О победе над смертью

Слово протоиерея Александра Шаргунова на праздник Успения Божией Матери

Мы совершаем радостный праздник Успения Божией Матери в мире, где радости нет. Мир имеет конец. И он имеет начало во времени. Ученые сегодня говорят, что вселенная началась приблизительно четырнадцать миллиардов лет назад «большим взрывом». До этого мир не существовал. И через миллиарды лет (или значительно раньше — может быть, вследствие устроенного самими людьми нового «большого взрыва») он прекратит свое существование. После этого — не будет ничего. И весь мир в измерении вечности — только краткий мираж. 

Мы тоже — смертны. Однажды мы были зачаты и родились на свет. Каждый из нас — единственное, неповторимое, новое существо, какого не было никогда и не будет никогда. С того момента, как Бог вызвал каждого из нас из небытия. Неужели я до этого не существовал? Не было этого «я», которое в момент начала своего бытия начало быть? 

Но однажды, и это потом не раз повторялось, Бог дал мне узнать то, что бесконечно превосходит всякое знание. В Рождестве, у Креста, у святой Плащаницы и в Воскресении, и в Богородичной Пасхе Он явил мне Свой свет, Свою любовь, Свою жизнь. И миллионы людей, таких же, как я, когда касалась их благодать, узнавали, что они никогда не умрут. Что они созданы Богом и для Бога, и только в Нем обретут успокоение. Я существую в Божественной вечности как тот, кого Бог задумал в Своем сердце, в Своей мысли. Прежде, чем я был зачат во чреве моей матери, я был желанным и любимым для Бога. Разумеется, моя жизнь закончится. Я должен однажды умереть. Что будет после этого? Неужели все превратится просто в ничто? Все исчезнет, не оставив никакого следа? Точно так же, как вселенная однажды постепенно погаснет? 

Теперь я знаю, почему Церковь говорит по-другому. Она знает, что смерть — не последнее слово. Праздник Успения Божией Матери можно назвать победой над энтропией. Словом «энтропия» ученые обозначают неумолимое движение мира к исчезновению и смерти. На последней странице Священного Писания есть это чудесное обещание: «И увидел я новое небо и новую землю, и сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр. 21, 1,5). Даже если все, что мы видим сегодня, — наша земля и все звезды, и все галактики, и мы сами исчезнем, все не будет поглощено смертью. 

Почему мы так любим и почитаем Божию Матерь? Она — начало этой победы, заря нового творения. 25 марта по старому стилю (а так же 8 декабря, день зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, и 8 сентября, день Рождества Пресвятой Богородицы) и 15 августа связаны друг с другом. В Воплощении тело Божией Матери не было просто носителем материнства. Она дала Свое тело плоти Своему Божественному Сыну. В Ней Бог и человек соединились. Разве мог после этого Бог оставить Ее пречистое тело, где Божество сочеталось с человечеством? Успение — естественное следствие Благовещения. В Благовещении в Пресвятой Деве Слово стало плотию и пребывало с нами. Во Успении человечество обожилось в Ней и стало пребывать с Богом. 

Божия Матерь не знала греха. Это значит, в Ней не было семени тления, которое мы носим в себе. На Всенощной праздника Успения мы слышим обычное Богородичное Евангелие, потому что мы празднуем вхождение Божией Матери в новый дом. «Благословенна Ты в женах, — так приветствует ее святая праведная Елизавета, когда они встречаются, имея обе во чреве, — благословен Плод чрева Твоего». Она носит под сердцем Того, Кто Своею смертью победит нашу смерть. На многих древних иконах Успения Божией Матери изображены апостолы, стоящие вокруг пустого гроба. Смерть не могла удержать тело Той, Которая ради нас родила миру Христа, Жизнь. Вот почему Божия Матерь — надежда всего творения, и 15 августа — столь радостный праздник. Самый радостный после Воскресения Христова. 

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

30. Ответ на 29., Иванович Михаил:

"Мы" - это раздвоение, группа, организация, партия, легион?

