Живой образ святости

Игорь Евсин о Скопинской старице, схимонахине Феодосии (Косоротихиной), день рождения которой отмечался 4 ноября

Новости Москвы 
0
1036
Время на чтение 7 минут
В одном из древних русских сказаний говорится, как однажды праведный Иосиф Обручник заметил, что Дева Мария то счастливо улыбается, то горько плачет.

– Что с тобой, Мария? Почему ты так ведёшь себя? – спросил удивлённый Иосиф.

– Мой взор проникает в глубины жизни, – ответила Богородица, – и видит там различных людей. От одних скрыты мрачные стороны жизни, и они счастливо, беззаботно смеются, другие, напротив, видят в мире скорби и оттого плачут. Рождённый от меня, придя в мир, благословит и невинную радость одних, и возвышенную скорбь других. А я, Его Матерь, радуюсь с теми, кто смеется, и печалюсь с теми, кто скорбит.

Разделять радость одних и несчастье других – долг каждого христианина. И когда мы забываем об этом – праведные люди напоминают. Особенно те, которых мы называем старцами и старицами.

Скопинская старица, схимонахиня Феодосия (в миру Наталья Никифоровна Косоротихина 4.09.1923/†4.09.2013) была из тех подвижниц веры и благочестия, которые не только напоминали людям о христианском долге, но еще и имели от Бога великие дары – рассуждения, утешения, прозорливости. А еще матушка Феодосия имела дар дерзновенной молитвы пред Господом, благодаря которому могла помогать людям в их житейских нуждах, в тяжелых жизненных обстоятельствах, и даже излечивать неизлечимо больных. Тысячи людей приезжали к ней со всей России. И никто из них «тощ и неутешен отъиде». Другое дело за чем приезжали. Работая над жизнеописанием старицы Феодосии мне не раз приходилось слышать: «Зачем к ней люди приезжали? Многие по пустякам… Не спрашивали – как спастись, как стяжать благодать Духа Святого. Больше спрашивали о другом – надо ли ложиться в больницу на операцию или не надо, жениться или не жениться, продавать квартиру или разменивать, как быть с заболевшей коровой? Вот такими пустяками они беспокоили тяжелобольную старицу…».

Да, по сравнению со спасением души, эти вопросы действительно кажутся мелочными, малозначительными. Но вот что говорится в одной мудрой притче. Собралось как-то к одному старцу множество народа жаждущего духовного вразумления и утешения. Он вышел к людям и вдруг увидел в большой толпе невзрачную крестьянку. Позвал ее и стал с ней говорить. Женщина просила старца помочь ей найти пропавшую козу. Он стал подробно спрашивать, что произошло с ее козой. Народ, слыша их разговор зароптал: «Мы собрались к старцу ради душеспасительного разговора, а эта женщина отвлекает его пустой просьбой». И тогда старец сказал: «Если эта женщина не найдет козу, ее дети могут умереть от голода». Так кажущаяся для нас незначительность вопросов, задаваемых старцам и старицам может быть весьма значительными для вопрошаемых. И не только значительными, но и судьбоносными. Даже вопрос о квартире может быть очень даже значительным и судьбоносным.

Приснопамятный, Архимандрит Авель (Македонов) постригавший Наталью Косоротихину в монахиню с именем Серафима, однажды рассказал такую историю. «Пришла к одному старцу пожилая женщина и сказала:

- У меня такое дело. Муж мой очень болен. Я хочу продать квартиру в Москва, купить дом в Дивеево. Буду водить мужа на поклонение мощам преподобного Серафима, и он излечится.

- Не знаю, не знаю… - ответил старец. - Лучше бы показать его врачам, а не продажей квартиры заниматься…

Женщина не послушалась. Продала квартиру, переехала в Дивеево, а ее мужу там стало совсем плохо. Священник, исповедовавший его, посоветовал обратиться к врачам, а ни у женщины, ни у ее тяжело больного супруга не была оформлена прописка в Дивеево, а поэтому не было и медицинского полиса. Пока женщина решала проблему с пропиской и полисом, ее муж умер, а сама она почувствовала перед ним непоправимую вину. Каково-то ей было жить…» Таковы были последствия непослушания старцу, казалось бы, по малозначительному вопросу – продавать или не продавать квартиру.

