Только чудо могло спасти космонавтов

На Валааме отметили 10-летие Космического крестного хода со списком с чудотворной иконы Божией Матери «Валаамская», спасшей экипаж от гибели

12.10.2015 1579
Молебном в монашеской обители отметили 10-летие Космического крестного хода со списком с чудотворной иконы Божией Матери «Валаамская», сообщила «Русской народной линии пресс-служба Валаамской обители. Промыслом Божиим этот юбилей совпал со Всемирной неделей космоса, которая является ежегодным событием и отмечается в период с 4 по 10 октября. Всемирная неделя космоса установлена Генеральной Ассамблей ООН как крупнейшее в мире ежегодное мероприятие, посвященное вопросам изучения космического пространства.

В нижнем храме главного собора Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, освященного в честь святых преподобных Сергия и Германа, несколько лет назад появилась небольшая икона в резном киоте. Это список с чудотворной Валаамской иконы Божией Матери, созданной в XIX веке иконописцем Алипием. Печать, поставленная на обороте, свидетельствует о том, что на борту станции «Союз ТМА-6» с 8 сентября по 11 октября 2005 года икона вместе с космонавтами совершала облет нашей планеты: 16 витков в сутки в течение 33 дней.

Ранее на протяжении семи лет образ находился в келии насельника Валаамской обители игумена Мефодия, перед которым он возносил молитвы Царице Небесной. Именно отец Мефодий и благодетель монастыря Александр Александрович Смирнов явились инициаторами исторического облета иконы вокруг Земли.

В процессе подготовки выяснилось, что любой предмет, который предполагается поднять на орбиту, должен обязательно пройти согласование с высшим руководством. Несмотря на небольшой размер, приблизительно 20х35 см, вес иконы, написанной на доске, составляет около 1 кг. Для космического полета, где каждый грамм на счету, это немало, и вес иконы равнялся весу личных вещей, которые космонавт имеет право взять на борт. Однако, благодаря содействию дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Александра Павловича Александрова и вице-президента Федерации космонавтики России Олега Петровича Мухина, генеральный директор Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» им. Королева Николай Николаевич Севастьянов издал специальный приказ об отправке иконы на орбиту.

Благословили полет Святейший Патриарх Алексий II и игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий.

Для командира международного экипажа Сергея Крикалева это был шестой полет. В его послужном списке восемь выходов в открытый космос, более 800 суток пребывания на орбите. За всем этим огромный труд, физический и духовный: преодоление своих немощей, запредельные физические и психологические нагрузки. Позднее Сергей Крикалев признался, что в тот момент не осознавал до конца всю значимость выпавшей ему миссии – обойти крестным ходом нашу планету вместе с иконой Матери Божией. Он просто, как всегда, ответственно исполнял перед Родиной свой сыновний долг. Тогда еще не задумывался и о том, что его, родившегося 27 августа, в крещении нарекли Сергеем в честь Небесного покровителя – преподобного Сергия Валаамского, день памяти которого отмечается 24 сентября.

Российский космонавт Сергей Константинович Крикалев увлекается фотографией, он является основоположником 3D-фотографии. По своей сути это уникальное высокотехнологичное искусство. В знак признания его работ Крикалеву присвоено почетное пожизненное членство в Королевском фотографическом обществе Великобритании. А истоки творчества Сергея Крикалева и сама его уникальная фотоколлекция «Живопись Творца» связаны именно с Валаамом. Именно здесь, считает космонавт, он стал фотохудожником.

Полет космического корабля «Союз ТМА-6» был ознаменован несколькими чудесами. Первым чудом явилось то, что именно в этом полете Крикалеву удалось впервые снять свой родной Санкт-Петербург из космоса. Взволнованный происшедшим, Сергей Константинович записал: «Вчера в Питере была замечательная погода, и на 2-х витках удалось не только увидеть, но и сфотографировать город. Явление довольно редкое, так как должны совпасть несколько условий: должна быть хорошая видимость (а в Питере это не так часто бывает), мы должны проходить близко в дневное время, и у меня должна быть возможность выглянуть в окно в эти несколько секунд пролета. Кроме того, ориентация станции должна быть такова, чтоб хотя бы один из иллюминаторов смотрел в нужную сторону, и направление на город позволяло бы подлезть к нему с длиннофокусным объективом. Нельзя сказать, что качество получилось идеальным – все-таки дальность была более 1000 км, но это лучшее, что удалось сделать. Так что спешу поделиться. Снимок, конечно, обработан для увеличения контраста и удаления голубой дымки и сжат до разумных размеров, чтобы его можно было отправить по почте».

