Праздность открывает дорогу нечестию

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 16-ю по Пятидесятнице

Господь дал нам таланты и доверил нам труд. Он не хочет, чтобы мы были праздными. Все, что у нас есть, мы получили от Него. У нас нет ничего своего, нам принадлежащего, кроме греха.

В сегодняшнем Евангелии сказано, что Христос поступает с нами как человек, который, отправляясь в дальнюю страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Когда Христос вознесся на небо, Он был подобен этому человеку. Отправляясь в путь, Он позаботился о том, чтобы снабдить Свою Церковь всем необходимым во время Своего отсутствия. Христос доверил ей все, что у Него есть, и одному Он дал пять талантов, другому два, иному один — каждому по силе его.

Разные дарования у людей, различные послушания в Церкви. И все дары Христа неисчислимо драгоценны — они куплены Его Кровью. Но ни один талант не должен быть зарыт в землю. Усердием и трудом, говорит нам сегодня Господь, можно многого достигнуть в духовной жизни. И чем большие дары имеет человек, тем больше он должен трудиться. От тех, кто получил два таланта, Господь ожидает употребления двух. Если они сделают по силе того, что им дано, они будут приняты в Царство Небесное, хотя они не сделали столь много, как другие.

Неверным рабом оказался тот, у кого был всего один талант. Несомненно, немало есть людей, которые, имея два таланта или пять талантов, зарывают их в землю. У них большие дарования и большие возможности. И если тот, у кого был один талант, так наказывается, насколько большее наказание получат те, кто имел многое и не воспользовался этим! Однако давно было замечено, что те, у кого наименьшие дарования для служения Богу, делают наименьшее из того, что они должны сделать.
 
Некоторые оправдывают себя, говоря, что у них нет возможности делать то, что они хотели бы делать. При этом они не хотят делать то, что они, несомненно, могли бы делать. И потому они сидят и ничего не делают. Поистине, их положение печально, потому что имея всего один талант, о котором они должны были бы проявить самую большую заботу, они пренебрегают этим талантом.

Однако всякий дар предполагает ответственность. Когда приходит время итогов, ленивый раб оправдывает себя. Хотя он получил только один талант, он должен дать отчет за него. Ни от кого не требуется отвечать за большее, чем он получил. Но за то, что нам было дано, мы должны дать отчет.

«Вот тебе твое, — говорит этот раб, возвращая свой талант Господу. — Хотя я не увеличил его, как это сделали другие, все же я не уменьшил его». Как будто от него не требовалось потрудиться! Он признает, что закопал свой талант в землю, похоронил его. Он преподносит это так, как будто в этом нет никакой его вины, напротив, он заслуживает похвалы за свою осторожность, за то, что он избежал всякого риска. У этого человека психология низкого раба. «Я испугался, — говорит он, — и потому ничего не делал». Это не тот страх Божий, который является началом премудрости и который веселит сердце и вдохновляет на труды во славу Божию. Это унылый страх, который парализует ум и волю.

Ложные понятия о Боге приводят к нечестивому отношению к Нему. Кто думает, что невозможно угодить Богу и потому не имеет смысла служить Ему, ничего не будет делать в своей духовной жизни. Все, что он говорит о Боге, — ложь. «Я знал, — говорит он, — что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал», в то время как вся земля исполнена Его милости. Не то что Он жнет, где не сеял, — Он часто сеет там, где не жнет ничего. Ибо Он солнцем сияет и дождем дождит на неблагодарные и злые, которые в ответ на это говорят Ему как гадаринцы: «Отойди от нас». Так обычно злые люди возлагают вину за свои грехи и за свои несчастья на Бога, отвергая Его благодать.

Господь называет его рабом лукавым и ленивым. Ленивые рабы — лукавые рабы. Не только тот, кто делает зло, будет осужден, но и тот, кто не делает добра. Апостол Иаков говорит: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4, 17). Кто с небрежением относится к Божию делу, становится близким тем, кто исполняет работу вражию.

Стратегия и тактика диавола по отношению к роду человеческому — создать вначале пустоту, чтобы потом можно было заполнить ее чернотой. Из-за того что так много было только внешнего благочестия в Церкви с психологией раба, имеющего один талант, Бог попустил нашествие безбожной идеологии в нашем Отечестве со всеми ужасами его. А когда люди насытились коммунизмом, и снова образовалась пустота, произошло то, чему мы являемся свидетелями сегодня — на место атеизма приходит сатанизм с утверждением греха как нормы. Посмотрите, что делается с нашей молодежью! Праздность открывает дорогу нечестию. Когда дом пуст, нечистый дух с семью злейшими духами занимает его. Когда человек спит, приходит враг и сеет плевелы.

