«Деятельность ювенальных структур нужно взять под строжайший контроль»

Православные священнослужители о предложении Павла Астахова рассматривать гражданские дела по семейным вопросам малой коллегией присяжных

Новости Москвы  Ювенальная юстиция 
0
703
Время на чтение 7 минут
Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов предлагает рассматривать гражданские дела по семейным вопросам малой коллегией присяжных. С соответствующей инициативой омбудсмен обратился к председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву, сообщает газета «Известия». Омбудсмен считает, что в гражданских спорах жюри может состоять не из 12, а из пяти человек (так называемое малое жюри по аналогии с судебной практикой в США).

Сейчас решения по делам, связанным с опекой над детьми, их изъятием из семей и лишением родительских прав, принимаются единолично судьей — из-за чего, по мнению омбудсмена, оценка действий опекунов и жилищных условий семей не всегда происходит объективно. Астахов уверен, что малое жюри должно формироваться по принципу образования такового при рассмотрении уголовных дел: каждые четыре года власти региона должны будут составлять списки кандидатов в присяжные заседатели.

Как отмечается в обращении, в последние пять лет в аппарат уполномоченного поступает «огромное число жалоб» на несправедливое изъятие детей. Причиной инициирования изменения судебной практики в гражданских делах стала череда нашумевших случаев лишения родительских прав, когда основания для такого решения носили «весьма субъективный характер». В частности, омбудсмен напомнил о деле семьи Тонких в Новороссийске, где изъятый из семьи грудной младенец погиб в больнице, и об истории семьи Коробовых из Москвы, из которой изъяли детей по причине антисанитарии и большого количества кошек в квартире.

Уполномоченный пояснил, что сегодня изъятие ребенка из семьи может происходить по решению суда или органов опеки в экстренном порядке, после чего предусматривается уже рассмотрение судом иска о лишении или временном ограничении родительских прав.

Однако, по словам Астахова, плохой ремонт, недостаток еды, отсутствие уборки как таковые не являются основаниями для экстренного лишения граждан России родительских прав. Реальной причиной к принятию такого решения судьей является угроза жизни или здоровью ребенка.

«Суд присяжных — самый справедливый суд. Это суд совести, ведь присяжный клянется "разрешать дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку", — подчеркивает Астахов, цитируя текст присяги заседателей. — Важно то, что коллегия присяжных может быть привлечена к делу в любой момент. В общий и запасные списки кандидатов в жюри включаются постоянно проживающие на территории РФ граждане. Существующая практика в нашей стране позволяет это делать быстро и эффективно».

Астахов считает, что малой коллегией присяжных должны рассматриваться не только дела, связанные с опекунством и изъятием детей, но также и вопросы определения места жительства детей, раздела имущества, порядок общения и содержания опекаемых.

«Если мы сегодня перейдем на такую форму рассмотрения дел, начнется серьезный прогресс в рассмотрении семейных дел. А на него есть запрос у общества. Люди хотят знать критерии изъятия детей из семьи, — говорит Астахов. — Опасения, что завтра органы опеки придут за твоим ребенком, а ты не сможешь ничего доказать, формируют крайне негативное отношение общества к профильным органам государственной власти. Внедрение же присяжных в гражданскую судебную практику создаст связь между обществом и властью, необходимую обеим сторонам. Мы просто повысим авторитет правосудия».

Кроме того, Астахов заявил, что планирует при своем аппарате создать комиссию по разбору, мониторингу и проверке жалоб на незаконное изъятие детей.

В то же время, согласно статистике уполномоченного, с 2010 по 2014 год сократилось число родителей, лишенных родительских прав, на 34,3% (с 55 847 до 36 697 человек), в том числе в связи с жестоким обращением с детьми — на 67,7% (с 1213 до 392 человек).

За последний год на 21,8% сократилось число отобранных у родителей детей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью. В связи с совершением умышленных преступлений против жизни и здоровья своих чад либо одного из супругов изъятий детей стало меньше на 32%.

«Как бы вы прокомментировали предложение Астахова? Поможет ли это защитить родителей от произвола «ювенальщиков»?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что это вполне разумное предложение.

«Не знаю, лишит ли это все проблемы, но хотя бы двигаться в этом направлении надо. Потому что вопросы, связанные с ювенальной юстицией, где все зависит от произвола одного чиновника, а то еще и от корыстной заинтересованности, надо решать. И вполне разумно, когда это происходит коллегиально. А как иначе быть? Взывать к совести чиновников? Но наличие совести не проверишь и в законе не оговоришь. А когда спорные вопросы рассматривают коллегиально, особенно в случае законов репрессивного характера, тут уже что попало воротить не будешь. Лучше в этом направлении двигаться, чем мириться с произволом», - заключил о. Андрей.

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает идею вполне здравой.

«Насколько мне известно, жюри в судах всегда выбирается, то есть это выборные люди, кому общество доверяет. Поэтому такая практика может дать более адекватный и объективный результат. Вот о Рязани могу сказать, что в состав такого жюри войдет кто-то из духовенства, видные общественники, то есть люди с авторитетом. Среди них в первую очередь должны быть те, кто имеет опыт семейной жизни, они знают, что такое семья. Так что должен быть четкий критерий подбора людей. Конечно, мнение не одного, а пяти человек поможет людям принимать решение с готовностью, а не быть недовольным решением одного судьи. И вообще у нас еще с советского периода осталась привычка доверять коллективному мнению. Так что, мне кажется, Астахов тут говорит дельные вещи», - подчеркнул о. Сергий.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что, конечно, родителей необходимо защищать от произвола «ювенальщиков». «Деятельность ювенальных структур нужно взять под строжайший контроль», - добавил он.

