Запреты без просвещения бесполезны

Известные пастыри неоднозначно отнеслись к идее петербургского депутата Андрея Анохина ввести по средам «День трезвости»

Новости Москвы  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
395
Время на чтение 8 минут
В Санкт-Петербурге предлагают запретить продавать алкоголь по средам, пишет Regions.ru. Депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин внес законопроект с поправками в закон «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге». «Запрещается розничная продажа алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга каждую среду и с 22 часов до 11 часов в другие дни недели» — такую формулировку предлагает депутат. 

По мнению депутата, введение «Дня трезвости» снизит потребление спиртных напитков. Среда выбрана не случайно — у православных это день поста (за исключением некоторых недель – святок, Масленицы, Светлой седмицы). «Среда – середина недели, и очень важно, чтобы граждане отказывались в этот момент от алкоголя и были ориентированы на работу, — считает Анохин. — Кроме того, среда — постный день, когда христиане заняты более духовными вопросами».

Предполагается, что по средам совместно с молодежными и студенческими организациями в городе будут проводиться различные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и отказ от алкоголя. «Принятие данного законопроекта будет способствовать достижению государственных целей, таких как ограничение потребления (распития) алкогольной продукции, защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан», — говорится в пояснительной записке. 

Анохин направил обращения главам всех субъектов России с просьбой поддержать законодательную инициативу и «обратить внимание законодательных (представительных) органов власти на установление в вашем субъекте Российской Федерации «дня трезвости», в качестве которого определена среда», сообщает газета «Известия». 

«Как вы относитесь к предложению петербургского депутата? Уменьшилось ли, на ваш взгляд, пьянство после ограничения времени торговли алкоголем?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, считает «хорошо, что депутат Андрей Анохин поднимает вопрос о вреде вина, водки и прочего алкоголя». «Пьянство – бич русских людей, - посетовал он. - Плохо, что эти соображения продиктованы религиозными мотивами - постом, воздержанием. Религиозного тут мало. Смешивать Православие с законами не нужно. А иначе что же получится? – люди начнут обвинять Церковь, священников. Дескать, из-за тебя, батюшка, я вынужден воздерживаться. В дореволюционное время, если не выучил молитву, ставили в угол или заставляли бить поклоны. Как, вы считаете, должен был относиться к этому человек, и прибавляло ли это ему благочестия? Такой подход нельзя назвать правильным. Думаю, людей нужно приучать к тому, чтобы они не пили, другими способами. В том числе, с помощью воспитательных бесед». 

«Что касается меня – я бы, в первую очередь, запретил продавать алкоголь людям, которые несут в магазин последнее – в ущерб своей семье. А еще тем, кто и так еле держится на ногах, но все равно идет в магазин за добавкой», - предложил епископ.
 
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», сказал: «Ограничивать продажу спиртного можно разными способами - увеличением цены на него, ограничением времени, когда оно доступно (как практикуется во многих странах). Если будет введен еще и дополнительный день, в который запретят торговать алкоголем, наверное, это тоже снизит его продажу людям, которые собираются выпить спонтанно (многие все же приобретают вино или более крепкий алкоголь заранее, готовясь к какому-то празднику)». 

«Но у этого есть плюсы и минусы, - полагает он. - О плюсах я уже сказал - спонтанная выпивка станет затруднительной, а минус вытекает из плюса – люди, которым что-то запрещают, начинают больше к этому стремиться. Запретный плод, как известно, сладок. Я помню, как во времена Михаила Сергеевича Горбачева выдавали талоны, и люди, которые совсем не пили, делали у себя дома запасы алкоголя. А раз такой запас сделан, его необходимо выпить. Так что во времена "сухого закона" выпивали, пожалуй, не меньше, чем когда такого запрета не было». 

«Нужно не просто запрещать что-то, а предлагать альтернативу, - убежден пастырь. - Если депутатам удастся с запретительными мерами совместить меры просветительского характера, направленные на то, чтобы люди могли веселиться и радоваться другим способом, а не путем употребления спиртных напитков, возможно, это и принесет пользу. Но у нас часто бывает, что ограничительными мерами все исчерпывается. Это, увы, никакого результата не приносит».
 
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что тут несколько серьезных вопросов. «Первый - это местное регулирование, - отметил пастырь. - Оно действительно уже переходит в ту стадию, когда приходится учитывать этно-конфессиональную ориентацию региона. Понятно, что если в Дагестане больше мусульман, то законодательство начинает учитывать исламский фактор. В нашем государстве доминирует православное население, поэтому православный праздник Рождество у нас государственный выходной день. А некоторые государственные праздники учреждены в день почитания святых, как День семьи, любви и верности мы отмечаем в День святых Петра и Февронии». 

«Второй вопрос: смогут ли подобные запреты победить тот или иной порок? Вообще-то смогут, - уверен отец Сергий. - Практически все заповеди, которые Моисей получил на горе Синай, запретительные: не сотвори себе кумира, не прелюбодействуй, не клевещи и другие. В этом смысле так издревле повелось, что запретительные меры всегда полезны, если касаются спасения человека». 

«Да, среда - постный день, это середина недели, и ограничить потребление алкоголя даже с государственной точки зрения разумно. Противоречий тут нет, - подчеркнул он. - Но насколько наш народ готов подстраиваться под подобные запретительные меры? Мы упускаем очень важную особенность: запретительные меры должны сопровождаться серьезной просветительской деятельностью. Если человек вдруг узнал, что должен поститься и ему не продадут алкоголь – это лишний повод высказать недовольство, примкнуть к либеральной оппозиции, стать с ней в одну колонну». 

«Не надо думать, что если мы уберем вино из продажи, то все будет хорошо. Надо просвещать людей о вреде чрезмерного употребления алкоголя, а просвещения нет ни в школе, ни в вузе. С молодежью не работают в этом отношении, а запретительные меры могут привести к опасным последствиям. Дальше вырубать виноградники начнут, как во времена бессмысленной войны Горбачева? Так что надо вести просветительскую деятельность, а когда достигнем взаимопонимания, тогда вводить законы, которые тоже должны быть разъяснены людям, почему их вводят, в чем их польза. И почему бы не посоветоваться с духовенством? Как петербургское священноначалие относится к этому предложению? Владыка же чувствует дух своей паствы. Так что нужен другой порядок принятий подобного рода решений», - заключил отец Сергий.
 
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что «любое ограничение продажи алкоголя, а их на моей памяти было уже очень много, не давало никакого положительного эффекта. Зато людям приходилось пить суррогаты и травиться». 

«Вполне разумно, когда федеральные власти дают достаточную свободу местным властям, а те в зависимости от местных условий принимают законы: в Дагестане по-своему, в Подмосковье, в Удмуртии, в Коми иначе. Так что у местных властей есть право решать», - отметил он. 

«Только в этом случае у меня такое впечатление, что некоторым депутатам обязательно надо себя проявить с эпатажным предложением. У нас есть сферы жизни, которые требуют действительно внимательного отношения и участия в нем людей, облеченных законодательной властью. Но почему-то очень часто вылезают какие-то инициативы именно эпатажного свойства, - недоумевает отец Александр. - Они рассчитаны на то, чтобы просто засветить имя и фамилию депутата. Не думаю, что проведен анализ последствий этого предложения в масштабах отдельно взятого района. Главное покрасоваться, как говорится: прокукарекал, а там хоть не рассветай. И мне жаль, что эти люди не могут найти себе достойного применения. Они могли бы развивать и улучшать наш быт, но для этого надо по-настоящему озаботиться проблемами нашего Отечества».
 
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил, что «ограничения иногда вызывают совсем не ту реакцию, на которую рассчитаны». «Люди начнут концентрировать внимание именно на среде, и "отыгрываться" в другие дни. Это же не сухой закон, и не решит проблему в корне - да и сухой закон, вероятнее всего, ее тоже не решит», - считает он.

«На мой взгляд, - продолжил пастырь, - нельзя создавать искусственные трудности в приобретении спиртного. Будут закупать впрок, накануне. «Ага, в среду не продают, значит, купим во вторник, а раз закупили, нужно выпить», - примерно так будут рассуждать некоторые наши сограждане. Запрет может спровоцировать употребление спиртного. Раз что-то становится дефицитным, нужно больше покупать, - а потом, само собой, потреблять». 

«Думаю, нужно идти другим путем: совершенствовать формы досуга населения, повышать духовный уровень. Вообще эту работу необходимо вести с детства, в том числе, в семье. У молодежи должны быть другие интересы, ей должна быть понятна ценность другого времяпрепровождения. Большой плюс также, если человек имеет возможность решать проблемы своего духовного здоровья с помощью веры, Церкви - ему так будет легче бороться с таким недугом, как алкоголизм», - заключил отец Петр.
 
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, сказал: «Я, с одной стороны, положительно отношусь к инициативе депутата Санкт-Петербургского Заксобрания. С другой - понимаю, что это предложение вряд ли найдет поддержку». 

«Обосновывая запрет торговли спиртным в среду постными днями христиан, мы неизбежно натолкнемся на противодействие других представителей общества - например, нехристиан, - предостерег отец Николай. - Начнутся обвинения в том, что ущемляют чьи-то права. Полагаю, что этот законопроект не получит одобрения и среди коллег депутата. Но что касается мер, которые уже приняты (стало сложнее приобрести алкоголь с вечера до утра) - они, на мой взгляд, положительно повлияли на ситуацию с пьянством. Однако хочу отметить: не везде этот закон соблюдают. Взрослые, а зачастую и подростки, знают магазины, где торгуют спиртным в неположенное время. Мне кажется, и участковые об этом знают, но предпочитают "закрывать глаза"». 

«А там, где не хотят нарушать закон открыто, придумали, как его обойти. Алкоголь продают в ночных клубах, кафе, ресторанах, по соседству с которыми часто располагаются магазины. Я слышал, их владельцы договариваются между собой о продаже магазинного спиртного в увеселительных заведениях с наценкой. К чему это приводит? Молодые люди (а именно они чаще всего посещают бары и клубы), по-прежнему пьют, а иногда на почве спиртного совершают преступления. В общем, деградируют. Вот если бы удалось навести порядок в этой сфере, думаю, дополнительные законы нам не понадобились бы», - убежден пастырь.
 
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, не уверен, что это предложение целесообразно. «Да, среда - постный день, но в Церкви нет запрета на употребление алкоголя в среду и пятницу. Кроме того, этот запрет людям нецерковным будет непонятен и вызовет только критику в адрес Церкви», - полагает отец Андрей.

«Ограничение продажи алкоголя должно быть, и оно может быть связано с разными традициями субъектов России. Однозначно необходимо ограничение продажи в вечерние часы, в определенные праздники – ведь часто из-за алкоголя случаются происшествия в день "последнего звонка", на выпускных вечерах. И возрастные ограничения должны строго соблюдаться. Понятно, что в регионе с преобладанием мусульманского населения законы будут жестче, у православных ограничение в особые праздники. Но в любом случае такие законы должны быть согласованы на общественном уровне, с участием духовенства и видных общественников», - предложил пастырь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 18:37
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 15:29
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 15:16