Деградация армейских ценностей

Социолог, капитан 1-го ранга в отставке Александр Бадьянов о «костромском расстреле», совершенном 26 августа

Восемнадцатилетний ефрейтор Павел Бахтин на службу никогда не жаловался. До «дембеля» Бахтину оставалось три месяца, он должен был вернуться домой 12 декабря, а 30 августа ему предстояло отметить 19-летие. Трагедия в полевом военном лагере близ поселка Песочное в Костромской области произошла утром 26 августа. В караульном помещении лагеря 18-летний ефрейтор открыл стрельбу из автомата по сослуживцам. В результате один офицер и двое солдат погибли, еще двое военнослужащих получили ранения. Сам стрелявший покончил жизнь самоубийством. Один из раненых впоследствии скончался в клинике. 

Независимо от результата следствия уже сейчас мы можем сделать вывод о том, что причины преступлений в вооруженных силах заключаются в деградации армейских ценностей. 

Процесс армейской  деградации начал свой «путь» незаметно и проявил себя в первую очередь в духовно-нравственной сфере. По мнению А.О.Бароноева и П.И.Смирнова антиподом духовности является греховность, негативное значение которой для личности состоит в подчинении её духа плоти (т. е. чревоугодию, сладострастию, пьянству и т. д.). Но ещё более опасна с точки зрения А.О.Бароноева и П.И.Смирнова «духовная» греховность, суть которой состоит не в порабощении духа, а в истреблении (или самоистреблении) его самого. «Духовная» греховность находит радость во зле, причём высшая радость достигается тогда, когда чужое самосознание страдает и разрушается. А.О.Бароноев и П.И.Смирнов пишут, что «… наверное это и означает «продать душу дьяволу» – научиться находить радость в страдании и унижении другого человека, другой человеческой души» (Бароноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. СПб., 1992, с. 139). Уже в 60-е годы в Советской армии были отмечены первые случаи неуставных отношений, так например в 1967 г. органами военной прокуратуры в Вооруженных силах СССР было зарегистрировано 95 преступлений на почве издевательств старослужащих над молодыми воинами, а в 1971 г. уже 300 (АМуранов. Военные трибуналы и «дедовщина». Красная звезда, 19 сентября, 1990). 

Духовно-нравственный климат в отдельных воинских коллективах Советской армии в 70-е и 80-е г.г. был сложным и напряжённым. 

По данным начальника управления военных трибуналов генерал-лейтенанта юстиции А. Муранова в 1985 г. за неуставные отношения было осуждено 4000 человек. Из числа осуждённых военными трибуналами в 1989 году военнослужащих и военных строителей 15,6% привлекались к уголовной ответственности до призыва. Из числа призванных весной и осенью 1989 г. более 13% военнослужащих были ранее судимы (См. Там же). 

В конце 80-х годов наметился разрыв во взаимопонимании и взаимодействии между командным и рядовым составом Советской армии. Не снижая остроты и актуальности такой важной и наболевшей проблемы, как неуставные отношения между воинами, занимающими одинаковое служебное положение, но отличающимся по срокам службы и национальности, следует отметить, что наибольшие предпосылки для порождения несправедливости в коллективе создают неправильные отношения между командным и рядовым составом, что подтвердило 52% опрошенных, тогда как на неуставные отношения между военнослужащими различных сроков службы указали 40%, а на конфликты в межнациональных отношениях - 21% (Г.Г.Лоза. Организация и проведение конкретного социологического исследования. Введение в профессию. Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов, Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований Вооруженных Сил. М., 1992). 

Военный социолог В.Ф.Перевалов делал вывод о том, что причины неуставных отношений в Советской армии крылись в обществе в периоде застоя, когда оно стало жить по двойным стандартам. В армейской среде это привело к снижению остроты в оценках состояния дисциплины и всего происходящего в воинских коллективах, к сведению негативных явлений к отдельным актам имеющим частный, локальный характер, иначе говоря - к сокрытию преступлений и происшествий. Всё это привело в свою очередь к уходу «болезни» неуставных отношений вглубь воинских коллективов (Перевалов В.Ф.Воинский коллектив: динамика отношений. М., Воениздат, 1991). 