Это те, кто всегда на страже Родины.

М.Яблоков / 03.09.2015

29. Ответ на 28., М.Яблоков:

Мы тебя не будем закидывать камнями, это уже не модно. Мы тебе вколем аминазин ))

"Мы" - это раздвоение, группа, организация, партия, легион?

Иванович Михаил / 02.09.2015

28. Ответ на 26., Иванович Михаил:

Сейчас Вас будут закидывать камнями

Мы тебя не будем закидывать камнями, это уже не модно. Мы тебе вколем аминазин ))

М.Яблоков / 02.09.2015

27. Ответ на 25., РодЕлена:

Да, младенец сказал.

Лена, Вы просто прелесть ))

М.Яблоков / 01.09.2015

26. Ответ на 25., РодЕлена:

[QUOTE Для меня Богородица - простая женщина, совершившая человеческий подвиг матери - больший чем божественный подвиг Христа. Потому Он ее и слушает. Иначе давно бы мы все полетели к чертям в ад всем скопом, если бы не она, человек, ставший БОГОЧЕЛОВЕКОМ.

Елена, Вы пропали. Сейчас Вас будут закидывать камнями.

Иванович Михаил / 30.08.2015

25. Ответ на 24., М.Яблоков:

Даже тяжелее, чем Христу.Лена, это Вам тоже таинственный младенец сказал? ) Нигде отцы Церкви такому не учили. Страдания Христа не сравнимы ни с чем, даже с страданиями Богородицы. Хотя бы даже потому, что у Христа они добровольные. Что же касается греховных страстей, то в Богородице они были искоренены, а во Христе их вообще не было, Христос - Новый Адам.

Да, младенец сказал. Добровольные страдания легче, чем недобровольные. У вас вообще-то дети есть? Все, Миша, заканчиваем этот разговор. Для меня Богородица - простая женщина, совершившая человеческий подвиг матери - больший чем божественный подвиг Христа. Потому Он ее и слушает. Иначе давно бы мы все полетели к чертям в ад всем скопом, если бы не она, человек, ставший БОГОЧЕЛОВЕКОМ.

РодЕлена / 30.08.2015

24. Ответ на 20., РодЕлена:

Даже тяжелее, чем Христу.

Лена, это Вам тоже таинственный младенец сказал? ) Нигде отцы Церкви такому не учили. Страдания Христа не сравнимы ни с чем, даже с страданиями Богородицы. Хотя бы даже потому, что у Христа они добровольные. Что же касается греховных страстей, то в Богородице они были искоренены, а во Христе их вообще не было, Христос - Новый Адам.

М.Яблоков / 30.08.2015

23. Ответ на 20., РодЕлена:

С того, что Она была человеком и ей было очень тяжело. Даже тяжелее, чем Христу.

Богородица претерпевала скорби, но безропотно, поэтому с Ее стороны это не являлось грехом. "Как ни один человек, Она возымела те же чувствования, что и Христос, безропотно перенеся материнскую скорбь, когда видела Своего Сына гонимым и страдающим." (архиеп.Иоанн Максимович). Уныние же по свт. Иоанну Златоусту - это тягчайшее из бедствий, начало и глава человеческих несчастий. "Диавол ввергает нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Бога." (прп. Макарий Великий). Богородица не погрешала унынием, Она всегда была с Богом.

М.Яблоков / 30.08.2015

22. Re: О победе над смертью

Яблоков у нас “копипастор” ))

Юрий / 30.08.2015

21. Ответ на 17., М.Яблоков:

Что то вы разошлись тут. Жену свою учить будете, умник.

Юрий / 30.08.2015

20. Ответ на 18., М.Яблоков:

Никакого отпадения у Богородицы быть не могло. Отпадение связано не с естественными страстями, а с греховными. У Богородицы греховные страсти были полностью искоренены.Извините, Миша, уныние - грех? С Креста умирающий Сын как утешал Свою Мать? И зачем, если этого по-вашему было не нужно?А с чего Вы, Лена, взяли, что Богородица унывала? Она скорбела, а это естественная страсть, а не греховная.

