Последнее испытание Предтечи

Слово протоиерея Александра Шаргунова на Усекновение главы Иоанна Крестителя

Пастырская проповедь 
0
743
Время на чтение 5 минут
Этот скорбный и светлый праздник исключительным образом обращен к нашим дням. Святой Иоанн Предтеча принимает мученическую смерть за обличение нечестия и беззакония — того греха, который все более становится нормой в современном мире. В Евангелии от Матфея четырежды говорится об Иоанне Предтече, и всякий раз — по отношению ко Христу. Иоанн Предтеча проповедует Царство Божие и крестит Христа. После взятия Иоанна Предтечи под стражу, Спаситель начинает проповедовать. Иоанн из своей темницы задает вопросы о Христе, и Христос задает вопросы народу об Иоанне. И, наконец, мученическая смерть Иоанна открывает вторую половину служения Спасителя. В день памяти первомученика Христова постараемся вникнуть в смысл этого служения и предельной приобщенности ему Предтечи. 

«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» — читаем мы в Евангелии. Некоторые святые отцы говорят, что таким образом Предтеча, будучи сам непоколебимым в вере, употребляет пастырскую педагогику: он хочет, чтобы его ученики сами убедились, что перед ними — подлинный Мессия. 

Другие видят это событие в ином свете. Иоанн — в темнице, в четырех стенах каменной крепости, и Господь попускает ему быть испытанным самым страшным испытанием. Вера большего из рожденных женами подвергается нападкам искусителя. Вражий голос пытается замутить его душу сомнением: «Ты видишь, что Иисус вовсе не Мессия. Он не в состоянии даже вывести тебя из твоей темницы». Иоанн Предтеча жил ожиданием победоносного Мессии, помазанника Господня, Того, кто избавит Израиля от всех врагов его. Сына Человеческого, возвещенного Даниилом, грядущего на облаках небесных, изнести суд нечестивым и погубить их дыханием уст Своих. Этого Мессию проповедовал Иоанн в пустыне народу: Судию с секирой в руке, Который уже теперь срубит все бесплодные деревья, Небесного Веятеля с лопатой в руке, Который отделит пшеницу от плевел. 

И вот, все не так. Неужели Христос обманул? Неужели Бог обманул? Бог часто обманывает нас. Он оказывается совсем не таким, каким мы Его воображали. Он приводит нас в полное недоумение. А нам по-прежнему нужно, чтобы Бог все совершил по нашей воле. И чтобы Он соответствовал тому образу, который мы придумали для Него. 

Объясните, пожалуйста, почему Бог оставляет Своего лучшего избранника в темнице? Почему Бог не защищает тех, кто жизнь свою посвящает Ему? Почему Он не заступится за всех, неправедно гонимых ради Него? Почему, кажется, Сам Бог все время побеждаем Его врагами? Почему в мире такое торжество зла, и все больше умножаются несчастья, страдания, и все больше властвует смерть? 

Господи, дай нам, наконец, ответ: Ты ли Тот, Кто должен принести нам радость, жизнь, мир или ждать нам другого? Можем ли мы продолжать надеяться на Тебя или идти нам по другим дорогам? Темная беспросветная ночь наступает в темнице святого Иоанна Предтечи, ради избавления от которой приобщится богооставленности наш Господь. 

«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют». Христос не отвечает прямо на поставленный вопрос. Он не говорит: «Я Тот, Кто должен придти». Он хочет, чтобы вопрошающий сам дал ответ на свой вопрос. Обращаясь к Исаие и другим пророкам, Господь показывает, каким будет Мессия, Которого они ждут. Он не сразу придет с судом и победой, но явит великое милосердие к страждущим людям — к слепым, хромым, прокаженным, глухим. И глубокий смысл Его спасительных действий раскрывается в последних словах пророчества: мертвые воскресают — смерть побеждена, нищие просвещены светом новой жизни. В этом — благая весть! Подлинное знамение, что Бог пришел, что Царство Его уже началось, — в нашем приобщении Его любви. Мы не должны «ждать другого». 

