В России создана межрелигиозная комиссия по традиционным (партнерским) финансам, сообщает Совет муфтиев России. Сопредседателями комиссии стали представители исламской и православной традиций – первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации Рушан-хазрат Аббясов и протоиерей Всеволод Чаплин. Комиссия будет активно взаимодействовать с законодательными органами власти, профильными министерствами и Банком России.
По мнению верующих, финансовые отношения, основанные на принципах разделения прибыли и рисков, как раз и являются традиционными, а не процентное (ростовщическое) финансирование, которое распространилось по всему миру относительно недавно. На протяжении веков ученые и философы также осуждали процентные кредиты и считали их вредными для экономики.
Альтернатива процентному финансированию разработана в исламском мире. Услуги в такого рода институтах представляют собой финансирование на основе купли-продажи с наценкой, проектном инвестировании, создании совместных предприятий и т.д. В России уже есть примеры такого рода компаний, но ввиду законодательных ограничений они представлены в небанковском секторе.
«Как бы вы прокомментировали попытку создать в России альтернативу экономике, построенной на ссудном проценте? Под силу ли это нашей стране сейчас, в нынешней непростой обстановке?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, сказал: «Поскольку, несмотря на санкции, экономика у нас все равно функционирует как часть западной системы, а российская финансовая система действует по западным образцам и лекалам, то попытка создания финансовой системы на иных принципах, которая могла бы служить образцом в дальнейшем для более широкого применения, довольно интересна, хотя и рискованна».
«Будет ли это результативно, зависит от того, насколько наша элита – правящая и бизнес-элита – возымеет желание быть настолько нравственно ответственной, - полагает он. - А то ведь у нас общим методом получения прибыли до недавнего времени были вороватость и гедонизм этой самой элиты. Можно по пальцам пересчитать министров, которые могли бы служить образцом бескорыстия. Вот нынешний министр обороны выглядит в этом смысле положительно по сравнению с предыдущим. Так что, как известно, кадры решают все. И если у нас кадры будут способны на положительные перемены, тогда новая система окажется жизнеспособна».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил: «Что ростовщичество это бич и безобразие – факт. Что рубль привязан к доллару - безумие. Что ведутся спекулятивные биржевые махинации с валютой, на которые кто-то наживает миллиарды, тоже нельзя отрицать. Так что если будет предложена какая-то альтернатива, это очень хорошо, только она должна быть не какая попало, а мощная и национально ориентированная, потому что любая альтернатива ростовщическому, хищническому капиталу встретит страшное сопротивление».
«Если она будет поддержана большинством населения, тогда удержится на плаву, - уверен отец Александр. - Но ее могут перекупить или задушить. Поэтому этот вопрос, конечно, нужно обсуждать со специалистами, которым известны детали, опасности и подводные камни - чтобы система была прочной, работоспособной и устойчивой».
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что «попытки исправить положение всегда имеют смысл». «Конечно, я бы приветствовал изменения основополагающих для экономики принципов, как это предлагается. Жаль только, что от разговоров (очень разумных и правильных) мы никуда не уходим», - посетовал он.
«Это неудивительно – в Конституции мы закрепили много статей, которые не позволяют нам самостоятельно, в отрыве от мировой долларовой ростовщической системы решать вопросы, связанные с нашим будущим и настоящим. Но в любом случае появление таких идей - здорово и правильно. Нужно надеяться, что когда-нибудь будет подготовлена хорошая научная база и экономически обоснованные модели, они смогут заработать и показать всему миру совершенно другую систему экономики, принципы обустройства общества и государства, которых достойна наша огромная, великая страна», - заключил пастырь.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, признался, что хотел бы в нашей стране иметь беспроцентные кредиты, кассы взаимопомощи. «Чтобы, руководствуясь традициями, религиозными принципами, мы строили финансовую, бытовую, культурную жизнь в стране, - пояснил он. - Я бы очень хотел, чтобы в законодательстве возобладали религиозные принципы, наши соотечественники отказались от абортов, массовой торговли алкоголем, его рекламы, чтобы были созданы препятствия деятельности многочисленных публичных домов….»
«Но реалии таковы, что это может произойти только Божьим чудом, схожим, например, с присоединением Крыма к России, о котором еще пять лет назад никто и помыслить не мог. Не видя пока перспектив для принятия подобных законов, и тем более для их воплощения, как верующий я все же сохраняю надежду: это когда-нибудь случится. Сегодняшняя же ситуация свидетельствует об обратном, и проценты по кредитам, которые платят наши соотечественники, на порядок превосходят те, что платят в Европе, в Америке, других странах», - посетовал отец Алексий.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), призвал всех уйти от этого определения - «православный» - за пределами собственно веры. «"Православный банкинг", что–то еще… Чем меньше мы будем называть то или иное явление нашей жизни "православным", тем проще нам будет жить дальше, потому что мы забываем: "православный" – это лишь определение к слову "христианин", не более того. У нас сейчас, кажется, забыли, что Православие должно иметь связь с христианством, и уже пытаются приложить его к чему угодно: к сфере экономических отношений, к искусству, политике», - отметил он.
«Что касается предложения подумать над созданием собственной системы банкинга, мне кажется, ничего плохого в этом нет, - признался пастырь. - Исламский опыт нам показывает, что такая система жизнеспособна, так почему бы не развивать альтернативную сферу банковских услуг? - но без всякой связи с Православием и христианством. Мы не единственные в мире, невозможно объективно оценивать собственную экономику без сравнения с другими странами. Если мы начнем сравнивать нас с нами же самими, ничего хорошего не получится. Нужно смотреть на вещи объективно. Но, думаю, у такой системы есть будущее. К тому же в нашей стране с экономикой все не так уж плохо, как это может показаться».
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, полагает, что каждый должен заниматься своим делом. «Иногда я сам пытаюсь браться за все занятия – начинаю класть плитку, ремонтировать сантехнику, пробую себя в роли электрика. Признаться, из этого мало что получается – я не специалист ни в одной из этих сфер деятельности, - добавил он. - Чтобы механизмы российской экономической системы работали эффективно, заниматься этим должны профессионалы. А религиозные организации могли бы дать происходящему духовно-нравственную оценку, посмотрев на экономику через призму традиционных ценностей. Вообще "архитектура" экономики, ее структурирование – не то, чем занимается Церковь. Если отдельным священникам это интересно - пожалуйста, но основные задачи у Церкви, конечно же, другие. Христианству было всегда чужды рассуждения о материальном, например, экономике, а сегодня почему-то к этому пытаются приковать наше внимание».
«И еще в последнее время участились дискуссии о "православности" каких-то вещей. Например, из статей некоторых священнослужителей я с удивлением узнал, что чипсы, еда в
"Макдональдсе" - "неправославно". Определение "православный" пытаются прилепить уже ко всему, чему угодно», - заметил отец Святослав.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, сказал: «Создается возможность альтернативного финансирования, но из этого не следует, что другая система будет уничтожена. Я, кстати, не думаю, что система кредита как-то противоречит христианскому учению. Может, противоречит исламу - в этом я не силен. А христианству точно нет».
«В Евангелии есть притча о талантах, где хозяин требует ссудный процент на деньги, которые он вручил своим слугам. И осуждение лихвы в христианском контексте - это осуждение грабительского процента, когда плата за кредит превышает общепринятые нормы. Что и существует в некоторых странах и наказывается уголовным кодексом. В России такого нет, а в США можно попасть в тюрьму за злоупотребление ссудным процентом. Мусульмане и христиане предлагают альтернативную финансовую систему, Господь им в помощь. Посмотрим теперь, какая будет эффективнее», - заключил отец Макарий.