Власти Татарстана по поручению Рустама Минниханова разработали проект правок к Семейному кодексу России, которые могут серьезно усложнить процедуру развода, пишет
Regions.ru со ссылкой на газету «Коммерсант». Изменения направлены «на сохранение семьи и защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей», говорится в пояснительной записке к законопроекту: «Задача по укреплению института брака, повышению его значимости для граждан требует реагирования на государственном уровне».
В частности, согласно проекту, могут быть увеличены сроки расторжения браков, - с одного месяца до трех, - а муж без согласия жены не сможет потребовать развода в течение трех лет после рождения ребенка (сейчас — только один год). Исключается заочное рассмотрение дел о разводах в суде, а процедуры примирения супругов становятся обязательными, если один из супругов не согласен разводиться (по действующему Семейному кодексу суд лишь «вправе принять меры к примирению супругов»).
Общественники республики предлагают условия разводов сделать еще жестче — запретить расторгать браки, пока ребенок не станет совершеннолетним.
В 2014 году во многих регионах России количество разводов увеличилось. Самый высокий показатель в Магаданской области — 752 развода на тысячу браков, Еврейской автономной области — 741, в Мурманской области — 698, в Камчатском крае — 677. Татарстан пока выглядит более благополучным — здесь отмечается всего 464 развода на тысячу браков. При этом за девять месяцев 2015 года число разводов в республике снизилось на 12%, как полагают чиновники, в связи с организацией консультаций семейных психологов.
В Российской Империи развод был редкостью: так, в 1890 году на всю империю было совершено только 920 разводов. Советская власть в 1920-х гг. предельно упростила процедуру расторжения брака. В 1926 г. расторжение брака в суде было отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГС, даже без вызова второго супруга, которому только сообщалось о факте развода. В результате уже в 1930-е годы
СССР завоевал первое место в мире по количеству разводов, которое с краткими перерывами удерживает по сей день.
Некоторая реакция последовала в военное и послевоенное время. В 1944 г. был установлен очень сложный порядок развода через суд. Разводящимся официально надо было давать объявление в газету. Суд мог отказать в разводе, даже если оба супруга на нем настаивали. С виновников развода взимался большой штраф в пользу государства, причем для тех, кто разводился повторно, штраф увеличивался. Кроме того, было полностью запрещено установление внебрачного отцовства.
Однако в конце 1960-х процедура развода вновь была упрощена. Результаты опять не заставили себя ждать: если в 1950 г. на тысячу человек приходилось 12 браков и 0,5 развода, в 1970-м – уже 10 браков и 3 развода, а в «пиковом» 2001-м – 7 браков и 5 разводов.
«Поможет ли устрожение правил развода сократить число распадающихся пар? Не приведет ли оно просто к тому, что официальное оформление развода будут откладывать – как сейчас многие откладывают регистрацию брака? Что, на ваш взгляд, удерживало людей от развода в царское и во советское время? Нельзя ли перенять что-нибудь из тогдашнего опыта?» - на эти вопросы отвечают известные священнослужители.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, убежден, что «насильно заставить быть с тем, кому ты когда-то говорил "любимый", "любимая", а сегодня забыл об этом, сложно». «Тем не менее,- продолжил он, - разводить с легкостью неразумно. Хорошо бы дать супругам время подумать. И не месяц или три, а хотя бы полгода. Не разводить, пока ребенку не исполнится три года, идея хорошая. Но всех этих мер, конечно, недостаточно».
«У нас есть два чина венчания, один из которых заключается в том, что священник перед церемонией приглашает отдельно жениха и невесту. В основном, конечно, беседу он ведет с мужчиной, который дает обет, что не будет изменять жене. Как показывает практика, в семьях, где такой обет дали, процент расторжения браков - меньше десяти. Там, где к такой ответственности не готовы, браки, конечно, распадаются чаще», - отметил владыка.
«Во многих храмах, как перед таинством крещения, так и венчания проводятся беседы. В Орской епархии обязательны беседы с теми, кто хочет венчаться не в первый раз. После этого принимается решение: сразу ли венчать, или дать возможность подумать. Можно воспользоваться этим опытом и светским властям - проводить перед регистрацией беседы с будущими супругами. Если окажется, что люди еще не готовы строить семью, лучше подождать. Но это не касается внебрачных союзов, в которых уж есть дети. В этих случаях брак нужно заключать», - заключил епископ.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, сказал: «Сейчас экономика у нас во главе угла: нарушил правила дорожного движения - получай штраф. Вот и брак нужно приравнять к очень большой ценности, и если люди разводятся, они должны выплатить большой штраф, - тогда будет эффект. А от предложенных мер толку не будет, это как запрет на курение в общественных местах – все равно все курят, потому что штрафов больших за это нет».
