Немецкая газета «Вельт» опубликовала статью о «норманской» теории происхождения русской государственности и об отношении к ней в советской и постсоветской России, пишет Regions.ru.
В «Повести временных лет», памятнике русского летописания начала XII века, созданном киевским монахом Нестором, содержится рассказ о призвании варягов: «В год 859 варяги, приходя из-за моря, взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с веси, и с кривичей... В год 862 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: "Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону". Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
«Знаете ли вы о спорах вокруг «норманизма»? Как вы относитесь к попыткам уязвить русских напоминаниями о роли варягов в становлении русского государства?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, заявил, что согласен с Михаилом Ломоносовым, который восстал против этой теории, считая, что она не соответствует действительности. «В летописи говорится о варягах-руси. Слово "варяги" означает все-таки род занятий, а именно боевое, военное искусство, - пояснил он. - Призвание этих людей – способность к боевым действиям и владение управленческими навыками, ничего в этом плохого нет. В свое время так новгородцы призвали Александра Невского в трудную минуту жизни. Поэтому варяги-русь - это группы именно славянских воинов, дружины, возглавляемые князем. Ведь слово "конязь" означает человека, сидящего на коне. Поэтому на мой взгляд "норманская" теория не имеет никакой основы, и ее действительно используют в основном чтобы показать неполноценность славян, которые якобы и раньше не могли и теперь не могут собою управлять без помощи неких внешних сил».
«И тут палец указывает на "просвещенные" европейские народы, на США, которые, кстати, образованы выходцами из Европы, - напомнил отец Сергий. - И как они управили народами? Уничтожили миллионы индейцев, оставшихся загнали в резервации. Потом завезли туда множество африканцев. При этом, как известно, вывозили так, что одна десятая только доплывала в здравии до берегов Америки, а остальные умирали и были выброшены в море на корм рыбам. Я не ручаюсь за цифры, но видел информацию о 60-70 перевезенных миллионах, а осталось их на начало ХХ века порядка 6 миллионов. Они погибали не только во время перевозки, но и на континенте с ними нещадно расправлялись. И сегодня США пытаются управлять всем миром в тех же традициях. Так что результаты управления родственными норманнам англо-саксами показательны».
«При этом до революции ни один народ на территории Росси не был уничтожен – наоборот, были созданы условия для их развития. Сохраняли веру народов, при этом ненасильственно привлекая в лоно Православия. Никто не истреблял буддистов, мусульман. Могли ли норманны так управлять? – задает он вопрос. - Конечно, нет. Это совсем другой менталитет. Так что "норманская" теория - это еще один способ навязать нам не соответствующие истине мысли, чтобы мы признали свою неполноценность и, покаявшись в том, что мы заблудились, призвать их на помощь в управлении государством, как это сделал Борис Ельцин. Результат мы помним – полный развал государственного механизма, экономики, армии. А Русь под управлением русских варягов, наоборот, расцветала и всячески укреплялась».
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, напомнил, что наши предки пригласили Рюриков на престол. «И мы не должны себя разделять с немцами, ведь мы все потомки одного прародителя, - считает он. - Это кто-то пытается нас все время разделить какими-то насмешками и упреками. Как известно, после Всемирного потопа было три прародителя - Сим, Хам, Иафет. Мы потомки Иафета, от Сима произошли семитские народы, а негроиды и монголоиды от Хама. А сейчас нас пытаются натравливать друг на друга, как когда-то в США уничтожили 140 миллионов индейцев - они натравливали род на род, племя на племя, чтобы не самим убивать. Мы немцев уважаем, и не надо считать, кто лучше - они или мы. Да, мы воевали не раз, но, в конце концов, после Великой Отечественной войны наступили лучшие времена в наших отношениях. И не надо сейчас уподобляться тем, кто хочет разделения народов».
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, сказал: «Это как-то чудно даже, потому что прошло уже тысяча с лишним лет. Призвание варягов – это определенный момент истории, который можно по-разному воспринимать, но очевидно, что к тому времени славянские племена уже имели довольно продолжительную историю. Спорщиков должно успокоить хотя бы одно то, что Кирилл и Мефодий создавали старославянскую азбуку, исходя из языка славянских племен. То есть нельзя сказать, что славяне были совсем несформировавшиеся, не имели своей культуры и нуждались в том, чтобы от кого-то начать свое развитие. А так как язык у будущих русских уже был, это говорит об этнической определенности. Мало ли кто кого призывал царствовать и с кем воевал? Все равно проходят определенные изменения, идет переплавка, и этнос славянский все равно обретает свою самостоятельность».