Наконец пришел час возвращения на Землю. После полугодового пребывания на МКС Крикалев вместе с международным экипажем – американцем Джоном Филлипсом и итальянцем Роберто Виттори – покидал станцию.

Вопреки предположениям космонавтов о том, что икона останется на МКС, пришел приказ от Генерального директора РКК: упаковать икону и доставить на Землю. Крикалев приступил к упаковке, которая на орбите представляет достаточные трудности.

И вот настал момент, когда транспортный корабль покидал станцию. Внезапно во время расстыковки выяснилось, что падает давление. Результаты тестирования показали: нарушена герметичность корабля, воздух становится непригодным для жизни. Крикалев незамедлительно принял единственно верное решение – подкачивать кислород, чтобы восстановить давление. Но это не избавляло космонавтов от другой опасности: создался серьезный риск возгорания. В истории российской космонавтики имеется факт, когда в аналогичной ситуации в 1971 году погиб экипаж корабля «Союз-11». Командир держал икону на своей груди. В момент опасности он сильнее прижал ее к себе. Только чудо могло спасти космонавтов. И оно случилось: утечка воздуха прекратилась. Матерь Божия помогла команде выжить.

После возвращения из космоса икона в течение пяти месяцев находилась в музее ракетной техники и космонавтики Петропавловской крепости. Сюда для почитания образа Пресвятой Богородицы приходили верующие посетители.

В Петербург с Валаама приехал отец Мефодий. Батюшка сразу же обратил внимание на краски: они очень сильно просветлели, икона изменилась. Что это было: результат Божественного воздействия, космического излучения или того и другого в совокупности? Человеческому уму это непостижимо.

Епископ Троицкий Панкратий
«Традиция крестных ходов древняя: ей около полутора тысячи лет. По городам и весям со святынями, крестом, иконами проходят верующие, чтобы освятить эту местность, духовно защитить ее от всякого зла, – рассказывает игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий. – В наши дни эта традиция приобретает новые формы: мы встречаем икону, которая совершила еще более необычный крестный ход. Мы верим, что по милости Божией, по молитве Божией Матери Покров Царицы Небесной получил зримое воплощение. То, что это произошло именно с русским православным космонавтом, нас особенно утешает и радует, потому что во времена гонения советская власть пыталась сделать из космонавтов передовой отряд идеологии безбожия.

Партийный лидер страны Никита Хрущев говорил: "Юрий Гагарин в космос летал, а Бога не видел". Современные космонавты скажут иначе: "Летали в космос, Царя Небесного не видели, но вот образ Царицы Небесной видели, потому что он постоянно пребывал с нами". Так мы видим разрушение искусственных преград, которые создавались между Церковью, верующими различных национальностей нашей страны и наукой, в частности, космонавтикой. В те годы я был в Троице-Сергиевой лавре, и братия рассказывали, как в монастырь приезжали космонавты еще в 70-е годы, когда готовился и совершался совместно с американцами полет "Союз" – "Аполлон". Конечно, они не могли внешне проявить веру, но, слава Богу, настали времена, когда космонавты открыто приходят в монастыри, и, более того, вместе с ними в космическом корабле находятся святыни. Нам остается только благодарить Бога, Матерь Божию за такую милость и помнить, что от всех нас зависит, насколько полно мы воспользуемся возможностями открытого общения и исповедания своей веры и ее укрепления в нашем народе. Пусть мрак, который, к сожалению, присутствует в нашей жизни сейчас, рассеется, и Свет Христов просветит всех».

Завершая рассказ об этом чудесном событии, пресс-служба Валаамской обители напонила, что образ Валаамской Божией Матери восходит к византийскому чудотворному образу «Никопея» («Победотворная»), который, по преданию, был написан евангелистом Лукой. При византийском императорском дворе «Никопея» была известна с VI века и считалась покровительницей императорского дома. После разграбления Константинополя крестоносцами святыня попала в Венецию и хранилась в закрытом киоте в базилике св. Марка. Только в 70-х годах XX века она стала доступна для обозрения. Как предполагают, святые преподобные Сергий и Герман могли принести список этой иконы из Греции на Валаам. Он был утерян, но чудесным образом воссоздан иеромонахом-иконописцем Алипием.

Образ Божией Матери «Победотворная» был в Византии одной из главных святынь императорского дома, и хочется верить, что космический крестный ход с Валаамской иконой Божией Матери, десятилетие которого отмечает монашеская обитель в эти дни, знаменует собой возрождение России как великой и победоносной державы.

Фотографии трудами братии Валаамского монастыря.

Икона Божией Матери *Валаамская*

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».