12 октября 2015 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан дал первую свою пресс-конференцию после назначения его в июле на казанскую кафедру. Почти полтора часа в пресс-центре «Комсомольской правды» в столице Татарии шёл интереснейший диалог с журналистами. Владыка рассказал о планах митрополии, касался тем реституции церковной собственности в Татарстане, и даже вынужден был затронуть политические вопросы. На пресс-конференции побывал корреспондент «Русской народной линии».
Пресс-конференцию владыка начал с рассказа о том, что утром посетил генеральное консульство Турции «вместе с представителями ислама, чтобы выразить соболезнования по поводу злодеяния последних дней — теракта в Анкаре». «Перед человечеством стоит вызов: или катастрофа, или же разума хватит, чтобы пойти по пути объединения и консолидации для борьбы со злом», — отметил митрополит.
После этого владыка заявил, что не любит политических тем, и попросил журналистов воздерживаться от подобных вопросов. Однако в итоге политических тем избежать не удалось.
Сразу же после этого заявления журналист одного из татарских изданий задал вопрос: как владыка относится к событиям в Сирии?
«Этот вопрос лучше всего адресовать Владимиру
Путину и другим политикам, — ответил владыка. — В любом случае, совершенно недопустимо то, что там происходит сейчас, когда совершается веромученичество христиан в Сирии, когда христиане становятся вне закона, когда их убивают…»
Тем не менее, владыка посчитал нужным заявить, что поддерживает Владимира Путина в вопросе поддержки законного сирийского правительства и нанесения ударов по террористам ИГИЛ российской военной авиацией. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан назвал ИГИЛ самым опасным в настоящий момент явлением в мире.
«Врага надо бить на дальних подступах, — считает владыка. — Иначе в нашем общем доме будет происходить то, что сейчас происходит на Ближнем Востоке, а этого нам не надо. Если эти люди, зараженные бациллой смертоносного отношения к человечеству, придут сюда — хорошего будет мало».
Владыка выразил своё отношение к боевикам ваххабитской террористической группировки «Исламское государство»: «Я не назову их даже носителями ислама. Для меня непонятна эта конгломерация — ИГИЛ. Ведь убивают не только христиан, но и мусульман. Ясно одно, что такому движению, которое идет к своей цели через кровь, слезы и разрушения, в первую очередь разрушение человеческой жизни, я не говорю уже о культурных ценностях, нет места в планетарном масштабе»…
«Верно ли, что Запад служит сатане, как говорят некоторые священники?» — спросил корреспондент городского издания.
По мнению владыки, «насаждая гомосексуализм» в планетарном масштабе и «развязывая революции и вооружённые конфликты по всему миру», американское государство действительно служит сатане. Но владыка задал риторический вопрос: «У нас 2,5 миллиона абортов в России ежегодно. А мы кому служим?».
По мнению владыки, нашими врагами гомосексуализм и другие виды «разнузданности» насаждаются для того, «чтобы человека было легче взнуздать», «превратить в раба своих страстей, благодаря чему человек будет более управляем».
Как считает владыка Феофан, США и Европа давно взяли курс «на дехристианизацию и секуляризацию». По его мнение, следствием этого является и агрессивная политика стран Запада, замаскированная под «демократизацию»: «Мы сейчас видим, как расплачивается Запад за разгул демократии в восточных странах. Понимание. Рванули к ним сотни тысяч беженцев, и они завопили, и выставили армию, кордоны. Фундамент в тех странах взорвали, а построить новый не смогли».
Раскритиковав европейцев и их американских патронов, владыка в то же время выразил солидарность с мнением канцлера Германии Ангелы
Меркель, которая «сказала хорошую фразу, когда пошла шумиха с беженцами: для того, чтобы не исламизироваться, надо возвращаться в христианство».
По мнению митрополита, «европейцам необходимо возвращаться в христианство», и тогда «никакой исламизации не будет».
«Удалось ли пересадить казанских пастырей на более скромные автомобили?» — спросил один из журналистов.
«Удалось», — с улыбкой ответил митрополит.