«Вообще странно присваивать истории Руси какое-то иноплеменное происхождение, а тем более прививать какие-либо стереотипы. К тому же не католицизм или протестантство определили развитие России в более поздние времена, а Православие. То есть Русь - это такой плавильный котел, где русский человек все-таки православный, а какой по крови – не так важно. Здесь намешано много от народов запада и востока. Никакие варяжские, норманнские корни значения не имеют и остались в прошлом. Поэтому спор абстрактный и надуманный», - уверен отец Андрей.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил: «Сразу вспомнил переписку Михаила Погодина и Ивана Киреевского, который был национально настроенным патриотом, - потом таких назвали славянофилами. Киреевский говорил, что мы не должны отдавать норманнам приоритет в становлении русской государственности. На что Михаил Погодин сказал так: если суверенное государство приглашает для охраны и обеспечения суверенности своей некое воинственное племя, то это не унижает его, а наоборот возводит в ранг того государства, которое способно в этой ситуации сохранять свою суверенность с учетом приглашения иных воинов для охраны от опасностей. То есть Погодин блестяще совместил "норманскую" и "славянскую" теорию, и сделал он это еще 150 лет назад».
«Возвращаться к этой проблеме сейчас в ином ключе бессмысленно, потому что тогда у наших историков и интеллектуалов было гораздо больше исторических материалов, чтобы эту проблему разрешить наиболее компетентно, - считает он. - А сейчас попытки снова возбудить интерес к "норманской" или "славянской" теории просто бессмысленны. Наше мышление имперское. Я, например, не россиянин, а русский, и у меня есть много знакомых других русских – русские сербы, как я, еще есть русские грузины, русские татары и другие русские. Сейчас очень ярко выражает свою русскость Рамзан Кадыров, например. Его русскость выражается в преданности нашему государству. И мы не должны вообще цепляться за то, кто мы. Наша государствообразующая нация – русская, и если основываться на этой идее, то все встанет на свои места, и мы не будем стесняться, что пригласили варягов или немцев. Мы приглашали тех, кто мог поддержать нашу государственную идею и служить ей. И в дальнейшем, надеюсь, будем поступать так же».
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, признался, что с глубочайшим уважением относится к летописи Нестора. «О существовании документов, аналогичных ей, которые столь же полно и точно описывали бы историю становления Руси, мне неизвестно, - заявил он. - Поэтому оснований не доверять Нестору у меня нет. Да и смущения по поводу нормандского происхождения Рюриковичей нет ни грамма. Можно переместиться на 800 лет, и посмотреть, кем были по происхождению чтимые и любимые нами Романовы. В крови Николая II всего лишь 1, 64% славянской крови, но он сделал для России больше, чем современные и прошлые псевдонационалисты. Дело не в составе крови или происхождении человека, а в его духе и желании послужить русскому народу».
«Споры советского периода я бы отнес к жалкой попытке закрыть пустоту коммунистической идеологии фиговым листком национальной темы. Считаю, что современную отечественную идеологию следует строить на фундаменте традиционных нравственных ценностей, присущих русскому человеку на протяжении тысячелетия, а не на поисках чистой славянской крови в жилах тех или иных политиков», - убежден отец Алексий.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, считает, что «как бы то ни было, мы не должны стыдиться своей истории». «Если славяне пригласили кого-то помочь в строительстве государственности, в этом нет ничего постыдного - наоборот, это признак силы духа – доверить такую ответственную задачу чужеземцам. Не нужно этого стесняться, - считает он. - Сегодня подобное вообще в порядке вещей. Возьмем крупную компанию, корпорацию – там, если открывают новый отдел, опыта управления которым ни у кого из руководства нет, приглашают специалиста из-за рубежа. Я не вижу в этом ничего дурного».
«Все попытки принизить роль славян притянуты за уши, - убежден отец Святослав. - В формировании картины мира роль русских нельзя недооценивать. Нет ни одной страны, которая дала бы миру столько ученых, поэтов, писателей. Периодическая таблица Менделеева есть в образовательной системе каждой страны. Вертолет (геликоптер) изобрел тоже русский человек, Сикорский. А изобретатель радио Попов? Ну а поэты серебряного века? А какая еще страна мира может похвастаться таким обилием классиков? В общем, многое не дает возможности русофобам, ненавистникам России и славян, унижать нашу культуру».
