Вчера состоялся Третий Московский международный форум «Религия и Мир». Главная тема форума - обсуждение роли религии в современном мире, сообщил «Русской народной линии» Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города
Москвы.
По оценкам участников и экспертов, форум «Религия и Мир» стал одной из крупнейших и представительных дискуссионных площадок мира, где в открытом диалоге обсуждаются актуальные вопросы межрелигиозных отношений, консолидации общества, поддержки и развития миротворческих и благотворительных инициатив верующих.
В работе форума приняли участие представители высшего духовенства основных конфессий, ведущие отечественные и зарубежные ученые – религиоведы, антропологи, социологи, а также руководители общественных объединений.
По итогам работы пленарного заседания и сессий участниками форума принята резолюция. Религиозные и общественные деятели выступили в защиту традиционных духовно-нравственных ценностей и общественных институтов, осудили искажение религиозных учений, ведущее к распространению террора и массовых убийств, разрастанию очагов жестокости и разрушению государств. Участники форума признали необходимость объединения миротворческих и благотворительных усилий верующих людей, направленных на преодоление последствий гуманитарных катастроф и сохранение мира.
Митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом «Миротворческая деятельность Русской Православной Церкви: межрелигиозные и межконфессиональные аспекты», сообщает Патриархия.ru.
«В настоящее время для нас особенно актуален диалог с исламом, - пояснил владыка. - Он реализуется в рамках совместных рабочих групп с мусульманами Ирана, с Управлением по делам религий Турции, с другими мусульманскими организациями и общинами. Мы обсуждаем вопросы противодействия экстремизму с Организацией исламского сотрудничества, исламскими лидерами Египта, Сирии, Ирака и целого ряда других стран. Межрелигиозное сотрудничество является важной составляющей нашего взаимодействия с Государственным управлением по делам религий и религиозными общинами Китая. У нашей Церкви сложились многолетние доверительные взаимоотношения с Управлением мусульман Кавказа, возглавляемым шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде».
«Сегодня существует два острых очага конфликта, в первую очередь требующих совместных миротворческих усилий религий и конфессий, — это Ближний Восток и
Украина, - подчеркнул он. - Потенциал межрелигиозного взаимодействия использовался традиционными религиями для содействия мирному урегулированию ближневосточных конфликтов с самого начала череды скорбных событий».
«В регионе Ближнего Востока и Северной Африки в результате так называемой "арабской весны" преследования и истребление беззащитных христиан приобрели масштаб подлинного геноцида, - считает он. - Боевики делают все, чтобы изгнать христиан из их собственных земель, на которых они живут целыми поколениями на протяжении вот уже двух тысяч лет. Разрушены древнейшие храмы и монастыри, многие христиане лишены жизни, имущества. В условиях войны идеология экстремистов стала весьма привлекательной для определенных групп населения. В этой ситуации как никогда важной становится координация миротворческих усилий христиан и мусульман».
«Для всех христиан сегодня первоочередной задачей является установление мира на Ближнем Востоке, - подчеркнул владыка. - Желание развивать сотрудничество в этом направлении не раз подчеркивалось со стороны различных христианских церквей. Как показала практика, большое значение здесь может иметь тесное взаимодействие между представительствами Русской Православной Церкви и Римско-католической церкви при международных организациях (ООН, ОБСЕ, Совет Европы и другие)».
Митрополит Иларион отметил, что ближневосточные христианские общины весьма высоко оценивают миротворческую роль Московского Патриархата.
«С самого начала гражданского противостояния на Украине Русская Православная Церковь неоднократно призывала к миру враждующие стороны, - напомнил владыка. - В настоящее время в конфликте на юго-востоке Украины удалось достигнуть перемирия, но ситуация продолжает оставаться нестабильной. Каноническая и единственная признаваемая в православном мире Украинская Православная Церковь является крупнейшей религиозной организацией Украины, объединяющей более двенадцати тысяч общин и миллионы людей, вне зависимости от их языка, культуры и политической ориентации. Украинская Православная Церковь, в отличие от односторонней и весьма агрессивной позиции некоторых других религиозных организаций в стране, сохраняет нейтралитет в гражданском и политическом конфликте, расколовшем Украину. Но нейтралитет ни в коем случае не означает безразличия. Украинская Православная Церковь живет радостями и скорбями всего украинского народа, и паства Украинской Православной Церкви оказалась в этом гражданском противостоянии по разные стороны баррикад. Руководство Церкви не делает различия между людьми тех или иных политических ориентаций. Церковь свою миротворческую роль играет всегда и во всех такого рода конфликтов. Украинская Православная Церковь несет особое миротворческое служение на земле Украины, помогая людям пережить те беды и скорби, которые выпали на их долю. По сути дела, Украинская Православная Церковь является сегодня единственной общественной силой, обладающей реальным миротворческим потенциалом по всей территории страны, и этот потенциал удается реализовать — например, при освобождении пленных (в том числе священнослужителей иных конфессий), при доставке крупных партий гуманитарной помощи в труднодоступные, прифронтовые районы конфликта».
«Вместе с тем, - продолжил он, - в условиях эскалации политической и общественной напряженности принципиально миротворческая позиция Украинской Православной Церкви вызывает раздражение ряда политических сил: оказывается беспрецедентное политическое и информационное давление на руководство ее епархий и отдельные общины в целях принудить их выступить на одной из сторон конфликта. Развернута массированная информационная кампания клеветнического характера по дискредитации Украинской Православной Церкви, с участием крупных государственных чиновников и видных публичных фигур».
«Пользуясь благоприятной политической конъюнктурой и поддержкой местных властей, представители раскольнической общины, так называемого «Киевского патриархата», при поддержке радикальных элементов противозаконным, а иногда и открыто насильственным путем захватывают храмы, - возмущен владыка. - И уже более 30 храмов канонической Церкви захвачено раскольниками. В одном из последних случаев — при захвате храма в с. Катериновка Тернопольской области в конце сентября этого года — правоохранительными органами было совершено массовое избиение верующих, в ходе которого многим из них, в т.ч. женщинам и несовершеннолетним, были нанесены серьезные травмы. Обращения в суды и к центральной власти, как правило, остаются без ответа и захваты храмов продолжаются».
«Захваты храмов не могут не углублять гражданское противостояние в стране, - убежден митрополит Иларион. - С сожалением приходится констатировать заинтересованность некоторых радикальных политических сил на Украине в том, чтобы перевести гражданский конфликт в межконфессиональную плоскость. Учитывая пестроту религиозной карты страны и возможные векторы противостояния, развитие такого сценария могло бы иметь катастрофические последствия не только для Украины, но и для соседствующих с ней стран Европейского Союза и для России».
«Несмотря на те испытания, которым подвергается Украинская Православная Церковь, она делом доказывает верность своей миротворческой позиции, – считает он. - Реакция ее общин на насильственные захваты храмов остается строго в рамках действующего законодательства и предусмотренных судебно-юридических процедур. На всей канонической территории Русской Православной Церкви церковным руководством строго пресекается участие клириков в политических акциях, поощряющих противостояние, и не предоставляется благословения верующим на организацию таких акций. Более того, в отличие от раскольнических деноминаций, епископы нашей Церкви на Донбассе публично отказываются принимать в пользование храмы и помещения, изъятые у других конфессий, и осуждают такие захваты».
«Сохранение и поддержание межрелигиозного и межнационального мира — общая задача традиционных конфессий как в России, так и за ее пределами. Только общими усилиями при сбалансированном сотрудничестве государственных и религиозных лидеров мы сможем достичь прочного мира и согласия», - заключил владыка Иларион.
Также на форуме выступил Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К.Долгов, сообщает
пресс-служба внешнеполитического ведомства.
«Современные международные отношения характеризуются накоплением элементов непредсказуемости и нестабильности, стремительным ростом рисков дальнейшего углубления межцивилизационных, межкультурных и межрелигиозных разломов, - отметил дипломат. - Ряд экспертов-международников акцентирует, что впору говорить о глобальном кризисе религиозных свобод в мире. В подтверждение приводится печальная статистика христианофобии, которая фиксируется, по оценкам правозащитников, в 139 странах. Исламофобия – в 121 стране. Не спадает уровень антисемитизма в мире. Напротив, все последние годы ситуация повсеместно ухудшается. И самое опасное то, что в мире в целом, в частности в Европе и США, рассеивается понимание того, что уважение религии и соблюдение религиозных свобод критически важно для нормального развития и процветания человеческих сообществ».
