«Попытки доказать нашу ущербность хоть в чем-нибудь - неофашизм»

Известные пастыри о продвижении немецкими журналистами «норманской» теории происхождения русской государственности

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
832
Время на чтение 13 минут
Немецкая газета «Вельт» опубликовала статью о «норманской» теории происхождения русской государственности и об отношении к ней в советской и постсоветской России, пишет Regions.ru

В «Повести временных лет», памятнике русского летописания начала XII века, созданном киевским монахом Нестором, содержится рассказ о призвании варягов: «В год 859 варяги, приходя из-за моря, взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с веси, и с кривичей... В год 862 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: "Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону". Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». 

«Знаете ли вы о спорах вокруг «норманизма»? Как вы относитесь к попыткам уязвить русских напоминаниями о роли варягов в становлении русского государства?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
 
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, заявил, что согласен с Михаилом Ломоносовым, который восстал против этой теории, считая, что она не соответствует действительности. «В летописи говорится о варягах-руси. Слово "варяги" означает все-таки род занятий, а именно боевое, военное искусство, - пояснил он. - Призвание этих людей – способность к боевым действиям и владение управленческими навыками, ничего в этом плохого нет. В свое время так новгородцы призвали Александра Невского в трудную минуту жизни. Поэтому варяги-русь - это группы именно славянских воинов, дружины, возглавляемые князем. Ведь слово "конязь" означает человека, сидящего на коне. Поэтому на мой взгляд "норманская" теория не имеет никакой основы, и ее действительно используют в основном чтобы показать неполноценность славян, которые якобы и раньше не могли и теперь не могут собою управлять без помощи неких внешних сил». 

«И тут палец указывает на "просвещенные" европейские народы, на США, которые, кстати, образованы выходцами из Европы, - напомнил отец Сергий. - И как они управили народами? Уничтожили миллионы индейцев, оставшихся загнали в резервации. Потом завезли туда множество африканцев. При этом, как известно, вывозили так, что одна десятая только доплывала в здравии до берегов Америки, а остальные умирали и были выброшены в море на корм рыбам. Я не ручаюсь за цифры, но видел информацию о 60-70 перевезенных миллионах, а осталось их на начало ХХ века порядка 6 миллионов. Они погибали не только во время перевозки, но и на континенте с ними нещадно расправлялись. И сегодня США пытаются управлять всем миром в тех же традициях. Так что результаты управления родственными норманнам англо-саксами показательны». 

«При этом до революции ни один народ на территории Росси не был уничтожен – наоборот, были созданы условия для их развития. Сохраняли веру народов, при этом ненасильственно привлекая в лоно Православия. Никто не истреблял буддистов, мусульман. Могли ли норманны так управлять? – задает он вопрос. - Конечно, нет. Это совсем другой менталитет. Так что "норманская" теория - это еще один способ навязать нам не соответствующие истине мысли, чтобы мы признали свою неполноценность и, покаявшись в том, что мы заблудились, призвать их на помощь в управлении государством, как это сделал Борис Ельцин. Результат мы помним – полный развал государственного механизма, экономики, армии. А Русь под управлением русских варягов, наоборот, расцветала и всячески укреплялась».
 
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, напомнил, что наши предки пригласили Рюриков на престол. «И мы не должны себя разделять с немцами, ведь мы все потомки одного прародителя, - считает он. - Это кто-то пытается нас все время разделить какими-то насмешками и упреками. Как известно, после Всемирного потопа было три прародителя - Сим, Хам, Иафет. Мы потомки Иафета, от Сима произошли семитские народы, а негроиды и монголоиды от Хама. А сейчас нас пытаются натравливать друг на друга, как когда-то в США уничтожили 140 миллионов индейцев - они натравливали род на род, племя на племя, чтобы не самим убивать. Мы немцев уважаем, и не надо считать, кто лучше - они или мы. Да, мы воевали не раз, но, в конце концов, после Великой Отечественной войны наступили лучшие времена в наших отношениях. И не надо сейчас уподобляться тем, кто хочет разделения народов».
 