«Для чего сейчас ведутся эти разговоры? – чтобы показать ущербность политики действующего российского правительства и Президента, - отметил пастырь. - Считаю, нужно смотреть, что было сделано за время их правления, а не копаться в архивах, сдувая пыль со свитков, чтобы уколоть славян. Попытки доказать нашу ущербность хоть в чем-нибудь - какой-то неофашизм».
«Каждый народ в чем-то уникален, - пояснил пастырь. - Мы не можем быть одинаковыми. Сегодня в России такая свобода, какой не было никогда. Смели ли священники еще 50-100 лет назад что-то заявлять? А сейчас спокойно дискутируют в соцсетях. И никто никого не сажает в тюрьму за инакомыслие. Люди могут выражать свои мысли свободно. А такие споры, на мой взгляд - действительно попытка провести ревизию истории. Сегодня ее нагло переписывают. Нас, например, уверяют, что в Берлин в 1945-м вошли американские войска. Ну это же глупость, их там и в помине не было! Я против того, чтобы переписывали историю в угоду какой-либо пропаганде».
«Когда реставрируют старинные иконы, зачастую специалисты обнаруживают много слоев, скрывающих лики. Богомазы, жившие в разные времена, пытались донести свое видение Божьей матери, святых, Христа. История сегодня тоже нуждается в реставрации. Говорят: "Кто качает колыбель, тот правит миром". Если мы ничего не предпримем, вырастет поколение космополитов, которые будут славить чужие успехи, не гордясь своими», - предостерег отец Святослав.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил: «Любому историку известно о норманнской теории происхождения древнерусского государства, и, при всем уважении к известному многотиражному немецкому изданию, хочу сказать: уважаемые господа авторы не то что бы ошиблись – были не совсем точны». «Они отождествляют нормандскую теорию с творчеством преподобного Нестора – летописца, монаха Киево-Печерского монастыря. Между тем историки прекрасно понимают: содержание источника и его интерпретация - совершенно разные вещи», - подчеркнул он.
«Споры вокруг нормандской теории возникли сразу же после обнародования этой теории, - напомнил пастырь. - В 1749 году на торжественном заседании Императорской Российской академии наук по случаю дня тезоименитства Елизаветы Петровны один из академиков, русско-немецкий историк Миллер, произнес торжественную речь "О происхождении имени народа российского", в которой и были сформулированы основные положения нормандской теории. Их, по сути, три: славяне не были способны сами создать государство, они жили как звери, а скандинавы Русь покорили. Это заявление явно было ангажированным, так как исходило от находящихся на русской службе ученых – немцев. Собственно, "подтекст" этой теории таков: в IX веке дикие славяне не способны были создать государство, пришли немцы и сделали это за них. А в XVIII веке потомки этих славян, дикие московиты, просветились благодаря европейской, а именно немецкой, учености».
«Тотчас после этого утверждения с опровержением выступил Михаил Васильевич Ломоносов, - пояснил священник. - Он, нужно признать, был гениальный человек, и как всякий гений, имел тяжелый характер. Я бы даже сказал, невыносимый. В споре с оппонентами от вербальных аргументов очень быстро переходил, так скажем, к невербальным, а поскольку силушкой его Бог не обидел (Михаил Васильевич происходил из поморских крестьян), скоро последовала физическая расправа. Михаил Васильевич, как пишут его современники, "болваном, на кой шляпы вешают", охаживал своих оппонентов, а кого-то и выбрасывал в окно - благо дома тогда были невысокими, а с первого этажа падать не очень опасно. Уже изданный текст этой речи был уничтожен целым тиражом. Так что дискуссия началась сразу после обнародования норманнской теории».
«Кстати, - продолжил отец Филипп, - в саксонской хронике XI века упоминается, что в VI веке бритты приглашают к себе на княжение саксов. Формулировка этого документа удивительно совпадает с текстом, который приводит в своей летописи Нестор. Содержание документа примерно таково: "Земля наша широка и богата, нет у нас порядка, мы, несчастные бритты, приглашаем вас к нам". При этом очевидно: авторы этих двух документов пересекаться не могли, так как речь идет о событиях, происходивших с разницей в несколько веков и на разных концах континента».
