Как возродить самобытную русскую цивилизацию?

Известные пастыри о докладе Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном русском народном соборе

13.11.2015 246
Как сообщалось, 10 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии XIХ Всемирного русского народного собора «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси». 

«Как бы вы прокомментировали речь Святейшего Патриарха Кирилла? Как вы понимаете слова «руководствоваться нравственным приоритетом и волей своего народа над другими, особенно внешними источниками права»? Насколько реалистична цель строительства самобытной цивилизации в нынешнем глобализованном мире?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что «для выживания этноса, народа сейчас и нет другого пути, потому что те идейные составляющие, которые таит глобализация, саморазрушительны, ведут к депопуляции, к утрате стержня в жизни общества, популяризации и провозглашению нормой того, за что Содом и Гоморра были уничтожены». 

«Выбор настоящего нравственного, социального и геополитического пути далеко не всегда должен исходить из стереотипов, в том числе исторических, - полагает он. - Например, когда говорят о принятии Христианства Руси, до сих пор спорят, был это выбор европейского или восточного пути, византийского. Но ведь в то время европейская цивилизация была в глубоком упадке после падения Рима. Поэтому рассуждать, какой на самом деле выбор парадигмы развития истинный – это наивно. Выбор должен совершаться по собственным этническим ментальным основам, и уже на этот стержень надо нанизывать те формы, которые будут наиболее благоприятны для развития собственного пути».
 
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил: «Жизнь Церкви и есть строительство самобытной цивилизации, потому что жизнь Церкви – это созидательное начало в пространстве, в котором живет страна и общество. Церковь и наша страна - это органическое и нераздельное целое. Церковь вовсе не отделена от государства». 

«Меня очень вдохновили слова Святейшего, - признался пастырь. - Слава Богу, мы имеем сформулированные целеуказания нашему обществу и нашей Церкви по взаимному сближению, созиданию, сотрудничеству. И то, что Святейший еще дополнительно к этому высказал свое мнение о неразрывности русской истории, о непрерывном пути ее развития, а не о разорванных точках разделенного общества, - это как раз и есть органическое целое не только по временной координате, но и по всем другим, по нашей политической и общественной жизни».
 
Протоиерей Александр Ткаченко, директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге, сказал: «К описанному Святейшим Патриархом идеалу солидарного общества, основанного на национальных традициях и нравственных началах, без сомнения, необходимо стремиться. Быстрый темп современной жизни, постоянно увеличивающаяся конкуренция, которая приводит многих к стремлению "урвать свой кусок", не задумываясь ни об окружающих, ни о собственной душе, зачастую могут уводить нас от главной цели: построения общества равных возможностей, в котором каждый сможет найти свое место, и будет в своей жизни руководствоваться не сиюминутными порывами, а общечеловеческими гуманистическими ценностями». 

«Глобализация не предполагает уничтожения национальных культур – напротив, она должна примирять их, - считает отец Александр. - Народы должны учиться жить в согласии друг с другом, считаясь с другими, но и не забывая о себе. Мне кажется, все мы должны стремиться к добрососедству, основанному на взаимном уважении к традициям жителей других стран. Я помню оживленные дискуссии, посвященные вопросу о том, есть ли у современной России национальная идея. Не думаю, что эту идею нужно как-то специально искать или выдумывать: описанная Патриархом цель развития России как нравственного государства, нравственного и справедливого общества, на мой взгляд, вполне укладывается в понятие "национальной идеи"».
 
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, полагает, что «в речи Патриарха ярко отразилась идея о необходимости самобытного развития всех сфер нашего общества. В упомянутые 90-е, 2000-е годы в образовании, государственной политике явственно прослеживается присутствие внешних идей – американских, европейских, "общечеловеческих". Святейший призывает к тому, чтобы присутствовали и отражались идеи русского мира, которые уже доказали свою жизнеспособность, значимость, полезность на протяжении всей истории государства Российского. Нет сомнений: если стратеги развития России, политики учтут эти тезисы Святейшего Патриарха, развитие российского государства в целом и каждой личности в отдельности пойдет по пути, тысячу лет назад обозначенному князем Владимиром».
 
