Комиссия по культуре Мосгордумы планирует организовать в столице акцию «Ночь в храме», сообщил глава комиссии Евгений Герасимов. Предполагается, что в рамках акции двери для посетителей откроют церкви, соборы, синагоги и мечети столицы и организуют экскурсии по религиозным сооружениям для желающих, пишет Regions.ru.
«На самом деле, это очень сплачивает людей. Это интересно. Появляется время и возможность узнать историю. Храм — это не музей, но по-своему историческая ценность. Но инициатива должна быть, в первую очередь, от Церкви, от других сакральных мест. Мы эту тему обязательно обсудим с представителями разных конфессий», — сказал представитель Мосгордумы.
Мероприятия такого рода – по аналогии с «Ночью музеев», «Ночью библиотек» и т.п. – давно стали традиционными во многих странах. Раз в году, в то время, когда Богослужения в храме нет, туда могут зайти все желающие, а кто-нибудь из причта или общины водит экскурсии, показывая достопримечательности, кратко рассказывает об истории храма, о структуре Богослужения и вообще обо всем, что может быть интересно любопытствующим. Кроме того, в этот вечер в храмах часто устраивают концерты духовной музыки.
Опрошенные «Русской службой новостей» представители исламского, иудейского и католического духовенства Москвы идею одобрили, но представители Православной Церкви отнеслись к ней более сдержанно. «Очевидно, что храм и музей – два разных пространства. Одно – музейное, другое – сакральное, и полная аналогия тут невозможна», – сказал руководитель аналитического управления Синодального информационного отдела Русской Церкви Вахтанг Кипшидзе. А протоиерей Димитрий Смирнов добавил: «Храмы наши и так 14 часов в сутки открыты. Это неудачная инициатива, потому что храмы у нас открыты с раннего утра до вечера, до окончания Богослужения. Открывать храм на ночь нецелесообразно. Это же не музей. Вряд ли Святейший Патриарх это благословит».
Корреспондент Regions.ru попросил священнослужителей высказать свою оценку предложенной акции.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, хотел бы, чтобы инициаторы четко сформулировали цель своей идеи, и определили аудиторию, к которой она обращена. «Если к тем, кому некогда ходить в храм - не вижу в этом смысла, - признался он. - От того, что человек раз в год посетит храм ночью, он в него ходить все равно не будет. Чего ожидают инициаторы этой идеи? Что люди будут чаще ходить в храмы? Напрасно. Лучше уж предоставьте Церкви то место, которого она заслуживает, на центральных телевизионных каналах. Вот это будет действительно большой прорыв. А открывать двери храма, чтобы туда пошли те, кто ночью не спит, немного странно».
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что «у некоторых действительно есть сдвиг в сознании, особенно у чиновников, которые хотят соответствовать известной песне "The Show Must Go On". Это шоу уже начинает вторгаться в сферу сакрального».
«Ведь что такое ночь в храме? По ночам пребывание полезно тем, кто совершает духовный подвиг, - но это никак не связано с развлечением, наоборот задача ночных бдений состоит в сосредоточении, - подчеркнул пастырь. - А многие наши чиновники, как я понимаю, не проникнуты этим духом, и начинают что-то домысливать от себя, пусть и из благих побуждений. Идея, что православный во время акции якобы зайдет в синагогу, еврей к мусульманам, а мусульманин в православный храм, а без акции он пойти стесняется, очень наивна, да и неполезна. Это попытка культурологического слияния всех религий. Экуменизм осуждается всеми нашими традиционными конфессиями, насколько я знаю».
«А что касается стеснительности при посещении храмов, то уже с 1988 года открыты все храмы, синагоги, мечети и дацаны, с каждым годом выходит все больше литературы о том, как правильно входить в храм, как себя вести. Уже целое поколение выросло за это время! И о каком стеснении тут говорить? Другое дело, есть ли желание. Так что эта затея не соответствует духу мировых религий, которые требуют глубокого изучения и погружения. Православные вовсе не готовы устраивать из своих храмов подобие музеев: у нас и так в советское время храмы были то театрами, то овощехранилищами. Всему должно быть отведено свое место. Храм – это место молитвы, а не место для развлечений. Иначе мы уподобляемся "Pussy Riot", которые устроили там танцы», - напомнил отец Сергий.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил, что есть вещи, которые уместны и которые неуместны. «Храм - это святилище, место, где происходят таинства, - пояснил он. - Вот, например, мы захотим показать, как живут счастливые семьи, как детей воспитывают, как общаются. Устроим для этого "Ночь семей": заходим ночью в дом к такой семье и начинаем смотреть, как они живут... И вроде благое дело делаем, показываем, как жить правильно, а в то же время беспокоим хозяев. Если люди и приходят ночью в храм, то помолиться. У нас есть большие праздники - Рождество, Пасха, когда люди молятся всю ночь. А в будние дни, когда ночью священнослужители отдыхают, будить их и отправлять в полусонном состоянии, с людьми общаться... Для этого есть день. Храмы открыты до позднего вечера. Вот можно было бы проводить такую акцию в дневное время, чтобы люди могли до работы или сразу после нее приходить в храм и задавать интересующие вопросы».
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, сказал: «Идея исходит от светских чиновников, которые не совсем понимают, как устроена Церковь. У нас есть в определенные дни - на Пасху, Рождество и в некоторые другие праздники – ночные службы. В нашем храме, например, еще в день памяти одного из святых проводится всенощная Литургия».
«Кроме того, - продолжил пастырь, - по распоряжению священноначалия во всех храмах между службами дежурит священник, который отвечает на вопросы прихожан, может рассказать об устроении храма, проводятся катехизические беседы, есть во многих храмах воскресные школы, где проводят отдельные занятия по катехизическим, богословским, культуроведческим дисциплинам. И все это бесплатно».
«"Ночь музеев" ведь декларирует бесплатное посещение музея, а у нас и так платить не надо. На великие праздники круглые сутки храмы открыты. Ведется просветительская работа. Зачем еще дополнительные опции, будто Церковь не знает, как надо работать с людьми?» - заключил отец Андрей.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, подчеркнул: «Господь призывает нас молиться во всякое время во всяком месте, а ночь, в соответствии с православной аскетической практикой - особо богоугодное время для молитвы, поэтому люди, которые хотят помолиться ночью в храме не только в дни, когда совершают ночное богослужение (например, на Пасху или Рождество), конечно, получат уникальную возможность. С другой стороны, не нужно рассматривать это предложение как акцию. Храм не музей, вход в него всегда бесплатный, и он более открытый, чем музей».
«Организуя такую акцию, нужно подумать и о безопасности: кто будет охранять храмы в ночное время, обеспечивать в них порядок? Вполне возможно, гуляющая по ночной Москве публика, придя в храм, станет вести себя неподобающе, и это может вызвать неприятные последствия. Поэтому, планируя такую акцию, нужно взвесить все за и против, и лишь затем решать, возможна ли она», - считает игумен Серапион.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, убежден, что любое мероприятие должно преследовать конкретную цель. «Вероятно, организаторы такой акции предполагают, что наши храмы пустуют и туда никто не ходит. Это не так - в Москве храмы переполнены, - пояснил он. - Столица в сравнении с другими регионами находится в самом затруднительном положении касаемо обеспеченности населения храмами. Согласно статистике по стране, у нас на один храм приходится 2-3 тысячи человек, а в Москве - 30-40 тысяч. Разработана даже "Программа -200", которую реализует фонд "Поддержки строительства храмов города Москвы" при участии столичного правительства. Благодаря этой программе на территории всех округов города построят 200 новых храмов. Уверен, что и у них недостатка в прихожанах не будет. Поэтому если подразумевается эта цель, она неоправданна».
«Если же человек не может совместить свое служебное расписание с работой церкви, выход тоже есть. Поверьте, в Москве много мест, где совершается ночная Божественная литургия. Любой желающий свободно может найти такое подворье или храм. Так что и эта цель не подходит. Поэтому я хочу поддержать священнослужителей, которые считают, что для нас эта акция не то что неприемлема, но не имеет никакого смысла. Если у других конфессий есть проблемы с наполнением храмов, - пожалуйста, пускай их решают, в том числе таким способом. А у нас с этим проблем нет,
Москва, напротив, нуждается в открытии новых храмов, более доступных людям. Многие хотят прийти в храм, а он оказывается переполненным, а до другого далеко ехать. Считаю, что городским властям нужно идти навстречу пожеланиям москвичей, и активизировать строительство дополнительных храмов, тогда эта проблема не будет такой острой», - призвал пастырь.
Священник Пётр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, признался, что не совсем представляет, как реализовать такую акцию. «Да и нужно ли? – задался он вопросом. - Храм - все-таки сакральное место, люди туда приходят молиться. Есть определенные часы молитвы, в том числе ночные службы. И вообще мне кажется, люди пойдут туда ночью не с тем настроением, они, скорее, будут рассчитывать на кое-то зрелище. Не для того же они придут в храм ночью, чтобы помолиться?»