С того, что Она была человеком и ей было очень тяжело. Даже тяжелее, чем Христу.

РодЕлена / 30.08.2015

19. Re: О победе над смертью

"Как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает сокровенное естества. Он очистил и Деву, и потом родился, чтобы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовив Духом Святым, и потом утроба, став чистою, зачинает Его. Очистил Деву при Её непорочности, почему и родившись оставил Девою. Не говорю, что Мария стала бессмертною, но что, осияваемая благодатию, Она не возмущалась греховными пожеланиями." (прп. Ефрем Сирин).

М.Яблоков / 30.08.2015

18. Ответ на 16., РодЕлена:

Никакого отпадения у Богородицы быть не могло. Отпадение связано не с естественными страстями, а с греховными. У Богородицы греховные страсти были полностью искоренены.Извините, Миша, уныние - грех? С Креста умирающий Сын как утешал Свою Мать? И зачем, если этого по-вашему было не нужно?

А с чего Вы, Лена, взяли, что Богородица унывала? Она скорбела, а это естественная страсть, а не греховная.

М.Яблоков / 30.08.2015

17. Ответ на 15., Юрий:

Вам привели учения святых отцов Церкви - свт.Игнатия, свт.Григория Паламы и св. Николая Кавасилы, а вы в ответ свое плоткое мудрование ) Что ж, каждому свое. "согласно учению Церкви... человеческая природа Богородицы не тождественна человеческой природе Христа – Богородица полностью соплеменна и сопричастна всему падшему человечеству" Вот где ересь-то! Оказывается природа Христа не тождественна не только Богородице, но и всему человечеству!!! Учите матчасть.

М.Яблоков / 30.08.2015

16. Ответ на 14., М.Яблоков:

"Их человеч. естесство, соответственно, продолжало оставаться тленным и смертным – что означает потенциальный риск отпадения"Никакого отпадения у Богородицы быть не могло. Отпадение связано не с естественными страстями, а с греховными. У Богородицы греховные страсти были полностью искоренены.

Извините, Миша, уныние - грех? С Креста умирающий Сын как утешал Свою Мать? И зачем, если этого по-вашему было не нужно?

РодЕлена / 29.08.2015

15. Ответ на 14., М.Яблоков:

Итак, краткие выводы по итогам прений: – согласно учению Церкви (христология, антропология, учение о таинствах) человеческая природа Богородицы не тождественна человеческой природе Христа – Богородица полностью соплеменна и сопричастна всему падшему человечеству; – в отличие от Христа, Богородица родилась под законом первородного греха и вместе со всем человечеством несла общую ответственность за грехопадение; – Богородица пребыла <u>под всеобщей властью греха</u>, но <u>без греха</u>; – После Пятидесятницы Богородица вместе с апостолами возрастала от святости к святости и умерла <u>естественной смертью</u>; – Единственное вероучительное определение о Марии Византийской Церкви – определение Ефесского собора (“Богородица”). Соответственно, нет <u>никаких</u> догматических оснований в Предании Святой Соборной и Апостольской о том, что Богородица соделалась “<u>абсолютно</u> непреступной для диавола” (к. 8, 9) – что означало бы уравнять человеческую природу Богородицы и Христа – что, несомненно, является <u>ересью</u>. Все приведенные цитаты Отцов (к. 3, 10, 11, 12) свидетельствуют именно об этом. Точка. На этом разговор закончен, ибо вы, г-н Яблоков, начинаете заниматься простецким копипастом цитат Отцов в отрыве от догматического осмысления их содержания.

Юрий / 29.08.2015

14. Ответ на 12., Юрий:

"Их человеч. естесство, соответственно, продолжало оставаться тленным и смертным – что означает потенциальный риск отпадения" Никакого отпадения у Богородицы быть не могло. Отпадение связано не с естественными страстями, а с греховными. У Богородицы греховные страсти были полностью искоренены.

