Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в интервью порталу «
Православие и мир», в частности, сказал:
«C точки зрения христианской традиции и элементарной этики положение тела
Ленина ненормально. Тело превращено в туристический объект, которым интересуются в основном иностранцы. Стоят в очередях, хотят сфотографироваться вместе, сделать селфи – или просто "отметиться" там. И только несколько раз в году представители коммунистической партии и иных левых организаций приходят в мавзолей, чтобы отдать дань уважения этому деятелю. А в основном тело Ленина используется как развлекательный объект, извините, как шоу.
Я бы на месте почитателей Ленина спросил бы себя: а является ли проявлением уважения к нему то, что его тело выставлено на обозрение туристов и является предметом праздного интереса? Может быть, стоило бы закрыть это тело какой-нибудь тканью или ограничить массовый доступ к нему?»
«Согласны ли вы с отцом Всеволодом? Можно ли считать нормальным, выставленные на обозрение останки? Как вы к этому относитесь? Как следовало бы решить этот вопрос?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил, что в нашей стране многое делают не по-христиански.
«Но если сейчас мы начнем всех загонять в христианство, это будет комедия. Понятно, что человека нужно предать земле, - тем более, что Ленин крещеный. Но это должно быть решение не общественности, которая может, что угодно высказывать. Это должно быть решение властных структур, и зависеть оно должно от нравственных ценностей, которые преобладают в обществе. А у нас с этим проблемы, потому что разрешены аборты, много разрушенных храмов, которые никто не хочет восстанавливать, и много других вопросов нравственного направления, которые требуют решения и поддержки общества. Так что мы не можем за все общество решать, надо ли Ленина достать из Мавзолея и похоронить. Хотя с точки зрения нравственных ценностей именно это и надо сделать», - подчеркнул о. Александр.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, признался, что ему импонирует мысль о. Всеволода.
«Если людям дорога память этого родоначальника советского периода истории России, я уважаю их мнение, - но совершенно незачем устраивать из тела зрелище. Думаю, при таком рассмотрении ситуации легче будет решить вопрос как минимум об ограниченном доступе к телу Ленина. Я не ярый сторонник перезахоронения, как и не ярый противник. Пусть этим занимаются люди, которые знают, как это отразится на единстве нашего общества. Если пользы от захоронения для общества не будет, то пусть лежит. Но мысль отца Всеволода подталкивает общественное сознание к тому, чтобы действительно не устраивать шоу, а найти место покойнику там, где ему и полагается быть – на погосте. Надо устроить такое захоронение, чтобы оно соответствовало рангу, масштабу личности и степени его почитания. Думаю, никто возражать не будет. У меня нет никакого отрицательного отношения к этому человеку, - он все же оказал сильнейшее влияние на мировую историю, и он имеет право на почитание и почитателей», - заключил о. Александр.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, заявил, что в целом согласен с отцом Всеволодом Чаплиным.
«Нигде в истории человечества не было не принято выставлять мумию на показ. Заметьте: древние египтяне хотя и мумифицировали тела, но потом помещали их в закрытое и недоступное пространство. В древней Римской империи, в Индии тела традиционно сжигали. В христианской традиции принято погребение тела в земле. Ситуация с телом Ленина с учетом этих исторических традиций действительно уникальна, и эта уникальность не та, чтоб ее можно было приветствовать. Советские времена, когда к его телу относились как к особому объекту почитания, давно миновали. Помещение тела Ленина в Мавзолей, конечно, было продиктовано идеологическими соображениями. Поэтому, думаю нужно предать его погребению, - или, может, лучше отправить его в Германию или Швейцарию, откуда, собственно, Ленин и приехал в Россию. Пускай с ним делают там, что хотят», - подчеркнул о. Александр.
Протоиерей Константин Головатский ,священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, отметил, что держать тело Ленина на всеобщем обозрении - это ненормально.
«Кстати, тема с захоронением тела Ленина обсуждается давно – к тому, что его нужно предать земле, склоняются многие. К сожалению, до сих пор этого не произошло. Не знаю, в чем тут причина, но могу сказать: у нас существует уважительное отношение к умершим. Их хоронят, а затем родные, близкие, или (если это человек известный) последователи и поклонники, приходят на кладбище и уже там воздают ему почести. А тут на главной площади страны тело выставлено на обозрение. Это не в нашей традиции - ни в духовной, ни культурной. Думаю, коммунисты понимают, что возврата к Советскому Союзу нет, да и сами они давно стали другими. Это уже не советские деятели, а современные люди, и взгляды у них изменились. Поэтому не нужно бы им держаться за старое, за такие вот странные символы той эпохи. Тем более ни в каких партийных книгах не написано, что своих вождей нужно обязательно мумифицировать. Отсутствие тела Ленина в Мавзолее не помешает коммунистам ими же и оставаться», - заключил о. Константин.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, отметил, что о. Всеволод Чаплин говорит вещи, очевидные для каждого православного христианина.
«Незахороненное тело Ленина на Красной Площади не соответствует общим представлениям об отношении к усопшим. Трудно не заметить, что Мавзолей Ленина действительно стал туристическим объектом. Между тем последователи дела вождя настаивают на сохранении и Мавзолея, и самого Ленина внутри. Для них это символ сохранения преемственности современного общества, слияния его с тем общественно-политическим порядком, который существовал в Советском Союзе, и с той идеологией, символ которой – Ленин. Однако очевидно: отношение к Мавзолею Ленина у современных людей отличается от того, каким оно было во времена Советского Союза. Трудно, сказать символизирует ли сейчас Мавзолей Ленина советское прошлое, или он - проявление какого-то другого восприятия истории, постмодернистского?» - вопрошает о. Серапион.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, напомнил, что в христианстве есть традиция поклоняться мощам.
«Мы совершаем паломничества, прикладываемся к ним, совершаем молебны. И, конечно, никто не посещает места, где они находятся, из праздного любопытства или желания сделать на их фоне селфи. По сути, мумификация тела Ленина преследовала те же цели, что и в христианском культе, но получилась пародия – поклоняться телу материалиста, не верующего в Господа и отрицающего вечную жизнь, по меньшей мере, странно. Мне кажется, почитатели дела Ленина, последователи его идей, сами должны были бы выступать за нормальное захоронение тела своего вождя, не делая эту ситуацию поводом для анекдотов – а любая пародия вызывает желание их сочинять. Сегодня это какие-то антимощи с антипоклонением. И с человеческой, и христианской точек зрения это ненормально. Даже атеист Ленин не заслуживает такого глумления и странного "погребения". И, конечно, в Мавзолей уже приходят как на шоу, развлечение, приравнивая его, скажем, к катку на Красной Площади - что, конечно, не укладывается в голове. Да, для западного человека все это - элемент экзотики, проявление странного, непонятного русского характера, «русской души». Однако мне кажется, в этом есть что-то оскорбительное. Я бы даже не стал чем-то прикрывать тело Ленина, а просто нормально бы его похоронил – например, в Горках, где он провел свои последние дни. Можно установить там мемориал, сделать музей, чтобы это действительно стало местом поклонения для людей, почитающих деятельность Ленина, его труды, считающих «вождя мирового пролетариата» великим человеком», - заключил о. Петр.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на Московской области, считает, что отец Всеволод очень мягок и дипломатичен.
«Почему вообще мумия одного из самых величайших злодеев ХХ века должна находиться на главной площади страны в мавзолее-зиккурате? Понятно, что коммунизм как квазирелигия должен иметь и мощи "вечно живого". Но пусть это будет где-нибудь в другом месте. Партия Ленина давно уж не "сила народная" и не "руководящая и направляющая". Ленинцы вольны делать со своим вождём всё, что пожелают, но с Красной Площади его давно пора убрать», - заключил священник.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, отметил, что о. Всеволод - опытный пастырь, и потому облек свою мысль в деликатные выражения.
«Я бы высказался жестче: место трупу на кладбище, как и всей коммунистической идеологии. Мавзолей в центре православной столицы, православной страны – это позор, с которым нужно покончить, - как минимум, предав тело земле. Нынешним коммунистам забальзамированное тело вождя-разрушителя нужно как знамя – пусть и пропахшее нафталином, но которое раз-другой в году нужно вытащить и помахать, напоминая о себе», - заключил о. Антоний.