Из зала прозвучал вопрос: «Почему в церквях крестят только за деньги?»
На это владыка пояснил, что те деньги, которые верующие отдают после проведения таинств, – это добровольные пожертвования, «ведь священнику нужно на что-то жить и кормить свою семью, содержать храм». «Никто нам не дает свет и тепло бесплатно, и даже полы никто бесплатно не придет и не помоет. Поэтому существует такое понятие, как пожертвование», – отметил он.
Однако, по словам владыки, если у человека нет необходимых денежных средств, но он захочет креститься – ему ни в одном храме не откажут. «Если кто-то придет в церковь и скажет: мне нечем заплатить, но я хочу покрестить ребенка, или захочет покреститься взрослый, а ему откажут по причине его безденежья — обращайтесь прямо ко мне, — предложил митрополит.
Корреспондент одного из татарских националистических изданий задал вопрос: «Много ли кадров ушло из казанской епархии в Ульяновск вместе с бывшим митрополитом Анастасием?»
«Кадры не ушли. Кадрёнки, может быть», – улыбнулся владыка Феофан. Но пояснять, кого именно он имеет в виду под «кадрёнками», он не стал.
Также владыку попросили прокомментировать слухи о том, что скоро будет переведён в Симбирскую епархию настоятель Раифского Богородицкого монастыря архимандрит Всеволод.
Митрополит Татарстанский и Казанский Феофан опроверг эти слухи и процитировал строки из Высоцкого: «Ходят слухи тут и там, а беззубые старухи их разносят по умам...». «Все мы когда-то куда-то уйдем, — сказал митрополит. — А в итоге уйдём в вечность. Но пока отец Всеволод живет и здравствует — пусть трудится».
Внезапно владыка вспомнил о том, почему опоздал на пресс-конференцию (мероприятие действительно началось с некоторой задержкой). «Немного опоздал, потому что разговаривал по телефону с Анастасием, поздравлял его с днем ангела, давал рекомендации по Симбирской епархии, — признался владыка. — Он не может быть для меня врагом. Ну меняют митрополитов, что в этом удивительного?» По словам митрополита, владыка Анастасий часто звонит ему, «обращается с советами по Симбирской епархии».
От корреспондента городской газеты прозвучал следующий вопрос: «В Казани есть два храма, которые раньше были храмами, но сейчас, по сути, ими не являются. Это Никольский храм на Булаке и Гостинодворская церковь. Планируется ли их возвращение Церкви?»
«Отвечу глобально на этот вопрос, – сказал владыка. – Сейчас я дал задание, да и с министерством культуры уже говорил: провести ревизию всего имущества, которое было». Митрополит Феофан заявил, что намерен осуществить в Татарии постепенную реституцию всего имущества, которое принадлежало церкви до революции 1917 года. «Вышел закон о возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям (по всей видимости, подразумевается ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», подписанный в 2010 году — РНЛ). Нас в первую очередь интересуют храмовые здания, принадлежавшие Церкви до революции, и мы уже занимаемся решением этих вопросов», — сказал митрополит Татарстанский и Казанский.
Что касается возвращения митрополии здания бывшего епархиального управления в Кремле, в котором сейчас находится Аппарат президента Татарии, то митрополит заявил, что не нужно спешить с решением этого вопроса. «Мы не будем ломать копья. Но это не значит, что не будем пытаться его возвращать. А что касается храмов, то их, конечно, нужно возвращать безоговорочно. Эта не только моя позиция, но и позиция государства. Есть закон, и нужно его соблюдать. Русская Православная Церковь будет действовать в рамках закона», — сказал владыка Феофан.
Митрополит считает, что в деле реставрации и строительства храмов нужно шире использовать собственные силы Церкви и мирян, чтобы меньше обращаться к «фирмам на стороне». «Допустим, необходимо реставрировать старый храм, — стал разъяснять владыка. — Нужны люди, которые смогут сами работу делать. Я всегда исхожу из того, что и в церковной среде должен быть круг людей-специалистов: Петя, Ваня, Мурат, Теймураз — национальность неважна. Один может кирпич класть, другой по крышам специалист, третий — по дереву. И тогда мы бы не бегали за какими-то фирмами, а могли бы многое сделать своими руками. Это и есть разумное хозяйствование, как это всегда было при храмах».