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил: «Любая цель лучше отсутствия цели, любое движение лучше стояния на месте. Так устроен мир и никто ничего разумнее не предложил. Поэтому мне приятно, что из уст Святейшего Патриарха (а от кого же еще!) начали звучать слова, которых так ждут люди. Причем не только те, кто об этом думает, но и те, кто просто живет, ведь даже обычная жизнь невозможна, если ты не представляешь, что ждет тебя и твоих детей в конце этой жизни». 

«Основополагающие вопросы бытия, вопросы морали, должны постоянно находиться под нашим пристальным вниманием, - убежден пастырь. - А мораль и нравственные нормы – следствие воспитания. Все станет на свои места, когда все мы будем одинаково представлять шкалу этих ценностей, наши приоритеты. Пусть не повторится время, когда какая-то странная группа людей диктовала нам ответы на основополагающие вопросы жизни, которые всегда вступали в противоречие с историческим путем России, с наследием Православия, учением Иисуса Христа, учением Церкви, а также с теми основополагающими идеалами, к которым стремится большинство мировых религий. Хорошо, что Святейший Патриарх все чаще предлагает миру понятные и давно ожидаемые нами слова правды. Их, прежде всего, должны услышать наши власти, люди, принимающие решения, научные сообщества, граждане нашей страны».
 
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, считает, что «Патриарх всеобъемлюще охватил этот вопрос, но здесь, на мой взгляд, маловато конкретики, а в таких важных вопросах нужны конкретные шаги. Конечно, слова Патриарха – руководство к действию, но мне кажется, Церковь должна подсказать реальные шаги, которые должно сделать государство для достижения обозначенной цели». 

«Один из главных вопросов - социальное неравенство, - пояснил он. - Когда на него будет дан четкий внятный ответ (как с этим бороться, и нужно ли бороться вообще), появятся новые смыслы, начнет строиться новое общество. Народ тяготит именно социальное неравенство. Почему у одного завод, а у другого - нищенская зарплата или пенсия? И когда на эти вопросы будет дан однозначный ответ, который удовлетворит всех, все остальное будет выстраиваться логически правильно. Я думаю, это очень важный первый шаг в обозначенном патриархом направлении. Его должны сделать власти предержащие, чтобы все могло развиваться дальше». 

«И разрушение, и созидание – длительные процессы, а не сиюминутные вещи. Мы смотрим на революцию, и нам кажется, что она происходит быстро, моментально, повсеместно. Это не так. У всего есть подготовка: революции, например, предшествует революционная ситуация. Думаю, то, о чем сказал Патриарх, может послужить хорошим началом очень важного глобального процесса в масштабах всей страны», - заключил отец Александр.
 
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, сказал: «Слова Святейшего - в какой-то степени отражение процессов, которые волновали русскую цивилизацию в течение столетий, - по крайней мере начиная с Петра I. Этот спор западников с теми, кого в дальнейшем назвали славянофилами, сопровождает нас издавна. Причем если мы посмотрим на историческое развитие России, увидим: в каком-то смысле в начале XX века произошла победа западников (я все-таки рассматриваю марксизм как идеологию, которая была привнесена извне на русскую почву). Она стала логическим завершением западничества, которое активно развивалось в течение XIX века. Прежде всего, нужно вспомнить восстание декабристов на Сенатской площади, народничество, которое по виду было движением за просвещение народа, дарование ему свободы, а по существу, конечно же, тоже процессом с западным душком. О народовольческом и марксистском периодах говорить не приходится - конечно, это свершалось под знаком всемирного революционного процесса, который якобы считается законом развития цивилизации». 