Да, многие приезжали к матушке Феодосии с незначительными житейскими вопросами. Но разрешая эти вопросы, старица всегда говорила «надейся на Бога, молись Богу, и Он все управит». Тем самым она обращала людей к вере. Разве это малозначительно? А разве незначительно было простое слово матушки Феодосии к одинокому, унывающему от холостяцкой жизни мужчине, который спрашивал женится он или нет. «Женишься. Помолись Богу, и Он найдет тебе невесту и деток даст» - ответила матушка и ее слова сбылись. Прозорливые и утешительные слова…

Разве малозначительно, что русские люди, испокон жившие в лишениях и тяготах, находили у таких праведниц, как матушка Феодосия, простое человеческое утешение? Великое это дело – утешить человека в его печалях и скорбях.

Конечно, бывало и так, что матушка Феодосия, устав от житейских просьб говорила: «Хоть бы кто спросил, как душу спасать, как Богу угождать. Нет, спрашивают: «Как выйти замуж? За кого? Кто у меня родится? А я ведь не гадалка». Но в утешении матушка не отказывала никому. Ведь она жила в то время, когда верующие просто изнывали от безутешности, поскольку большинство храмов было закрыто, а священники были законодательно лишены права говорить проповеди. Это было время, когда, выражаясь словами духовного писателя Василия Никифорова-Волгина: «Вся русская земля истосковалась во Благом Утешителе. Все устали. Все горем захлебнулись. Все чают Христова утешения».

Матушка Феодосия, как и десятки старцев и стариц, явленных тогда нашему народу, была тем теплым, божьим огоньком, который согревал многие исстрадавшиеся и захолодевшие людские души. При этом она не обладала даром проповедования учения Христова, поскольку была необразованной. Но ее проникновенной, доходившей до глубины души проповедью была ее личная жизнь. В течении более чем полувека матушка Феодосия лежала недвижимо, парализованная после страшной аварии и смиренно переносила выпавшее ей тяжкое испытание – сильную болезненную немощь. Наглядное для всех смирение и было ее проповедью о том, как можно стяжать благодать Божию, ибо по слову апостола Иакова «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4.6).

Мне часто приходилось слышать от посетителей матушки Феодосии такие признания: «Придешь к ней со своими печалями и скорбями, постоишь рядом, и подумаешь про себя: «Что ж это я нюни распустил? Вот старица полвека лежит парализованная, мучается от болей, а улыбается, как ребенок». Посмотришь на нее, и уходишь утешенный одним только видом праведницы». Как говорил об этом священник Сергий Рыбаков «После посещения матушки Феодосии все свои духовные и телесные немощи казалась уже ничтожными. Даже оттого, как увидишь, старицу-подвижницу, у которой только и движется, что одна шея и голова. И она, такая немощная как никто другой могла всякого приходящего к ней утешить, вселить радость и надежду на лучшее. Помню у нее было такое ласковое, такое светлое лицо и голубые добрые глаза…».

А вот еще несколько примеров из опубликованных в журнале «Покров» (№5 2015 г.) воспоминаний. «Воистину сила Божия в немощи совершается! Люди видели в матушке пожилого немощного человека, но и чувствовали ее громадную силу, живительную радость, которую Господь вселял в них через нее. Это и есть чудо. Увидеть в 90-летней старице вот эту огромную жизненную силу… К ней, прикованной к постели, почти ничего не видевшей из-за болезни глаз, шли люди с проблемами, а от нее исходили жизнерадостность и доброта, становилось легче с самого начала разговора… От матушки исходила такая любовь, которую не передать словами… /Игумен Серафим (Котельников)/».

«Приедешь к ней бывало, пасмурный, без сил, а уезжаешь бодрый! И становится ясно, что дальше делать, как дальше жить, на что обращать внимание, а на что нет. Все что сгущалось, все бесовские нападки расходятся. Матушка чисто улыбалась, радовалась и замечала больше светлых моментов в жизни. /Иеромонах Серафим (Маслов)/».

