Институт Гэллапа обнародовал данные
исследования о религиозности американцев, сообщает Седмица.ru. Результаты опроса за текущее десятилетие (с 2010 г.) показывают дальнейший спад религиозности в США. И хотя сегодня лишь 57% американцев полагают, что вера дает ответы на нелегкие вопросы и подсказывает пути решения жизненных проблем, но в целом вера среди них тверже, чем ранее, а число людей, считающих, что религия устарела, несколько уменьшилось.
Эксперт в области брака и религиозных свобод, старший научный сотрудник Неправительственной консервативной организации по исследованию политических проблем «Фонд наследия», профессор Райан Андерсон
уверяет, что падение религиозности не является неким естественным, неизбежным процессом. Этот спад спровоцирован политической элитой США, действующей под давлением крупнейших корпораций. Профессор отмечает, что «согласно недавнему исследованию, проведенному американской некоммерческой исследовательской и аналитической организацией CNA, миллионы долларов США уже потрачены на искоренение религиозной свободы в стране».
«Снова мы видим желание бизнесменов свободно руководить своими предприятиями в соответствии с исповедуемыми ими ценностями, применяя при этом правительственную силу для предотвращения вмешательства остальных американцев в управление их предприятиями, школами, благотворительными и другими организациями. По информации CNA, одна ЛГБТ-группа уже выделила более 275 000 долларов на борьбу с защитой прав верующих в штате Орегон. Как известно, Орегон – это тот штат, где пекарь был оштрафован на 135 000 долларов за отказ обслужить лесбийскую пару», - отмечает эксперт.
Нередко приходится слышать, что американцы весьма религиозный народ. Их религиозность поддается как их главная добродетель, при этом игнорируется тот факт, что Православие исповедуется ничтожной частью населения США. Религиозность американцев рассматривается как бесспорное достоинство. Однако вдумчивый анализ вскрывает пагубную природу хваленой американской религиозности.
На мой взгляд, наиболее точную характеристику этой религиозности дали Илья Ильф и Евгений Петров в книге «Одноэтажная Америка». Поражает терминологическая точность при описании религиозной сферы США. Авторы книги блестяще разбираются в вопросах религии. Возможно, это связано с родословием Евгения Петрова (настоящая фамилия Катаев), который происходит из священнической династии. Его дед был маститым протоиереем, отец - преподавателем епархиального училища в Одессе.
Писатели образно, с юмором, хорошо известным советскому читателю по романам «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», описали особенности религиозности американцев, основной характерной чертой которой является ее тесная связь с коммерцией. «Рождество в Америке – это великий и светлый праздник коммерции, ни в какой связи с религией не стоящий. Это грандиозная распродажа завали, и при всей нелюбви к Богу, мы никак не можем обвинить Его в соучастии в этом темном деле», - пишут Ильф и Петров. «Мы уже говорили, - продолжают прозаики, - что американское Рождество - праздник, не имеющий никакого отношения к религии. В этот день празднуется вовсе не рождение Господа Бога. Это праздник в честь традиционной рождественской индейки. В этот день Господь, застенчиво улыбаясь, отступает на задний план».
Писатели отмечают еще одну особенность американской религиозности – экуменизм. Причем на эту черту они обратили внимание еще на корабле по пути в США. «На "Нормандии" (корабль, на котором Ильф и Петров прибыли в Америку. – А.Т.) есть довольно большая католическая церковь, озаряемая чрезвычайно удобным для молитвы электрическим полусветом. Алтарь и религиозные изображения могут быть закрыты специальными щитами, и тогда церковь автоматически превращается в протестантскую. Что же касается раввина с печальной бородкой, то отдельного помещения ему не отведено, и он совершает свои службы в детской комнате. Для этой цели компания выдает ему талес и особую драпировку, которой он закрывает на время суетные изображения зайчиков и кошечек».
«В Америке много религий и много богов: протестантский, католический, баптистский, методистский, конгрегационный, пресвитерианский, англиканский.
Миллионы людей хотят во что-то верить, и десятки могучих церковных организаций предлагают им свои услуги.
Старые, если так можно сказать, европейские религии страдают некоторой отвлеченностью. Пусть себе ютятся в Европе, на этом старом, дряхлом материке. В Америке, рядом с небоскребами, электрическими стиральными машинами и другими достижениями века, они как-то бледнеют. Нужно что-нибудь более современное, эффектное и, наконец надо говорить честно и откровенно, что-нибудь более деловое, чем вечное блаженство на небесах за праведную жизнь на земле.
В этом отношении наиболее американизированной является секта, называющая себя "Христианской наукой". У нее миллионы приверженцев, и по существу своему она является чем-то вроде колоссальной лечебницы, только без участия докторов и лекарств. "Христианская наука" велика и богата.
Замечательные храмы с красивыми банковскими портиками принадлежат ей во многих городах и городках. "Христианская наука" не предлагает ждать бесконечно долго вознаграждения на небесах. Она делает свой бизнес на земле. Эта религия практична и удобна. Она говорит:
- Ты болен? У тебя грыжа? Поверь в Бога - и грыжа пройдет!
