Объявленная в СМИ подготовка к съемке и последующему выходу на экран 16-серийного фильма «Золотая Орда» вызвала разные отклики в российском обществе. Известно, что продюсером киноленты, которую обещают сделать аналогом популярного фэнтезийной саги «Игры престолов» и сериала «Великолепного века», будет Рубен Дишдишян, создавший такие фильмы как «Брестская крепость», «Бой с тенью», «Мастер и Маргарита» и «Тарас Бульба». Бюджет «Золотой Орды» оценивают в 400 млн. рублей, съемки начнутся в 2016 году, а на экраны картина выйдет в конце 2017 год.
Примечательно, что к планированному созданию этого фильма имеет отношение 25-летняя помощник президента Татарстана Наталья Фишман, о чем она дала понять в комментариях казанской интернет-газете «Бизнес Онлайн», специально подчеркнув, что 70% съемок пройдут на территории Татарстана. Ее причастность к этому, на наш взгляд, неслучайна.
Надо сказать, что это не первый случай, когда столичные кинодеятели эксплуатируют «татарскую» тематику для того, чтобы воспользоваться перспективой финансирования из Татарстана. В Казани крайне мало снимают качественных исторических фильмов, которые не стыдно показать и нескучно посмотреть. Например, абсолютно провальный и затратный (28 млрд. рублей) «долгострой» в виде фильма «Теплые ветры древних булгар», снимавшийся режиссером Булатом Мансуровым с 1994 года и вышедший лишь в 2004 году, на мой взгляд, является крайне занудным фильмом, который у зрителя может вызывать лишь зевоту при его просмотре. Другая как бы «историческая» кинокартина – фильм «Зулейха» (2005) режиссера Рамиля Тухватуллина (бюджет 6 млн. рублей) вошла в историю как самый русофобский и очернительный для Православной Церкви пример того, как в Татарстане за бюджетные деньги хотят показывать историю Христианства в Поволжье.
Учитывая такие неутешительные успехи татарского кино, власти в Татарстане тогда пошли на другой вариант: раз наши татарские режиссеры не в состоянии снять что-то интересное и запоминающееся, то отчего не пригласить столичных киномастеров, которые снимут фильмы на татарскую тематику. Так и появилась картина «Сокровища О.К.» режиссера Дмитрия Коробкина, вышедшая на экраны в мае 2013 года, - аккурат к предстоящей Универсиаде в Казани летом того же года. Сюжет фильма посвящен современной интерпретации городской легенды о якобы спрятанных на дне озера Кабан в столице Татарстана сокровищах казанских ханов. Фильм при бюджете в 6 млн. долларов, оказался провальным в прокате (собрал всего 1,4 млн. долларов), а отзывы были в массе своей негативными. Потерпев фиаско на фоне попыток представить что-нибудь «татарское» в кино, в Казанском Кремле стали думать, как выйти из этой серии явно провальных попыток.
Особенно амбиции татарских националистов и желание этнического реванша в историческом кинематографе подогрелись после выхода фильма
«Орда» (2011) режиссера Андрея Прошкина, посвященного мученическому пути московского митрополита Алексия, который должен был излечить ослепшую мать золотоордынского хана Джанибека (правил в 1342-1357 годах). Несмотря на то, что картина не окупилась в прокате (при бюджете в 12 млн. долларов сборы составили 2,7 млн. долларов), она была снята весьма интересно, захватывающе, высокохудожественно, что, в свою очередь, вызвала волну истеричного визга в среде татарских националистов, которые углядели в художественном сюжете «татарофобию» и искажение исторического образа Золотой Орды. Татарские историки тут же объявили, что хан Джанибек был «демократом», при котором установились «федеративные отношения» с русскими княжествами, попутно намекнув российскому правительству брать пример с Золотой Орды, под властью которой «Русь процветала». Подъем истерики на страницах татарстанских изданий особенно сопровождался обязательным подчеркиванием того факта, что фильм продюсировала кинотелекомпания «Православная энциклопедия», которая входит в одноименный церковно-научный центр.
Видимо, желая показать «правильный» образ самого «демократического» средневекового государства, которое проповедовало гуманизм и толерантность (именно так сейчас в Казани пытаются представить Золотую Орду местные историки), решено было организовать нечто новое. Так, по-видимому, и пришли к мысли о начале работы над съемкой фильма «Золотая Орда». По задумке стратегов Казанского Кремля, фильм видится в качестве ответа на клевету в отношении оплота средневекового «федерализма». Учитывая лоббистские возможности Татарстана, можно будет убедить федеральное Министерство культуры России поддержать создание фильма, тем более, что нынешний министр культуры РФ Владимир Мединский – частый гость в Татарстане.