«Зачастую восстановление православных храмов осуществляется людьми далекими от церкви», – поделился владыка с журналистами. Как считает митрополит Феофан, для таких людей «безразлично, какой они объект реставрируют»: «Для них это просто объект. Но в храме нельзя курить, материться и прочее. Приходится это объяснять...»
Митрополит озвучил планы (от которых, по его мнению, «кто-то вздрогнет»: создать при Татарстанской митрополии реставрационную и архитектурную мастерские, «используя положительный опыт Ставропольской епархии». Владыка рассказал, что сейчас митрополия в поиске архитекторов и реставраторов. Согласно планам владыки, эти мастерские должны заняться восстановлением храмов, в том числе памятников федерального значения. Владыка считает, что эти мастерские при митрополии должны получить лицензии, «в том числе для реставрации памятников архитектуры, в том числе федерального значения». По его мнению, наличие таких мастерских при митрополии позволит «легче контролировать» восстановление памятников. Эти мастерские, по его словам, могли бы «участвовать в конкурсах и тендерах наравне вместе с другими».
По словам митрополита, предстоят активные реставрационные и восстановительные работы, в частности, в Казанском Богородицком монастыре на улице Большой Красной, месте обретения Казанской иконы Божией Матери, где ныне хранится ее Ватиканский список.
Владыка признался, что уже обсудил вопрос о возрождении собора Богородицкого монастыря с экс-президентом Татарии Минтимером Шаймиевым.
«Этот собор — жемчужина Татарстана, и мы его возродим. Надо привести в порядок корпуса для паломников, и народ сюда пойдет. Паломников в Богородицком монастыре будет больше, чем в любой Лавре», – заявил митрополит Феофан. По его мнению, «от этого выиграет весь Татарстан». «Если бы я работал в сфере пиара, то я бы посоветовал властям республики заняться возрождением собора», – отметил казанский владыка.
По мнению митрополита Феофана, возрождение Богородицкого монастыря сделает его притягательным не только для местного населения и паломников из России, но и для туристов со всего света: «Это будет прекрасной демонстрацией мирного сосуществования двух традиционных религий в республике. Меня иностранные журналисты как-то спрашивали о том, как в России уживаются православные с мусульманами. Я им ответил: хорошо уживаются, вы же сами видите».
По словам владыки, планируется и реставрация Казанского Храма-памятника в честь Нерукотворе́нного Образа Спасителя (храм-памятник воинам, погибшим при осаде и взятии Казани в 1552 г.), и благоустройство территории вокруг этого старейшего в России воинского мемориала. «Этот храм задумывался как памятник. К нему должна быть дорога, чтобы люди могли его посещать», — сказал митрополит.
Отвечая на вопрос, планируется ли воссоздать колокольню Благовещенского собора в Казанском Кремле, владыка Феофан сказал: «Нам предстоит немало работы, ведь разрушали почти 100 лет, хотя и не смогли всё разрушить до конца. Возрождать нужно все, но постепенно. Нельзя браться за все сразу».
Митрополит Феофан также отметил, что планирует вернуть статус резиденции казанских митрополитов Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю, известному среди казанцев как «Архиерейская дача» (в советский период комплекс зданий монастыря вместе с территорией был передан опытной сельскохозяйственной станции).
Митрополит Феофан напомнил о том, что планирует возродить Казанскую духовную академию. В этом вопросе владыка заручился, по его словам, поддержкой нынешнего президента Татарии Минниханова. По его мнению, наличие духовной академии – это один из критериев «столичного» статуса города. «Но в Петербурге и
Москве есть духовные академии, а в Казани — нет. Так давайте возродим Казанскую духовную академию», – сказал владыка. И напомнил, что татарские мусульмане накануне объявили об открытии с нуля Исламской академии в татарстанском городе Булгар. «Что же мешает воссоздать славную Казанскую духовную академию? В этом направлении мы тоже работаем, и руководство республики нам помогает. Президент Рустам Минниханов выступил с идеей создать Булгарскую исламскую академию, а также возродить Казанскую духовную академию, — сказал митрополит Феофан.
