Восемнадцатилетний ефрейтор Павел Бахтин на службу никогда не жаловался. До «дембеля» Бахтину оставалось три месяца, он должен был вернуться домой 12 декабря, а 30 августа ему предстояло отметить 19-летие. Трагедия в полевом военном лагере близ поселка Песочное в Костромской области произошла утром 26 августа. В караульном помещении лагеря 18-летний ефрейтор открыл стрельбу из автомата по сослуживцам. В результате один офицер и двое солдат погибли, еще двое военнослужащих получили ранения. Сам стрелявший покончил жизнь самоубийством. Один из раненых впоследствии скончался в клинике.
Независимо от результата следствия уже сейчас мы можем сделать вывод о том, что причины преступлений в вооруженных силах заключаются в деградации армейских ценностей.
Процесс армейской деградации начал свой «путь» незаметно и проявил себя в первую очередь в духовно-нравственной сфере. По мнению А.О.Бароноева и П.И.Смирнова антиподом духовности является греховность, негативное значение которой для личности состоит в подчинении её духа плоти (т. е. чревоугодию, сладострастию, пьянству и т. д.). Но ещё более опасна с точки зрения А.О.Бароноева и П.И.Смирнова «духовная» греховность, суть которой состоит не в порабощении духа, а в истреблении (или самоистреблении) его самого. «Духовная» греховность находит радость во зле, причём высшая радость достигается тогда, когда чужое самосознание страдает и разрушается. А.О.Бароноев и П.И.Смирнов пишут, что «… наверное это и означает «продать душу дьяволу» – научиться находить радость в страдании и унижении другого человека, другой человеческой души» (Бароноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. СПб., 1992, с. 139). Уже в 60-е годы в Советской армии были отмечены первые случаи неуставных отношений, так например в 1967 г. органами военной прокуратуры в Вооруженных силах
СССР было зарегистрировано 95 преступлений на почве издевательств старослужащих над молодыми воинами, а в 1971 г. уже 300 (АМуранов. Военные трибуналы и «дедовщина». Красная звезда, 19 сентября, 1990).
Духовно-нравственный климат в отдельных воинских коллективах Советской армии в 70-е и 80-е г.г. был сложным и напряжённым.
По данным начальника управления военных трибуналов генерал-лейтенанта юстиции А. Муранова в 1985 г. за неуставные отношения было осуждено 4000 человек. Из числа осуждённых военными трибуналами в 1989 году военнослужащих и военных строителей 15,6% привлекались к уголовной ответственности до призыва. Из числа призванных весной и осенью 1989 г. более 13% военнослужащих были ранее судимы (См. Там же).
В конце 80-х годов наметился разрыв во взаимопонимании и взаимодействии между командным и рядовым составом Советской армии. Не снижая остроты и актуальности такой важной и наболевшей проблемы, как неуставные отношения между воинами, занимающими одинаковое служебное положение, но отличающимся по срокам службы и национальности, следует отметить, что наибольшие предпосылки для порождения несправедливости в коллективе создают неправильные отношения между командным и рядовым составом, что подтвердило 52% опрошенных, тогда как на неуставные отношения между военнослужащими различных сроков службы указали 40%, а на конфликты в межнациональных отношениях - 21% (Г.Г.Лоза. Организация и проведение конкретного социологического исследования. Введение в профессию. Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов, Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований Вооруженных Сил. М., 1992).
Военный социолог В.Ф.Перевалов делал вывод о том, что причины неуставных отношений в Советской армии крылись в обществе в периоде застоя, когда оно стало жить по двойным стандартам. В армейской среде это привело к снижению остроты в оценках состояния дисциплины и всего происходящего в воинских коллективах, к сведению негативных явлений к отдельным актам имеющим частный, локальный характер, иначе говоря - к сокрытию преступлений и происшествий. Всё это привело в свою очередь к уходу «болезни» неуставных отношений вглубь воинских коллективов (Перевалов В.Ф.Воинский коллектив: динамика отношений. М., Воениздат, 1991).
Следовательно изменения духовно-нравственного состояния военнослужащих в Вооружённых Силах привели к деформации воинских коллективов. Воспитание военнослужащих на революционных традициях и героической истории КПСС в это время не оказывало необходимого воздействия на сознание личного состава в связи с публикацией многочисленных материалов о незаконных репрессиях в 30-е годы, преступлениях сталинизма и т.д. В средствах массовой информации обсуждались пути дальнейшего движения советского общества от совершенствования социализма до установления в стране демократии западного типа.
Отсутствие единой общественно-значимой цели обусловило появление различных партий и движений, реализовавших свои политические интересы на «развалинах» Советского Союза. Таким образом, распад коллективов в советской армии произошел по причине обесценивания той идеи, на которой и происходило их формирование.
После распада Советского Союза воинские коллективы российской армии стали формироваться на правовой основе.