«В царское время был совсем другой смысл государства, человеческой жизни, - напомнил отец Александр. - Тогда страна была православной, Царь был помазанник Божий, и во главе угла стояла любовь к своему народу, народ любил государство, царя-батюшку и все институты для этого работали. А сейчас государство - это партнер. Нельзя к нему прийти и поплакаться, нет людей, которые тебя бы выслушали и утешили. Сейчас жесткие отношения – юридические, экономические, а духовного родства нет, и все это проецируется на семью».
«Семейный институт в таком упадке, потому что семья – уже не ценность, есть более интересные ценности, к которым люди несутся сломя голову, не понимая, что брак - это частичка Рая. Если бы понимали, то все институты общества бы работали на семью. А пока борьба идет: кто победил, тот и выжил. И в такой ситуации семья оказывается в загоне», - посетовал пастырь.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил: «В царское время помнили слова Христа: "Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует". (Мф. 5:32). И обращение это в первую очередь к мужчине, как к основному виновнику нестабильности в семье. Сейчас все не так однозначно, но держаться все должно на той же основе: брак имеет не только договорную основу, но и сакральную - человек ходит перед Богом. В Церкви четкое разделение: блудное сожительство – это не зарегистрированный брак, зарегистрированный – гражданский, венчанный - получивший церковное и Божье благословение».
«Чтобы вернуться к статистике разводов в царское время, надо просвещать народ, рассказывать, какие последствия имеет развод: человек, совершающий смертные грехи, делает плохо не только самому себе, это сказывается и на его потомстве, - пояснил отец Сергий. - Запреты все же всяко, что не ухудшат ситуацию, потому что многие получат возможность дольше подумать. Примерно то же самое сейчас принято во многих клиниках, где делают аборты. Если сразу не удается отговорить от аборта, то дают время на раздумья, проводят беседы с теми, кто может разъяснить всю опасность аборта с духовной, психической, физической стороны».
«Поэтому и в случае с разводом нужен не только запрет, но и обязательное собеседование с супружеской парой. И лучше, если беседу будут проводить представители традиционных конфессий. Если человек получит ответы на вопросы, которые его мучают, это поможет разобраться в причинах развода. Причем хорошо бы проводить беседу с супругами и по отдельности, и совместно. Главный смысл: призвать людей к покаянию и исправлению своей жизни. Ведь большинство разводов из-за чистого эгоизма, а не из-за измены, например. Беда именно в эгоистической неготовности решать проблемы или уступать друг другу. Совершается много глупых вещей, избегая которых можно было бы предохранить семью от распада по глупости, неразумности, мелочности. Часто бывает, что потом жалеют о содеянном, но вернуть былое невозможно», - заключил пастырь.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, подчеркнул: «Брак (союз мужчины и женщины) – таинство. Но в современном законодательстве его значимость обесценена».
«Если бизнесмены заключают какой-то контракт, за его невыполнение, досрочное расторжение, следуют санкции, они платят неустойку. В случае с браком одна из сторон сейчас по закону может расторгнуть брачные отношения, не неся никаких потерь, - посетовал он. - Это неправильно. Потому что часто другая сторона желает семью сохранить, страдает от последствий развода, но не находит поддержки у государства и закона».
«Развод - ненормальная практика, - убежден отец Серапион. - Человек, требующий развода, тем самым утверждает, что он совершил ошибку. А за ошибки нужно отвечать, и, если современное законодательство усложнит практику развода, - а ныне его расторжение стоит 600 рублей, дешевле, чем многие продуты, - возможно, люди серьезно подумают, прежде чем подавать на развод, а еще серьезнее подумают, заключая брак».
«Сейчас некоторые, вступая в него, уже предполагают возможность развода. Есть даже такое выражение - "сходить замуж": один человек любит, а другой манипулирует им. Создавая благоприятные условия для развода, законодатели должны представить, что они создавали бы благоприятные условия в бизнес-отношениях для нечистоплотных людей. Фактически развод – разрушение жизни другого человека. Общество, государство, законодатели не должны поощрять разрушение семьи. Человек, заключающий брак, должен относиться к этому с чувством ответственности, а если готов его разрушить, должен ощутить последствия своего решения», - считает пастырь.