Несколько нашумевших недавно случаев вновь заставили задуматься над отношением нашего общества к инвалидам, сообщает
Regions.ru.
В Красноярске разгорелся скандал вокруг открытия учебного центра, где дети-инвалиды занимались бы вместе со сверстниками из обычных школ, разгорелся в Красноярске. Жильцы дома, где уже подготовили помещение для занятий, выступили против установки пандуса, не желая терпеть такое, по их словам, «неприятное соседство».
В Смоленске матери молодого человека, больного рассеянным склерозом, соседи по подъезду не разрешили установить даже съемный пандус: «А если забудут убрать, люди будут спотыкаться!»
Наконец, самый громкий случай произошел в одной из столичных школ, где родители учеников потребовали переиздать классный фотоальбом из-за попавшего туда снимка девочки с синдромом Дауна, причем некоторые школьники также высказались против присутствия девочки-инвалида в классе во время занятий.
Председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека В.Р.Легойда комментирует: «Родители, не желающие видеть даже на фотографиях дочку учительницы их детей только из-за того, что она имеет врожденную болезнь, по-моему, живут к каком-то неведении, не понимая, что в любой момент могут оказаться в таком же положении. Кто пытается лишить окружающих равной ценности с собой и своими детьми, сам вскоре оказывается лишен человеческого облика, хотя с виду может казаться вполне похожим на здорового человека. Самое страшное, что такое бесчувственное отношение к чужим проблемам или чужому горю, нежелание их впускать в свою жизнь, передается от родителей к детям, и мы получаем замкнутый круг».
В отношении к инвалидам особенно бросается в глаза контраст со странами Запада, где на создание «безбарьерной среды», позволяющей инвалидам-колясочникам вести полноценную жизнь, на создание для инвалидов рабочих мест и вообще на их интеграцию в общество потрачено и тратится очень много усилий.
«Как вы объясняете протесты людей против присутствия инвалидов рядом с ними? Как изменить отношение общества к инвалидам? Как можно защитить инвалидов от подобных моральных уродов?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в
Москве, отметил, что социальные задачи государства для того и нужны, чтобы чиновники работали лучше в этой сфере, но не с формальной стороны, а с идейной.
«Но сейчас в государстве нет внятной идеологии, - а одной из возможных идейных основ должно быть народосбережение, на мой взгляд. И не только физическое, то есть преодоление депопуляции, но и нравственное, даже независимо от того, будет ли там религиозная составляющая. Ведь с точки зрения христианства цель государства - не только физическая защита народа, но и предоставление ему таких условий бытия, чтобы нравственное отношение благоприятствовало спасению каждого человека в жизни вечной. А если отдельные представители народа демонстрируют нетерпимость по отношению к инвалидам, это характеризует народ не лучшим образом. То есть задачей общества и правящего слоя должно быть нравственное идейное образование, поддержание народного самосознания. Тогда мы не услышим слова о том, что нам инвалиды не нужны», - заключил о. Андрей.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что, во-первых, нужно узнать, что произошло на самом деле, и какими мотивами руководствовались эти люди.
«Мне кажется странным, что родители соглашаются, чтобы девочка с особенностями развития училась с их детьми, и при этом протестуют, когда видят ее на фотографиях. А если девочка в этом классе не учится, неправильно, чтобы ее фото было в школьном альбоме – инвалид она или нет, не имеет значения. Я бы тоже, наверное, остался этим не очень доволен. Думаю, никому не понравилось бы, если на общеклассной фотографии вдруг оказался посторонний ребенок. С какой стати? Журналисты любят устраивать шумиху на ровном месте, поэтому надо бы разобраться более тщательно – в том числе, в ситуации, когда люди отказываются устанавливать пандус. Быть может его хотели поставить абы как, и люди действительно бы об него спотыкались. Посмотрите, как у нас их делают: приварили друг к дружке железяки, вот тебе и пандус. Такие "пандусы" крепятся на старые лестницы, о них можно и ноги сломать. Я не считаю, что жителей, отказавшихся их устанавливать, нужно осуждать. В общем, необходимо разбираться в произошедшем – у нас легко людей обвиняют непонятно в чем. Если делать пандусы как на западе (чтобы и людям не мешали, и инвалидов завозить можно было бы), думаю, вряд ли их откажутся установить. Нужно продумать этот вопрос, пригласить грамотных специалистов, архитекторов. А если отвергается хорошее, продуманное решение, следует поинтересоваться у жителей, почему. Но я уверен - им предлагают неподходящий вариант», - заключил о. Александр.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что нельзя изменить один элемент в системе, формирующей духовно-нравственный облик гражданина Российской Федерации.