Ответ Спасителя Предтече становится, таким образом, для каждого христианина и для всей Церкви обращенным к нам вопросом: наша Церковь сегодня является ли присутствием любви Христовой или должны мы ждать другую Церковь? «И блажен, кто не соблазнится о Мне», — говорит Христос. Проповедник покаяния, к которому шли толпы на берега Иордана, сам еще нуждается в более глубоком обращении. Предтеча Господень призывается верить в Бога даже в плененности, принимая избавление от нее не освобождением всесильного Бога, но своей собственной смертью, которой он приобщится последующей за этим смерти Самого Мессии на Кресте. Наша вера это не то, что дано нам раз и навсегда. Как поучительно для нас видеть подвижника, святого, величайшего пророка, который призывается возрастать в вере и не соблазняться о Господе. 

И Господь возносит хвалу Иоанну Крестителю. «Кто Ты?» — спрашивает из тюрьмы Предтеча через Своих учеников Спасителя. «Что вы думаете об Иоанне? — спрашивает Господь народ. — Кто он? Трость ли ветром колеблемая? Один из тех, кто царствует в этом мире? Или пророк?» Нет, он — не трость, колеблемая каким угодно ветром, это мужественный человек пустыни, твердое исповедание веры которому стоило заключения в темницу. И он не из тех, кто привык жить в роскоши. «Это пророк и больше, чем пророк, — говорит Христос. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Христос говорит о Боге Отце, Который послал впереди Него Предтечу. Открывая народу тайну служения Иоанна Крестителя, Он одновременно открывает Себя как Мессию. История рода человеческого на повороте. С пришествием Христа в мир начинается новая эпоха. И потому Предтече дается исключительное служение. Но поистине самый святой, самый великий праведник Ветхого Завета меньше, чем меньший в Царстве Небесном, вход в который открывается только Крестной смертью и Воскресением Христовым. С того времени как Бог стал Слугою всех, подлинное величие заключается в умалении себя. И глубину этого умаления до конца нам дано постигнуть в последнем испытании Предтечи. 

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Самые грешные в мире люди призываются к святости. Но надо сильно возжелать этого дара, исполниться решимости и пламенеющей ревности по истинной жизни и не пожалеть никаких усилий для достижения ее. 

Отринув гибельную теплохладность, мы должны, по слову апостола, бежать, бороться, сражаться, преодолевать всякое противостояние нашей вере внутри и извне. Быть готовыми заплатить любую цену за дар благодати, ни за что не отходить от Бога, не получив от Него благословения. Все святые свидетельствуют: «Никто не восходил на небо, живя прохладно». Служение Предтечи было началом Нового Завета. «И если хотите принять, — говорит Христос, — он есть Илия, которому должно придти». Закон и пророки, и Илия — до Иоанна, и Иоанн — Илия Нового Завета, тот, кто пришел в духе и силе Илииной (Лк. 1, 17). Подобно Илии, он научит вас покаянию и уготовит к принятию Господа. Христос — Спаситель, а Иоанн — Илия для тех, кто хочет принять истину. 

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» — торжественно провозглашает Господь. Дело Божие — чрезвычайно важно и касается всех. Господь ничего не требует от нас, кроме того, чтобы мы должным образом употребляли наши естественные способности, такие, например, как способность слышать, полученные от Него. 

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Как я попал сюда?
Слово в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец
28.12.2024
Не садись на первое место
Евангелие субботы (Лк, 74 зач., 14, 1—11)
28.12.2024
Подлинное величие человека — суметь победить свое честолюбие
Евангелие пятницы (Мк, 41 зач., 9, 33—41)
27.12.2024
Искушение учеников Христовых всех времен
Евангелие четверга (Мк, 39 зач., 9, 10—16)
26.12.2024
Нововведения Второго Ватиканского Собора и его последствия
Перед нами мессианский гуманизм, где Бог растворяется в человечестве
25.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Если вам скучно живется, значит, у вас нет веры»
Ревность к добрым делам, ревность зрячая и осмысленная, с рассуждением нужна человеку, как воздух
26.12.2024
Есть слова, который может произносить только священник
Слово в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского и священномученика Александра Иерусалимского
24.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 22:46
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Константин В.
28.12.2024 22:43
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от влдмр
28.12.2024 21:38
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Новый комментарий от Агафон
28.12.2024 21:30
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 21:22
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 20:19
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.12.2024 19:45