В МИД РФ твердо убеждены, что «обеспечение международной стабильности и устойчивого глобального развития возможны лишь на основе равноправного взаимоуважительного диалога между различными конфессиями и цивилизациями при уважении права народов самостоятельно определять свое будущее. Всемерное содействие этому принципу – безусловный приоритет российской политики как внутри страны, так и на международной арене. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, одним из основных участников ключевых процессов в рамках ОБСЕ, СЕ, БРИКС, ШОС и целого ряда других влиятельных международных универсальных и региональных организаций, Российская Федерация последовательно предпринимает усилия, направленные на формирование новой справедливой и демократичной мировой архитектуры, учитывающей культурно-цивилизационное многообразие человечества. В этом контексте особое внимание уделяется нравственно религиозному фактору в современных международных отношениях, роль которого постоянно возрастает».
«Сегодня в регионе Ближнего Востока складывается, без преувеличения, критическая ситуация, - подчеркнул он. - Радикальные экстремисты, ведомые человеконенавистнической идеологией, чинят массовые расправы над всеми, кто не разделяет их взглядов, взрывают школы, мечети, церкви, изгоняют людей из домов, разрушают тысячелетние святыни и памятники истории и культуры, держат в застенках религиозных деятелей. Предпосылки возникновения на территориях ряда государств региона рассадников терроризма, прикрывающегося лозунгами ислама, а по сути пытающегося дискредитировать эту мировую религию, возникли не вчера. Распространению такого злокачественного явления во многом способствовали необдуманные действия внерегиональных игроков - как до пресловутой "арабской весны", так и в ходе нее».
«В итоге террористы провозгласили "халифат" и форсированными темпами стали творить ужасающие насилие и варварство на обширных территориях Сирии, Ирака, а также – через свои ячейки – в Ливане, Ливии, Египте, Тунисе, Афганистане, Пакистане и ряде других стран. На взятых под контроль территориях т.н. халифата джихадисты силой насаждают мракобесие, убивают христиан, мусульман и представителей других религий и конфессий, в том числе священнослужителей, сжигают людей заживо, продают в рабство, грабят, прогоняют с родных земель, захватывают в заложники. Ряд совершенных ими варварств характеризуется всеми признаками геноцида по смыслу Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года», - сказал К.Долгов.
«Нас серьезно беспокоит дальнейшая судьба двухтысячелетнего присутствия христианства на Ближнем Востоке, для которого он является историческим очагом, - признался дипломат. - Так, с начала вооруженного конфликта в Сирии численность христианского населения в этой стране сократилась с 2,2 млн. до 1,2 млн. Нападениям подвергаются христианские святыни, боевики берут в плен заложников-христиан. С апреля 2013 г. в плену удерживаются православный митрополит Павел Язиджи и сиро-яковитский митрополит Григорий Иоанн Ибрагим».
«После прихода ИГИЛ на земли Ирака с настоящей катастрофой столкнулись и иракские христиане, хотя проблемы у них начались гораздо раньше - фактически сразу после американской оккупации в 2003 году, - напомнил он. - За годы, прошедшие после американского вторжения в Ирак в 2003 г., христианское население этой страны сократилось в 10 раз — с 1,5 млн. до 150 тысяч. Целые города – как, например, Мосул – фактически полностью лишились традиционного христианского присутствия».
«С самого начала так называемой "арабской весны" Россия выступала за разрешение кризисных ситуаций путем эволюционных реформ, общенационального диалога, без вмешательства извне, на базе построения мира и согласия между всеми конфессиональными группами. Исход христиан из ближневосточного региона - процесс, который может иметь самые негативные последствия в плане его влияния на структуру арабских обществ и на сохранение исторического и духовного наследия, значимого для всего человечества», - предостерег представитель МИД РФ.