Ленивый раб приговаривается Божиим судом к лишению своего таланта. «Возьмите от него талант, — говорит Господь, — и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой беседе с Николаем Александровичем Мотовиловым, во время которой лицо его просияло как солнце, уподобляет человеческую жизнь духовной купле. Талант — это вес серебра, это деньги, которые просто бумажки, на которых что-то нарисовано. Или даже если это настоящее серебро или золото — просто груда блестящего металла, которая ничего не значит. Это лежит мертвым грузом, пока не пущено в торгово-хозяйственный оборот. То же самое бывает с духовными дарованиями. Кто не имеет — то есть кто имеет все, как будто не имея, не употребляя это для предназначенных Богом целей, — даже то, что он имеет, будет отнято от него. Это может относиться ко всей жизни человека, когда он живет, как будто не живет, как будто жизнь ему не принадлежит. А те, кто усердно использует возможности, которые имеет, будут еще больше облагодатствованы Богом. Кто не возгревает полученный им дар, тот теряет его. Он угасает, как ничем не поддерживаемый огонь.

Никто не лишен таланта, хотя бы одного. Святые отцы говорят, что один талант — это жизнь. И даже не имея, как будто, никаких особенных талантов, мы можем отдать ее другим. «Почему же ты не отдал свой талант другим? — спрашивает Господь. — Тогда бы ты получил не меньше, чем тот, кто имеет больше всех талантов».

В конце концов, один Бог знает, кому сколько дано талантов. Представьте человека, который умнее всех на свете и гениальнее всех во всех областях, и жизнь его кипит самой яркой деятельностью. Но на самом деле он ничего другого не делает, кроме того как зарывает свой талант в землю, если посвящает его сугубо земным целям. И евангельская вдова, которая меньше всех положила в сокровищницу храма, свидетельствует Господь, больше всех положила, потому что принесла в двух последних лептах всю свою жизнь Господу. И многие последние станут первыми. Все определяется не нашим успехом, а нашей верностью, нашей искренностью, нашей отдачей себя. И что значат самые великие внешние дарования по сравнению с внутренними — смирением, кротостью, чистотой и, наконец, с благодатью, которая сразу меняет все!

«Господи! — говорит с радостной благодарностью Богу и упованием на Него человек. — Пять талантов Ты мне дал, вот другие пять талантов». Поистине, чем больше мы делаем для Бога, тем больший долг мы имеем по отношению к Нему за то, что Он нам дал, тем большей исполняемся благодарности к Нему.

Мы видим радость приходящих ко Господу и радость Господа. Это Пасха Господня и радость святых. Христовы мученики, преподобные и все святые показывают Господу свои раны и труды как свидетельство верности Ему. «Покажи мне веру от дел твоих», — говорит Господь, и с любовью воздает им.

Скоро, скоро наступит день Господень, и мы будем один за другим подходить к Нему, как это описано в видении монахини Любови о преподобномученице великой княгине Елизавете и отце Митрофане Сребрянском (Это видение описано в книге «Подвижники Марфо-Мариинской обители» на сс. 31—47, М., 2000 — РНЛ). Те, на ком знаменуется свет лица Господня, будут вечно живыми от этих Его слов: «Добре, раб благий и верный. В малом был верен, над многим тя поставлю. Вниди в радость Господа твоего».

Дело, которое мы совершаем для Бога в мире, слишком мало по сравнению с радостью, уготованной для нас. Воистину, око не видело и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его. Эта радость — радость Господа, которую Он приобрел для нас ценой великих трудов и великих скорбей. Какие бы ни были наши таланты, эта радость, если мы любим Господа, будет принадлежать нам в полноте.

«Время проходит быстро, как река течет, — говорит прославленный недавно сербский святитель Николай (Велимирович), — и скоро, я повторяю, скоро наступит конец всего». Никто не сможет вернуться назад из вечности, чтобы взять то, что он забыл здесь, на земле, и сделать то, что он не сделал. Поэтому будем спешить употреблять дары, полученные нами от Бога, для приобретения вечной жизни.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. Re: Праздность открывает дорогу нечестию

Спаси Бог, батюшка за еще один глоток воды живой. Вода мертвая (что разъедает и осоляет раны) тяжела, а живая Ваша - счастье. Один талант дан каждому - время. Смотря как им пользуешься, столь и его. Время - всем одинаково, оно не в летах исчисляется ведь, правда?

РодЕлена / 20.09.2015

1. "Ложные понятия о Боге приводят к нечестивому отношению к Нему "