Начавшиеся в 1991 году изменения в стране имели наряду с положительными и негативными последствия. Последние особенно ощутимо проявились в духовно-нравственной сфере нашего общества: старая идеология была разрушена, а новая не создана; отсутствует единая система общенациональных ценностей; общественные интересы уступают место личным. Это подтверждали и результаты социологических исследований. В 1987 - 1988 г.г. материальную обеспеченность отнесли к высшим ценностям своей жизни 26% респондентов, в 1990-м году более 42%, а в 1992-м уже 58%. По итогам проведенных опросов материальная обеспеченность, как социально значимая ценность поднялась с 8-го на 4-е место (В.М.Азаров. С опорой на патриотизм и традиции (патриотическое воспитание вчера, сегодня, завтра). Военно-исторический журнал. 1998, №4).
Октябрьская буржуазная революция 1993 года потрясла страну до «основания», а «затем» буржуазия начала «строить» «новый» либеральный «мир». Это сразу же привело к созданию в армии соответствующих ценностей.
Для солдат и сержантов, опрошенных в 1996 году в сравнении с предыдущими годами, приобрели значение ценности военной службы, имеющие преимущественно индивидуалистическое значение: возможность испытать себя в сложных условиях - 28%; приобретение необходимых для жизни знаний, навыков - 19%; возможность увидеть жизнь в других краях - 17%; возможность физического совершенства - 13%. Такие ценности, как причастность к защите Родины и гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство утратили свою актуальность - 5% (Л.В.Пивень. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи Социологические исследования. 1997. №5).
Отсутствие высоких идеалов, духовно-нравственная деградация ведут многих военнослужащих к самоубийствам. Так, например, в 1996 году число самоубийств выросло на 28% и составило около 1000 человек. Все это усиливает стойкую тенденцию к ухудшению самочувствия военных коллективов, обостряет напряженность в них, плодит недовольство, нервозность, межличностные и межгрупповые конфликты, неверие в способность командиров и начальников, высшего командования, руководства страны улучшить обстановку в государстве и в армии. Распространяются установки типа: «как власть платит нам, так и мы ей», «на верху все гребут под себя и нам надо взять своё», «никому нельзя верить» и т.д. На основе таких настроений криминализируется сознание, формируются установки на жестокость, насилие, цинизм. Происходит общая деградация военного социума которая в частности выразилась в том, что в 1996 г. по фактам коммерческой деятельности генералов и офицеров проводилось более 1,3 тыс. прокурорских проверок, возбуждено 300 уголовных дел, что составило 23% от количества всех проверок (Серебряников В. Армия: социальные аспекты. Свободная мысль. 1997, №5).
В полуколониальной стране его можно было только украсть. С середины 90-х гг. ХХ века и до 2008 года включительно криминализация охватила собой значительную часть как государственных служащих, так и офицерского состава современной российской армии. Доктор юридических наук О.В.Дамаскин отмечает, что в 2008 г. офицерами совершены каждый третий зарегистрированный факт рукоприкладства (33, 7 %), более половины мошеннических действий (56,5%), три четверти всех случаев взяточничества (76, 4%) и почти все злоупотребления должностными полномочиями (90, 8%). Из-за неуставных взаимоотношений в 2008 году пострадало 2 780 (35, 5%) военнослужащих, а от рукоприкладства – 2050 (30, 9%). В результате преступлений и происшествий всего в обслуживаемых войсках погибло 545 военнослужащих (15, 8 %) (См. О.В.Дамаскин. Законность в Вооруженных Силах Российской Федерации: состояние и проблемы. Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2009. № 5).
В 2008г. за совершение преступлений коррупционной направленности к уголовной ответственности привлечено более 500 офицеров, в том числе свыше 350 – старших, среди которых 117 командиров воинских частей и 20 генералов. Ущерб, причиненный коррупционными посягательствами на тот момент, превысил 2 млрд. руб.
Генерал-полковник юстиции С.Фридинский отмечает, что за коррупционные посягательства на военное имущество и бюджетные средства в 2011 году осуждены 144 должностных лица в ранге командиров воинских частей, а коррупция в российской армии за 2012 – 2013 гг. превысила 4, 4. млрд. руб.
Коррупция в Российской армии, таким образом, идет в «ногу» с неуставными отношениями.
Солдаты же и матросы срочной службы, призванные на военную службу должны дорожить войсковой дружбой и товариществом, а не» страдать» от коррупции и неуставных отношений.
Нас «успокаивают»: в Вооруженных силах России, за прошлый год число нарушений, связанных с неуставными отношениями снизилось на 16%, сообщили в Главном военном следственном управлении СК России 27 февраля 2015 года.
