Житель Новосибирска направил в городскую прокуратуру обращение с просьбой проверить Библию на предмет соответствия закону о защите детей от вредной информации, пишет Regions.ru.
Автор обращения цитирует эпизод с дочерьми Лота: «…напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восстановим от отца нашего племя. (…) И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего» (Быт. 18: 32, 36). Конечно, в самом тексте этот поступок оценивается отрицательно: дочери Лота поступают так по неразумию, полагая, что гибель Содома была гибелью всего человечества, а от кровосмесительной связи рождаются прародители народов, враждебных народу Божию. Однако автор заявления считает, что здесь содержатся нарушения трех пунктов пятой статьи федерального закона: «Информация, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям», «Информация, способная вызвать у детей желание употребить алкогольную продукцию», и «Информация, оправдывающая противоправное поведение».
«Как бы вы прокомментировали новосибирский иск? Следует ли православным реагировать на него так же резко, как реагировали мусульмане на решение Южно-Сахалинского суда? Вправе ли вообще государственные органы рассматривать подобные иски?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что дело в низком уровне нашего образования и дремучем представлении о том, что происходило совсем недавно. «До революции в России народ прекрасно знал Священное Писание – а в Византии тем более, - напомнил он. - На Руси тогда были прочные, большие семьи. Сейчас Священного Писания не знают – об этом свидетельствует обращение в прокуратуру жителя Новосибирска. Распадаются семьи, народ умирает. Сейчас вот даже стоит вопрос о повышении пенсионного возраста, что связано с объективными причинами - нет людей, некому работать. Это вынужденная мера».
«Поэтому нам нужно обращаться к прежним идеалам и изучать Библию, но только серьезно, - призвал пастырь. - Для этого нужно хорошо знать историю, условия жизни древних людей, отличие их психологии от нашей, а самое главное - осознавать, что Библия еще и историческая книга, причем предельно честная, которая не «замазывает» отрицательные стороны жизни тогдашних людей. Священное Писание же не значит, что все в нем святые и идеальные. Как известно, Спаситель не ответил на вопрос: "Что есть истина?", потому что нужно было спрашивать: "Кто есть истина?". Господь наш Иисус Христос – Истина в последней инстанции, это Богочеловек. Так вот, если мы не знаем истины, мы делаемся способны на самые странные рассуждения, совершенно оторванные от реальности. Поэтому нужно не резко реагировать, а всем миром думать, как повышать духовный и культурный уровень нашего многострадального народа».
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, признался: «Произошедшее меня не удивляет: при отсутствии в стране идеологического и идейного русла, по какому должно двигаться наше общество, неясны и цели. Это ставит каждого человека в неустойчивое положение и проявляется и в психике, и в жизни. Всего этого могло бы не быть, если бы существовали четкие ориентиры. Но их пока нет».
«Думаю, - продолжил он, - идеи должны существовать вне правового поля – это сфера умственных упражнений, рассуждений, выводов. А когда они приобретают форму действий, начинают влиять на жизнь общества, - тогда, конечно, можно их оценивать с позиции, которую выработало общество (или вырабатывает) для самосохранения. Здесь нужен правильный, научный подход, и он должен иметь под собой какую-то основу. Необходима первая посылка, на которой будет строиться дальнейшее обсуждение, а ее отсутствие и приводит к таким досадным инцидентам».
«Вообще такие выходки могут привести и к кровопролитию, - опасается пастырь. - Чтобы этого не произошло, я могу лишь понадеяться на здравомыслие людей, принимающих решение, в том числе, в сфере применения законов. Истины, которые открыл людям Бог, не должны быть неправильно истолкованы и недолжным образом оценены этими же людьми».
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, напомнил, что в Священном Писании говорится: «Не отвечай глупому по глупости его…» «Думаю, какой-нибудь официальный комментарий от Церкви поступит, и этим следует ограничиться, - полагает он. - Такое, кстати, происходит не впервые. У нас в Благовещенске один чудак тоже подавал исковое заявление по поводу Библии. Естественно, дело развалилось – это все равно, что подать в суд на "Войну и мир" Толстого или "Евгения Онегина"
Пушкина. Библия проверена веками. Ну, давайте тогда поддадим в суд на Господа за то, что он сжег Содом. Или вырвем из учебников истории страницы, которые нам не нравятся. Священное Писание состоит из нравоучительных, вероучительных, исторических и пророческих книг. То, что там описывается – исторические факты».
«Думаю, - продолжил пастырь, - произошедшее - очередная провокация, рассчитанная на создание напряженности в обществе. Нас провоцируют на какие-то действия: протесты, митинги…Кстати, именно в Новосибирске произошел скандал с постановкой оперы
"Тангейзер" на современный манер. Мусульмане Грозного после публикации карикатур на пророка Мухаммеда в журнале
"Шарли Эбдо" вышли на миллионный марш. Они болезненнее реагируют на такое, нежели православные. А в этом случае, думаю, нужно поступать, руководствуясь советом, который обычно дают опытные пользователи в интернете: "Не корми тролля"».