Корреспондент издания «Коммерсант» задал вопрос: продвинулся ли вопрос о преподавании в школах Татарии предмета «Основы православной культуры».
Владыка ответил, что митрополия «многое делает», чтобы школьникам республики преподавали курс «Основы православной культуры». По его мнению, главное – это «идти к цели не через конфронтацию, а через диалог»: «Вопрос непростой. До меня был человек (митрополит Анастасий. — РНЛ) двадцать пять лет… В этом направлении я работаю, но главная задача — не ставить цели любыми путями через конфронтацию. Я иду к цели не через конфронтацию, а через диалог. Что я и буду делать: стараться убедить. Я не буду говорить, но делается много уже на настоящем этапе. Я думаю, через диалог можно многое сделать. Не все просто, но мы идем к этому. Решать проблему надо, и она будет решена в диалоге».
Корреспондент одного из православных изданий сообщил владыке, «что в предыдущие годы были случаи, когда молодые кряшены становились ваххабитами», и напомнил о случае Руслана Спиридонова – кряшена из города Чистополя, который приняв ваххабизм, стал террористом и погиб в перестрелке с татарстанским ОМОНом. Корреспондент задал вопрос владыке: что намерена предпринять епархия для усиления миссионерской и катехизаторской работы среди кряшен, чтобы предотвратить отпадение представителей этого народа в ваххабизм?
Митрополит Татарстанский и Казанский ответил, что самое главное, что планируется делать в этом направлении – это подготовка кадров кряшенского духовенства: «Я встречался с кряшенами и почувствовал, какая у них есть проблема. Это, конечно же, нехватка духовенства. Я был в кряшенских приходах и первое, что постановил: необходимо, чтобы молодые люди, шли бы в нашу семинарию, получали бы богословское образование и возвращались бы к своему народу нести Слово Божье. Вот это очень важно». «Я уже присмотрел с десяток ребят-старшеклассников из кряшенского народа для семинарии», – отметил владыка. По его мнению, кряшены нуждаются в священниках, владеющих их родным языком.
Также митрополит сообщил, что в московском Институте перевода Библии уже практически готов перевод Священного писания на татарский язык. Владыка напомнил, что и Коран давно переведен на русский язык. «У меня самого дома Коран лежит, я его почитываю, — отметил митрополит. По его мнению, «цивилизованный человек основные религиозные постулаты своих собратьев-единобожников должен знать».
В рамках ответа на этот же вопрос, владыка также напомнил, что террористы возникают среди представителей самых разных народов, в т.ч. среди русских ударившихся в ваххабизм. «Прежде чем идти к другим народам, лезть в чужой огород, у себя надо разобраться, среди своего народа, который корнями был православным. Поле деятельности — выше крыши», — отметил владыка, говоря о необходимости миссионерской деятельности.
В вопросе соблюдения постов и обрядности митрополиту Феофану, по его словам, импонирует то, как к этому относятся мусульмане. Он похвалил Рустама Минниханова за то, что тот во время мусульманского поста воздерживается от употребления алкоголя: «Нет, никакой рюмочки — пост. Это нормальное здоровое явление. Это традиции народа, той веры, в которой эти люди выросли. А мы немного вроде как подмигиваем: вот здесь мы православные, а вот когда в какой-то иной среде окажемся, атеистической или иноверческой, сразу сдаемся: я, дескать, православный, но не практикующий. А душа-то скорбит и хочет быть практикующей».
По признанию митрополита Татарстанского, ему очень нравится татарский язык, который он начал учить. «Когда приезжает какой-нибудь иностранец и несколько слов на ломаном русском скажет — в 10 раз к нему больше симпатии появляется. Думаешь: молодец какой! Так что знание языков — это не только способ общения, но и приобретения друзей», – отметил владыка Феофан.
