itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Православие невозможно втиснуть ни в какие законодательные рамки»

Известные пастыри об идеи введения сертификации «Православный стандарт»

Новости Москвы 
0
597
Время на чтение 7 минут
Как сообщалось, председатель Комиссии Общественной палаты России по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак предложил ввести систему добровольной сертификации «Православный стандарт».

«Как вы расцениваете эту идею? Что может подпадать под понятие «Православный стандарт»? Сказываются ли на межнациональных отношениях такие «стандарты»?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, предложил определиться, что такое «Православный стандарт», каковы критерии. «И надо понять, кто будет поддерживать стандартизацию, - добавил он. - Несколько процентов населения, считающих себя православными, которые постоянно ходят причащаться? Или те, кто причащается иногда на Пасху? Или те, кто просто крещен, но не воцерковлен вообще? Боюсь, может получиться так, что среди этих людей, разных по отношению к Православию, будут разные понятия о православном стандарте. Надо прийти к общему знаменателю, и тогда поймем, насколько уместно и востребовано вводить в обществе какие-то стандарты».

«Стандарт пищевой выражен в иудаизме и исламе, а в Православии таких жестких требований нет, - пояснил пастырь. - У нас более мягкий подход: различается только постная и скоромная пища. Единственное, начиная с ветхозаветных правил, не приветствуется вкушение крови в чистом виде. И то здесь подходы могут различаться. Кто-то говорит, что "гематоген" есть нельзя, а кто-то считает, что кровь там обработана и поэтому можно».
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что «это очень опасная тема». «Если мы не поднимаем этот вопрос, то подразумеваем, что живем в православной стране, - отметил он. - А если ставим вопрос, как предлагают в Общественной Палате РФ, то, получается, живем в стране, в которой существуют объединения - мусульманские, иудейские, православные...»

«Был у нас в 90-х "парад суверенитетов", и я боюсь, что будет открыт "парад духовных суверенитетов", - предостерег отец Александр. - Нам этого не надо. Россия по умолчанию православное государство, хоть мы это и не декларируем. Это важнее и дороже всего, нельзя это потерять. Отказавшись от предложенного стандарта, мы, может быть, проиграем в плане защиты каких-то наших конфессиональных интересов, но выиграем гораздо больше – целую страну. И это важнее».
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, полагает, что такие «стандарты» могут сказаться на межнациональных отношениях. «Думаю, - продолжил он, - люди воспримут это по-разному. Представители других вероисповеданий могут не понять, о чем речь, решить, что такие «православные продукты» используются в каких-то ритуальных целях. Дело в том, что никаких "православных продуктов" не существует вообще. В Православии нет также «чистых» и «нечистых» продуктов. Употреблять в пищу можно все – есть ограничения только во время поста».

«Если цель предлагаемой системы сертификации – обозначить какие-то качественные продукты, это неплохо, но только тогда нужно организовать контроль над этим качеством, чтобы его поддерживать. То же касается и организации паломнических туров. Если все это имеет отношение к Церкви, она несет ответственность – хотя бы моральную. Тогда необходима система контроля, чтобы предлагаемой системой сертификации не воспользовались в своих целях нечестные люди», - заключил пастырь.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, считает, что «идея высосана из пальца». «Более того, это может оказаться попыткой заставить Православие "крутить колесо" коммерческих услуг, - опасается он. - А если представить, что продукция "православного стандарта" вдруг окажется некачественной? Можно же предположить, что кто-то получит разрешение на такую маркировку, и по халатности допустит брак? Думаю, это нанесет удар по репутации Церкви, на нее сразу же обрушатся критики».

«Идея не имеет под собой оснований и в христианском отношении. Сегодня у нас любят всему давать определение "православный". Я бы использовал это слово применительно не к продуктам или услугам паломнических фирм, а только к тому, что прошло соответствующую экспертизу. А сейчас у нас им пользуются все, кому не лень: «лепят» на этикетки вин ("православный кагор"), прибавляют к названиям организаций, зачастую не имеющих к Православию никакого отношения. Думаю, из этой оперы и предложение о "православных стандартах". Для начала, наверное, нужно было бы проконсультироваться с представителями Русской Православной Церкви, а потом делать такие предложения. А может, людям просто нечем заняться?» - вопрошает пастырь.