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, сказал: «Это как-то чудно даже, потому что прошло уже тысяча с лишним лет. Призвание варягов – это определенный момент истории, который можно по-разному воспринимать, но очевидно, что к тому времени славянские племена уже имели довольно продолжительную историю. Спорщиков должно успокоить хотя бы одно то, что Кирилл и Мефодий создавали старославянскую азбуку, исходя из языка славянских племен. То есть нельзя сказать, что славяне были совсем несформировавшиеся, не имели своей культуры и нуждались в том, чтобы от кого-то начать свое развитие. А так как язык у будущих русских уже был, это говорит об этнической определенности. Мало ли кто кого призывал царствовать и с кем воевал? Все равно проходят определенные изменения, идет переплавка, и этнос славянский все равно обретает свою самостоятельность». 

«Вообще странно присваивать истории Руси какое-то иноплеменное происхождение, а тем более прививать какие-либо стереотипы. К тому же не католицизм или протестантство определили развитие России в более поздние времена, а Православие. То есть Русь - это такой плавильный котел, где русский человек все-таки православный, а какой по крови – не так важно. Здесь намешано много от народов запада и востока. Никакие варяжские, норманнские корни значения не имеют и остались в прошлом. Поэтому спор абстрактный и надуманный», - уверен отец Андрей.
 
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил: «Сразу вспомнил переписку Михаила Погодина и Ивана Киреевского, который был национально настроенным патриотом, - потом таких назвали славянофилами. Киреевский говорил, что мы не должны отдавать норманнам приоритет в становлении русской государственности. На что Михаил Погодин сказал так: если суверенное государство приглашает для охраны и обеспечения суверенности своей некое воинственное племя, то это не унижает его, а наоборот возводит в ранг того государства, которое способно в этой ситуации сохранять свою суверенность с учетом приглашения иных воинов для охраны от опасностей. То есть Погодин блестяще совместил "норманскую" и "славянскую" теорию, и сделал он это еще 150 лет назад». 

«Возвращаться к этой проблеме сейчас в ином ключе бессмысленно, потому что тогда у наших историков и интеллектуалов было гораздо больше исторических материалов, чтобы эту проблему разрешить наиболее компетентно, - считает он. - А сейчас попытки снова возбудить интерес к "норманской" или "славянской" теории просто бессмысленны. Наше мышление имперское. Я, например, не россиянин, а русский, и у меня есть много знакомых других русских – русские сербы, как я, еще есть русские грузины, русские татары и другие русские. Сейчас очень ярко выражает свою русскость Рамзан Кадыров, например. Его русскость выражается в преданности нашему государству. И мы не должны вообще цепляться за то, кто мы. Наша государствообразующая нация – русская, и если основываться на этой идее, то все встанет на свои места, и мы не будем стесняться, что пригласили варягов или немцев. Мы приглашали тех, кто мог поддержать нашу государственную идею и служить ей. И в дальнейшем, надеюсь, будем поступать так же».
 
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, признался, что с глубочайшим уважением относится к летописи Нестора. «О существовании документов, аналогичных ей, которые столь же полно и точно описывали бы историю становления Руси, мне неизвестно, - заявил он. - Поэтому оснований не доверять Нестору у меня нет. Да и смущения по поводу нормандского происхождения Рюриковичей нет ни грамма. Можно переместиться на 800 лет, и посмотреть, кем были по происхождению чтимые и любимые нами Романовы. В крови Николая II всего лишь 1, 64% славянской крови, но он сделал для России больше, чем современные и прошлые псевдонационалисты. Дело не в составе крови или происхождении человека, а в его духе и желании послужить русскому народу». 

«Споры советского периода я бы отнес к жалкой попытке закрыть пустоту коммунистической идеологии фиговым листком национальной темы. Считаю, что современную отечественную идеологию следует строить на фундаменте традиционных нравственных ценностей, присущих русскому человеку на протяжении тысячелетия, а не на поисках чистой славянской крови в жилах тех или иных политиков», - убежден отец Алексий.
 
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, считает, что «как бы то ни было, мы не должны стыдиться своей истории». «Если славяне пригласили кого-то помочь в строительстве государственности, в этом нет ничего постыдного - наоборот, это признак силы духа – доверить такую ответственную задачу чужеземцам. Не нужно этого стесняться, - считает он. - Сегодня подобное вообще в порядке вещей. Возьмем крупную компанию, корпорацию – там, если открывают новый отдел, опыта управления которым ни у кого из руководства нет, приглашают специалиста из-за рубежа. Я не вижу в этом ничего дурного». 