Следовательно изменения духовно-нравственного состояния военнослужащих в Вооружённых Силах привели к деформации воинских коллективов. Воспитание военнослужащих на революционных традициях и героической истории КПСС в это время не оказывало необходимого воздействия на сознание личного состава в связи с публикацией многочисленных материалов о незаконных репрессиях в 30-е годы, преступлениях сталинизма и т.д. В средствах массовой информации обсуждались пути дальнейшего движения советского общества от совершенствования социализма до установления в стране демократии западного типа.
Отсутствие единой общественно-значимой цели обусловило появление различных партий и движений, реализовавших свои политические интересы на «развалинах» Советского Союза. Таким образом, распад коллективов в советской армии произошел по причине обесценивания той идеи, на которой и происходило их формирование. 

После распада Советского Союза воинские коллективы российской армии стали формироваться на правовой основе. 

Начавшиеся в 1991 году изменения в стране имели наряду с положительными и негативными последствия. Последние особенно ощутимо проявились в духовно-нравственной сфере нашего общества: старая идеология была разрушена, а новая не создана; отсутствует единая система общенациональных ценностей; общественные интересы уступают место личным. Это подтверждали и результаты социологических исследований. В 1987 - 1988 г.г. материальную обеспеченность отнесли к высшим ценностям своей жизни 26% респондентов, в 1990-м году более 42%, а в 1992-м уже 58%. По итогам проведенных опросов материальная обеспеченность, как социально значимая ценность поднялась с 8-го на 4-е место (В.М.Азаров. С опорой на патриотизм и традиции (патриотическое воспитание вчера, сегодня, завтра). Военно-исторический журнал. 1998, №4). 

Октябрьская буржуазная революция 1993 года потрясла страну до «основания», а «затем» буржуазия  начала «строить» «новый» либеральный «мир». Это сразу же привело к созданию в армии соответствующих ценностей. 

Для солдат и сержантов, опрошенных в 1996 году в сравнении с предыдущими годами, приобрели значение ценности военной службы, имеющие преимущественно индивидуалистическое значение: возможность испытать себя в сложных условиях - 28%; приобретение необходимых для жизни знаний, навыков - 19%; возможность увидеть жизнь в других краях - 17%; возможность физического совершенства - 13%. Такие ценности, как причастность к защите Родины и гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство утратили свою актуальность - 5% (Л.В.Пивень. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи Социологические исследования. 1997. №5). 

Отсутствие высоких идеалов, духовно-нравственная деградация ведут многих военнослужащих к самоубийствам. Так, например, в 1996 году число самоубийств выросло на 28% и составило около 1000 человек. Все это усиливает стойкую тенденцию к ухудшению самочувствия военных коллективов, обостряет напряженность в них, плодит недовольство, нервозность, межличностные и межгрупповые конфликты, неверие в способность командиров и начальников, высшего командования, руководства страны улучшить обстановку в государстве и в армии. Распространяются установки типа: «как власть платит нам, так и мы ей», «на верху все гребут под себя и нам надо взять своё», «никому нельзя верить» и т.д. На основе таких настроений криминализируется сознание, формируются установки на жестокость, насилие, цинизм. Происходит общая деградация военного социума которая в частности выразилась в том, что в 1996 г. по фактам коммерческой деятельности генералов и офицеров проводилось более 1,3 тыс. прокурорских проверок, возбуждено 300 уголовных дел, что составило 23% от количества всех проверок (Серебряников В. Армия: социальные аспекты. Свободная мысль. 1997, №5). 