Отвечая на вопрос, как он относится к диктатуре атеизма в советский период, владыка вспомнил про Никиту Хрущёва: «Помните, один из советских лидеров сказал, что в 1980 году покажет по телевизору последнего российского попа? Вот я сижу здесь, а на дворе уже 2015 год. Когда апостол Павел шел в Дамаск, ловить христиан, ему встретился Христос и что ему тогда сказал? «Павел, трудно идти против рожна!» Против Бога невозможно бороться, потому что Бог является и Создателем, и Творцом, и Хранителем».
Неожиданно для присутствующих владыка сообщил, что уверен: бывший советский лидер слышит его слова: «Никита Сергеевич! Он слышит, знает, он тем более мой земляк», – улыбаясь, сказал владыка. После чего напомнил, что хрущёвская «оттепель» для Русской Церкви оказалась «тяжелейшей холодной зимой», во время которой советская власть пыталась искоренить веру в народе.
Владыка немного рассказал о своей семье: «Мой отец никогда не вступал в колхоз, при этом был замечательным столяром и единоличником. Он отвергал политическую систему
СССР, потому что считал ее неприемлемой. Он даже не вступал в профсоюз, ведь тогда был популярным лозунг: «Профсоюз — это школа коммунизма». По словам владыки, его родители были «глубоко верующие православные люди».
Отвечая на вопрос о своём отношении к «православному сталинизму», владыка огорошил присутствующих заявлением, что «не существует никакого православного сталинизма». «Эту терминологию создали журналисты, — считает он. Как отметил митрополит, есть отдельные православные верующие, которые с уважением относятся к личности Сталина. По его мнению, если кто-то из православных верующих «начинает воспевать Сталина, он не может выражать мнения всего православного сообщества».
Также был задан вопрос: «Каково ваше мнение относительно перспектив преодоления раскола православных Церквей? Прежде всего на
Украине».
«Все расколы, как все войны, в конечном итоге или сходят на «нет», исчезает какая-то ветвь, которая, как правило, сама ушла в раскол. Или же все возвращаются к столу переговоров, приходят, что называется, к единству и согласию», – сказал владыка.
Митрополит Феофан рассказал о своей встрече с предстоятелем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата: «Я вот встречался с блаженнейшим митрополитом Онуфрием и спрашивал: "Владыка, ну как?" Он говорит: "Слава Богу, народ понимает!" И он удивительно мудрую занял политику. Его невозможно укорить, что он поддерживает ту или иную политическую сторону. Для него главное – паства».
От кряшенских журналистов поступил вопрос: «Правда ли, что Россия удерживает мир от победы сил зла, как говорят некоторые священники?»
«Об этом не только священники говорят, об этом и Серафим Саровский говорил», – ответил владыка Феофан. Митрополит Татарстанский и Казанский процитировал слова апостола Павла: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». Владыка напомнил о том, что у этих слов апостола есть разные толкования. По мнению владыки, «православная вера удерживает мир от победы сил зла». «Пока есть у нас в России отцы-молитвенники, пока есть святость – Господь хранит нашу землю». По его мнению, «именно так нужно понимать что Россия удерживает мир от победы сил зла».
Отвечая на вопросы из зала, владыка выразил удовлетворение тем, что среди журналистов увидел людей, которых до этого встретил в качестве слушателей на катехизаторских курсах, когда приехал с внезапной инспекционной поездкой в храм во имя священномученика Кирилла Казанского.
По окончании пресс-конференции перед митрополитом Феофаном столпились журналисты, которые хотели с ним сфотографироваться. А некоторые продолжали задавать вопросы, преимущественно на политические темы. Владыка извинился, сказав, что вынужден покинуть присутствующих, так как его ждут неотложные дела митрополии. Перед самым уходом митрополит Татарстанский сказал, отвечая на вопрос одного из корреспондентов: «Сейчас в Сирии наши военные лётчики делают всё для того, чтобы удержать мир от победы сил зла, чтобы зло не победило в планетарном масштабе». И вновь повторил, что поддерживает политику Путина в сирийском вопросе.
«Человечеству в целом надо опомниться», – сказал владыка уже на выходе из зала, где проходила пресс-конференция.