«Все попытки принизить роль славян притянуты за уши, - убежден отец Святослав. - В формировании картины мира роль русских нельзя недооценивать. Нет ни одной страны, которая дала бы миру столько ученых, поэтов, писателей. Периодическая таблица Менделеева есть в образовательной системе каждой страны. Вертолет (геликоптер) изобрел тоже русский человек, Сикорский. А изобретатель радио Попов? Ну а поэты серебряного века? А какая еще страна мира может похвастаться таким обилием классиков? В общем, многое не дает возможности русофобам, ненавистникам России и славян, унижать нашу культуру». 

«Для чего сейчас ведутся эти разговоры? – чтобы показать ущербность политики действующего российского правительства и Президента, - отметил пастырь. - Считаю, нужно смотреть, что было сделано за время их правления, а не копаться в архивах, сдувая пыль со свитков, чтобы уколоть славян. Попытки доказать нашу ущербность хоть в чем-нибудь - какой-то неофашизм». 

«Каждый народ в чем-то уникален, - пояснил пастырь. - Мы не можем быть одинаковыми. Сегодня в России такая свобода, какой не было никогда. Смели ли священники еще 50-100 лет назад что-то заявлять? А сейчас спокойно дискутируют в соцсетях. И никто никого не сажает в тюрьму за инакомыслие. Люди могут выражать свои мысли свободно. А такие споры, на мой взгляд - действительно попытка провести ревизию истории. Сегодня ее нагло переписывают. Нас, например, уверяют, что в Берлин в 1945-м вошли американские войска. Ну это же глупость, их там и в помине не было! Я против того, чтобы переписывали историю в угоду какой-либо пропаганде». 

«Когда реставрируют старинные иконы, зачастую специалисты обнаруживают много слоев, скрывающих лики. Богомазы, жившие в разные времена, пытались донести свое видение Божьей матери, святых, Христа. История сегодня тоже нуждается в реставрации. Говорят: "Кто качает колыбель, тот правит миром". Если мы ничего не предпримем, вырастет поколение космополитов, которые будут славить чужие успехи, не гордясь своими», - предостерег отец Святослав.
 
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил: «Любому историку известно о норманнской теории происхождения древнерусского государства, и, при всем уважении к известному многотиражному немецкому изданию, хочу сказать: уважаемые господа авторы не то что бы ошиблись – были не совсем точны». «Они отождествляют нормандскую теорию с творчеством преподобного Нестора – летописца, монаха Киево-Печерского монастыря. Между тем историки прекрасно понимают: содержание источника и его интерпретация - совершенно разные вещи», - подчеркнул он. 

«Споры вокруг нормандской теории возникли сразу же после обнародования этой теории, - напомнил пастырь. - В 1749 году на торжественном заседании Императорской Российской академии наук по случаю дня тезоименитства Елизаветы Петровны один из академиков, русско-немецкий историк Миллер, произнес торжественную речь "О происхождении имени народа российского", в которой и были сформулированы основные положения нормандской теории. Их, по сути, три: славяне не были способны сами создать государство, они жили как звери, а скандинавы Русь покорили. Это заявление явно было ангажированным, так как исходило от находящихся на русской службе ученых – немцев. Собственно, "подтекст" этой теории таков: в IX веке дикие славяне не способны были создать государство, пришли немцы и сделали это за них. А в XVIII веке потомки этих славян, дикие московиты, просветились благодаря европейской, а именно немецкой, учености». 

«Тотчас после этого утверждения с опровержением выступил Михаил Васильевич Ломоносов, - пояснил священник. - Он, нужно признать, был гениальный человек, и как всякий гений, имел тяжелый характер. Я бы даже сказал, невыносимый. В споре с оппонентами от вербальных аргументов очень быстро переходил, так скажем, к невербальным, а поскольку силушкой его Бог не обидел (Михаил Васильевич происходил из поморских крестьян), скоро последовала физическая расправа. Михаил Васильевич, как пишут его современники, "болваном, на кой шляпы вешают", охаживал своих оппонентов, а кого-то и выбрасывал в окно - благо дома тогда были невысокими, а с первого этажа падать не очень опасно. Уже изданный текст этой речи был уничтожен целым тиражом. Так что дискуссия началась сразу после обнародования норманнской теории». 

«Кстати, - продолжил отец Филипп, - в саксонской хронике XI века упоминается, что в VI веке бритты приглашают к себе на княжение саксов. Формулировка этого документа удивительно совпадает с текстом, который приводит в своей летописи Нестор. Содержание документа примерно таково: "Земля наша широка и богата, нет у нас порядка, мы, несчастные бритты, приглашаем вас к нам". При этом очевидно: авторы этих двух документов пересекаться не могли, так как речь идет о событиях, происходивших с разницей в несколько веков и на разных концах континента». 