Сейчас при активном лоббировании Татарстана историю России на уровне учебников уже переписали. В новых редакциях образовательной исторической литературы для российских школ уже исчезло упоминание монголо-татарского ига полностью, а истоки российской цивилизации видят теперь не в Византии, а в Золотой Орде, которая отныне вместо Киевской Руси видится авторам учебников основой для Московского государства. Соответственно, происходит не просто приукрашивание образа Золотой Орды, но и оправдание монголо-татарского нашествия на Русь с их частыми грабежами русских земель под тем предлогом, что это, дескать, было благом для российской государственности. Последовательно и очень тонко внушается мысль, что русские были не способны к объединению и к созданию своего государства без Золотой Орды. Это напоминает «норманскую теорию», только в совершенно другом ее прочтении: если «норманисты» утверждали, что русские не могли построить своего государства без варягов, то «патриоты Золотой Орды» из числа татарских национал-историков любят рассуждать на тему, что без татар русские не смогли бы создать свое государство. На смену «норманской теории» о неспособности русских к государственности пришла «ордынская теория».
Я также промолчу по поводу того, что отчего-то в Казани предпочитают не замечать того факта, что жертвами похода Батыя в 13 веке стали не только русские княжества, но и Волжская Булгария, а нынешнее поколение казанских татар, предками которых были ее жители, даже антропологически меньше походит на монгольских завоевателей. Однако в Казанском Кремле хотели бы себя отождествлять не с Волжской Булгарией, небольшим по территории средневековым государством, а с Золотой Ордой, которая 200 лет «на коленях держала русских». Это сильно тешит этническое самолюбование и национальное тщеславие.
Чтобы и дальше искажать прошлое России, нужно ведь не только переписать учебники истории, важно, чтобы и в массовом сознании россиян укрепить положительный образ Золотой Орды. Можно нанять кого-нибудь из
москвичей, которые справятся с этой работой. Кстати, в период правления нынешнего президента Татарстана Рустама Минниханова выработался новый стиль имиджестроительства в регионе – наем москвичей для этой работы: так, «национальные бренды» для Татарстана рисует теперь московская фирма «Апостол» телеведущей Тины Канделаки. Реконструировать парки и скверы в Татарстан пригласили… 25-летнюю Наталью Фишман, работавшую раньше помощницей руководителя департамента культуры Москвы Сергея Капкова и приехавшую в марте 2015 года из Москвы в Казань. И хотя пока особых достижений, кроме пиара и пафоса у этой молодой девушки не видно (отчего-то Год парков и скверов, объявленный в этом году в Татарстане, сопровождается в основном вырубкой деревьев в Казани), москвичи умеют пустить пыль в глаза. Видимо, Фишман хотят использовать и дальше на создание вообще всего имиджа Татарстана, благо на это деньги в Казанском Кремле стараются не жалеть. Фильм «Золотая Орда» видится таким проектом улучшения имиджа Татарстана, только через художественную интерпретацию прошлого.
Пока сказать, что выйдет из будущего серила, мы не можем. Звездный состав объявленных в съемках актеров (Рената Литвинова, Федор Бондарчук, Евгений Цыганов, Чулпан Хаматова) выглядит приличным, у картины хороший бюджет в 400 млн. рублей и ее продюсер имеет в своем портфолио участие в создании хороших фильмов. Смущает, конечно, и в первую очередь сюжет, который взят за основу сценария: В 13 веке Золотой Ордой правит Берке, внук Чингисхана, который первым из династии правителей принял ислам. Берке отправляет послов во главе с молодым племянником Менге-Тимуром в Киев, чтобы набрать 40 тыс. воинов для войны с Персией, а также, чтобы выбрать нового великого князя после смерти Александра Невского. Для Киева это непосильно, и Менге соглашается уменьшить набор русских воинов, взамен требуя жену старшего брата Александра Невского, Устинью, себе в наложницы. Князь Андрей соглашается на позорную сделку, надеясь получить от хана ярлык на киевский престол. Вместе с Устиньей и 20 тыс. воинов в Орду отправляется и иконописец Николка, который полюбит молодую невесту самого хана Берке Айжу. Достаточно специфическая тема унижения русского князя как мужчины со стороны мусульманского хана.
Появление сериала «Золотая Орда» стоит воспринимать как попытку укрепления культа Золотой Орды. Тонны макулатуры, сочиненной в Казани хвалебной истории этого государства, уже имеется. Историю ведь мало переписать, ее нужно внедрить в массовое сознание. А лучше всего с этим справится важнее из искусств – кино.
Раис Сулейманов, религиовед, председатель Казанского отделения «Русского собрания»