Патриарх Кирилл: «Вера – вот основа жизни казачества»

Предстоятель Русской Церкви выступил на заседании V Всемирного конгресса казаков

15.10.2015 97
14 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил в Новочеркасске церемонию открытия и первое пленарное заседание V Всемирного конгресса казаков на тему «Казачество: единство, Церковь, Родина», сообщает Патриархия.ru. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам конгресса с Первосвятительским словом.  

Предстоятель Русской Церкви отметил, что девизом нынешнего Форума выбраны слова «Казачество: единство, Церковь, Родина». 

«И в этом я усматриваю особый и очень важный смысл. Ведь в этих словах особенно точно раскрывается глубинное содержание самого казачества как явления, как очень важного исторического феномена, имеющего потенциал развития и совершенствования в условиях современного Российского государства. Стремясь сохранить внутреннее единство и верность Церкви Христовой, казаки испокон веков преданно служили Отечеству, заботились о сохранении его духовно-культурных традиций и защите государственных устоев», - добавил Патриарх.

По его словам, в XX веке в результате трагических событий в истории России преемство живого опыта и казачьих традиций было в известной степени прервано. Новая атеистическая власть предприняла значительные усилия по «расказачиванию», лишению казаков их самобытных черт, исторической памяти. Слово «казак» не вышло из употребления, но в это понятие стремились вложить иное идеологическое содержание. 

«Милостью Божией в последние десятилетия мы имеем, несомненно, удивительное явление — возрождение казачества, его активное участие в культурной и общественной жизни нашей страны. За минувшие годы мы наблюдали существенные положительные изменения. Отрадно отметить участие казачьих организаций в поддержании общественного порядка, их серьезную помощь силовым структурам в противостоянии терроризму и наркобизнесу, их вступление в ряды добровольных пожарных. При поддержке казачьих сообществ открываются десятки молодежных, военно-спортивных лагерей. Все это и многое другое, безусловно, говорит в целом об успешной реализации рассчитанной до 2020 года Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. О такой стратегии мы и не мечтали в 1990-е годы. Каждый из вас, кто уже в то время принимал участие в возрождении казачества, знает, с какими открытыми и скрытыми препонами приходилось сталкиваться тем людям, которые отождествляли себя с казачьим сообществом и настаивали на необходимости возрождения казачьей жизни в современной России», - отметил Его Святейшество.

«Если мы вспомним историю, казачество как явление формировалось постепенно. Уникальность казаков как сословия в дореволюционной России заключалась в том, что они были одновременно и отважными воинами, и замечательными тружениками-земледельцами. Генетическая, «пуповинная» связь с родной землей и любовь к ней во многом определяли дореволюционный быт казаков, укрепляли их в осознании своей особой ответственности за судьбу Отечества, за судьбу своей станицы и семьи. В казачьей среде закрепились навыки эффективного хозяйствования, дисциплина, высокого уровня достигло воинское искусство. Что касается хранения семейных уз, казаки были опорой всего российского общества, давая пример верности и добрых отношений между поколениями. Сегодня изменились реалии жизни казаков, многие из вас живут в городах, но связь с землей сохраняется через ваше воинское служение, направленное на защиту родных просторов, традиционных духовных устоев в жизни народа», - продолжил Предстоятель.

Он отметил, что казак всегда мыслил себя вольным человеком, но понимание свободы в православном казачестве носило глубоко христианский смысл: она воспринималась не как вседозволенность, не «что хочу, то и ворочу», а как добровольное и самоотверженное подчинение казацкой дисциплине, служение Богу, Отечеству, Церкви Христовой.

«Хотел бы особо подчеркнуть: определяющей характеристикой казака является именно его внутренний мир, не штаны с лампасами и хромовые сапоги, не шашки и нагайки, не какая-то другая внешняя атрибутика, о чем я уже сказал сегодня после Литургии, но подлинно христианское мировоззрение, христианское понимание своего долга и служения. Вера — вот основа жизни казачества. Если этого нет, если у казака нет полноценной церковной жизни, если нет участия в Таинствах, ежедневной молитвы, христианского образа жизни, то такой человек лишь ряженый, он носит казачьи одежды, но душою остается далек от того, чтобы называться казаком. Казачество призвано быть авангардом православного воинства, и осознание столь высокой ответственности должно придавать вам силы и мужество, чтобы с достоинством нести свое непростое служение. Если сравнить процесс возрождения казачества с ростом некоего древа, то благие усилия государства задают здесь, образно говоря, темп роста корневой системы. Между тем, крепостью эта система будет обладать благодаря питательным процессам. Не сами по себе корни питают дерево — они впитывают полезные вещества, передают их, и потому древо живет и развивается. В нашем случае, если казаки постоянно пребывают в единстве с Церковью, тогда они впитывают эти полезные элементы, без которых древо казачьей жизни засохнет и ни на что не будет годиться... Повторяю: Православие — это образ жизни для казака, и по-другому быть не может», - подчеркнул Патриарх.

Он особо отметил, что ему очень отрадно видеть казаков на церковных службах, во время крестных ходов на Пасху, в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, когда мы торжественно празднуем этот день в Москве, и в другие праздничные дни.

