Очередная история о россиянах, покинувших страну, чтобы присоединится к ИГИЛ взволновала на прошедшей неделе всю страну. Жители Адыгейска заподозрили бывшего имама Юсуфа Шеуджена в том, что он склонял прихожан мечети уезжать из России туда, где можно исповедовать «настоящий ислам». В результате семь семей вместе с маленькими детьми уехали из страны и, по словам горожан, присоединились к террористической организации «Исламское государство» (ИГ), деятельность которой запрещена в России, пишет Regiions.ru со ссылкой на Лента.ру.
Руководитель общественно-политического движения «Адыгэ Хасэ — Черкесский парламент» Адам Богус полагает, что молодых людей в республике профессионально обрабатывают представители различных движений и сект. «Адыгейск — небольшой город, никакой работы, бизнеса там нет. Для молодежи нет никакой альтернативы. Им нужны ценности, и когда государство и общество ничего не предлагают, приходит организованная сила», — говорит он. Богус отмечает, что в Адыгее никогда не было исламского радикализма, но ситуация обострилась в конце мая, после того, как вся страна узнала историю московской студентки Варвары Карауловой, увлекшейся радикальным исламом и сбежавшей в Сирию. По его данным, за это время республику покинули около 20 человек, и связь с ними в данный момент отсутствует.
Как в июне сообщил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, россиян, воюющих на стороне ИГ, может быть уже больше 1 тыс.
В Общественную палату РФ поступило обращение, подписанное 3,4 тыс. жителей города, с просьбой взять под контроль ситуацию с Юсуфом Шеудженом. В обращении отмечено, что в марте мужчина был лишен должности имама, но тут же создал свой молельный дом в соседнем поселке, куда стал звать молодых людей.
Насколько серьезной вам кажется угроза распространения среди российской молодежи радикального ислама в версии ИГ? Как ей противостоять?- с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и экспертам.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, сказал: «Я слышал, что у нас на Дальнем Востоке – в Амурской области - ФСБ задержала людей, которые пропагандировали среди местных мусульман радикальный ислам. У них вроде бы нашли запрещенную литературу. И, насколько мне известно, этих людей выслали из страны. Подобный случай был и в Хабаровске. Так что проблема действительно существует. Пропаганда ислама, насколько мне известно, велась в российских вузах еще до создания ИГИЛ, особенно в тех российских регионах, которые богаты нефтью. Увы, среди русских ребят есть те, кто видит в исламе какую-то романтику, брутальность. Сегодня они уезжают из страны. Но кто знает, что будет завтра?»
«У нас есть регионы, где исповедуют ислам – Татарстан, Ингушетия, Чечня – и они находятся в особой зоне риска. Как с этим бороться? – задается пастырь вопросом. - Может быть, демонстрировать научно-популярные фильмы, объясняющие, что будет с человеком, если он попадет в радикальную исламистскую группировку. Необходимо также показывать разницу между традиционным исламом, который спокойно уживается с другими конфессиями в России, и радикальным».
«Люди уходят в секты из-за духовной неграмотности, - считает отец Святослав. - Если спрашивать у прохожих, чем отличаются католики, скажем, от протестантов, или католики от православных, боюсь, мало кто даст правильный ответ. Я за то, чтобы повышать религиозную грамотность людей, раздавать студентам в вузах брошюры. Романтизация ислама присутствует в российском обществе. Почему среди членов радикальных группировок много неоязычников и исламистов? Потому что православие о другом. А в сектах человека легко могут обработать. Это мина замедленного действия».
«Нам нельзя без идеологии - свято место пусто не бывает. Не будут пропагандировать традиционные ценности, это место займет что-то радикальное или извращенно-уродливое. А радикальный ислам - опасная штука», - предостерег пастырь.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, отметил, что радикальный ислам привлекает немалое количество молодежи - особенно в Европе. «Увлекается этой формой ислама и какая-то часть молодежи в России - слава Богу, небольшой процент. Как противостоять угрозе распространения радикализма? – задается он вопросом. - Думаю, необходимо всячески поддерживать традиционный ислам. Делать это можно разными способами. Например, организовать обучение для молодых людей, которые приезжают из бывших союзных республик в Москву или Санкт-Петербург. Можно организовать что-то вроде курсов и там, где большинство населения исповедует ислам – в Татарстане, в Кавказских республиках. Активно поддерживать традиционный для России ислам должны и местные власти. В то же время исламским духовным лидерам нужно усилить работу с молодежью. Думаю, им также следует нести какую-то ответственность за происходящее, прилагать все усилия, чтобы не звучали призывы вступать в ИГИЛ».
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, полагает, что «молодежь всегда попадает в группу риска, если речь идет о распространении идей, представляющих опасность для общества». «Идеи радикального ислама, представленные ИГИЛ, - не единственная опасная для молодежи идеология, - убежден он. - Однако, учитывая угрозы, которые стоят сейчас перед мировым сообществом, проблема деятельности экстремистов среди нашей молодежи чрезвычайно актуальна. Известны конкретные случаи вербовки российских студентов для участия в боевых действиях на Ближнем Востоке. Думаю, такие случаи должны попадать под пристальное внимание общества».