«В предстоящий период нашей общей целью должно стать объединение международных, региональных и национальных усилий, что достижимо лишь при отказе от политики «двойных стандартов» и стремления извлекать сиюминутные выгоды, на прочной основе международного права, - уверен он. - Важные шаги сделаны с принятием Советом Безопасности ряда резолюций, в том числе 2199. Президентом Российской Федерации В.В.
Путиным выдвинута инициатива формирования широкого антитеррористического фронта для противодействия угрозе ИГИЛ с участием ключевых международных игроков и стран ближневосточного региона, включая Сирию».
«Насилие на религиозной почве стремительно растет и в Европе, - отметил дипломат. - Личные представители швейцарского председательства ОБСЕ по вопросам антисемитизма (американец А.Бейкер), нетерпимости в отношении мусульман (турок Т.Кучукчан) и христиан и представителей других религий (россиянин А.Автономов) в декабре 2014 г. представили свои доклады, в том числе по результатам совместных страновых визитов. Общий вывод всех трех экспертов заключался в следующем: несмотря на принимаемые государствами меры, в последние годы на пространстве ОБСЕ наблюдается существенный рост нетерпимости в отношении иудеев, мусульман, христиан и представителей других религий».
«Не могу не упомянуть о проблемах, испытываемых христианами в ряде западных государств, где почему-то стало считаться неполиткорректным обозначать принадлежность к христианской религии, и начинают даже стесняться христианских ценностей, составляющих основу европейской цивилизации. Набирает силу агрессивный секуляризм, - считает К.Долгов. - Размываются понятия морали и традиционной национальной, культурной и религиозной идентичности. Множатся случаи вандализма и осквернения церквей и храмов, святых мест, кладбищ, христианских символов. Верующим все сложнее открыто отстаивать свои убеждения».
«По мнению директора Центра исследования религии оксфордского университета Р.Тригга, Европа становится все более "агрессивно светской", - пояснил дипломат. - ЕСПЧ в основном озабочен проблемой толерантности, при том, что Суд по сути завален жалобами граждан о дискриминации по религиозному признаку, включая христианофобию (250 тыс. исков, а ЕСПЧ рассматривает не более 40 в год). Через национальные суды проталкиваются опасные решения, которые не получается провести в парламентах».
«Законодательство ЕС о недискриминации и преступлениях на почве ненависти все энергичнее используется для маргинализации христиан и христианских ценностей, - посетовал К.Долгов. - Прорабатываются директивы, касающиеся недискриминации сферы товаров и услуг, в которой права человека, включая права сексменьшинств, ставятся по приоритету выше основополагающих религиозных свобод человека. Фактически происходит конъюнктурная приватизация "европейских ценностей" Евросоюзом, решительно продвигающим новации вроде однополых браков. Это ведет к отходу от исторических традиционных устоев человечества, к расколу обществ. Красочным тому дополнительным свидетельством стали миллионные демонстрации во Франции, в ходе которых, кстати говоря, звучала ясная поддержка российских подходов к данной проблеме».
«Не могу не сказать об Украине, где вслед за антиконституционным переворотом была развязана братоубийственная война, национал-радикалы взяли курс на нагнетание межрелигиозной розни, - констатировал представитель МИД РФ. - Уничтожаются православные храмы и монастыри, священники и верующие подвергаются запугиваниям и издевательствам. Только на Юго-Востоке Украины десять храмов полностью разрушены, еще семидесяти семи нанесен серьезный ущерб. Три православных священника убиты. Ряд храмов был захвачен, подчас при участии органов правопорядка Украины, что является грубейшим попранием Конституции этой страны и своих международно-правовых обязательств в области прав человека. Многие священнослужители бежали в Россию, спасаясь от угроз со стороны экстремистов».
«Самого глубокого признания заслуживают неустанные усилия Русской Православной Церкви Московского Патриархата установление мира и спокойствия на Украине и прекращение братоубийственного конфликта в этой стране, - убежден дипломат. - Мы верим, что братскому украинскому народу хватит мудрости и дальновидности, чтобы восстановить национальное единство, отвергнуть попытки увести страну на тупиковый путь крайнего национализма и ксенофобии, следование по которому, как показывает история, неизменно оборачивается катастрофой. Надеемся, что миллионы верующих людей на Украине, большинство которых принадлежит Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, не позволят сделать себя пешками в чужой игре».