М.Яблоков / 29.08.2015

13. Ответ на 12., Юрий:

Первое наитие Святого Духа - это не Пятидесятница, а Благовещение. Пятидесятница же была после Искупления и плодом его. И Богородица не сравнима ни с какой другой тварью, как честнейшая и славнейшая Херувимов и Серафимов. По свт. Григорию Паламе - Она "Сия же - Пречистая Дева и превознеслась над всеми и всем: Она единая, ставши между Богом и родом человеческим, сотворила Бога Сыном человека, а людей соделала сынами Божиими; Она соделала землю небом и обоготворила род человеческий; Она единая из всех превыше всякаго естества явилась Матерью Бога по естеству, а чрез несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и премирной твари, и, возвышаясь таким образом над подчиненными Ей чрез Нее Самое, и, делаясь Сама причастницей высшего избрания чрез Божественного Духа, Она является высочайшей из превознесенных и блаженнейшей царицей блаженного рода... Она единая только есть посредница между сотворенной и несотворенной природой; и никто не придет к Богу, если только не озарится чрез Нее как чрез истинно Боголепный светильник, поскольку "Бог посреде Ея, и не подвижится" (Пс. 45, 6)." (свт. Григорий Палама). "Матерь-Дева одна является как бы границей тварной и нетварной природ, и те, кто знает Бога, узнают и в Ней вместилище Невместимого." (свт. Григорий Палама). "Она была человеком; от людей произошла; была причастна всему, свойственному нашему роду, но не стала наследницей одникавого с нами образа мыслей и не оказалась связанной тем же навыком пороков, но противостала греху и порче, положив конец [предел] лукавству. Так Она стала святым начатком и поводырем на дороге, ведущей к Богу." (св. Николай Кавасила).

М.Яблоков / 29.08.2015

12. Ответ на 10., М.Яблоков:

Спасибо за интересную ссылку, Михаил, но данная цитата свт. Игнатия воспринимается в контексте всего учения Церкви о первородном грехе и о таинствах и поэтому никак не противоречит сказанному (к. 9). Слова “соделал ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа” не означают формального тождественного равенства, т.к. сам же свт. Игнатий упоминает о полном причастности Богородицы к первородному греху, наравне со всем человечеством. По учению Церкви только Христос был Новым Адамом именно вследствие сверхъестественного Рождения. Святость Богородицы – по Благодати, так же как и у всех остальных (святых) людей. Свт. Игнатий имеет в виду “обновление”, переход от ветхого (телесного) человека к новому (духовному) в Новозаветное время в Церкви Христовой после Пятидесятницы, а не полное преображение человевеческой природы, к-рое произойдет в пакибытии: «Может быть некоторым покажется непонятным, почему при первом наитии Святаго Духа на Деву не совершилось разрушение в ней вечной смерти? Отвечаем: это разрушение вечной смерти было плодом искупления: прежде, нежели совершилось искупление, оно не могло иметь места. Так и <u>святые апостолы</u>, хотя получили <u>прежде обновления своего</u> различные благодатные дары, как-то: исцеления недугов, изгнания бесов и воскрешения мертвых, но разрушение вечной смерти, переход от ветхого человека к новому, от состояния душевного к духовному совершился для них в день Пятидесятницы, был последствием искупления [69]». Здесь вполне очевидно, что святитель не отделяет Богородицу от апостолов в день Пятидесятницы несмотря на ее всецелую полноту благодати обожения над всеми тварными существами. После Пятидесятницы Богородица и апостолы возрастали в святости и постоянно принимали Евхаристию. Их человеч. естесство, соответственно, продолжало оставаться тленным и смертным – что означает потенциальный риск отпадения. Восхождающая динамика святости предполагает такую же обратную динамику уменьшения риска грехопадения. Только Христос как сверхестественным образом воплощенная вторая ипостась Троицы вообще не имел никакого риска грехопадения и не нуждался в стяжании благодати. В общем, речь уже идет об очень тонких нюансах, к-рые не догматизированы Церковью. <u>Еединственное вероучительное определение о Марии</u> Византийской Церкви – определение Ефесского собора (“Богородица”). В Прав. Энциклопедии упоминается данная работа свт. Игнатия, но именно эти цитаты не приводятся. В ряде других упомянутых работ в разделе “Богородица” на ПЭ тоже не упомянуты эти цитаты свт.Игнатия.