В полуколониальной стране его можно было только украсть. С середины 90-х гг. ХХ века и до 2008 года включительно криминализация охватила собой значительную часть как государственных служащих, так и офицерского состава современной российской армии. Доктор юридических наук О.В.Дамаскин отмечает, что в 2008 г. офицерами совершены каждый третий зарегистрированный факт рукоприкладства (33, 7 %), более половины мошеннических действий (56,5%), три четверти всех случаев взяточничества (76, 4%) и почти все злоупотребления должностными полномочиями (90, 8%). Из-за неуставных взаимоотношений в 2008 году пострадало 2  780 (35, 5%) военнослужащих, а от рукоприкладства – 2050 (30, 9%). В результате преступлений и происшествий всего в обслуживаемых войсках погибло 545 военнослужащих (15, 8 %) (См. О.В.Дамаскин. Законность в Вооруженных Силах Российской Федерации: состояние и проблемы. Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2009. № 5). 

В 2008г. за совершение преступлений коррупционной направленности к уголовной ответственности привлечено более 500 офицеров, в том числе свыше 350 – старших, среди которых 117 командиров воинских частей и 20 генералов. Ущерб, причиненный коррупционными посягательствами на тот момент, превысил 2 млрд. руб. 

Генерал-полковник юстиции С.Фридинский отмечает, что  за коррупционные посягательства на военное имущество и бюджетные средства в 2011 году осуждены 144 должностных лица в ранге командиров воинских частей, а  коррупция в российской армии за 2012 – 2013 гг. превысила 4, 4. млрд. руб.
 
Коррупция в Российской армии, таким образом, идет в «ногу» с неуставными отношениями. 

Солдаты же и матросы срочной службы, призванные на военную службу должны дорожить войсковой дружбой и товариществом, а не» страдать» от коррупции и неуставных отношений. 

Нас «успокаивают»: в Вооруженных силах России, за прошлый год число нарушений, связанных с неуставными отношениями снизилось на 16%, сообщили в Главном военном следственном управлении СК России 27 февраля 2015 года. 

В истекшем году на 16% снизилось количество нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, на 15% меньше зафиксировано случаев рукоприкладства начальников по отношению к подчиненным. Как следствие, в 2014 году сократилось количество военнослужащих, пострадавших от данных видов преступлений», сообщается на  сайте  ведомства. 

Борьбой с дедовщиной в Вооруженных силах занимается недавно созданная военная полиция. Руководитель этой структуры Игорь Сидоркевич отмечал главная задача — это то, «чтобы молодые люди, которые шли в армию, понимали, что там такого явления, как неуставные отношения, дедовщина - просто не существует». 

По его словам, в каждом гарнизоне и военной части будет висеть памятка с телефоном представителя военной полиции. По этому номеру смогут в случае беды позвонить не только сами военнослужащие, но и их родные. 

При этом представитель Генштаба Алексей Князев говорил, что дедовщина уже почти исчезла благодаря сокращению срока службы по призыву до одного года. «Молодой человек становится «старослужащим» всего за полгода, и за такой короткий срок у него не накапливается столько негативных эмоций, чтобы захотеть унижать и обижать других призывников», указывал Князев. 

Этот оптимистический «прогноз» Алексея Князева абсолютно не «радует»: во-первых, в связи с поступлением в Вооруженные Силы новой техники «годичный» «воин» и специалистом стать за это время не «успеет», а во-вторых, сокращение срока службы как показал костромской расстрел, все же позволяет в межличностной сфере «накапливать негативные эмоции». 

Коррупционные скандалы в высших государственных и военных кругах не прекращаются (в частности дело Васильевой), что свидетельствует о кризисе и либерализма и материализма в целом. 

«Святость» в «коммунистическом» варианте, которая признавалась Лениным высшей ценностью и, во имя которой реально позволялось совершать любые действия, трансформировалась в либеральную мораль. Либералы, как и революционеры ранее, считают, что во имя либерализма реально совершать любые действия в рамках данной идеологии (воровать государственные средства и переводить деньги в бизнес). 