«Государственные структуры, общественные организации, семьи, религиозные общины должны координировать свои усилия в вопросе защиты нашей молодежи от проникновения в ее среду радикальных экстремистских идей. Религия ведет человека к спасению, а экстремисты к погибели. Поэтому в деле защиты молодежи очень важна деятельность представителей традиционных религий России», - заключил игумен.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», считает, что «необходимость противостоять различным религиозно-террористическим организациям вполне очевидна». «На самом деле, неважно, исламского ли они толка или придерживаются каких-то других религиозных основ. Важно, что они ложно интерпретируют священные тексты, а их идеология несовместима с нормальным свободным существованием людей, - подчеркнул он. - Очевидно: в этих организациях применяют совершенно неприемлемые методы».
«Возможно, - продолжил отец Михаил, - в них пока нет реальной большой опасности для России и, в частности, Москвы. Все-таки случаи, подобные вышеописанному, еще немногочисленны. Но если не принимать никаких мер, и в Москве, и в особенности в исламских регионах эта опасность может возрасти. С мерами, которые назвал Евгений Сатановский – воспитание, просвещение - трудно не согласиться. Серьезные усилия в этом вопросе должно прилагать государство. Я знаю, что оно уделяет большое внимание исламским учебным заведениям, оказывает им поддержку».
«Но в то же время не нужно заблуждаться: если у молодых людей есть возможность уехать из приевшейся провинции куда-то за границу, скажем, в богатые арабские страны, в том числе, в те, где ваххабизм - государственная идеология, многие выберут эту «замечательную» прогулку, совмещенную с образованием. Просто потому, что это интереснее, чем продолжать обучение где-то рядом с домом. Поэтому образовательные меры, о которых говорит Сатановский, нужно совмещать с другими, в том числе, разумными ограничениями. Все-таки ситуация достаточно тревожная», - подытожил пастырь.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, напомнил, что уже неоднократно говорил, что одна из серьезных прорех в Конституции - это отказ от идеологии. «Это безумное, я бы сказал даже преступное, положение, которое необходимо в ближайшее время ликвидировать, - призвал он. - Если нет официальной идеологии, значит, имеют место быть любые вражеские, чуждые нам внедрения каких-то идеологем. Государство лишает себя возможности адекватно реагировать на эти попытки. Мы перед лицом этих угроз сами себя разоружили, а теперь удивляемся, почему враги так себя ведут. А они ведут себя как люди, которые знают, что хотят, то есть того, что приносит им прибыль».
«Нынешняя ситуация не то что вынуждает нас, она просто обязывает создать и развивать нашу собственную отечественную идеологию, в которой не будет места ни ксенофобии, ни национализму, ни другим отрицательным в социальном плане явлениям, но которая даст нашей молодежи основу существования, фундамент жизни. Если бы мы вместо этого бредового положения о деидеологизации нашего государства обратились бы к идеологическим и мировоззренческим корням нашей отечественной культуры, а это, конечно, православно-патриотические, то мы бы в этой духовной брани могли выживать», - уверен отец Александр.
«А так мы законодательно определили отсутствие возможности сопротивляться. И мы обречены на то, чтобы любые люди, руководствующиеся любыми идеями, даже самыми бредовыми, бессмысленными и разрушительными для общества, имели возможность манипулировать сознанием. Ситуация с ИГИЛ не просто нелепая, она катастрофическая, очень опасная и, безусловно, ведет к дальнейшему разрушению нашего общества, государства, культуры, цивилизации», - предостерег пастырь.
«Так что дай Бог нашим руководителям спохватиться и вспомнить о своих непосредственных обязанностях в отношении к обществу, дать им единый взгляд на историю, культуру, на смысл жизни нашего государства и цивилизации», - пожелал священник.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, считает, что «здесь применимы слова святителя Василия Великого, который сказал, что ад очень непривлекательный, и, чтобы завлечь туда людей, дьяволу приходится делать привлекательной дорогу к аду».
«Все пропагандистские приемы, которые ИГИЛ использует для завлечения людей в свои сети, щедро финансируются и грамотно построены. На людей воздействуют через тонкие моменты души и сердца. Тем более в последнее время особенностью общества стало безразличие. Люди понимают, что никому не нужны, а когда появляются некие важные персоны, для которых нужно стараться, это мотивирует людей на протест. ИГИЛ, видимо, концентрирует протестантов, которые противостоят духу нашего времени», - отметил он.
«Думаю, если мы изменим отношение к людям, общество поймет, что самая высшая ценность после Бога - это не деньги, а человек, тогда у нас будут совсем другие отношения. А когда у нас человек считается средством для достижения целей, будут те, кто направится в ИГИЛ, чтобы сместить ценности общества. И государству необходимо развивать именно традиционные ценности - веру нашу, не разрушать ее зачатки, а укреплять. Туда надо средства вкладывать, а не распылять на сектантские настроения», - заключил отец Александр.