Юрий / 29.08.2015

11. Re: О победе над смертью

"Святая православная Церковь, как выше было изложено, всегда исповедывала и исповедует, что Святой Дух низшел на Деву чистую, низшел на невесту неневестную — так именует Церковь Божию Матерь, — соделал чистую пречистою, чистую по естеству соделал чистою превыше естества, благодатно-чистою, благодатною, получившей для питания своего и наслаждения благодать Святого Духа. Обильное вкушение Божественной благодати отчуждило Деву от плотской сладости, внушило к ней полное и решительное отвращение. Таковым подобало быть разумному храму Божию, духовному небу, престолу Божию, Его святая святых." (Там же).

М.Яблоков / 29.08.2015

10. Ответ на 9., Юрий:

"Святой Дух при первом наитии на пресвятую Деву соделал ее способной к такому высочайшему служению, достойной этого высочайшего служения. Во второй раз низшел Святой Дух на Деву в день Пятидесятницы, когда Он низшел на святых Апостолов, с которыми Богоматерь неразлучно пребывала по вознесении Господа на небо (Деян. 1:14). Тогда Святой Дух разрушил в ней владычество вечной смерти и первородного греха, возвел ее на высокую степень христианского совершенства, соделал ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа." (свт. Игнатий, Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери).

М.Яблоков / 29.08.2015

9. Ответ на 8., М.Яблоков:

После же второго осенения Святого Духа - в день Пятидесятницы, Она сделалась абсолютно непреспупной для диавола и уже не претерпевали борьбы с греховными страстям. Сделалась Пречистой и Пренепорочной.

Пятидесятница, т.е. таинство Миропомазания не преображает радикально и полностью человеческую природу, а дает духовные силы для стяжания Благодати и Святости, в т.ч. в таинстве Евхаристии. Богородица и апостолы причащались после Пятидесятницы. Все апостолы и Богородица остались смертными и после Пятидесятницы. Абсолютно неприступен для диавола в смертном теле был лишь Христос. Все остальные люди, в т.ч. Богородица и апостолы станут абсолютно неприступны для диавола лишь после Воскресения, в пакибытии, когда человеческое тело станет нетленным и преобразится наподобие Тела Христового по Воскресении. (Исключение – уже свершившееся Воскресение Богородицы, предваряющее всеобщее Воскресение)

Юрий / 28.08.2015

8. Ответ на 7., Юрий:

Под "семенем тли" подразумеваются греховные страсти. К-рых полностью не было только у Христа вследствие сверхъестественного Рождения.Рождение Богородицы ничем не отличалось от всех остальных людей.

Так точно. "Семя тли" - это греховные страсти, диавольский посев в душе человека. Во Христе их не было: "идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего". В Богородице греховные страсти были, но Она с ними боролась и побеждала, и лично не совершила ни одного греха. После же второго осенения Святого Духа - в день Пятидесятницы, Она сделалась абсолютно непреспупной для диавола и уже не претерпевали борьбы с греховными страстям. Сделалась Пречистой и Пренепорочной.

М.Яблоков / 28.08.2015

7. Ответ на 5., М.Яблоков:

Под "семенем тли" подразумеваются греховные страсти.

К-рых полностью не было только у Христа вследствие сверхъестественного Рождения. Рождение Богородицы ничем не отличалось от всех остальных людей.