«Мне кажется, - продолжил он, - будет замечательно, если храмы станут праздновать свой день, связанный не с какой-то акцией, а с собственной историй. Можно даже представить экспозицию, посвященную этому событию. Когда я служил в храме для глухих, мы проводили такой день храма, приглашали других глухих, рассказывали о нашем храме. Даже посещали Всероссийское общество глухих, чтобы все могли узнать о нем».
«А еще можно проводить выставки, посвященные храмам какого-то благочиния, округа, чтобы люди узнали о них больше, а также получили ответы на свои вопросы. Такую выставку, например, можно организовать в Манеже. По-моему, интересная идея - люди придут в выставочный зал, музей, а заодно смогут получить необходимую информацию, приобрести религиозную литературу. А для Церкви это будет своего рода миссионерство на внешней площадке», - предложил отец Пётр.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, сказал: «Если бы удалось все продумать и сделать деликатно, мне кажется, это могло бы принести пользу. К великому сожалению, многие люди, даже будучи крещеными, совсем не приобщены к храмовой жизни. Или забегают в храм поставить свечку, написать записку (даже и это уже не все умеют), и бегом на улицу. Мне очень больно видеть, когда во время Божественной Литургии по храму ходят люди, занимаясь исключительно своим делом. Переходят от иконы к иконе, зажигают свечи, что-то шепчут, торопливо и странно крестясь. А в это время в храме идёт служба, которая называется Литургия – "Общее дело", в котором должны участвовать все христиане».
«Людей нужно учить христианству: ведь христиане, начиная с апостолов, называются учениками Христа. Сейчас мы пожинаем печальные плоды массового крещения людей, когда приходящих ко Святому Таинству крещения не учили ничему. Не было никакой катехизации - за редким исключением. Мне представляется правильным воспользоваться случаем и пригласить людей в храмы. Конечно, не как в музеи, а как в Небесное Царство на земле. Рассказать о святых, иконы которых мы видим в храме. О самом храме, его символике. О том, что это не просто «здание», а архитектурно-символическое выражение нашей любви к Отцу Небесному. Образ нашего дома, который на небесах. Если всё это сделать с любовью, не может не быть пользы - даже для представителей иных вероучений», - полагает отец Игорь.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что «с точки зрения церковного уклада ночь в храме может быть связана только с богослужением, а оставлять храм открытым, чтобы туда заходили любопытствующие, немножко странно». «Если храм открыт, должна быть ночная служба, - пояснил он. - И несколько таких служб совершается в течение года, например, в Рождество, Пасху и еще в некоторые праздники. Просто пустой открытый храм не выполнит самой главной функции – утолить влечение человека к Богу, дать возможность приобщиться к Царству Небесному. Но если эта акция имеет широкую общественную поддержку среди людей светских и согласована со священноначалием и настоятелями храмов, если они готовы использовать акцию в миссионерских целях с точки зрения катехизации, то почему бы и нет?»
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, считает, что «для людей, желающих помолиться ночью, уже есть ночные Богослужения. Например, мы приглашаем всех желающих на Пасхальное, Рождественское Богослужения, Крещение Господне. Да и в ночь с 31 декабря на 1 января можно прийти в храм. У нас ночные Богослужения совершаются несколько раз в году. Можно прийти, когда будут песнопения хора - человек сможет не только посмотреть на убранство храма, приложиться к иконам, но и поучаствовать в Богослужении».
«Так что в организации такой акции я не вижу необходимости. Отец Димитрий правильно сказал – наши храмы открыты с раннего утра до позднего вечера ежедневно. В провинции храмы посещают не так много людей, они никогда не бывают переполнены. Да, в воскресенье народу много, и кому-то, наверное, будет неудобно прийти в храм именно в этот день, но в будни до или после работы можно спокойно помолиться, поучаствовать в жизни храма. Вас не затолкают, вы будете не в таком многочисленном окружении, и ничто не помешает остаться наедине с Богом. Попытки таких нововведений предпринимают, вероятно, те, кому неизвестен строй православного Богослужения. Действительно, Церковь и музей - разные вещи, а в нашем толерантном мире хотят это уравнять. Для чего? Возможно, для того, чтобы стирались грани между религиозными и светскими учреждениями, и для человека посещения Церкви не носило сакрального характера. Это очень опасно, когда светские обычаи пытаются привнести в Богослужение», - убежден отец Андрей.