«Радуюсь и тому, что казачья молодежь активно занимается спортом: джигитовкой, рукопашным боем. Члены молодежных казачьих организаций принимали участие в межрегиональном конном походе казаков Юга России, посвященном 70-летию Великой Победы. Все это убедительные примеры того, с каким интересом казачья молодежь приобщается к культурным традициям и истории своего народа», - продолжил Его Святейшество.

По словам Патриарха, одним из важнейших вопросов, стоящих сегодня перед Церковью, государством и казачеством, является вопрос создания целостной системы непрерывного казачьего образования, которая бы способствовала формированию ценностных ориентиров и христианских нравственных идеалов у подрастающего поколения казаков, строилась бы с учетом преемственности духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях всех видов и типов, реализующих казачий компонент — от детского сада до вуза.» По милости Божией, при поддержке государства нам удается сегодня создать эту систему», - добавил он.

Патриарх отметил, что, по информации Министерства образования и науки Российской Федерации, в России системой казачьего воспитания сегодня охвачено более 145 тысяч учащихся в 4 тысячах учебных заведений различного уровня. В 13 профессиональных колледжах и лицеях (всего 3600 обучающихся) реализуется программа по подготовке к служению в рядах российского казачества. Действует 29 казачьих кадетских корпусов. Свою деятельность по духовно-нравственному воспитанию казачьи кадетские корпуса осуществляют на основании соглашения с приходами Русской Православной Церкви, и особая роль в этом отводится духовникам. Вся работа по духовно-нравственному воспитанию осуществляется на основании документов, разработанных Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством. В последние годы через систему Международных информационно-обучающих семинаров Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Москвы реализуют модульную программу повышения квалификации. Свидетельства о повышении квалификации уже получили 312 человек, из них — 81 священник. На базе Первого казачьего университета им. К.Г.Разумовского открыта кафедра «Теология», действует часовня, где студенты-казаки получают возможность приобщения к родным духовным и культурным традициям в вузе.

По словам Предстоятеля, все эти цифры убедительно свидетельствуют об эффективности работы, проделанной за минувшие годы Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством во взаимодействии с соответствующими государственными органами. Комитет помогает «встать на ноги» профильным епархиальным отделам, делясь с ними опытом в сфере выстраивания церковно-государственных отношений, обеспечивает священство необходимыми методическим материалами по духовному окормлению казачьих кадетов и казаков, развивает взаимодействие со СМИ, пастырски окормляет студентов и преподавателей Первого казачьего университета.

«Замечательно, что продолжают укрепляться духовные и культурные связи между казаками, проживающими на территории бывших советских республик. Теперь в состав коллегии войсковых священников Синодального комитета, помимо войсковых священников казачьих обществ Российской Федерации, входят заместитель руководителя Синодального отдела Украинской Православной Церкви по вопросам пастырского окормления казачества, заместитель председателя отдела по взаимодействию с казачеством Белорусской Православной Церкви и руководитель Комиссии по взаимодействию с казачеством Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Казахстане», - подчеркнул Его Святейшество.

В заключение он обратился к атаманам всех уровней, проживающим как в России, так и за рубежом, а также к заместителям атаманов войсковых казачьих обществ, ответственным за взаимодействие с Русской Православной Церковью. 

«Все слова и рассуждения о Христе будут восприниматься рядовыми казаками как совершенно мертвые фразы, если сам атаман — нечастый гость в храме. Атаман должен быть примером для казачьей общины, являя образец подлинно христианской жизни. А если у кого-то из атаманов нет понимания этого, сложите с себя обязанности. Казак, а тем более атаман должен быть воцерковленным человеком, духовным лидером своей казачьей общины. Полагаю, было бы также весьма полезно организовывать сотрудничество казачьих объединений со светскими общеобразовательными школами, а также с православными школами, действующими при храмах за рубежом. Можно было бы проводить совместные уроки по русскому языку, литературе, географии, Закону Божиему и внеклассные мероприятия; помогать учителям методическими материалами, а также в организации казачьих классов. Реестровому казачеству и представителям зарубежных организаций казачества можно было бы устроить летние оздоровительные молодежные лагеря, налаживать систему взаимных обменов школьников и студентов. Думаю, эти серьезные вопросы можно было бы обсудить и на настоящем Форуме», - отметил Патриарх.

Также он сообщил, что Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви 9 сентября 2015 года принял Концепцию Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества. На основании этого документа и будет строиться работа Русской Церкви по взаимодействию с казачьими обществами на всех уровнях.

«В заключение я хотел бы всем вам пожелать плодотворной работы, полезных и интересных бесед, а также помощи Божией в ваших добрых делах и начинаниях, чтобы Господь силой Своей помог вам соединить вашу любовь к Отечеству, к казачьим традициям с живой верой. И чтобы помощь Божия, которая была явлена в древнем Константинополе, когда Сама Божия Матерь помогла людям спастись, чтобы эта помощь Божия была вами воспринята как реальность, а не как просто чьи-то красивые слова. Пока у человека нет реального религиозного опыта, он не является человеком верующим. А реальный религиозный опыт приходит через молитву и через общение с Богом. Начните с того, чтобы каждый день утром обращаться к Богу, начните каждый свой день с молитвы. И вы почувствуете, как будет меняться ваша жизнь, как постепенно благодать Божия будет проникать в ваше сознание, в вашу работу, в ваши семьи, устанавливая реальную живую связь с вашими замечательными предками», - заключил Патриарх Кирилл.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий