Япония отказывается от гуманитарных наук как от ненужного знания, пишет «Коммерсантъ». Закрыть соответствующие факультеты распорядилось Министерство образования. Указание о пересмотре учебной программы получили 60 национальных университетов. Министерство образования Японии пояснило в документе, что учебным заведениям следует сконцентрироваться на «науках, более соответствующих потребностям общества». А социальные и гуманитарные дисциплины японцам особо не нужны. Неоднозначное решение правительства уже вызвало волну протестов в академической среде. Однако многие вузы все же вынуждены пойти на условия чиновников, чтобы избежать банкротства.
26 вузов уже заявили, что готовы закрыть свои гуманитарные факультеты. Все это университеты, имеющие статус национальных, раньше они назывались государственными. Многие стоят на грани банкротства и уже не первый год испытывают дефицит абитуриентов. Истоки проблем системы образования Японии следует искать в демографическом провале. Население страны стремительно стареет, а молодежи мало, состоятельных семей, способных оплатить обучение студента, еще меньше. Университеты, как национальные, так и частные, озадачены двумя вещами: где набрать абитуриентов и на чем сэкономить, пояснила официальный представитель языковых школ и колледжей в России Светлана Запара.
«Сейчас государственная проблема в том, что в вузах некому учиться и платить за образование. Образование в Японии все платное. Чем престижней вуз, тем дороже обучение. Вузам уже не на что содержать все эти факультеты. Там юридический собирается закрываться, социологические и тому подобное. Боюсь, что это может коснуться иностранных языков», — отметила Запара.
Отказ от гуманитарных дисциплин не касается ведущих вузов Японии с хорошим рейтингом и высоким конкурсом на студенческое место. У них и с бюджетом все в порядке, и автономный статус позволяет игнорировать некоторые рекомендации Минобра. Закрывать факультеты придется провинциальным университетам. Правительство продвигает политику социального заказа на специалистов. То есть учебное заведение должно выяснить, каких профессионалов не хватает на локальном рынке, и заняться подготовкой таких кадров. А нужны, как правило, люди, которые умеют что-то производить. Впрочем, какой диплом у выпускника — философа или инженера — не так уж важно. Здесь нужно учитывать особенности японского менталитета, пояснил доктор политических наук, профессор, преподающий в токийском университете Такусеку Василий Молодяков.
«У абитуриентов популярны не столько какие-то специальности, сколько популярны вузы. Допустим, диплом Токийского университета открывает ну очень многие двери. Участие в кружке гребли, в хоровом кружке и так далее может быть более значимым, чем успеваемость. Университет — это место, где завязываются социальные связи на всю жизнь, где нарабатываются навыки работы в команде. Но, как говорится, когда вас возьмут работать в фирму Toyota, знания по английской или французской литературе вам, может, не очень понадобятся», — напомнил Молодяков.
В России, кстати, также уже много лет говорят о переизбытке выпускников с гуманитарным образованием. Любовь к точным наукам решили прививать через популярные у подростков ресурсы. Так, семь крупных вузов страны запустили совместный проект «Открытое образование». В сети запускается сайт с бесплатными онлайн-курсами по химии, физике, математике. Всего 46 направлений. По окончании курса виртуальный студент может сдать экзамен и получить сертификат. Причем, предмет, сданный таким образом, будет засчитываться в дипломе любого вуза. На этот проект университеты уже потратили 160 млн. руб., планируют вложить еще 400 млн. На интернет-курсы уже записались 8 тыс. человек.
Ситуацию проанализировал в интервью «Русской народной линии» политолог, д.ф.н., профессор Сергей Лебедев:
Я не буду объективен по той причине, что являюсь профессиональным преподавателем философии и стану отстаивать интересы философов. Но если серьезно, то в данном материале присутствует небольшая правда и преступная ложь. Как китайцы объясняют, что в деятельности Мао Цзэдуна 70% - хорошего, а 30% - плохого, так и в этом конспекте только в 30% присутствует хоть какая-то логика. Всем известно, что Япония пребывает в демографическом кризисе – рождаемость на уровне Европы, а по количеству пожилых людей страна восходящего солнца вышла на первое место. Японцы превратились в нацию стариков. В Японии начали пытаться выбраться из демографической ямы, когда развился 25-летний застой в экономике. Сегодня японцам нужны новые кадры инженеров-техников, но на ситуацию влияет обилие гуманитариев, учитывая, что в Японии уделяют пристальное внимание гуманитарным наукам. Самураи должны были владеть не только боевыми искусствами, они перед тем, как ритуально вспороть себе живот, обыкновенно писали какое-нибудь буддийское стихотворение. Из этого следует, что самураи были образованными людьми, потому что не каждый человек способен, особенно перед самоубийством, творить поэзию.