«Нужно менять все, но вначале – определить, что бы мы хотели увидеть в отдаленной перспективе, и начать над этим работать. Все вместе это называется образованием. Сейчас мы видим плоды произошедших, как нам уже объяснили, изменений в системе образования страны. Вот таких людей теперь производит эта система, с такими духовно-нравственными качествами, так как в ее основу было положено утверждение о том, что вера в Бога – частное дело конкретных людей, а не нечто общественно значимое, требующее внимание общества (тогда как именно религия - причина тех или иных изменений в духовном облике человека). В результате мы получили общество, воспитанное в системе государственного атеизма. Дети и внуки вчерашних детей по умолчанию избрали путь строительства безбожного государства, отказавшись от веры Бога как от общественной идеи. Что же теперь удивляться? Вот такие мы и есть, а дальше будем еще хуже. Но если нам не нравится текущее положение дел, что-то нужно менять. Получается, мы отвергаем путь, по которому Россия шла тысячу лет к той цели, которую она провозглашала в лучшие периоды своей истории, но при этом хотим, чтобы у людей, живущих в нашей стране, были качества святых. Ну, хочется пожелать тем, кто принимает решения, увидеть ситуацию в истинном свете и задать себе вопрос: "А что мы хотим видеть дальше?"» - вопрошает священник.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, считает, что, «к сожалению, это наследие нашего советского прошлого».
«Вспомнимте, как во время фестиваля молодежи и студентов все инвалиды были выселены за 101-й километр. А как после Великой Отечественной войны их направили лагеря, которые находились на Валааме и в Гефсиманском скиту - чтобы не портили своим видом счастливую картину Победы. Эта «инвалидофобия» отбрасывает нас во время правления царя Спарты Ликурга, который издал приказ об умерщвлении инвалидов детства - хотя мы уже официально признали, что согласны на инклюзию и на то, чтобы создавать для инвалидов нормальную среду обитания, а не гетто, как это было в советское время. Самое главное – люди при неподобающем отношении к инвалидам сами становятся инвалидами - моральными уродами. Я много писал об этом в своей книге "Каждый ребенок особенный". Бороться с этим нужно с детского сада. Мои дети росли вместе с детьми инвалидами, в том числе, в нашем реабилитационном центре. Нас пугали: "насмотрятся ваши дети на уродов, и тоже станут такими". А дети научились понимать: у всех есть свои особенности. Так называемые здоровые люди не отличаются от инвалидов. У всех есть особенности, потребности, нужды. Такое воспитание, начиная с детского сада, приводит к тому, что даже обычные люди становятся друг к другу более внимательными. Оздоровляется все общество. Сегодня не захотели сфотографироваться с девочкой - дауном, завтра с человеком, у которого другой цвет кожи, а в результате происходит одичание, мы скатываемся к фашизму. Корни этого - в нашем советском прошлом, которое насаждало сегрегацию, апартеид», - заключил о. Петр.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, считает, что если такая проблема существует, инвалидов нужно защищать – даже и на государственном уровне.