«Что касается этой саксонской истории, мы точно знаем: бритты приглашали саксов, чтобы защититься от врагов. Действительно, норманнские воины были одними из лучших в европейском мире, их охотно нанимали. Считалось: у кого в армии больше наемников – варягов, норманнов, скандинавов, - тот и победит в сражении. Эти наемники воевали лучше славян. Но никакой культуры и просвещения они нести не могли – какая уж культура на палубе драккара, на котором они плавали. Так что скандинавам и Рюрику иже с ними посчастливилось оказаться в нужное время в нужном месте – пришельцы смогли создать на Руси княжескую династию. Мы можем говорить о почти полной их ассимиляции уже во втором третьем - поколениях. По преданию, Ольга, жена Игоря (сына Рюрика), была псковитянкой. Возможно, славянского происхождения. Их сын Святослав, по крайней мере, на 50 процентов (а может, и больше), русский - мы не знаем, на ком был женат Рюрик, возможно, тоже на местной. Так что хотя норманны и имели отношение к формированию древнерусской государственности (что бесспорно), но куда меньшее, чем например, к возникновению государственности в Италии, в Нормандском Герцогстве, или, наконец, к объединению и созданию единого английского государства. Я имею в виду нормандца Вильгельма – завоевателя, покорившего всю Британию и создавшего государство, наследник которого - сегодняшнее Британское королевство», - заключил отец Филипп.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, считает, что «это просто очередной всплеск антироссийской пропаганды, не более того». «Когда исчерпаны все возможные здравые аргументы, в ход идут различные выдумки, - отметил он. - Какая разница, что они были нормандского происхождения? Ольгу вообще тогда звали Хельгой, но это нисколько не мешает ей быть равноапостольной, а внуку ее, равноапостольному Владимиру - основоположником русского государства, действительно потом ставшего камнем преткновения для всей Европы. Но, как ни хотели его принизить, до сих пор это не удалось. Во многих государствах "пришлое" руководство, это ни о чем не говорит. Например, династия Романовых, 300-летие которой мы отмечали в 2013 году, официально значится как "Голшнейн-Готторп-Романовы". Что греха таить, русской крови там почти не осталось, но это не мешало ее представителям быть настоящими русскими людьми! Давайте тогда назовем нерусскими Багратиона, Даля,
Пушкина! Просто люди сваливают все в одну кучу».
«Да, - продолжил пастырь, - у нас, у русских такая уникальная особенность - вбирая потенциал, интеллект умы других народов, сплачивать их и развиваться. Пусть наши недруги что хотят, то и говорят, а мы будем брать за основу летописи Нестора, причисленного к лику святых нашей Русской Православной Церковью, которая, кстати, распространялась на территории всей Российской Империи. У нас представители разных народов имеют единые цели, единую веру, исторические и культурные корни и этим едины, что доказывает мощь нашей культуры. Она особенная. Вот этим мы и отличаемся».
«А эти их агитационные штучки нам хорошо известны. Хотя стоит отдать должное этим людям – они умеют запудрить мозги, что прекрасно продемонстрировали теорией о том, что "вначале на земле появились укры, а потом люди". Поэтому, когда появляются такие идеологические, исторические выдумки, на них нужно отвечать, оперируя историческими фактами. Причем делать это честно, а не так, как Сталин. Нужно предоставлять слово ученым, которые дадут аргументированный ответ всем злопыхателям. Да, Рюриковичи были скандинавами, Романовы – немцами. По крови. Но все они были русскими по духу», - подчеркнул отец Вячеслав.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, сказал: «Просто смешно как-то вообще относиться к этим уколам. Это так же смешно, как пытаться уязвить русских, татар или венгров тем, что первые люди произошли с африканского континента. Вот эта наше неразумие и неспособность пренебречь вздорными рассуждениями о происхождении той ли иной нации – это наша проблема. Тех, кого это может реально уколоть, стоит только пожалеть».
«Есть установленные факты, теории, гипотезы, догадки. И если споры до сих пор продолжаются, значит, не установлен факт происхождения первых славянских князей, это может быть установленная теория, а может зыбкая гипотеза. И никто из наших граждан однозначно сказать пока ничего на этот счет не может», - заключил отец Макарий.