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил, что «эта проблема волнует Церковь не в меньшей, а в гораздо большей степени, чем гражданина из Новосибирска». «Церковь всегда считала, что Библию нужно изучать под руководством духовенства, - напомнил он, - и очень внимательно относилась к тому, как, кому и с какими комментариями преподносится тот или иной материал. Вообще преподавание Писания – процесс планируемый. Чтобы все было правильно понято и воспринято людьми всех возрастов, даже выпускали специальные издания - детскую Библию, для подросткового возраста».
«В Библии, напротив, часто порицаются те или иные явления жизни с точки зрения божественных установлений. Про дочерей Лота - именно такой случай. Так что Библия ставит целью не разрушение нравственности, а наоборот, ее укрепление, - подчеркнул пастырь. - Если человек изучает Библию в воскресной школе по специальным методикам, никаких проблем не возникает. Остальных, кто изучает ее самостоятельно или дает изучать детям, нужно просто предупредить - пусть делают это так, как рекомендовано Церковью».
«А вообще такое происходит не в первый раз – так же поступил в свое время Емельян Ярославский, написавший "Библию для верующих и неверующих". Он и этот случай там описал, сделав вывод, что Библия оправдывает такие действия. В результате его критика из-за своей недобросовестности обернулась против него же самого. В конце концов, он перестал пользоваться авторитетом, и со временем его книги ушли в небытие», - заключил отец Петр.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что «за этой ситуацией стоит желание оказаться в центре событий. "Я на фоне Библии буду смотреться внушительнее", – так кажется человеку. На самом деле здесь нет ничего кроме желания покрасоваться и оказаться в центре какого-нибудь скандала».
«Во всех этих разбирательствах должно быть рациональное зерно, - а получается, что такого рода судебные процессы становятся рекламной кампанией для отдельных лиц или организаций, - посетовал он. - Совершенно здравое предложение – исключить священные тексты из сферы компетенции цензурных органов. На них не должна распространяться практика судебных разбирательств с выявлением экстремизма. Эти книги существуют сотни и тысячи лет, и какой-то житель Новосибирска, который хочет пересмотреть историю Лота, выглядит комично. Сколько поколений было воспитано на этих текстах! Так что самое разумное - просто игнорировать такие заявления. За ними стоит желание стать известным, - этого и надо лишать тех, кто претендует на сомнительную славу. Надо заниматься более серьезными проблемами, а не высосанными из пальца».
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, сказал: «В Священном писании и правда много мест, мягко говоря, сложных и для детей, в общем-то, неполезных, - где речь идет о тяжелых преступлениях и грехах, которые родители затрудняются объяснить своим детям. В этом смысле задача родителей и учителей дать детям правильное толкование, которая будет легко восприниматься. Но если уж возникла какая-то проблема, то вряд ли правильно ее обсуждать через суд. Эти книги не писались сейчас, они тысячи лет существуют, и вряд ли мы что-то можем изменить, вычеркнуть или запретить: здесь формальный подход недопустим».
«Думаю, что и Церковь на это реагировать не должна. Глупо и странно рассматривать в суде тексты Ветхого Завета, - уверен пастырь. - Есть гораздо больше разных проблем в жизни общества и государства, которые не решаются. Посмотрите, что показывают детям по телевизору, какие фильмы пускают в широкий прокат. А подобные иски имеют откровенно провокационный характер. Видимо, те, кто их затевает, ждут, чтобы Церковь как-то отреагировала, надеясь выставить ее в смешном и неприглядном виде».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что этот вопрос сводится к совершенствованию законодательства. «Наша страна имеет древнюю культуру, но правовая база достаточно новая и требует тщательной обкатки, - полагает он. - Так что никакого казуса тут нет, это нормальная работа правоохранителей и правоприменителей. Суды принимают иски, законодатели рассматривают, обнаруживают дефекты в законах и совершенствуют их. Этот процесс естественен для любого правового общества, а для нашего тем более, поскольку наша правовая база должна усовершенствоваться за короткий период времени. Аналогичный пример: кто-то дом строит 10 лет, а кто-то 10 недель, и последний будет сталкиваться с большим количеством неувязок и неточностей».
«Разумеется, - продолжил отец Макарий, - намерения законодателей, которые составляли закон об охране общественной нравственности путем запрета публикации экстремистских текстов, не могли предусмотреть, что будут говорить о книгах, которые имеют вековую традицию и представляют неотъемлемую ценность человеческой культуры. Так что надо дать возможность законодателям изменить закон и применять его по-новому с учетом исправлений».