«Предложение Павла Астахова, безусловно, хорошее, но не радикальное. Это, конечно, поможет ограничить произвол, что важно - хотя и недостаточно. Мне кажется, на эту тему нужно говорить постоянно. Необходимо также изучить статистику МВД – я общался со специалистами, и они утверждают, что насилие в семье существует, но количество пострадавших гораздо меньше, чем, например, в результате уличного травматизма, бандитизма и так далее. В последних случаях дети становятся жертвами в десятки раз чаще, нежели в семье. Семья - самая безопасная, естественная среда жизни, и почему-то именно на нее ополчились люди, у которых либо нет детей, либо совести. Это кем нужно быть, чтобы забирать детей из семей, где небольшой достаток? Нам нужно думать, как преодолеть ювенальную угрозу. А меры, предложенные Астаховым, необходимы и своевременны. Однако действовать нужно еще более решительно и результативно. Всем нам следует начать искать пути выхода из этой тяжелой ситуации», - заключил о. Александр.

Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, отметил, что внедрение элементов ювенальной юстиции в нашу жизнь сопровождается многочисленными злоупотреблениями, что вызывает оправданное недовольство - в том числе православных граждан нашей страны.

«Органы опеки часто навязывают семьям искусственные стандарты воспитания и материального обеспечения детей. Бывают случаи, когда давление на семью используется для разрешения иных конфликтов. Так, например, недавно при столкновении деловых интересов одна сторона сначала смогла лишить другую (семью с пятью детьми), имущества, а теперь пытается оказывать на нее давление, отнимая детей, мотивируя необходимость этого их бедственным положением. Это случай из моей пастырской практики. Дела, связанные с семьей и несовершеннолетними, ничуть не проще, нежели прочие. Поэтому предложение детского омбудсмена Пала Астахова о введении суда присяжных при решении таких дел - несомненно, прогресс в развитии нашей правовой системы. Это может содействовать минимизации злоупотреблений, существующих в ювенальной юстиции», - подчеркнул о. Серапион.

Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, считает предложение детского омбудсмена Павла Астахова разумным.

«Думаю, это действительно улучшит репутацию российского правосудия, создаст дополнительный фильтр, который убережет слишком рьяных представителей органов опеки от необдуманных решений. Мы знаем, что иногда что-то решают просто из-за плохого настроения. Человек, что называется, встал не с той ноги, и увидел отклеивающиеся обои в квартире или много кошек. Он может вынести решение под воздействием эмоций. Мы наслышаны об ужасах европейской ювенальной системы, когда детей отбирают у родителей без суда и следствия. Их ювенальная юстиция не подчиняется общей системе юстиции. Думаю, предложение Астахова в случае успешной реализации действительно будет шагом в сторону от ювенального произвола. Честно говоря, если бы такая коллегия присяжных набиралась в нашем регионе, я бы с удовольствием вступил в ее состав – если, конечно, религиозных деятелей будут привлекать», - подчеркнул о. Святослав.

Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, считает, что это предложение дает основания надеяться на защиту родителей от произвола представителей ювенальной юстиции, - хотя, конечно, ошибиться могут и пять человек.

«Мы знаем: не всегда принимаемые решения продиктованы необходимостью, иногда их выносят под влиянием кого-то еще. Изъятие детей из семьи – это, на мой взгляд, ужасно, хотя я понимаю, что бывают семьи, где детям живется хуже, чем где бы то ни было. Так же, как, например, в Церкви понимают: развод – это плохо, но иногда он лучше, нежели семейная жизнь. Тем не менее, я надеюсь: коллегиальность в какой-то мере поможет объективнее решать эти вопросы. Хорошо, если коллегии будут формировать из представителей разных социальных слоев общества и сфер деятельности - есть люди, которые не представляют, как живут бедные, и такие, для которых непредставима жизнь богатых. Еще, полагаю, сами члены коллегии должны быть людьми нравственными, иметь авторитет. Другими словами, это должны быть люди, которым действительно можно доверять – известные в своем городе, поселке. Если они будут дорожить своим честным именем, это в некотором роде послужит гарантией их объективности. Думаю, найти таких людей можно», - заключил священник.

Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что это первая на его памяти попытка изменить ситуацию в системе ювенальной юстиции к лучшему.

«Если решения, связанные с опекой над детьми, их изъятием из семьи будут принимать несколько человек, объективность будет значительно выше. Как говорится, одна голова хорошо, а несколько - лучше. Конечно, полностью проблему этим не решить, но первый шаг будет сделан. Решение, которое выносит один человек, с большей долей вероятности может оказаться ошибочным. Мы все слышали, как детей забирают из семьи из-за отсутствия каких-то продуктов в холодильнике, или грязного белья. И это несмотря на то, что к детям прекрасно относятся, у них заботливые родители. А в суде помимо этого дела много других, выяснять с пристрастием все обстоятельства просто некогда. Вот и выносят решение, которое порой ломает людям судьбы», - заключил о. Андрей.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Ювенальная юстиция
Рассуждения о насилии и войне
Преодолеть психическое расстройство и укрепиться в истине всегда помогала и помогает наша православная вера
02.11.2024
Чтобы защитить будущее страны
Эксперты обсудили вопросы информационной безопасности детей и молодёжи и возможности улучшения ситуации
24.10.2024
Органы опеки против демографии
Жить на коленях, конечно, можно, но не хочется
16.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07