Духовно-нравственный климат в воинских коллективах современной Российской армии не соответствует предстоящим задачам противостояния вооруженным силам Северо-Атлантического блока (НАТО). 

В настоящее время в российской военной доктрине нет четко выраженного понимания и  того, кто является потенциальным противником России. Определить потенциального противника России можно лишь в контексте духовно-нравственных и культурных ценностей государства-тех самых ценностей, которые армия признанна защищать. 

Выйти из затянувшегося кризиса и создать победоносную армию Россия сможет только на основе национальной идеологии,  которая «вбирает» в себя такие ценности дореволюционного периода как «святость», советского периода, как «солидарность» и современного периода, такие, как «свобода», и «достоинство личности». Почему? Да потому, что классовая идеология является «дробной»: она включает в себя и «числитель» (официальную идеологию, например, «За Веру, Царя и Отечество» и «знаменатель» (идеологию угнетенного класса, например, «Свобода, равенство, братство», «За нашу советскую Родину» и «как хорошо на Западе», «Правовое государство» и «бери от жизни все» и т. д. 

Система межличностных отношений, основанная на Слове Божьем («кто не работает да не ест»), созидательна, так как объединяет труд и веру в единое целое.
 
Враг рода человеческого соблазняет людей жить по другим принципам, например, «Кто смел, тот и успел», «Хочешь жить - умей вертеться», «Честных людей - нет» и т.д. 

Такие американизированные «принципы», утвердившиеся в армейской среде, в конечном итоге и создают «почву» для стрельбы по своим же товарищам, как например, в случае под Костромой. 

24 августа была опубликована моя статья на РНЛ «Нужны ли политические занятия в армии Третьего Рима?», а 26 августа произошла костромская трагедия, которая еще раз подчеркнула, что деградацию воинских коллективов военной полицией не «вылечишь». 

«Лечить» «болезнь»  надо не полицейскими средствами, а идеологическими. Без осознания и восприятия главных целей существования государства личным составом Российской армии, у военнослужащих не будет стимула жертвовать жизнью во имя Родины и создавать в подразделениях  атмосферу дружбы и братства. 

Мало того без государственной идеологии «пустое» место «заполняется» негативными «традициями», которые и являются основой для различного рода преступлений. 

Считаю, что только религиозно-политический актив, например, русские собрания, создаваемые в армии и на флоте политическими работниками Третьего Рима станут серьезной силой на пути неуставных отношений и различного рода воинских преступлений. 

То есть для лечения затяжной «болезни» необходимо негативной силе (индивидуализм, «групповщина») противопоставить тоже силу-силу коллектива, объединенного позитивными целями общественного характера. При этом, как я в статье от 24 августа подчеркивал: два ранее противоположных института: военных священников и политработников должны вместе возрождать систему армейских ценностей на духовно-политической основе, так как Третий Рим — это государственно-церковная и народная система! 

Александр Борисович Бадьянов, кандидат социологических наук, капитан 1-го ранга в отставке

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

4. Маленькие двойные стандартики. Повезет ли России на царей?

