Вчера Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на центральной площади Горно-Алтайска, сообщает Патриархия.ru. В 1830 году в этот день архимандритом Макарием (Глухаревым) было совершено первое на Алтае крещение местного жителя. Это событие считается началом деятельности Алтайской духовной миссии. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
«Сегодня мы читали во время Литургии небольшой отрывок Евангелия от Иоанна (Ин. 3:13-17), - отметил Его Святейшество. - В этом отрывке есть одна фраза, в которой — все Евангелие, весь смысл христианской веры. А звучит эта фраза так: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, имел жизнь вечную". Если эти слова входят в наш разум, если они покоряют наше сердце, то мы обретаем жизнь. Замечательно, что в Евангелии говорится о том, как Бог любит мир. Господь действительно любит мир, потому что это Его творение — весь космос, вся вселенная, планета наша с ее дивной природой, красоту которой особенно чувствуешь в этом алтайском крае. Но более всего Бог любит венец Своего творения — человека, и Он любит каждого человека. Любовь Божия не распространяется только на избранных. Любовь Божию невозможно стяжать, получив много денег, добившись власти или признания в обществе. Бог любит всех одинаково, как отец любит своих детей — и более способных, и менее способных, и достигших каких-то результатов, и оставшихся простецами. Для отца и матери любим каждый ребенок. Бог любит каждого, и это мы все должны ясно понимать».
«А почему же Ему нужно было отдавать Сына Своего Единородного, то есть Самого Себя, и отдавать на смерть? – задается вопросом Первоиерарх. - Ради жизни этого мира, ради того чтобы каждый, кто верует во Христа, имел жизнь вечную. А что же является угрозой человеческой жизни? Подлинная угроза жизни коренится во зле. Но Бог не творил зла, когда Он творил вселенную. Источником зла является темная сила, диавол. И когда зло входит в человека, когда овладевает его умом, его сердцем, его мыслями, его волей, то человек теряет всякую способность совершать добро. Некоторые люди не верят ни в Бога, ни в диавола. Но тогда нужно не верить и в добро и зло. К сожалению, сейчас многое делается для того, чтобы в сознании людей добро смешалось со злом, чтобы добро было трудно отличить от зла, а зло от добра, и делается это именно для того, чтобы зло могло погубить человека. Ведь разве кто-то открыто примет зло? Его же нужно облачить в ризы светлые и привлекательные. Сегодня, к сожалению, в нашем мире все это и происходит. Мы говорим о двойных стандартах в жизни, в экономике, в политике, в личных отношениях — вот это и есть проникновение зла под видом добра. Но никто никогда не сможет связать со злом ничего доброго. Где зло, там смерть, там измена, там разрушение, там слезы, там скорбь, там сама смерть…»
«И вот для того чтобы мы были способны побеждать зло в своей жизни, Бог и посылает Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. А что с Ним происходит? Его побеждает зло? Ведь Он не сделал ни одного злого деяния, Он не сказал ни одного злого слова, Он учил людей добру, Он был великим целителем, но Его возводят на Голгофу и пригвождают ко кресту — не потому что Он был преступником и злым человеком, а потому что зло стремилось уничтожить Спасителя. Христос погибает, и если бы на этом закончилась Евангельская история, то сегодня мы с вами здесь бы не стояли, и неизвестно, существовал бы мир вообще. Но Христос воскресает силой Божией и учит нас всех тому, как нужно жить, чтобы никогда не стать добычей зла. Это учение Он дает через Свое Слово, через Свое Евангелие. Но не только Слово Божие учит нас добру, но и сама человеческая природа. Богу было угодно создать человека таким, чтобы в нем был заложен некий нравственный закон. Мы опознаем этот закон через голос нашей совести, мы по природе своей способны отличать добро от зла, - подчеркнул Святейший Владыка. - Но как часто обстоятельства жизни, наша слабость, просто наша неспособность сконцентрироваться на главном разрушает в нас способность отличать добро от зла, и вот тогда на помощь приходит Слово Божие».
«185 лет назад Евангелие было принесено на эту землю, но не для того чтобы поработить людей Алтая, не для того чтобы они потеряли свою культуру и свою идентичность. Если бы было так, то Алтайская православная миссия не создавала бы литературного алтайского языка. Колонизаторы никогда не поддерживают местную культуру, они навязывают культуру метрополии. Но Алтайская православная миссия начала с того, что стала переводить Священное Писание, богослужение и другие тексты на алтайский язык. А чтобы это было возможно, именно православные священнослужители создают алтайскую грамоту, алтайский литературный язык, свидетельствуя об огромном уважении к культурным традициям Алтая, к народу этой земли и желая помочь этим людям прочитать Слово Божие, чтобы они имели жизнь вечную. Сегодня я с радостью вглядывался в лица алтайцев и русских, которые причащались из одной Чаши Христовой, которые вместе со своим Патриархом молились на этой площади. В этом духовном родстве и есть основа всякого единомыслия, спокойствия и мира. И я хотел бы от всего сердца пожелать вам, мои дорогие, мира, сердечной радости, но более всего — способности различать добро и зло и никогда не отдавать свою жизнь во власть греха, потому что грех — это зло, а зло — это гибель. Мы знаем об этом из истории войн, из истории чудовищных преступлений. Но ведь всякое чудовищное зло рождается из человеческого сердца, и если мы не ставим предел этому злу, если мы не привлекаем Бога в союзники через свою молитву и через свою веру, то мы становимся в ряды тех, кто совершает зло, и работаем на смерть, на уничтожение, на гибель. Если же мы встаем вместе со Христом и принимаем Божественный нравственный закон, то мы творим добро, отдаляя всякую власть зла, вытесняя зло из личной, семейной и общественной жизни. Пусть Господь всем нам помогает жить по Его закону, умножать добро, сопротивляться злу и хранить веру, через которую, по слову Евангелия, открывается нам жизнь вечная», - заключил Предстоятель Русской Церкви.
После Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения поклонного креста на месте основания Алтайской духовной миссии в центре Горно-Алтайска.
«Я вам расскажу об удивительном совпадении, - начал свою речь Его Святейшество. - Когда мы планировали это путешествие по нашему крайнему северу и Сибири, нам было хорошо известно, что в этом году отмечается 185-летие крещения первого алтайца и основания православной духовной миссии на Алтае, но при планировании поездки никто не учел, что именно в этот день будет ровно 185 лет этому событию... Но именно сегодня в Горно-Алтайске мы совершаем богослужение и освящаем этот крест. Так Господь восполняет наше беспамятство и наши человеческие слабости Своей силой и Своей благодатью. И замечательное совпадение этих событий, день в день, является для меня основанием для особых духовных переживаний, светлых и радостных. Хотел бы всех вас поздравить с этим замечательным днем. В свое время на сем месте была основана Алтайская миссия, и пусть отныне она развивается с удвоенной, утроенной силой для того, чтобы возрастала духовная жизнь народа, а вместе с этой духовной жизнью — и внутренняя сила людей. Хорошо известно, что материальными факторами не обеспечивается жизненный успех и победа. Мы хорошо знаем это из истории нашего Отечества и из истории войн, знаем, что духовная сила всегда играет первенствующую роль и в личных успехах человека, и в успехах государства и народа. И мы молимся о том, чтобы не оскудевала эта внутренняя духовная сила нашего многонационального народа, чтобы мы восходили, как говорили наши предки, от силы к силе, таким образом, меняя жизнь людей, чтобы она становилась более мирной, спокойной, радостной и процветающей».
Надпись на памятном знаке, установленном рядом с поклонным крестом, гласит: «На сем месте 7/20 сентября 1830-го преподобный архимандрит Макарий (Глухарев) крестил первого алтайца Элеску, назвав его во Святом Крещении Иоанном. От этого события ведется начало истории Алтайской духовной миссии».
В этот же день Святейший Владыка совершил закладку храма святых Петра и Февронии Муромских в Горно-Алтайске.
Перед вложением закладной капсулы в основание храма был оглашен текст закладной грамоты: «Во славу Святыя, Единосущныя и Неразделимыя Троицы, Ея благоволением и благостию, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом заложен храм сей в честь святых чудотворцев Муромских князя Петра, во иноцех Давида, и княгине Февронии, во инокинях Евфросинии, в лето 2015-е от Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа в 20-й день септемвриа месяца во граде Горно-Алтайске».
Капсула с грамотой была вложена в закладное отверстие в стене алтарной части строящегося храма.
По окончании молебного пения Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
«Пример князя Петра и его супруги является примером беззаветной любви супругов друг к другу, - отметил Первоиерарх. - Феврония не была ровней князю, она была простой девушкой, и непросто им было заключить брак, хотя они сильно полюбили друг друга. Но Господь провел их через испытания, которые открыли Петру замечательный духовный облик своей избранницы, а не только ее внешнюю красоту. Они прожили удивительную жизнь. Это была нелегкая жизнь, но эта жизнь была таковой, что все скорби разделялись на двоих, а радость удвоялась».
«Сейчас, - продолжил Предстоятель Русской Церкви, - когда у нас очень часто разрушаются браки, когда обстоятельства жизни уже не такие суровые, но люди расстаются иногда по абсолютно недостойным причинам, вот именно в это время мы должны особенно сознавать важность сохранения семьи. Семейная жизнь исполнена как радостями, так и скорбями. И Петр и Феврония пережили и радость, и скорби. Не бывает так, чтобы все было в человеческой жизни хорошо. Но какой же силой обладают люди, когда они по примеру Петра и Февронии скорбь разделяют на двоих, а радость умножают вдвое. Это происходит потому, что брачный союз мужчины и женщины, освященный в Церкви через венчание, привлекает к людям благодать, и человеческие немощи и слабости восполняются Божественной силой. И, кроме того, вступающие в церковный брак обещают Богу быть честными друг перед другом, хранить чистоту своих отношений и быть вместе до конца».
«О, если бы сегодня не разрушались наши браки, если бы не было сегодня так много сирот при живых родителях, то и жизнь нашего народа была бы другой! – убежден Святейший Патриарх. - Потому что благополучие общества начинается с благополучия семьи. Если кто-то этого не понимает, то несчастен тот человек. В Горно-Алтайске, я верю, будет храм в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. И каждый сможет здесь обвенчаться, а в трудные моменты совместной жизни — прийти и попросить помощи у этих святых в поддержке семейных отношений, в преодолении скорбей, сомнений, трудностей, которые встречаются на пути каждой семьи. Пусть их молитвами пред Богом укрепятся семейные узы всех тех, кто с верой будет обращаться к их святым именам».