Японцы во все времена уделяли особое внимание гуманитарному образованию, даже в технических вузах. Вплоть до 80-ых годов ХХ века в японских компаниях, которые завалили весь мир своими товарами, почти отсутствовали дизайнерские отделения. В Японии не нуждались в таких кадрах, потому что были воспитаны в традициях своей поэзии, народных искусств, классической литературы и каллиграфического искусства. Поэтому японские инженеры и рабочие инстинктивно производили сложные дизайнерские маневры, что свидетельствует о том, какое влияние оказывают гуманитарные дисциплины на узкие технологические процессы. Кстати, нечто подобное наблюдается в Южной Корее, где дизайном начали заниматься только недавно.
Теперь стоит поразмышлять о том, к чему подобная ситуация может привести. Японцы не оригинальны в этом вопросе. Первыми о переизбытке гуманитариев заговорили страны западной Европы и США после студенческих беспорядков в 1968 года. Всегда опасно превалирование гуманитариев, которые критично рассматривают общество. Поэтому не стоит удивляться, что с начала 1970-ых годов на Западе стали производить реформы: под благовидными предлогами убрали сложные мировоззренческие дисциплины, взамен ввели различные модули с интересными предметами, но выходящими за рамки общей системы. В этих государствах стали готовить узких специалистов, которые в своем ремесле являлись богами, но лишенными что-то увидеть вне поля своего профессионального занятия. Подобная тенденция докатилась и до Японии, где проживает старое общество, достигшее того, чего хотело – стран восходящего солнца стала одной из ведущих держав мира, японцы подняли высокую планку уровня жизни, но дальше что? А теперь наступила самая пора для появления философов, которые объяснили бы японцам, как они дошли до такой жизни, и подбросили бы трансцендентную идею, куда еще можно подняться.
Если в Японии появится масса молодых гуманитариев, которые предложат россыпь враждебных друг другу идеологий, то это подорвет с таким трудом завоеванное старшим поколением процветание. Новые идеологии могут камня на камне не оставить от японского, давно поблекшего чуда, которое пока еще продолжает впечатлять.
Во все времена гуманитарии мутили воду. Когда технические специалисты чем-то недовольны, то они обвиняют начальника, надеясь, что правительство профинансирует проект. А гуманитарий зрит в корень и приходит к выводу, что необходимо менять саму систему. Он создает не только идею, но и является зачинщиком всех протестных процессов. В связи с тем, что в Японии даже технические специалисты имеют классическое гуманитарное образование, правители забеспокоились. В стране восходящего солнца сложилась ситуация, когда единая геронтократическая верхушка, представленная правящей либерально-демократической партией, не заинтересована в появлении идей, ставящих под сомнение их положение в обществе. Японцы поддерживают национальное сплочение благодаря борьбе за северные территории, постоянно завывая: «Дайте нам холодные Курилы!» При этом забывая о теплых Марианских тропических островах, которые присвоили себе американцы. Говоря в духе вульгарного советского жаргона: Это классовый интерес правящей элиты Японии.
Но предлагаю обратить свой взор на России. Помимо того, что наша властная элита традиционно по-обезьяньи пытается копировать все тенденции, приходящие из-за бугра, ныне сложилась довольно-таки интересная ситуация. Мы преодолели раздрай 90-ых годов, общество стабилизировалось, народ не желает никаких потрясений, уж слишком много их было на нашем жизненном пути. Современные политики желают законсервировать, застолбить свое место во власти. Поэтому в обществе могут зародиться опасные идеи. Как ни странно, но ныне страшны не либералы, у которых одна навязчивая идея – дайте нам хамону и вообще мы замечательные ребята. Коммунисты вспоминают, как было хорошо в
СССР, и как стало плохо теперь, а Жириновский веселит народ. Без него было бы скучно. В любой момент может возникнуть идея, которая всколыхнет общество.
Она уже появилась и на «Русской народной линии», ее проводникам дают слово. Эта идея, которая совмещает наши традиции, Православие, высокие технологии и предлагает альтернативу западной демократии.
Оригинальные вещи пишет Максим Калашников, несмотря на его некоторую истеричность и непроходящий антипутинизм. В обществе хватает оригинальных идей, которых опасаются наши власти, ибо гуманитарии могут придумать что-то эдакое и пинком выдворить их из элиты. Наши политики опасаются слишком умных людей, поэтому пытаются проводить реформы высшего образования, стремятся превратить студентов в таких же дебилов, как средние американцы.
Надо бороться против подобной проблемы, даже не с помощью демонстраций или жалобных петиций, но максимально использовать имеющиеся возможности для донесения своих взглядов до людей. Нужно, чтобы зародилась борьба идей, взглядов, ведь в споре рождается истина. Старик Гегель называл противоречие источником всякого развития.
3. Re: «Во все времена гуманитарии мутили воду»
2. Re: «Во все времена гуманитарии мутили воду»
1. Re: «Во все времена гуманитарии мутили воду»