«Нельзя быть христианином и верить в сглаз»

Известные пастыри об опросе ВЦИОМ, согласно которому 55% россиян считают возможным предсказывать будущее

Новости Москвы 
0
820
Время на чтение 8 минут
Как сообщалось, социологи замерили уровень суеверности россиян. По данным ВЦИОМ, сегодня в России более половины опрошенных (55%) считают возможным предсказывать будущее, а 38% в это не верят. 

Regions.ru попросили священнослужителей и экспертов прокомментировать эти данные. 

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что есть суеверия, а есть пророчества, которые могут быть сделаны на основе житейских знаний. «А самые важные и ценные сделаны на основе духовного опыта, - пояснил он. - Пророки были, есть и будут, и не надо в одну кучу мешать Кашпировского и молитвенную старицу, которая действительно имеет дерзновение пророчествовать. Церковь наша рождала пророков и будет рождать до конца света. А пророчества не от Бога – это всяческие оккультисты, маги и прочие Кашпировские, которые тоже были, есть и будут». 

«Но все же я сомневаюсь, что результаты опроса верны, - признался отец Александр. - Мне кажется, у нас мракобесов и суеверов меньше. Другое дело, что некоторые люди прикрываются молитвами, Церковью, благодатными явлениями и пророчествуют недобросовестно, не от Бога. Так что надо отличать одно от другого». 

«Мне часто приходилось принимать исповедь, - мол, ходили к гадалке. Ну, кайся, раб Божий, а не покаешься, получишь полную коробочку разных скорбей. Есть люди, которые убеждены в силу примет и идут этим путем, часто даже по легкомыслию, они за это страдают, и приходится им испить очень горькую чашу», - заключил пастырь.
 
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», сказал: «Православная, церковная вера действует на все чувства человека, охватывает все его существо. На Литургии присутствует все, что может усладить взор, слух, обоняние: церковная архитектура, живопись, пение, благовония… Люди, которые считают себя верующими, но не имеют привязанности к конкретному приходу или Церкви, вынуждены удовлетворять свои потребности в вере различными способами - в первую очередь при помощи суеверий. На них, кстати, была мода во все времена. Сначала популярным становится что-то одно, потом люди убеждаются: это не приносит ничего, кроме обмана, увлекаются другим, третьим... Эта мода, как и обычная, подвержена всплескам и угасаниям. Так что ничего удивительно, когда на смену уже поднадоевшему приходит что-то новое, что еще не распробовали». 

«Хорошо, если суеверия безвредны. Но часто они наносят вред здоровью, психике людей, - отметил отец Михаил. - Я много раз становился свидетелем тому, как люди, отправившиеся лечиться к целителям, запустили болезнь, а вдобавок получили различные психологические травмы и потом жаловались, что их даже наяву посещают видения. Мы, священнослужители, часто сталкиваемся с последствиями такого «лечения». Иногда уже невозможно ничего сделать, а иногда требуется долгая и кропотливая работа, чтобы вывести человека из этого состояния».
 
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что «результаты соцопроса неутешительные: хотя Церковь уже много лет пытается проводить просветительскую работу, объясняя людям, что нужно отказываться от суеверий, они продолжают верить во что и кому попало». «Дело в том, что суеверным быть легко: псевдовера не требует духовных усилий. Поэтому суеверия по-прежнему широко распространены в народе», - объяснил он. 

«Некоторые из них связаны с оккультной практикой, что уже и совсем нехорошо. Есть в духовном мире и темная сторона, с которой человек тоже может соприкоснуться. Об этом свидетельствует Церковь. Поэтому оккультизм – не просто заблуждение, возникающее из-за отсутствия серьезного религиозного опыта, а опасное общение, которое может навредить человеку – вплоть до болезни и более серьезных вещей, не всегда объяснимых», - предостерег отец Константин. 

«Есть еще один род суеверий – приметы. Они появились в результате жизненного опыта, наблюдений человека (бывают народные приметы), но чаще не имеют под собой никакой почвы. Суеверные люди пытаются связать вещи, друг с другом никак не связанные. Да, такие суеверия вроде бы безобидны. Тем не менее, все они подменяют традиционные ценности. Если бы человек более серьезно относился к вере, предрассудки не имели бы для него никакого смысла», - убежден пастырь.
 
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, уверен, что «все суеверия вредны - какие больше, какие меньше, сказать сложно. Все они уводят человека от реальной жизни в псевдореальность. А уровень суеверий у нас остается высоким, потому что на то есть причины». 

«В каждом печатном издании обязательно имеется астрологический прогноз – кто-то на этом очень хорошо наживается. Возникают также естественные вопросы к нашей системе образования - что же это такое: XXI век, а чуть ли не половина людей верит во всякую ерунду? А заодно к нашим средствам массовой информации, которые навязывают эти суеверия тем, кто их читает, слушает или смотрит. Нужно серьезно пересмотреть политику в отношении СМИ. Тогда все станет на свои места», - заключил отец Александр.
 
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, подчеркнул: «Суеверия – пустая вера». «"Не поминай имени Господа Бога твоего всуе", - напомнил пастырь, - то есть понапрасну. Вот и суеверия – вера понапрасну, пустая трата времени». 