Спасибо Александру Борисовичу Бадьянову за статью. Полезная. Но сейчас начну ... эх, а надо ли?? Начнем с того, что в нашей России все делается сверху. И рыба тоже гниет с головы. Так вот, всеми этими вопросами прежде всего должно "заболеть" руководство, правительство, министры, чиновники, генералитет. Устранить двойные стандарты, включить совесть, ум, радеть не о себе, а о деле, о людях! Скажете, утопия? [b]Дало Васильевой - это что такое? Его могут прикрывать только высшие чиновники государства. Вместо справедливого разбирательства того, что у всех стало притчей во языцех - плевок НАРОДУ в лицо и циничные улыбочки... И считают же себя вправе это делать. Или присваивают себе это право?[/b] Ну, так, маленькие двойные стандартики :( Шила в мешке не утаишь. И все тайное, как известно, становится явным. [b]Вот пусть сначала сами к себе предъявят требования по высшей мерке. И выполнят. Тогда и дух будет возрождаться, и моральное право получат требовать и воспитывать. И делать, и вести за собой. Пусть примером станут. Пусть другие захотят им подражать! Без этого ничего не будет. Извините, каков поп - таков и приход. И ничего другого изобрести не удастся. Если отвественности и мышления нет, кресло превращается в теплицу для беспринципного овоща - дало швах. Вот пусть офицеры и генералы и потребуют гласного, публичного рассмотрения дела Васильевой и Сердюкова, от которого у всего офицерского корпуса скулы сводило и которого иначе, чем "пиджачник", не называли. Другое дело, что руководству страны это ох как невыгодно. Сердюкова держали долго и готовили долго на закланье - чтобы выпустить пар. Вот пока нет прозрачности, справедливости, примеров чести и достоинства, нет борьбы за возрождение того, чем можно ДОРОЖИТЬ - все потуги на это счет бесполезны. [/b]

Углич / 01.09.2015

3. Re: Деградация армейских ценностей

Спасибо за статью, покажу отцу . Он все задается вопросом , откуда началась "неуставщина". Служил он в 59-63 годах, не было и намека еще .Ну теперь склеит. С 4 -го класса мне говорит, будучи секретарем парторганизации цеха, что политика партии неправильная .

печеклад / 31.08.2015

2. Ответ на1. Логик-методологпервопричина что тогда, что теперь - идеологический вакуум.

Объясняю, Вам, что в статье речь идет о динамике преступности в армейских частях, из чего следует вывод о том, что сатанизм стремится сокрушить Российскую армию, так как она традиционно является носительницей высших ценностей. И нет в стране никакого идеологического вакуума: 30 августа в Санкт-Петербурге на Лахтинской улице проведен митинг под лозунгами «Я – Мефистофель» и «Мефистофель с нами» … митинг против уничтожения барельефа с изображением Мефистофеля. В акции приняли участие примерно 500 человек. Это о чем то говорит? И нет никакого равенства либеральной "деилогизации"( т.е. сатанизма) с "выродившейся советской идеологией", несмотря на все недостатки советской идеологии.То, что Вы видели в течении двух лет в армии(побег из части со стрельбой и т.д. )- это не означало деградацию Советской армии, она была в целом боеспособной до самого распада СССР. Сейчас "картина" другая: деградация достигла такого уровня, что ее в министерстве обороны не могут остановить даже полицейскими мерами. А, если война, то как будет воевать за Отечество деградирующее подразделение? Так же как в марте 1917 года?

alboross / 31.08.2015

1. Ничего нового по сравнению с эпохой "развитого социализма".

Впрочем, есть отличие: гласность. В мою бытность офицером-двухгодичником в ракетных войсках стратегического назначения в 1972-1974 гг. на еженеделньных читках приказов для офицерского состава подобные случаи оглашались почти ежемесячно. Только общественность об этом, в отличие от нынешних времён, ничего не узнавала. В конце 1972 года поиск трёх дезертировавших с оружием был организован столь бестолково, что две вооружённых группы поисковиков ночью в лесу вышли навстречу друг другу и открыли стрельбу, приняв друг друга за дезертиров. Шесть убитых и трое раненных было в результате. А первопричина что тогда, что теперь - идеологический вакуум. Тогда - выродившаяся советская государственная идеология, теперь - либеральная "деидеологизация".

Сергей Абачиев / 31.08.2015
Александр Бадьянов:
Св. блгв. кн. Александр Невский
К 777-летию Ледового побоища
06.05.2019
Коловрат
Новые стихи
20.02.2019
За Веру, Царя и Отечество!
Анализ выступления писателя и «историка» Е.А. Прудниковой на тему: «Идеализация Николая II как западный проект»
15.08.2018
Все статьи автора