«Поэтому спор о том, брать ли нам пример с Запада или руководствоваться какими-то органическими процессами, нашей народной, национальной почвой – старый спор, – уверен пастырь. - По-моему, здесь невозможно предложить какое-то одно решение, так как Россия была, есть и будет частью мирового сообщества. Многие процессы, происходящие в мире, неважно где - в Лондоне или, скажем, в Сеуле, особенно связанные с информационным развитием общества, современными технологиями, - параллельно идут везде. И мы с вами, конечно, пользуемся плодами этой цивилизации, ну и по возможности сами принимаем участие в создании этих ценностей». 

«С другой стороны, - продолжил отец Димитрий, - если говорить о социально-политическом устроении, очевидно: перенесение западных моделей на русскую почву без критического осмысления непродуктивно. Это показали 90-е годы. Но и полный отказ от этих процессов невозможен. Мы – часть мира, часть цивилизации. Если можно было бы использовать национальные особенности русского характера (а это, прежде всего, взаимопомощь, коллективизм, общинность), совместив их с теми глобальными процессами, которые идут в мире - наподобие того, как особенности национального характера японцев в свое время позволили создать японскую модель, "технологическое чудо", - это, на мой взгляд, было бы правильно. Не полностью отказаться от западной модели, пытаясь взрастить из ничего нечто новое, а именно сочетать исторически сложившиеся качества русского человека и энергию, активность, деловитость современного Запада. Думаю, при таком сочетании можно было бы достичь тех замечательных результатов, о которых говорит Святейший Патриарх как о возможном развитии русской цивилизации».
 
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, предложил: «Чтобы было понятно, какое нравственное государство строить, нужно понять, чего делать не следует. Русская народная мудрость гласит, что учиться нужно на чужих ошибках. Чтобы начать строительство нравственного государства, нужно сделать выводы, как жить не нужно, посмотрев на примеры других государств, где жизнь превращается в ад». 

«Сегодня России выпала уникальная возможность - у власти находятся, по крайней мере, несколько человек, которые любят свою страну и свой народ. Пример того, что может быть со страной, когда власти не выстраивают политику на основе нравственных ценностей, правители не любят свой народ, а народ, в свою очередь, ненавидит правительство - события на Украине», - отметил он.

«Нравственное государство - это, прежде всего, нравственное образование, - подчеркнул отец Святослав. - В детских садах, школах, вузах, учебных заведениях разного уровня детей наконец-то должны начать воспитывать, а не только давать им человеко-часы и какие-то абстрактные знания. Изучая гуманитарные предметы – историю, литературу, больше говорить о русских героях, на которых можно равняться (а у нас их множество). Нравственное государство можно строить и с помощью кинематографа. Сегодня очень много развлекательных фильмов - и мало тех, которые заставляют сопереживать чужому горю, разделять чужую радость. Мало патриотизма». 

«У других государств можно поучиться таким вещам. Вы посмотрите на голливудские фильмы – они хоть искусственно, но культивируют патриотизм, хотя по сути США – лоскутное одеяло из различных этносов. А у нас предметов для национальной гордости, нравственных идеалов много. Думаю, действительно пришло время задуматься о духовно-нравственных сферах – мы видим, что наша молодежь воспитана на западных компьютерных играх, фильмах, литературе. Мы потеряли нравственные ориентиры, поэтому вокруг так много агрессии, - пояснил пастырь. - Люди стали менее терпимы, и это действительно нужно менять. В том числе, как правильно сказал Патриарх, касаться политической, экономической и, конечно, религиозной сфер, потому что "Русский мужик без Бога - дрянь", а Бог - высшее мерило, особенно для верующего». 

«Нам не нужно заново строить самобытное государство. У нас все для этого есть. Русская национальная идея заключается в Православии. Медицина, зодчество, музыка – все это пришло из Византии вместе с Православием. Первые учебные заведения были церковно-приходскими, первые библиотеки - при храмах. Почти все известные художники были иконописцами. Множество русских композиторов писали не только светскую музыку, но и для церковных песнопений. В общем, на стороне русскую национальную идею, лекало для строительства русского самобытного государства искать не нужно, это все рядом», - заключил отец Святослав.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий