«Во все времена гуманитарии мутили воду»

Между тем, как считает философ Сергей Лебедев, уничтожение гуманитарного образования приведет к дебилизации общества

Япония отказывается от гуманитарных наук как от ненужного знания, пишет «Коммерсантъ». Закрыть соответствующие факультеты распорядилось Министерство образования. Указание о пересмотре учебной программы получили 60 национальных университетов. Министерство образования Японии пояснило в документе, что учебным заведениям следует сконцентрироваться на «науках, более соответствующих потребностям общества». А социальные и гуманитарные дисциплины японцам особо не нужны. Неоднозначное решение правительства уже вызвало волну протестов в академической среде. Однако многие вузы все же вынуждены пойти на условия чиновников, чтобы избежать банкротства. 

26 вузов уже заявили, что готовы закрыть свои гуманитарные факультеты. Все это университеты, имеющие статус национальных, раньше они назывались государственными. Многие стоят на грани банкротства и уже не первый год испытывают дефицит абитуриентов. Истоки проблем системы образования Японии следует искать в демографическом провале. Население страны стремительно стареет, а молодежи мало, состоятельных семей, способных оплатить обучение студента, еще меньше. Университеты, как национальные, так и частные, озадачены двумя вещами: где набрать абитуриентов и на чем сэкономить, пояснила официальный представитель языковых школ и колледжей в России Светлана Запара.

«Сейчас государственная проблема в том, что в вузах некому учиться и платить за образование. Образование в Японии все платное. Чем престижней вуз, тем дороже обучение. Вузам уже не на что содержать все эти факультеты. Там юридический собирается закрываться, социологические и тому подобное. Боюсь, что это может коснуться иностранных языков», — отметила Запара.

Отказ от гуманитарных дисциплин не касается ведущих вузов Японии с хорошим рейтингом и высоким конкурсом на студенческое место. У них и с бюджетом все в порядке, и автономный статус позволяет игнорировать некоторые рекомендации Минобра. Закрывать факультеты придется провинциальным университетам. Правительство продвигает политику социального заказа на специалистов. То есть учебное заведение должно выяснить, каких профессионалов не хватает на локальном рынке, и заняться подготовкой таких кадров. А нужны, как правило, люди, которые умеют что-то производить. Впрочем, какой диплом у выпускника — философа или инженера — не так уж важно. Здесь нужно учитывать особенности японского менталитета, пояснил доктор политических наук, профессор, преподающий в токийском университете Такусеку Василий Молодяков.

«У абитуриентов популярны не столько какие-то специальности, сколько популярны вузы. Допустим, диплом Токийского университета открывает ну очень многие двери. Участие в кружке гребли, в хоровом кружке и так далее может быть более значимым, чем успеваемость. Университет — это место, где завязываются социальные связи на всю жизнь, где нарабатываются навыки работы в команде. Но, как говорится, когда вас возьмут работать в фирму Toyota, знания по английской или французской литературе вам, может, не очень понадобятся», — напомнил Молодяков.

В России, кстати, также уже много лет говорят о переизбытке выпускников с гуманитарным образованием. Любовь к точным наукам решили прививать через популярные у подростков ресурсы. Так, семь крупных вузов страны запустили совместный проект «Открытое образование». В сети запускается сайт с бесплатными онлайн-курсами по химии, физике, математике. Всего 46 направлений. По окончании курса виртуальный студент может сдать экзамен и получить сертификат. Причем, предмет, сданный таким образом, будет засчитываться в дипломе любого вуза. На этот проект университеты уже потратили 160 млн. руб., планируют вложить еще 400 млн. На интернет-курсы уже записались 8 тыс. человек. 

Ситуацию проанализировал в интервью «Русской народной линии» политолог, д.ф.н., профессор Сергей Лебедев

Я не буду объективен по той причине, что являюсь профессиональным преподавателем философии и стану отстаивать интересы философов. Но если серьезно, то в данном материале присутствует небольшая правда и преступная ложь. Как китайцы объясняют, что в деятельности Мао Цзэдуна 70% - хорошего, а 30% - плохого, так и в этом конспекте только в 30% присутствует хоть какая-то логика. Всем известно, что Япония пребывает в демографическом кризисе – рождаемость на уровне Европы, а по количеству пожилых людей страна восходящего солнца вышла на первое место. Японцы превратились в нацию стариков. В Японии начали пытаться выбраться из демографической ямы, когда развился 25-летний застой в экономике. Сегодня японцам нужны новые кадры инженеров-техников, но на ситуацию влияет обилие гуманитариев, учитывая, что в Японии уделяют пристальное внимание гуманитарным наукам. Самураи должны были владеть не только боевыми искусствами, они перед тем, как ритуально вспороть себе живот, обыкновенно писали какое-нибудь буддийское стихотворение. Из этого следует, что самураи были образованными людьми, потому что не каждый человек способен, особенно перед самоубийством, творить поэзию. 