«Почему же у нас так много суеверных? – вопрошает отец Михаил. - Да потому, что у человека всегда было желание обвинить в своих неудачах в невзгодах кого-то: "Сглазили, испортили, подлили, подсыпали". Человек всегда что-то планировал, поэтому появились прогнозы. И он верит в них. Многие действительно готовы верить во что угодно, только бы не заниматься внутренней, духовной жизнью. Им удобнее, когда все построено на торговых отношениях. Желание кому-то заплатить, чтобы кто-то что-то сказал, прочитал, сделал – лишь бы не сам этот человек. К сожалению, порой такое же магическое отношение у многих и к Православной Церкви. Люди приходят освятить кулич, яблоки или воду, не понимая смысла этого действия, суеверно относятся к этим освященным яблокам, свечам, освященной воде, не задумываясь о духовной составляющей. Это полуязыческое суеверное мышление. И в последнее время людей с таким мышлением все больше - люди отошли от духовной жизни. Осталась лишь вера в приметы, так как проще обвинить в злобе, гневливости черную кошку, нежели себя».
 
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, считает, что «этот социологический опрос показывает, что наши сограждане активно интересуются миром нереального, потустороннего. Попытки проникнуть в тайное, неведомое у людей были и несколько лет назад, и сейчас. Но одно дело – телекинез или передача мыслей на расстоянии. Это, быть может, и не связано со сверхъестественной силой, и когда-то станет предметом научного интереса. Исцеление гипнозом и другими способами психолингвистического программирования тоже можно косвенно отнести к науке. А вот ответы по поводу спиритических сеансов вызывают интерес. Общение с духами умерших предполагает, что люди верят в существование души». 

«Что касается народных целителей – некоторые из них активно применяют знания в области мануальной терапии, старинные, проверенные веками способы лечения травами, и к суевериям это трудно отнести. Вера же наших сограждан в магов, колдунов, экстрасенсов астрологии заставляет задуматься. Даже в лихие 90-е на телевидении не было такого засилья всего этого. А сейчас в СМИ идет активная пропаганда, - возмущен отец Вячеслав. - Обратите внимание: каждая мало-мальски уважающая себя газета или журнал обязательно печатает астрологический прогноз, его показывают и на центральных каналах. При этом у нас всегда подчеркивают, что религия отделена от государства. Между тем суеверия это хоть и «суетная вера», но вера, то есть религия». 

«Нас, православных, обвиняют, что мы стремимся появиться везде, где только можно. Но, обратите внимание: на каждом канале есть передача про людей с экстрасенсорными возможностями, кое-где открыто, в прямом эфире "колдуны, маги в четвертом и пятом поколении" принимают заявки на "исцеление". Это почему-то нашу "просвещенную" общественность, которая ратует за либеральные ценности и свободу совести, не смущает. С нами, с "мракобесами", они активно борются, а настоящее засилье мракобесия не вызывает никакой реакции. Я не знаю, почему у противников Православия такая двойственная позиция», - признался пастырь.

«Когда читаешь такие социологические исследования, конечно, стремишься довести до людей истинную значимость суеверий. Некоторые из них уже на уровне рефлексов – постучать по дереву, поплевать через левое плечо. Человек, быть может, уже не осознает этого, - тем не менее, даже такие "безобидные" суеверия наносят вред душевному состоянию. А если он осознанно стремится к познанию всего, что связано с оккультизмом? И свой интерес он без труда удовлетворит - такого ассортимента оккультной литературы, думаю, не было даже в 90-х. Народ ею интересуется, а кто его направляет? Все это нужно объяснить людям. Я всегда говорю: пусть ваше сердце обратится к Единому Богу. Вы обретете радость, счастье и покой – то, что так упорно ищете», - заключил отец Вячеслав. 

Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, полагает, что в гаданиях и предсказаниях есть вещи более или менее безобидные. «Если человек стучит по дереву, это ему не принесет особого вреда, да и сам человек не очень хорошо понимает эту привычку, - отметил он. - А вот обращение к экстрасенсам, колдунам и вера в гороскопы приводит к тому, что человек быстро становится зависим от суеверий. То есть он незаметно теряет свою свободу, им манипулирует кто-то другой, а сам человек этого даже не замечает». 

«Суеверия всегда в России были, в советское время они только распространились: религию искоренили, остались люди простые и доверчивые, им знаний не хватает. Так что чаще всего верят из-за ограниченности знаний и культурного воспитания. Вдобавок у нас с суевериями не просто не борются, а наоборот: увлечение мистикой и гаданиями культивируется. Полно бесплатных газет, где контакты колдунов, гороскопы, - посетовал пастырь. - Все это приносит большой доход. Чтобы суеверий стало меньше, государство должно дать установку, что все эти шарлатаны и обманщики вредны для общества, они на человеческом доверии зарабатывают деньги». 

«Под видом хорошего и доброго может быть совсем нехорошее и недоброе - дьявол часто прикрывается таким невинным образом. Примеров тому множество. Есть мошенники, которые утверждают, что лечат молитвой, "с помощью икон и веры". Это само по себе должно настораживать – лучше подальше держаться от таких людей и идти в храм. Те старцы, которые действительно святые, всегда находятся при храме. И они не заманивают обещаниями излечить молитвой за плату», - заключил отец Иоанн.
 
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, подчеркнул, что «любое суеверие удаляет нас от Христа. Нельзя быть христианином и верить в сглаз, порчу, гороскоп, стучать по дереву, сплевывать через плечо, бояться безобидной черной кошки. Христианство - религия выбора: либо Христос, либо все остальное. Что по некоторым "позициям" наблюдается рост, неудивительно: массовые псевдонаучные фильмы об НЛО, экстрасенсах, магах, разные ток шоу с приглашением шарлатанов-"медиумов" дают результат – вот такую статистику».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 22:46
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Константин В.
28.12.2024 22:43
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от влдмр
28.12.2024 21:38
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Новый комментарий от Агафон
28.12.2024 21:30
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 21:22
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 20:19
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.12.2024 19:45