Игумен Филипп (Рябых): Вражда исходит от атеистов

В Сараево прошли ежегодные консультации Совета Европы по религиозному измерению межкультурного диалога

06.11.2015 211
2 и 3 ноября в Сараево (Босния и Герцеговина) состоялись ежегодные консультации по религиозному измерению межкультурного диалога на тему «Совместное строительство инклюзивных обществ», сообщает сайт представительства Русской Церкви в Страсбурге. Мероприятие проходило под эгидой Комитета министров Совета Европы. Принимающей стороной стало государство-председатель Комитета министров во второй половине 2015 года – Босния и Герцеговина. 

На открытии консультаций выступили министр по правам человека и беженцам Боснии и Герцеговины С.Бровак, председатель Межрелигиозного совета Боснии и Герцеговины раввин Я.Финчи, председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы А.Брассер, министр внутренних дел Австрии И.Микл-Литнер. Основными докладчиками по теме консультаций стали генеральный секретарь Совета Европы Т.Ягланд и директор Александрийской библиотеки (Египет) И.Серажельдин. На конференции были рассмотрены следующие темы: «Роль и место религии в публичной сфере» и «Преподавание религии и нерелигиозных убеждений в школе». 

От Поместных Православных Церквей в дискуссии участвовали директор бюро Константинопольского Патриархата при Европейском союзе архимандрит Емилиан (Триантафиллос), представитель Московского Патриархата при Совете Европы игумен Филипп (Рябых), епископ Захумско-Герцеговинский и Приморский Григорий (Сербский Патриархат), протоиерей Василий Иргулеску (Румынский Патриархат). В мероприятии приняли участие представители Католической церкви, протестантских деноминаций, мусульманских, иудейских и буддистских общин, а также дипломаты, журналисты, ученые и общественные деятели из различных европейских стран. 

Выступление игумена Филиппа (Рябых) ниже приводится полностью: 

«Хотелось бы выразить удовлетворение тем фактом, что с недавних пор в Совете Европы все более активно обсуждается "включенность" религиозных общин в публичную сферу. Еще несколько лет назад больше говорилось о последовательном ограничении присутствия религии в публичном пространстве. Важным результатом настоящей конференции могло бы стать обобщение различных идей, которые раскрывают понятие "включенности". Многие участники форума часто говорили о том, что радикализация и экстремизм в обществе возникают из-за конфликтов между представителями различных религий: христианами и мусульманами, иудеями и мусульманами, и другими. Однако существенным источником радикализации в обществе на религиозной почве является отношение секуляризованного общества и государства к религии. Нередко верующие одной религии сталкиваются с враждебностью и неуважением не со стороны других религий, а со стороны некоторых политиков, журналистов или деятелей культуры, которые себя не идентифицируют ни с какой религией. Они представляют себя некими "судьями" религий и религиозных общин. В публичном пространстве от них исходит вражда, диффамация, провокационные заявления и действия, направленные против верующих людей, а также их верований и символов. 

В некоторых документах Совета Европы признается, что свобода самовыражения и слова предполагает критику и иногда может иметь даже провокационный характер. Конечно, критика допустима, но недопустимо создание образа врага. Потому что вслед за созданием настроений ненависти и нетерпимости обязательно последуют массовые нарушения прав верующих и насилие. В этом году Представительство Русской Церкви при Совете Европы создало сайт мониторинга нарушений прав православных христиан в Европе. На нем фиксируется поступающие из открытых источников факты оскорбления достоинства православных христиан по религиозному признаку, нападения на православных священнослужителей и верующих, создание препятствий для деятельности православных общин, разрушения или осквернения православных храмов в различных странах Европы. По окончании года мы будем предоставлять обобщающие доклады по совершенным нарушениям. 

Несмотря на желание создать условия для "включенности" религиозных общин в публичное пространство представители государства порой избегают диалога с ними, пытаются вмешаться во внутренние установления религиозных общин, изменять их верования или моральные ценности. Уже сегодня в Европе существуют законы, имеющие обязательное действие для всех граждан и касающиеся устроения семьи, определения половой принадлежности человека, начала и окончания жизни, новых репродуктивных технологий. Эти новые установления не могут быть приняты многими верующими, поскольку противоречат их моральным убеждениям. Достаточно вспомнить названия нескольких "громких" дел Европейского суда по правам человека, которые затронули эти вопросы: Лаутси против Италии (распятия в школах), Эвейда против Великобритании (открытое ношение нательного крестика на рабочем месте), Лейдел и Макфлейн против Великобритании (отказ от работы с однополыми "парами"), профсоюз "Добрый пастырь" против Румынии (вмешательство светских институтов в канонический строй Церкви). Также весьма резонансными стали заявления ПАСЕ против практики обрезания в мусульманской и иудейской общинах. 

Что же может быть решением проблемы? Несмотря на важность свободы слова и самовыражения необходимо развивать культуру уважения, которая является особенно чувствительной к вере и убеждениям религиозных общин, проживающих бок о бок. Зачем провоцировать и оскорблять верующих, публикуя оскорбительные карикатуры на темы религиозных верований или оскорбительные высказывания о них, даже если кто-то не принимает их убеждений? Разве это не подливает масла в радикализацию общества? Светскость национальных и международных институтов не должна пониматься как враждебность и боязнь всего религиозного, она должна воплощаться как справедливое и открытое сотрудничество с различными религиозными общинами, присутствующими в обществе. При этом, верующие ожидают, что представители государств не просто выслушают их позицию, но и постараются ее учесть и найти ей достойное выражение в публичной сфере наравне с позициями других групп общества. Поэтому хотел бы поддержать идею создания платформы для диалога между Советом Европы и представителями религиозных общин, которая уже имеет многолетнюю историю и о которой многократно говорилось на данном мероприятии, однако, которая все еще остается нереализованной».

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Загрузка...
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий