Д.Медведев усеченно трактует эту проблему

Экономист Олег Сухарев о словах премьер-министра про вынужденное импортозамещение

Санкции против России  SWIFT в России  Санкции Запада и ответ России 
0
610
Время на чтение 6 минут
Как сообщалось, 3 октября в Сочи прошло заседание правительственной комиссии по импортозамещению. Дмитрий Медведев, в частности, сказал:

«Но очевидно, что у нас есть несколько факторов, под влиянием которых мы находимся сегодня. Мы проводим курс на импортозамещение в ситуации, когда у нас, скажем прямо, мало денег. Но с другой стороны, мы с вами понимаем, что мы бы, наверное, никогда этим импортозамещением не занялись, если бы так не сложилась экономическая ситуация, если бы так карта, как принято говорить, не легла. Потому что когда всё хорошо, всё растёт и развивается, когда экономика пухнет от нефтяных денег, то импортозамещением не хочет заниматься никто».

В связи с заявлением председателя правительства возникают следующие вопросы:

1. Если бы не санкции, то не было бы импортозамещения?

2. Пока не увеличится количество денег в экономике, процесс импортозамещения не запустить?

3. Как создать несырьевой экспорт?

На эти вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» доктор экономических наук, профессор, заведующий сектором Института экономики РАН Олег Сухарев:

Отвечая на первый вопрос, стоит сказать, что Председатель правительства весьма усеченно трактует проблему импортозамещения. Ещё в середине 1990 гг., и во второй половине особенно, велись дискуссии о том, что резко увеличивается доля импорта по оборудованию, технологиям и необходимо как-то противостоять этой «импортной атаке». Стал применяться и термин – «импортная атака». Более того, с 2000 года сложился т.н. технологический крест, когда Россия стала сильнее зависима от иностранного оборудования, технологий и экспорта сырья, проблема замещения импорта не переставала рассматриваться в научных публикациях и даже программах развития. Поэтому заявление премьер-министра выглядит весьма странным. Дело в том, что для него, видимо, будет открытием, но замещением импорта занимались и на уровне отдельных корпораций, регионов, экономистов-аналитиков и т.д. Постдевальвационный рост промышленности 1999-2003 гг. несколько снизил по отдельным секторам зависимость от импорта. Конечно, важен объём и масштаб этого замещения, но утверждать, что им никто не занимался - близоруко.

В проблеме импоротозамещения существует два аспекта.

Первый. Предприниматели (частный сектор) и государственный сектор осуществляют замену импорта в текущем режиме, разрабатывают новые изделия, совершенствуют технологии, изменяют их и делают конкурентоспособными, выбивая импортные товары с внутреннего рынка.

Второй. Формирование целенаправленной политики замещения импорта: проведение девальвации для того, чтобы импорт стал дорогим, и изменилось соотношение цена\качество в пользу отечественных товаров. Либо выставление барьеров, снижающих объём импорта, субсидиарное стимулирование отечественных производств или оказание иной кредитной поддержки производств, разработок, создающих долгосрочную базу для формирования отечественной продуктовой массы.

По этим двум основополагающим аспектам осуществляется стратегия импортозамещения. При этом коэффициенты локализации могут быть разными, что позволяет создать два-три варианта стратегии импортозамещения, которая может иметь свой «индивидуальный облик» в каждом из секторов экономики. Например, в военно-промышленном комплексе необходимо приближаться к 100% импортозамещению. В гражданских секторах такая цифра не является необходимой и целесообразной, к тому же возможности ограничены, в том числе по причине поведения собственников, которые часто не заинтересованы в импортозамещении, также как они не имели ресурсов и интереса к инновациям. Поэтому многие инновационные программы не реализованы в нужном объёме. Конечно, некоторые инновации по отдельным направлениям – реализованы, но это капля в море.

Минпромторг как структурное подразделение правительства обязан думать о стратегии импортозамещения, о том, какими инструментами она может быть реализована в текущем режиме в независимости от санкций или обострения мировых проблем (изменения цены на нефть и др.). Это неукоснительный императив эффективной работы правительства и его подсистем. Поэтому, скорее всего, премьер-министр озвучил не вполне обдуманный тезис.