«Что касается этой саксонской истории, мы точно знаем: бритты приглашали саксов, чтобы защититься от врагов. Действительно, норманнские воины были одними из лучших в европейском мире, их охотно нанимали. Считалось: у кого в армии больше наемников – варягов, норманнов, скандинавов, - тот и победит в сражении. Эти наемники воевали лучше славян. Но никакой культуры и просвещения они нести не могли – какая уж культура на палубе драккара, на котором они плавали. Так что скандинавам и Рюрику иже с ними посчастливилось оказаться в нужное время в нужном месте – пришельцы смогли создать на Руси княжескую династию. Мы можем говорить о почти полной их ассимиляции уже во втором третьем - поколениях. По преданию, Ольга, жена Игоря (сына Рюрика), была псковитянкой. Возможно, славянского происхождения. Их сын Святослав, по крайней мере, на 50 процентов (а может, и больше), русский - мы не знаем, на ком был женат Рюрик, возможно, тоже на местной. Так что хотя норманны и имели отношение к формированию древнерусской государственности (что бесспорно), но куда меньшее, чем например, к возникновению государственности в Италии, в Нормандском Герцогстве, или, наконец, к объединению и созданию единого английского государства. Я имею в виду нормандца Вильгельма – завоевателя, покорившего всю Британию и создавшего государство, наследник которого - сегодняшнее Британское королевство», - заключил отец Филипп.
 
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, считает, что «это просто очередной всплеск антироссийской пропаганды, не более того». «Когда исчерпаны все возможные здравые аргументы, в ход идут различные выдумки, - отметил он. - Какая разница, что они были нормандского происхождения? Ольгу вообще тогда звали Хельгой, но это нисколько не мешает ей быть равноапостольной, а внуку ее, равноапостольному Владимиру - основоположником русского государства, действительно потом ставшего камнем преткновения для всей Европы. Но, как ни хотели его принизить, до сих пор это не удалось. Во многих государствах "пришлое" руководство, это ни о чем не говорит. Например, династия Романовых, 300-летие которой мы отмечали в 2013 году, официально значится как "Голшнейн-Готторп-Романовы". Что греха таить, русской крови там почти не осталось, но это не мешало ее представителям быть настоящими русскими людьми! Давайте тогда назовем нерусскими Багратиона, Даля, Пушкина! Просто люди сваливают все в одну кучу». 

«Да, - продолжил пастырь, - у нас, у русских такая уникальная особенность - вбирая потенциал, интеллект умы других народов, сплачивать их и развиваться. Пусть наши недруги что хотят, то и говорят, а мы будем брать за основу летописи Нестора, причисленного к лику святых нашей Русской Православной Церковью, которая, кстати, распространялась на территории всей Российской Империи. У нас представители разных народов имеют единые цели, единую веру, исторические и культурные корни и этим едины, что доказывает мощь нашей культуры. Она особенная. Вот этим мы и отличаемся». 

«А эти их агитационные штучки нам хорошо известны. Хотя стоит отдать должное этим людям – они умеют запудрить мозги, что прекрасно продемонстрировали теорией о том, что "вначале на земле появились укры, а потом люди". Поэтому, когда появляются такие идеологические, исторические выдумки, на них нужно отвечать, оперируя историческими фактами. Причем делать это честно, а не так, как Сталин. Нужно предоставлять слово ученым, которые дадут аргументированный ответ всем злопыхателям. Да, Рюриковичи были скандинавами, Романовы – немцами. По крови. Но все они были русскими по духу», - подчеркнул отец Вячеслав.
 
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, сказал: «Просто смешно как-то вообще относиться к этим уколам. Это так же смешно, как пытаться уязвить русских, татар или венгров тем, что первые люди произошли с африканского континента. Вот эта наше неразумие и неспособность пренебречь вздорными рассуждениями о происхождении той ли иной нации – это наша проблема. Тех, кого это может реально уколоть, стоит только пожалеть». 

«Есть установленные факты, теории, гипотезы, догадки. И если споры до сих пор продолжаются, значит, не установлен факт происхождения первых славянских князей, это может быть установленная теория, а может зыбкая гипотеза. И никто из наших граждан однозначно сказать пока ничего на этот счет не может», - заключил отец Макарий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:02
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Туляк
23.11.2024 18:56
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06