В истекшем году на 16% снизилось количество нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, на 15% меньше зафиксировано случаев рукоприкладства начальников по отношению к подчиненным. Как следствие, в 2014 году сократилось количество военнослужащих, пострадавших от данных видов преступлений», сообщается на сайте ведомства.
Борьбой с дедовщиной в Вооруженных силах занимается недавно созданная военная полиция. Руководитель этой структуры Игорь Сидоркевич отмечал главная задача — это то, «чтобы молодые люди, которые шли в армию, понимали, что там такого явления, как неуставные отношения, дедовщина - просто не существует».
По его словам, в каждом гарнизоне и военной части будет висеть памятка с телефоном представителя военной полиции. По этому номеру смогут в случае беды позвонить не только сами военнослужащие, но и их родные.
При этом представитель Генштаба Алексей Князев
говорил, что дедовщина уже почти исчезла благодаря сокращению срока службы по призыву до одного года. «Молодой человек становится «старослужащим» всего за полгода, и за такой короткий срок у него не накапливается столько негативных эмоций, чтобы захотеть унижать и обижать других призывников», указывал Князев.
Этот оптимистический «прогноз» Алексея Князева абсолютно не «радует»: во-первых, в связи с поступлением в Вооруженные Силы новой техники «годичный» «воин» и специалистом стать за это время не «успеет», а во-вторых, сокращение срока службы как показал костромской расстрел, все же позволяет в межличностной сфере «накапливать негативные эмоции».
Коррупционные скандалы в высших государственных и военных кругах не прекращаются (в частности дело Васильевой), что свидетельствует о кризисе и либерализма и материализма в целом.
«Святость» в «коммунистическом» варианте, которая признавалась
Лениным высшей ценностью и, во имя которой реально позволялось совершать любые действия, трансформировалась в либеральную мораль. Либералы, как и революционеры ранее, считают, что во имя либерализма реально совершать любые действия в рамках данной идеологии (воровать государственные средства и переводить деньги в бизнес).
Духовно-нравственный климат в воинских коллективах современной Российской армии не соответствует предстоящим задачам противостояния вооруженным силам Северо-Атлантического блока (НАТО).
В настоящее время в российской военной доктрине нет четко выраженного понимания и того, кто является потенциальным противником России. Определить потенциального противника России можно лишь в контексте духовно-нравственных и культурных ценностей государства-тех самых ценностей, которые армия признанна защищать.
Выйти из затянувшегося кризиса и создать победоносную армию Россия сможет только на основе национальной идеологии, которая «вбирает» в себя такие ценности дореволюционного периода как «святость», советского периода, как «солидарность» и современного периода, такие, как «свобода», и «достоинство личности». Почему? Да потому, что классовая идеология является «дробной»: она включает в себя и «числитель» (официальную идеологию, например, «За Веру, Царя и Отечество» и «знаменатель» (идеологию угнетенного класса, например, «Свобода, равенство, братство», «За нашу советскую Родину» и «как хорошо на Западе», «Правовое государство» и «бери от жизни все» и т. д.
Система межличностных отношений, основанная на Слове Божьем («кто не работает да не ест»), созидательна, так как объединяет труд и веру в единое целое.
Враг рода человеческого соблазняет людей жить по другим принципам, например, «Кто смел, тот и успел», «Хочешь жить - умей вертеться», «Честных людей - нет» и т.д.
Такие американизированные «принципы», утвердившиеся в армейской среде, в конечном итоге и создают «почву» для стрельбы по своим же товарищам, как например, в случае под Костромой.
«Лечить» «болезнь» надо не полицейскими средствами, а идеологическими. Без осознания и восприятия главных целей существования государства личным составом Российской армии, у военнослужащих не будет стимула жертвовать жизнью во имя Родины и создавать в подразделениях атмосферу дружбы и братства.
Мало того без государственной идеологии «пустое» место «заполняется» негативными «традициями», которые и являются основой для различного рода преступлений.
Считаю, что только религиозно-политический актив, например, русские собрания, создаваемые в армии и на флоте политическими работниками Третьего Рима станут серьезной силой на пути неуставных отношений и различного рода воинских преступлений.
То есть для лечения затяжной «болезни» необходимо негативной силе (индивидуализм, «групповщина») противопоставить тоже силу-силу коллектива, объединенного позитивными целями общественного характера. При этом, как я в статье от 24 августа подчеркивал: два ранее противоположных института: военных священников и политработников должны вместе возрождать систему армейских ценностей на духовно-политической основе, так как Третий Рим — это государственно-церковная и народная система!
Александр Борисович Бадьянов, кандидат социологических наук, капитан 1-го ранга в отставке
4. Маленькие двойные стандартики. Повезет ли России на царей?
3. Re: Деградация армейских ценностей
2. Ответ на1. Логик-методологпервопричина что тогда, что теперь - идеологический вакуум.
1. Ничего нового по сравнению с эпохой "развитого социализма".