Отвечая на второй вопрос, стоит отметить, что эта проблема имеет следующее уточнение. Ельцинский период российской экономики характеризовался уровнем монетизации, т.е. отношением М2 к ВВП примерно 10-14%. Перед кризисами 2009 и 2014 годов данный показатель был на уровне – 40-47%. Но в результате действий правительства и Центрального банка этот показатель с 47% снизился в 2015 году до 42%. Сравнивая цифры конца 1990-ых и нынешнего времени, стоит вести речь о ремонетизации российской экономики. Итак, за минувшие годы происходила определенная монетизация. Конечно, можно говорить о ее недостаточности, но это уже совершенно иная постановка проблемы – что считать достаточным результатом: 60%, 80%, 100%? За какой период должен быть достигнут достаточный уровень монетизации экономики. Таких ответов не даёт ни один представитель ЦБ и советники Правительства и Президента РФ. Хорошо, если планируется увеличивать монетизацию экономики, нужно назвать величину наращения M2 поквартально хотя бы на 2016 и 2017 гг. и определить каналы монетизации. Иными словами, каким должно быть «монетарное правило» для российской экономики. Сейчас ясно одно, ремонетизация экономики РФ осуществлялась в течение всех 2000-ых гг. – это факт, а вот «технологический крест» не был изменен. Это свидетельствует о том, что худо-бедно мы насыщали экономику деньгами, пусть в ограниченном объеме, но все-таки увеличивали монетизацию, но, при этом, не имели никаких позитивных изменений в экономической структуре, лишь поддержав этой монетизацией «сырьевой рост».

Следовательно, ремонетизация, которая де-факто уже происходила, с действующими финансовыми и другими институтами и с фискальной и денежно-кредитной политикой гашения инфляции, которая была все 14 лет (2000-2014), не дала увеличивающейся «денежной массе» сработать на развитие обрабатывающих секторов. Но именно с развитием этих секторов нужно связывать процесс импортозамещения, потому что речь идёт о создании продуктов с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичных изделий и открытии новых технологий – именно это подлинное условие замещения импорта. Поэтому проблема не в том, что не хватает экономике денег, а в том, как распределяется денежная масса, по какому закону она увеличивается (адекватен ли этот закон фундаментальным соотношениям в экономике, связан ли с ними?) и какие институты блокируют «позитивное» использование данных денег. Как известно, деньги имеются длинные и короткие, причём короткие в меньшей степени связаны с решением задачи замещения импорта, поскольку связаны с трансакциями, а не с созданием конкурентоспособных продуктов, производство которых нуждается в длинных деньгах.

В связи с этим могу вспомнить свои же научные работы последних десяти лет, когда я писал о структурном перекосе и о денежно-кредитной политике, которая должна быть направлена на его выправление.

Общая монетизация, по-видимому, в российской экономике всё-таки не сработает. Это может создать весьма серьезные проблемы при нынешней структуре экономики и действующих институтах, а самое главное – при действующей парадигме экономической политики, сводимой к указанной Медведевым Д.А. и его консультантами схеме борьбы с инфляцией.

Таким образом, нельзя осуществлять монетизацию в отрыве от иных воздействий, нацеленных на изменение структуры и развитие обрабатывающих производств, без создания институтов, понуждающих деньги и другие ресурсы перетекать в обрабатывающие производства. И даже при такой синхронизации вопрос относительно «монетарного правила» всё равно стоит на повестке дня новой экономической политики.

Третий вопрос. Создание несырьевого экспорта - это тема связана с предыдущими вопросами и является центральной в решении преодоления сырьевой зависимости, чтобы доля сырья не была главенствующей в структуре экспорта и чтобы не давала подавляющую часть доходов в государственный бюджет (к этому и сводится задача несырьевого развития). Но для решения этой проблемы необходимо не снизить долю сырьевого сектора, а оставив её, как минимум, на прежнем уровне, совершенствуя технологии, увеличить обрабатывающий сектор, куда нужно вкладывать ресурсы, ориентируясь на возможности банковско-финансового, трансакционного сектора и сырьевого комплекса. Нужно нацелиться на то, что обрабатывающий сектор, развиваясь, усилит и технологические возможности сырьевого комплекса. По существу, если огрубить, нужно осуществить выбор между спекуляцией и производством, ориентировав на этот выбор все экономические и социальные институты.

Премьер-министр не совсем прав, утверждая, что импортозамещение составит и экспортную стратегию (подразумевается, что чуть ли не автоматически). Однако, у этой стратегии имеется «своя специфика», обусловленная возможностями внешних рынков, конкурентов, институциональными условиями (например, ВТО и другими торговыми договорами). Стратегия и главные направления импортозамещения, связанные с функционированием сельского хозяйства, оборонного комплекса, зависят от состояния этих секторов, состояния внутреннего рынка и контроля иностранных конкурентов над внутренним рынком. Это иная структура и иные условия, поэтому и стратегия не является «эквивалентом» стратегии, ориентированной на экспорт (конечно, имеются и иные причины). Когда велика зависимость от иностранных технологий и комплектующих, тогда эту проблему быстро не решить, поэтому должна быть определенная структура приоритетного распределения ресурсов и управление их межсекторальным переливом, чтобы планомерно осуществлять замещение импорта, освобождаться от импортной зависимости. Выбор такого «освобождения» должен быть экономически обоснованным, тем самым, осуществить 100% замещение по гражданским производствам обычно не удаётся по тем секторам, где факторы производства ограничены или дефицитны.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: Д.Медведев усеченно трактует эту проблему

«Но очевидно, что у нас есть несколько факторов, под влиянием которых мы находимся сегодня. Мы проводим курс на импортозамещение в ситуации, когда у нас, скажем прямо, мало денег. Но с другой стороны, мы с вами понимаем, что мы бы, наверное, никогда этим импортозамещением не занялись, если бы так не сложилась экономическая ситуация, если бы так карта, как принято говорить, не легла. Потому что когда всё хорошо, всё растёт и развивается, когда экономика пухнет от нефтяных денег, то импортозамещением не хочет заниматься никто». Ну, что тут скажешь - детский лепет.
Иванович Михаил / 06.10.2015, 13:45

2. Д. Медведев усечённо трактует эту проблему.

Отвечая на первый вопрос, стоит сказать, что Председатель правительства весьма усеченно трактует проблему импортозамещения

. Председатель правительства толкует проблемы ..., как бы, это выразиться(?)..., не усечённо, если проблемы визуально представить - как усечённый конус, эти проблемы, даже, не конус, а клин, в смысле - куда не кинь - везде клин. Такое впечатление, что экономический блок правительства и ЦБ. (вообще, без комментариев) совершенно ... влюблены в эти проблемы, а "любовь" застит глаза и для "влюблённых" это не проблемы, а даже - наоборот. Погруженные, в своё "личное счастье", "влюблённые", часов не замечают, поэтому не замечают ничего вокруг себя: Ещё в середине 1990 гг., и во второй половине особенно, велись дискуссии о том, что резко увеличивается доля импорта по оборудованию, технологиям и необходимо как-то противостоять этой «импортной атаке». Стал применяться и термин – «импортная атака». Более того, с 2000 года сложился т.н. технологический крест, когда Россия стала сильнее зависима от иностранного оборудования, технологий и экспорта сырья, проблема замещения импорта не переставала рассматриваться в научных публикациях и даже программах развития. Поэтому заявление премьер-министра выглядит весьма странным. Дело в том, что для него, видимо, будет открытием, но замещением импорта занимались и на уровне отдельных корпораций, регионов, экономистов-аналитиков и т.д. Постдевальвационный рост промышленности 1999-2003 гг. несколько снизил по отдельным секторам зависимость от импорта. Конечно, важен объём и масштаб этого замещения, но утверждать, что им никто не занимался - близоруко.

. И, по видимому, от этого иногда бывает ... не совсем правы: Премьер-министр не совсем прав, утверждая, что импортозамещение составит и экспортную стратегию (подразумевается, что чуть ли не автоматически). Однако, у этой стратегии имеется «своя специфика», обусловленная возможностями внешних рынков, конкурентов, институциональными условиями (например, ВТО и другими торговыми договорами).

. Совершенно не замечая слова Президента: В. Путин: "Само собой, даже сомнений в этом нет, это вообще даже не обсуждается. Есть здесь даже определённый плюс. Он заключается в том, что многое - особенно это касается высокотехнологичных сфер - мы раньше предпочитали просто покупать, используя нефтедоллары. Сегодня, поскольку введены санкции, мы или уже не можем купить, либо опасаемся того, что нам что‑то будет закрыто, мы вынуждены были развернуть целые программы развития своей собственной высокотехнологичной экономики, промышленности, производства и научной сферы. Это на самом деле то, что мы всё равно должны были бы делать, но нам было это сложно, поскольку наши внутренние собственные национальные рынки были заполнены иностранной продукцией, и в рамках ВТО нам очень сложно было поддержать своего собственного производителя. А теперь, когда эти санкции введены и наши партнёры добровольно ушли с нашего рынка, это даёт нам шанс на развитие." Которые коррелируются со стратегическим докладом Совету Безопасности России советника Президента РФ. Сергея Глазьева: КАК ОТ СТИХИЙНОГО РЫНКА ВЕРНУТЬСЯ К «ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКЕ» Реализация политики импортозамещения должна вестись в рамках общей стратегии опережающего развития экономики и начинаться с развертывания системы стратегического планирования, призванной обеспечить системное использование имеющихся у государства ресурсов для проведения модернизации и новой индустриализации экономики на основе нового технологического уклада.

.
вода / 06.10.2015, 12:12

1. Re: Д.Медведев усеченно трактует эту проблему

Давно стало понятно, что правительство вообще не понимает, что происходит на земле. Живут себе в облаках, а как пришла беда, так вдруг что-то начали там вещать. Видно, жареный петух это ерунда. А вот была бы совесть у этих людей, так может они хоть на минутку задумались, а почему мы живём в богатой ресурсами стране, а народ живёт бедно. Высказывания Медведева красноречиво говорит о том, что он вообще не представляет в какой стране живёт и чем эта страна дышит. Как умилительно звучит со стороны налоговиков: теперь можно открыть новую компанию за считанные минуты. И для чего такой "прорыв"? А чтобы закрыть компанию, то с вас снимут две шкуры, не меньше. Государство дерёт налоги по кудринской системе, вернее сказать, убивает то, к чему вообще никакого отношения не имеет. Какие условия правительство создало для малого и среднего бизнеса? Кредиты, земля в собственность? Малый бизнес убит! И не надо лукавить. Есть просто юрлица и какое-то копошение... А импортозамещение это такое же веление времени, как и этот мелкий- и микро- бизнес. И, вообще, это правительство не справляется со своими обязанностями, кроме ухудшения ситуации в стране. Намеренно это делается или нет, но факт на лицо.
Козловский В. / 06.10.2015, 11:44
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Сухарев
«Спекулятивный» капитализм никуда не исчез, а должен уйти
Выступление Набиуллиной в Госдуме было в пользу спекулянтов и крупных олигархических кланов
11.04.2024
Иначе мы похороним страну и экономику
Не нужно обольщаться высоким рейтингом России по ВВП – пора всерьёз браться за экономическое возрождение
03.04.2024
«Экономический прорыв на уровне задач и постановки действий»
В Послании Президента отражены мысли, о которых мы говорим не один десяток лет
29.02.2024
Ещё раз об оскорблении Президента России
Джозефом Стиглицем и главных российских выборах в 2024 году
27.02.2024
К 300-летию РАН: почему не слышен голос русских учёных?
Как прекратить профанацию развития науки
08.02.2024
Все статьи Олег Сухарев
Санкции против России
Разгром Запада
Наш ответ на решение конгресса США
22.04.2024
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Известные политические деятели прокомментировали принятый Конгрессом законопроект о выделении Украине $61 млрд
22.04.2024
Вместе с Китаем идти к научно-технологическому прорыву
Эксперты «Партии дела» связывают низкую активность на рынках капитала Китая с внутренней политикой страны
18.04.2024
Шольц передал Си тайное послание Запада Путину?
Известные эксперты об итогах визита канцлера Германии в Китай
17.04.2024
Через пять лет Евросоюза не будет: О конфискации
российских активов и вторичных санкциях
12.04.2024
Все статьи темы
SWIFT в России
«Наконец-то вспомнили о валютных клирингах»
В условиях санкционной войны Россия ищет способы обхода тех запретов, которые коллективный Запад установил в отношении расчетов по внешней торговле
26.08.2022
«Мы собираемся просто развиваться»
По словам Владимира Путина, импортозамещение – не панацея от всех бед
26.05.2022
«Намерены кардинально повысить долю расчётов в национальных валютах в системе внешней торговли»
По словам Владимира Путина, отказ от ненадёжных, скомпрометировавших себя валют и юрисдикций – стратегическая задача с точки зрения финансовой, экономической безопасности нашей страны
14.04.2022
США хотят добиться дефолта России по внешним обязательствам
Если это произойдёт, то иностранным эмитентам долговых бумаг можно не выполнять своих обязательств перед российскими банками
14.04.2022
Все статьи темы
Санкции Запада и ответ России
Ахиллесова пята китайских банков
О санкциях Вашингтона против Поднебесной: чем могут ответить Москва и Пекин?
22.04.2024
У нас уже давно идут разговоры об импортозамещении
Полное импортозамещение по всему спектру товаров фактически будет означать индустриализацию, где и понадобятся производимые нами металлы
19.04.2024
Национальный капитал – это опора для национальной политической системы
Необходимо обеспечить национализацию власти во главе с Путиным
12.04.2024
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Что делать с банками и заводами, которые контролирует враг?
12.04.2024
Спасибо санкциям из ада!
Нам дан шанс: потенциальные и реальные конкуренты ушли сами
12.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02