Японцы во все времена уделяли особое внимание гуманитарному образованию, даже в технических вузах. Вплоть до 80-ых годов ХХ века в японских компаниях, которые завалили весь мир своими товарами, почти отсутствовали дизайнерские отделения. В Японии не нуждались в таких кадрах, потому что были воспитаны в традициях своей поэзии, народных искусств, классической литературы и каллиграфического искусства. Поэтому японские инженеры и рабочие инстинктивно производили сложные дизайнерские маневры, что свидетельствует о том, какое влияние оказывают гуманитарные дисциплины на узкие технологические процессы. Кстати, нечто подобное наблюдается в Южной Корее, где дизайном начали заниматься только недавно. 

Теперь стоит поразмышлять о том, к чему подобная ситуация может привести. Японцы не оригинальны в этом вопросе. Первыми о переизбытке гуманитариев заговорили страны западной Европы и США после студенческих беспорядков в 1968 года. Всегда опасно превалирование гуманитариев, которые критично рассматривают общество. Поэтому не стоит удивляться, что с начала 1970-ых годов на Западе стали производить реформы: под благовидными предлогами убрали сложные мировоззренческие дисциплины, взамен ввели различные модули с интересными предметами, но выходящими за рамки общей системы. В этих государствах стали готовить узких специалистов, которые в своем ремесле являлись богами, но лишенными что-то увидеть вне поля своего профессионального занятия. Подобная тенденция докатилась и до Японии, где проживает старое общество, достигшее того, чего хотело – стран восходящего солнца стала одной из ведущих держав мира, японцы подняли высокую планку уровня жизни, но дальше что? А теперь наступила самая пора для появления философов, которые объяснили бы японцам, как они дошли до такой жизни, и подбросили бы трансцендентную идею, куда еще можно подняться. 

Если в Японии появится масса молодых гуманитариев, которые предложат россыпь враждебных друг другу идеологий, то это подорвет с таким трудом завоеванное старшим поколением процветание. Новые идеологии могут камня на камне не оставить от японского, давно поблекшего чуда, которое пока еще продолжает впечатлять. 

Во все времена гуманитарии мутили воду. Когда технические специалисты чем-то недовольны, то они обвиняют начальника, надеясь, что правительство профинансирует проект. А гуманитарий зрит в корень и приходит к выводу, что необходимо менять саму систему. Он создает не только идею, но и является зачинщиком всех протестных процессов. В связи с тем, что в Японии даже технические специалисты имеют классическое гуманитарное образование, правители забеспокоились. В стране восходящего солнца сложилась ситуация, когда единая геронтократическая верхушка, представленная правящей либерально-демократической партией, не заинтересована в появлении идей, ставящих под сомнение их положение в обществе. Японцы поддерживают национальное сплочение благодаря борьбе за северные территории, постоянно завывая: «Дайте нам холодные Курилы!» При этом забывая о теплых Марианских тропических островах, которые присвоили себе американцы. Говоря в духе вульгарного советского жаргона: Это классовый интерес правящей элиты Японии. 

Но предлагаю обратить свой взор на России. Помимо того, что наша властная элита традиционно по-обезьяньи пытается копировать все тенденции, приходящие из-за бугра, ныне сложилась довольно-таки интересная ситуация. Мы преодолели раздрай 90-ых годов, общество стабилизировалось, народ не желает никаких потрясений, уж слишком много их было на нашем жизненном пути. Современные политики желают законсервировать, застолбить свое место во власти. Поэтому в обществе могут зародиться опасные идеи. Как ни странно, но ныне страшны не либералы, у которых одна навязчивая идея – дайте нам хамону и вообще мы замечательные ребята. Коммунисты вспоминают, как было хорошо в СССР, и как стало плохо теперь, а Жириновский веселит народ. Без него было бы скучно. В любой момент может возникнуть идея, которая всколыхнет общество. Она уже появилась и на «Русской народной линии», ее проводникам дают слово. Эта идея, которая совмещает наши традиции, Православие, высокие технологии и предлагает альтернативу западной демократии. 