«Любые выпады в их сторону (особенно, если речь идет о детях), должны быть наказуемы. Ответственность должны нести и средства массовой информации, которые находят оправдание для людей, ставящих людям с ограниченными возможностями "палки в колеса". Иначе мы получим циничное общество, которому безразличны и чужие, и собственные дети. Превратимся в уродов. Все мы прекрасно помним, чем закончился суд над теми, кто считал себя выше других людей: Нюрнбергский процесс расставил все точки над i в этом вопросе. Все мы ходим под Богом, и от болезней не застрахован никто. Поэтому нужно учить сострадать другим людям уже в детском саду. Нам необходим правильный воспитательный процесс, хорошая система образования», - подчеркнул он.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, считает, что этот вопрос связан с политикой. Власти должны больше внимания обращать на инвалидов.
«У нас несколько лет назад был год посвященный "безбарьерной среде", были выделены деньги на улучшение этой среды. И я знаю, для «галочки» что-то выполнили, но ситуацию это не улучшило. Что говорить о регионах, если в центре Москвы для инвалидов ничего не приспособлено! Просто кто-то из чиновников "нагрел" руки, и все осталось прежним. А если власть не обращает внимания на инвалидов, то и общество будет черствым. Я думаю, Европа начала меняться в этом отношении как раз с подачи власти. Да, есть и ментальные проблемы. Русский человек сегодня озлоблен. Когда приезжают европейцы, они удивляются, почему в России такие неприветливые люди. Возможно, это наследие советского периода, но и жизнь у нас тяжелая. Уровень жизни в России и Европе очень различается, и это накладывает свой отпечаток. Зла в мире много - только дай ему возможность выхода. А чтобы культивировать добро, нужна долгая и целенаправленная работа. К сожалению, наши СМИ никоим образом этому не способствуют. Посмотрите, что показывают детям – только насилие и зло. А потом удивляемся, почему мы такие злые! Если человек начинает выражать свою злую сущность в отношении беззащитных людей, Господь его наказывает, и весьма жестоко. Я знаю несколько таких случаев, и потому я бы просто побоялся так поступать. Инвалиды, как правило, очень чистые, добрые и отзывчивые люди, - лучше быть инвалидом, чем внешне здоровым, но уродом внутренне», - подчеркнул священник.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, предложил бы «всем заинтересованным лицам немножко уменьшить накал эмоций на эту тему, потому что наше общество после сотен лет рабства только сейчас расправляет плечи и входит в нормальное состояние».
«В условиях Царской России общественная жизнь была заблокирована властью, в условиях коммунизма – тоже, в еще более жесткой мере. И только с 90-х годов началось установление нормального хода гражданской жизни и нормального состояния общественного сознания, когда личность воспринимает себя гражданином, а не пешкой на шахматной доске. Говорят, что в нашем обществе ухудшилось отношение к инвалидам. Но раньше его вообще не было никакого! Поэтому мы видим разные проявления тех или иных суждений. Среди них есть нравственно полноценные, а есть нравственно уродливые, их мы наблюдаем в огромном количестве. И нет ни малейших сомнений, что перечисленные случаи нравственно отвратительны. Но так же отвратительны супружеские измены, ложь, бессердечие и прочее. Не хватит пальцев на руках и ногах, чтобы показать разные проявления нравственного уродства. Раньше они были строго локальными, их нельзя было демонстрировать в силу отсутствия свободы, порабощения общества со стороны власти, а сегодня порабощения нет, и как грибы после дождя полезли эти поганки. Часто по неразумию упускают этот факт и начинают рвать на себе волосы, в то время как надо просто увидеть человеческие пороки. Есть еще и закон. И надо посмотреть, что противоречит ему, а что нет. Фотографии в школьном альбоме наверняка не регламентируются правилами, чьи там фото должны быть, а чьи нет. Так что в ответ на возражения родителей директор школы мог бы выйти и сказать: "Я – директор, и я решаю, какие будут фото в альбоме. Хотите, жалуйтесь в РОНО". В случае с пандусом тоже надо правила соблюдать: если правильно установлен, то какие могут быть претензии?» - вопрошает о. Макарий.