Юрий / 28.08.2015

6. Re: О победе над смертью

Спаси Бог, дорогой батюшка! Нынче некуда голову приклонить - совсем нет простого Слова. Ваш голос спасает. Но насчет того, что Божья Матерь не знала греха и в ней не было семени тленья - это не так, ибо Она была простым человеком. Помните, как Господь отчитывал Ее, будучи еще отроком, когда потерялся, она его искала, звала, нашла в синагоге и, видимо, отругала, как Мать. Ведь это ужас для матери - ребенок потерялся! Он как Ей сказал, помните? Вычистил ей душу сразу. Казалось бы, разве можно так строго ребенку с матерью говорить? А потому что было в ней семя тленья. Все чудо в том, что всякая человечья душа в процессе жизни обязана непорочно взрастить в себе, выносить и родить Христа , уберечь Его, своего ребенка, от всех напастей, служить Ему и Отцу Его небесному - жить в триединстве. И тогда можно думать о возвращении и победе над смертью. У каждого есть шанс, если своего Христа не продаст и не предаст. У нас есть шанс и общий.

РодЕлена / 28.08.2015

5. Ответ на 3., Юрий:

Под "семенем тли" подразумеваются греховные страсти.

М.Яблоков / 28.08.2015

4. О победе над смертью

Спасибо пастырю о. Александру Шаргунову. Всех с праздником Успения Божией Матери.

вода / 28.08.2015

3. Re: О победе над смертью

«<i>Божия Матерь не знала греха. Это значит, в Ней не было семени <u>тления</u>, которое мы носим в себе»</i>. Тленность и страсти непорочные были у Христа до Воскресения – именно в этом домостроительство спасения – преображение (через Крест Воскресение) тленного и смертного человеческого естества. Тем более смертная природа была у Богородицы – от Нее Христос принял свое тленное человеческого естество. Если бы Христос восприял от Девы нетленное естество – Он был бы не единосущен нам. “что не воспринято – не исцелено” (свт. Г. Богослов). «Итак, нечестиво утверждать, согласно с мнением безумного Юлиана и Гайяна, что тело Господа и до воскресения было <u>нетленно</u>... Ибо если бы оно было <u>нетленно</u>, то <u>не было бы одинаково с нашей сущностью</u>, и в таком случае то, о чем говорит Евангелие, как о совершившемся — алкание, жажда, гвозди, прободение ребра, смерть, — совершилось бы лишь призрачно, а не в действительности». Дамаскин И. ТИПВ «Господь же, взяв [на Себя] это осуждение за мой добровольный грех, я имею в виду – взяв страстность, <u>тленность</u> и <u>смертность</u> [человеческого] естества, стал ради меня грехом по страстности, <u>тленности</u> и <u>смертности</u>, добровольно облачившись в мое осуждение по природе, хотя [Сам] был неосужденным по произволению, дабы осудить мой добровольный и естественный грех и осуждение». Максим Исп. Вопросоответы к Фалассию. Вопросоответ 42

Юрий / 28.08.2015

2. Re: О победе над смертью

"Божия Матерь не знала греха. Это значит, в Ней не было семени тления, которое мы носим в себе." Но был первородный грех, как и на всех людях. Поэтому Богородица и была крещена апостолами Петром и Иоанном. И умерла не добровольно, как Христос, но в соответствии с естеством. Превыше естества было Ее воскресение и вознесение.

М.Яблоков / 28.08.2015

1. Re: О победе над смертью

"Ученые сегодня говорят, что вселенная началась приблизительно четырнадцать миллиардов лет назад «большим взрывом»" Только это не ученые, а лжеученые говорят.

М.Яблоков / 28.08.2015
Александр Шаргунов:
Мы оделись во Христа
Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
10.11.2019
Суд об Отечестве нашем
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования Казанской иконы Божией Матери
04.11.2019
Пропасть, через которую нет перехода
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
03.11.2019
Если бы дано нам было увидеть свою жизнь со стороны вечности
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Димитриевской родительской субботы
02.11.2019
Исключительный дар видеть Христову красоту
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святого апостола и евангелиста Луки
31.10.2019
Все статьи автора