Оригинальные вещи пишет Максим Калашников, несмотря на его некоторую истеричность и непроходящий антипутинизм. В обществе хватает оригинальных идей, которых опасаются наши власти, ибо гуманитарии могут придумать что-то эдакое и пинком выдворить их из элиты. Наши политики опасаются слишком умных людей, поэтому пытаются проводить реформы высшего образования, стремятся превратить студентов в таких же дебилов, как средние американцы. Надо бороться против подобной проблемы, даже не с помощью демонстраций или жалобных петиций, но максимально использовать имеющиеся возможности для донесения своих взглядов до людей. Нужно, чтобы зародилась борьба идей, взглядов, ведь в споре рождается истина. Старик Гегель называл противоречие источником всякого развития.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Re: «Во все времена гуманитарии мутили воду»

А японцы, видимо, решили пойти по пути американцев, которые уже создали общество победившего дебилизма и потреблянства. Без развитого гуманитарного образования у нации нет будущего. Равно как и без развитого технического образования. Убери одно из них- и общество начнёт деградировать.

Русский Сталинист / 22.09.2015

2. Re: «Во все времена гуманитарии мутили воду»

При чём тут "гуманитарии"? Это, вообще-то, как природой (или Богом, кому как угодно) в человеке заложено, тем он и станет. Вот я с детства был чистым гуманитарием- история, география, литература были моими любимыми предметами, а точные науки мне не давались и не были интересны. В школе у меня были трояки по алгебрам, физикам и химиям, а юридический факультет я окончил с красным дипломом с отличием без единой четвёрки и входил в число студентов, которых называли гордостью и лицом нашего ВУЗа. Давайте запишем меня во враги народа и государства.

Русский Сталинист / 22.09.2015

1. Re: «Во все времена гуманитарии мутили воду»

Автор напрасно паясничает. Либералы отнюдь не одержимы идеей пожрать испанской ветчины. Иное дело, что в России много молчалиных, которых не против испить вятского квасу... и не потому, что он им люб... а потому что это тренд, вектор, государственная линия... На Открытом образовании, кстати, и гуманитарные курсы есть :)

рудовский / 22.09.2015
Сергей Лебедев:
Легче получить Крым, чем ликвидировать ВШЭ
О русофобских заявлениях профессоров Высшей школы экономики, взращивающей пятую колонну
07.11.2019
«Смысл действий украинцев - вредить России»
Правительство Германии заявило, что не рассматривает массовую гибель жителей СССР в 1932-1933 годах как геноцид украинского народа
24.10.2019
Выйти, не выходя
Глава правительства Великобритании Борис Джонсон намерен представить Евросоюзу предложения, касающиеся условий выхода королевства из состава ЕС



03.10.2019
История одной оккупации
10 октября исполняется 80 лет сговора Сталина с литовскими оккупантами, занявшими старинный славянский город Вильну
01.10.2019
«Трампу надо показать, что он сильный президент»
Президенты США и Польши заявили о воспрепятствовании строительства газопровода по проекту «Северный поток - 2»
26.09.2019
Все статьи автора
"Православный социализм: pro et contra"
О новом социализме и сбережении русского народа
Будущее страны и мира зависит от каждого из нас
05.11.2019
«Христианский социализм» и «драконы ассоциаций»
О несостоятельности аргументов противников
06.09.2019
Нужно создать новую финансовую систему «народных денег»
Письмо режиссеру Александру Пасечнику
29.06.2019
Капитализм как фундаментальная ошибка атрибуции

Социально-психологическая экскурсия в мир наживы и чистогана
19.06.2019
Все статьи темы
"ЕГЭ"
Как противостоять разрушительной силе Интернета
Святейший Патриарх Кирилл выступил на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности
06.11.2019
«Ведь не могут же все стать ослами»
Современное начетничество в наших школах и ЕГЭ как его вершина сделали и продолжают делать русскую школу домом утешения для дураков
02.10.2019
Детские комплексы главы Сбербанка
Или с какой целью Греф призвал «убить» экзамены в школе
05.09.2019
Все статьи темы