«Православный стандарт у нас один, - подчеркнул он. - Человек, называющий себя православным христианином, должен стремиться к святости, быть добрым, светлым. Это - главный стандарт, и он достоин всяческой похвалы, а такие коммерческие проекты будут дискредитировать православное христианство в России. Поэтому я категорически против подобных инициатив».
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, напомнил, что «Православие - религия не закона, но благодати». «"Законнический" подход препятствует живому общению с Богом, - уверен он. - И для Православия нехарактерны пищевые запреты, определение "чистоты" пищи. Пищевых запретов, как у иудеев или мусульман, у нас в принципе быть не может - этому противоречит Новый Завет. Так что мне такие "стандарты" кажутся сомнительными. Если это просто качественный продукт, почему он именно православный? Лучше тогда вернуть ему знак качества».

«А что касается деятельности турагентств, могу сказать: убедительнее всего на православного паломника действует получение турагентством благословения на свою деятельность от священноначалия. Мне кажется, это лучше, чем какой-то непонятный "православный стандарт". Здесь, как и с книгами – есть те, которые получают гриф Издательского совета или благословение правящего архиерея, и всем понятно: эти книги рекомендованы для распространения через церковные лавки. А если речь идет о какой-то организации, например, реставрационной мастерской, лучшей характеристикой ей послужит почетная грамота правящего архиерея, или какие-то реализованные проекты, которые там могут продемонстрировать», - заключил отец Петр.

Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, полагает, что «попытка закрепить этот "православный стандарт" на законодательном уровне вызовет много споров и конфликтов». «А в том, что касается продуктов, это еще и нецелесообразно - у нас уже на этикетках указаны сведения об их составе, - отметил он. - Каждый православный человек, желающий это узнать, может в любой момент прочитать надписи. К тому же не исключено, что под этим знаком - "православный стандарт" - кто-то попытается раскрутить свои бренды».

«А вот пользы православным от такой маркировки не будет никакой, - убежден отец Вячеслав. - Когда наступает пост, и православные начинают приобретать продукты, которые соответствуют их понятию о нем, лукавство может привести к тому, что о посте-то и забудут. Вот из-за этого некоторые строгие батюшки не разрешают в пост ни "постного шоколада", ни "постных пирожных", ни "постного майонеза". Если появится такой знак, непонятно, на каких продуктах и с какой целью его будут ставить. Православный человек и без того помнит постановление первого Апостольского Собора, который прошел в 57 году в Иерусалиме (на нем были определены критерии пищи). Мы не можем есть мертвечину, кровь, а также пищу, которая была посвящена другим богам. Так что никакие стандарты нам не нужны».

«Что касается туристических агентств, верующие давно для себя определили, что такое православные туры и паломничество. Одно дело, когда ты едешь по святым местам, быстренько пытаешься ухватить все взглядом, впитать себя "благодать", и - бегом к следующему месту. Другое дело - паломничество, когда человек с группой, окормляемой священником, посещает святое место, молится там, остается хотя бы на сутки, чтобы послушать богослужения, пообщаться с живущими там людьми (как правило, места нашего паломничества - монастыри), принести пользу. Поэтому, если речь идет о туризме, необходимо указывать, отдых ли это с посещением православных мест, или паломничество - чтобы человек, обращаясь в то или иное турагентство, представлял, что его ждет», - предложил пастырь.

«А предлагаемый "православный стандарт" – очередная попытка материализовать то, что можно постичь только духом, чувствами. Православие невозможно втиснуть ни в какие законодательные рамки. Это дух нашего народа, нашей Церкви. Помнить нужно главное: "Ешьте, что хотите - только друг друга не ешьте". Поэтому спасибо нашим законодателям, но, думаю, мы обойдемся тем, что у нас уже есть», - заверил отец Вячеслав.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, сказал: «Православие, сама вера, подразумевают нечто нематериальное, поэтому ссылаться на Православие при изготовлении каких-то изделий странно. Чем такой подход будет отличаться от обычного добросовестного отношения к покупателю? Если я покупаю, к примеру, пельмени, а на них написано "православный стандарт", что это означает? Что православного может быть в пельменях? По поводу иудейского кашрута и мусульманского халяля – я бы вообще не стал сопоставлять несопоставимое. В Православии же такого нет».

«Теперь о православных турагентствах. Для чего вообще они нужны? У нас уже есть паломнические центры, которые организуют поездки для всех желающих. Думаю, мы просто нуждаемся в хорошем отношении друг другу – в христианском отношении», - убежден отец Михаил.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09