Лучистая улыбка матушки Феодосии, ее ясные, предобрые глаза навсегда оставалось в сердцах знавших ее людей. И когда от жизненных скорбей на кого-то их них находило уныние, то они ободрялись при одном только воспоминании о больной, парализованной, но светлой, как ясное солнышко, старице, спасающейся смирением.

Смирение, послушание Божией воле и силу молитвы – вот что проповедовала своей жизнью матушка Феодосия, не заводившая богословские разговоры о спасении души. И не важно с какими вопросами приезжали к ней люди – жениться или не жениться, продавать квартиру или не продавать… Матушка Феодосия научала всех не отвлеченными словами, но «живым примером, исполненным силы Духа, могущим изменить жизнь и привести к главному — смирению и покаянию» (Монах Серафим «О старчестве и послушании в наши дни»).

За великое смирение и терпение тяжкой болезни, за безграничную веру и любовь к Богу и ближним матушка Феодосия удостоилась дара такой дерзновенной молитвы, по которой свершались чудеса и потому многие еще при жизни почитали ее как святую праведницу. И нет в этом ничего удивительного. В «Добротолюбии» сказано: «Иметь живой образ святости – это действительно духовная потребность, отрадная для народа». (Том 1, стр. 220). Вторя «Добротолюбию» писатель Федор Достоевский о великой значимости живого образа святости писал: «Для смиренной души…, измученной трудом и горем, а главное всегдашней несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему».

Тяжело было бы жить русскому народу без общения с праведниками… В статье протоиерея Александра Соловьева «Старчество на Руси» есть примечательные слова: «Среди жизни, исполненной пороков, злобы и лжи, для нашего народа отрадна и ничем не заменима мысль и сознание, что есть, и близко — в нашей же несовершенной жизни, человек, который стоит выше дрязг житейских, служит правде, умеет указать путь к правде и другим и как немерцающая лампадка, освещая непроглядную тьму, горит духом, предстательствуя за всех пред Богом».

Такой, горящей пред Богом немерцающей лампадкой и была приснопамятная Скопинская старица, схимонахиня Феодосия (Косоротихина). К ней можно отнести и слова из Евангелия от Матфея: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14-16).

Игорь Евсин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. "…как немерцающая лампадка, освещая непроглядную тьму, горит духом, предстательствуя за всех пред Богом"

«…Лучистая улыбка матушки Феодосии, ее ясные, предобрые глаза навсегда оставались в сердцах знавших ее людей…». Спасибо автору за статью и теплые слова о матушке Феодосии! Я помню, как лет 8-10 назад мой приятель, брат во Христе Виктор, художник-иконописец, в первый раз пригласил меня и моих друзей съездить к Богородицкому священнику отцу Сергию и сказал, что с ним мы можем посетить матушку Феодосию. При этом он произнес мне, что «после посещения святого человека жизнь твоя изменится». Так началась наша многолетняя дружба с удивительным батюшкой протоиереем о. Сергием и паломничеством к матушке Феодосии. Я очень благодарен брату во Христе за ту тропинку, которую он проложил к знакомству со священником и старицей. Его слова оказались вещими, моя душа и моя внутренняя жизнь изменились - наполнились светом той немерцающей лампадки, которая «освещает непроглядную тьму и горит духом, предстательствуя за всех пред Богом». Молитвами таких святых людей, как матушка Феодосия, и держится еще Россия!
Дмитрий 988 / 07.11.2015, 10:02
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Васильевич Евсин
Завтрашний день
Что означает заповедь не заботиться о нем
30.06.2018
Новые чудеса блаженной Матроны Анемнясевской
Из книги «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной»
04.04.2018
Легко ли быть владыкой?
Новая книга о митрополите Симоне (Новикове) /1928-2006/
11.02.2018
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на Рязанской земле
Игорь Евсин о служении всероссийского старца в Рязанской епархии
06.02.2018
Все статьи Игорь Васильевич Евсин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59