьев, судя по всему, намеревался просто провести генетическую экспертизу (причем, силами тех самых специалистов, которые уже «доказали подлинность» останков), сравнив захороненные в 1998 году под давлением тогдашних властей в Петропавловском соборе «екатеринбургские останки» с найденными позже останками двух человек, которые приписывают царевичу Алексею и царевне Марии. Собственно о завершении этой экспертизы, проведенной все тем же генетиком Евгением Рогаевым, и сообщила пресс-служба СКР. Логика В. Соловьева проста: мол, докажем родство этих останков, и «дело в шляпе».
Однако Церковь озабочена не генетическими экспертизами, она заинтересована в подлинности, поскольку речь идет о Святыне, о Святых мощах. Именно эту мысль подчеркивали на пресс-конференции и владыка Тихон и В.Легойда. Именно поэтому Церковь настаивает на более глубоком исследовании «екатеринбургских останков», и не только путем новой генетической экспертизы, но и дополнительных антропологических, исторических, стоматологических исследований. Как раз о необходимости полноценной исторической экспертизы и говорил академик Вениамин Алексеев, подчеркивая, что, несмотря на его предложения организовать такую экспертизу еще в 90-е годы (а он был членом первой государственной комиссии), она так и не была проведена следствием.
Следователь В.Соловьев и сторонники признания «екатеринбургских останков» Царскими мощами (а мне пришлось общаться в последнее время и с таковыми) напирают на то, что «наука доказала», какие, мол, нужны исторические или иные исследования, когда есть результаты генетических экспертиз. Эдакая большевистская логика наоборот. Когда-то генетику именовали «продажной девкой империализма», а следователь Соловьев и его сторонники предлагают ее теперь считать «царицей всех доказательств», выводы которой ставить под сомнение могут только отпетые ретрограды и мракобесы.
И вот тут мы видим принципиальное расхождение, которое и выявилось в четверговой провокации вокруг заявления СКР. Эта история с провокационной интерпретацией журналистами заявления Следственного комитета заставляет нас еще раз обратить внимание на то, что в деле о «екатеринбургских останках» необходима сугубая осторожность, чтобы не допускать ненужного напряжения в обществе, особенно в церковной среде, поскольку к этой проблеме сейчас приковано внимание, без сомнения, всех православных. В этом мне приходится постоянно убеждаться по переписке и разговорам не только с простыми верующими, но и со священнослужителями и даже с архиереями Русской Православной Церкви.
Помимо осторожности и аккуратности в высказываниях нам всем необходимо сегодня и сугубое трезвомыслие. Вот последний пример. В адрес редакции Русской народной линии приходило немало писем, мне звонили некоторые мои знакомые и выражали тревогу в связи со вскрытием гробницы Александра III. Некоторые выступали даже с предложением организовать сбор подписей против, как они выражались, «этого кощунства». Однако выяснилось, что вскрытие могилы отца Царя-Мученика Николая будет происходить по благословению Патриарха Кирилла, а первым протестующим против «кощунства» был как раз следователь Соловьев, заявивший, что «у нас и без того достаточно биологического материала» (эти слова следователя передал мне один близкий к нему человек). Понадобилось вмешательство «высших сфер», чтобы вскрытие гробницы отца Царя-Мученика Николая проходило в рамках уголовного дела и с участием официальных лиц Следственного комитета. Получается, что мы, православные, могли помочь своими неразумными протестами как раз тем людям, которые хотят как можно быстрее доказать «подлинность екатеринбургских останков». Понятно ведь, что сравнение останков императора Александра III с останками, которые, как уверяет следствие, принадлежат Царю-Мученику Николаю, даст серьезное основание для более точных выводов. И важно, чтобы эту генетическую экспертизу провели другие эксперты соответствующей квалификации.
Те манипуляции, которые производило следствие в последние годы с генетическими экспертизами, привело к тому, что многие православные не только не доверяют следователю Владимиру Соловьеву, но начинают не доверять уже самим генетическим исследованиям. Еще немного и православные начнут повторять советский пропагандистский штамп про генетику как «продажную девку империализма», в итоге мы дадим повод обвинять православных в мракобесии, в отрицании научных исследований. А это только на руку тем людям, которые пытаются как раз протащить эти исследования как можно быстрее.
В минувшую пятницу я участвовал в вечере, посвященном прошлому и будущему монархии в России, в рамках которого состоялось представление нашей книги «Правая Россия». Речь зашла и о «екатеринбургских останках». Я выступил примерно в таком духе, призвав к трезвомыслию. В ответ получил отповедь от ведущей, вроде бы верующей и образованной женщины, что, мол, всё нам давно известно, нечего больше исследовать, тела сожгли, а пепел выпили. Поэтому все генетические экспертизы - это обман верующих. При этом шла ссылка на покойного известного старца протоиерея Николая Гурьянова, которому, якобы, было видение на сей счет. Такие неразумные речи только на руку тем, кто пытается доказать подлинность останков без серьезного изучения.
А вокруг Царского дела накопилось множество вопросов, на которые нужно дать ответ. На все волнующие православных вопросы. Иначе новое исследование «екатеринбургских останков» приведет ни к примирению, а к разобщению, к ожесточению. Ну а нам, православной общественности, необходимо не только не поддаваться на всяческие провокации, которые, наверняка, еще будут в этом тяжелейшем деле, но и не давать повода выставлять себя в роли врагов науки, отсталых людей и т.д., а также доверять священноначалию и представителям Церкви.
В ходе пресс-конференции епископа Тихона (Шевкунова) и Владимира Легойды была еще раз озвучена важная мысль, что вопрос о признании останков мощами будут решать не генетики, не эксперты в других отраслях науки, и даже не следователь Владимир Соловьев. Результаты исследований будут представлены Архиерейскому собору Русской Православной Церкви, который и примет окончательное решение. Православные сердца и соборный разум наших архиереев - вот последняя инстанция в этом вопросе. Поэтому всевозможные спекуляции насчет сговора или какой-то конъюнктуры нужно отбросить. Вопрос о «екатеринбургских останках» — это, прежде всего, церковный вопрос и решаться он будет церковными методами.
Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»
57. необходимо призвать православных к трезвомыслию
56. М.Яблоков!
55. Ответ на 53., Избицкая Е.Н. :
54. Ответ на 52., Silvio63:
53. М.Яблоков
52. Ответ на 49., М.Яблоков:
51. Ответ на 50., Lucia:
50. Ответ на 49., М.Яблоков:
49. Re: Между «продажной девкой империализма» и «царицей доказательств»
48. Люся!