О, КАК ЛЕГКО ТОТ РАБ КОВАРНЫЙ СВОЮ МОГ УЧАСТЬ ИЗМЕНИТЬ И НЕ ЗАКОНЧИТЬ ТАК БЕЗДАРНО СВОЮ БЕЗСМЫСЛЕННУЮ ЖИЗНЬ... ...НУ НЕ ПУСТИЛ ТАЛАНТ СВОЙ В ДЕЛО, НУ ЖИЗНЬ ВПУСТУЮ ПРОМОТАЛ, НУ ЖИЛ ЛИШЬ ТОЛЬКО РАДИ ТЕЛА, НУ ЗАБЛУДИЛСЯ, НУ ПРОПАЛ, ИЗ ЗЕМНОРОДНЫХ ВСЕ ЛИ ЗНАЮТ, КАК НУЖНО С ЖИЗНЬЮ ПОСТУПАТЬ, НЕ БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ ЛИ БЛУЖДАЮТ, ТАЛАНТЫ ВТАПТЫВАЯ В ГРЯЗЬ, НО ПРЕД ВСЕСИЛЬНЫМ ГОСПОДИНОМ, КОГДА ТЫ ПРИЗВАН НА ОТЧЁТ, ЗАЧЕМ БАХВАЛИТЬСЯ,КАК ДИВОМ ЗА СВОЙ ЖИТЕЙСКИЙ НЕДОЧЁТ ? ... СКАЗАЛ БЫ ЛИШЬ: "ПРОСТИ, ВЛАДЫКА, ЧТО Я ТАЛАНТ ТВОЙ ЗАКОПАЛ, ПРЕБЫВ В БОРЕНИИ ВЕЛИКОМ Я ЖИЗНИ ВРЕМЯ ПОТЕРЯЛ, И НЕ НАШЁЛ СЕБЯ Я В ЖИЗНИ, А ЧЕСТНО - ВОВСЕ НЕ ИСКАЛ, А ДАТЬ ДРУГИМ ТАЛАНТ ЕДИНЫЙ, Я НИКОМУ НЕ ПОЖЕЛАЛ, ТЕПЕРЬ ЛИШЬ ПОНЯЛ Я ОШИБКУ, КОГДА ТЕБЯ УВИДЕЛ Я И ОПРАВДАНЬЕ МОЁ ЗЫБКО, ПРОСТИ, НАДЕЮСЬ НА ТЕБЯ, И ВЕРЮ,ЧТО И ЗЛО КО БЛАГУ ТЫ МОЖЕШЬ ЧУДНО ОБРАТИТЬ... КАК ВДРУГ - ОТВЕТНАЯ ТИРАДА : -"СУМЕЛ ТЫ В ХОД ТАЛАНТ ПУСТИТЬ !" СЛАВА,ГОСПОДИ, ТВОЕМУ МИЛОСЕРДИЮ ! О , КАК ЛЕГКО ТОТ РАБ КОВАРНЫЙ СВОЮ МОГ УЧАСТЬ ИЗМЕНИТЬ И НЕ ЗАКОНЧИТЬ ТАК БЕЗДАРНО СВОЮ БЕЗСМЫСЛЕННУЮ ЖИЗНЬ... ...НУ НЕ ПУСТИЛ ТАЛАНТ СВОЙ В ДЕЛО, НУ ЖИЗНЬ ВПУСТУЮ ПРОМОТАЛ, НУ ЖИЛ ЛИШЬ ТОЛЬКО РАДИ ТЕЛА, НУ ЗАБЛУДИЛСЯ, НУ ПРОПАЛ, ИЗ ЗЕМНОРОДНЫХ ВСЕ ЛИ ЗНАЮТ, КАК НУЖНО С ЖИЗНЬЮ ПОСТУПАТЬ, НЕ БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ ЛИ БЛУЖДАЮТ, ТАЛАНТЫ ВТАПТЫВАЯ В ГРЯЗЬ, НО ПРЕД ВСЕСИЛЬНЫМ ГОСПОДИНОМ КОГДА ТЫ ПРИЗВАН НА ОТЧЁТ ЗАЧЕМ БАХВАЛИТЬСЯ, КАК ДИВОМ ЗА СВОЙ ЖИТЕЙСКИЙ НЕДОЧЁТ СКАЗАЛ БЫ ЛИШЬ: "ПРОСТИ, ВЛАДЫКА, ЧТО Я ТАЛАНТ ТВОЙ ЗАКОПАЛ, ПРЕБЫВ В БОРЕНИИ ВЕЛИКОМ Я ЖИЗНИ ВРЕМЯ ПОТЕРЯЛ, И НЕ НАШЁЛ СЕБЯ Я В ЖИЗНИ, А ЧЕСТНО- ВОВСЕ НЕ ИСКАЛ, А ДАТЬ ДРУГИМ ТАЛАНТ ЕДИНЫЙ, Я НИКОМУ НЕ ПОЖЕЛАЛ, ТЕПЕРЬ ЛИШЬ ПОНЯЛ Я ОШИБКУ, КОГДА ТЕБЯ УВИДЕЛ Я И ОПРАВДАНЬЕ МОЁ ЗЫБКО, ПРОСТИ, НАДЕЮСЬ НА ТЕБЯ, И ВЕРЮ , ЧТО И ЗЛО КО БЛАГУ ТЫ МОЖЕШЬ ЧУДНО ОБРАТИТЬ... ...И ВДРУГ ОТВЕТНАЯ ТИРАДА : -" СУМЕЛ ТЫ В ХОД ТАЛАНТ ПУСТИТЬ !" СЛАВА,ГОСПОДИ, ТВОЕМУ МИЛОСЕРДИЮ !

yazva / 20.09.2015
Александр Шаргунов:
Проповедь Предтечи
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Собора Иоанна Предтечи
20.01.2020
Посвящение на крестное служение
Слово протоиерея Александра Шаргунова на праздник Богоявления
19.01.2020
Призыв к покаянию
Слово в Крещенский сочельник
17.01.2020
Война и мир
Слово в Неделю по Рождестве Христовом
12.01.2020
«Тайна благочестия» и «тайна беззакония»
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти первомученика архидиакона Стефана
09.01.2020
Все статьи автора