Христианство как наука, как нечто немедленно приносящее пользу! Это понятно среднему американцу, это доходит до его сознания, замороченного годами непосильной и торопливой работы. Религия, которая так же полезна, как электричество. Это годится. В это можно верить».
«Страна уважает и ценит сервис. И сервис - это не только уменье торговать и добиваться какой-то выгоды. Необходимо сказать еще раз: сервис вошел в самую кровь народа, он составляет чрезвычайно существенную часть народного характера. В сущности, это - стиль работы.
На этом чувстве уважения к сервису, как и на всех народных чувствах, отлично играют священники и банкиры. Считается, что священники дают народу сервис. Правда, церковная служба так и называется "сервис", но переносный, самый главный смысл этого слова церковь тоже любит применять. В мозги людей вдалбливается мысль, что церковь служит народу».
В поезде по Америке советских писателей сопровождал мистер Адамс. Он и растолковал им, в какого Бога верят американцы. Из его рассуждений следует, что религиозная неразборчивость американцев, их стремление связать религию с бизнесом, есть проявление их тупоумия.
«Нет, сэры, - горячился мистер Адамс, - вы слышали? Если один деловой человек может совершенно серьезно сказать другому деловому человеку под стук арифмометров и телефонные звонки, что Бог прислал его сюда получить службу и эта рекомендация Бога действительно принимается во внимание, то вы сами видите - это очень удобный деловой, Бог. Настоящий американский Бог контор и бизнеса, а не какой-нибудь европейский болтун с уклоном в бесполезную философию. Даже католицизм в Америке приобрел особые черты. Патер Коглин построил собственную радиостанцию и рекламирует своего Бога с неменьшей исступленностью, чем рекламируется "Кока-кола". Серьезно, сэры, европейские религии не подходят американцам. Они построены на недостаточно деловой базе. Кроме того, они слишком умны для среднего американца. Ему нужно что-нибудь попроще. Ему надо сказать, в какого Бога верить. Сам он не в силах разобраться. К тому же разбираться некогда - он человек занятой. Повторяю, сэры, ему нужна простая религия. Скажите ему точно, какие выгоды эта религия приносит, сколько ему это будет стоить и чем эта религия лучше других. Но уж, пожалуйста, точно. Американец не выносит неопределенности».
Итак, Ильф и Петров выявили три черты религиозности американцев: тесная связь религии с коммерцией, экуменизм и религиозная неразборчивость.
Через 70 лет после выхода книги «Одноэтажная Америка» Владимир Познер и Иван Ургант по ее мотивам выпускают одноименный сериал. В фильме религиозной сфере уделяется несоизмеримо меньше места, чем в книге. Познер мимоходом говорит о пуританизме американцев. Согласно этой концепции, бедный сам виноват в своей бедности.
Телеведущий с восторгом говорит об экуменизме США. Посещая Академию Военно-воздушных сил США, он обращает внимание на местный храм: «Конечно, и тут не обошлось без китча. Кадетская церковь увенчана семнадцатью шпилями и напоминает уж в который раз что-то из Диснейленда. Честно говоря, немного смешит. Но то, что под одной крышей сосуществуют и регулярно проводят службы сразу несколько религиозных конфессий, это уже не смешит, а вызывает восхищение».
Познер восхищается часовней Исследовательского центра св. Иуды Познер: «Это часовенка мультиконфессиональная. Не важно, какой Вы веры – иудейской, христианской или мусульманской. Двери открыты для всех».
Правда, Познер отметил неоднородность американского общества: «Восток Америки был создан пуританами, людьми с очень строгими правилами, людьми религиозными и нетерпимыми. Запад формировался совсем не так. Сюда приехали совсем другие люди, вопросы морали их мало заботили. Здесь дышалось, да и дышится свободней. Наконец, то, что именно здесь, в Сан-Франциско, находится самое большое в Америке, да и в мире сообщество геев – явление все того же порядка». «Американская двойственность – сочетания пуританства и свободолюбия – продолжают жить бок о бок», - подчеркнул он. Наибольшей религиозностью, считает Познер, обладают латиноамериканцы, главным образом мексиканцы. По его словам, они очень религиозны, для них важны семейные ценности, они придерживаются строгой морали.
Познера и Урганта сопровождал американец Брайан Кан. Именно он обратил внимание на еще одну специфическую функцию религии в США –
обоснование (оправдание) государственной политики. После разговора с курсантами американец, делясь своими впечатлениями, так высказался об одном курсанте:
«Он верит, что Господь послал ему миссию распространять свободу. Бог превратился в бога войны с оружием в руках и способностью разрушать. И должен сказать, лично мне тяжело это принять и понять». Об этой особенности много говорится в сериале американского режиссера Оливера Стоуна «Нерассказанная история США». Стоун на множестве примеров показывает, как американские политики использовали религиозную риторику для оправдания своих действий. Религией они обеляли любое свое беззаконие. В 1972 году Ричард Никсон посетил
СССР. Это был первый визит президента США в нашу страну. Советских граждан поразили публичные выступления американца, подозрительно напоминавшие церковные проповеди.
Таковы вкратце особенности американской религиозности. Что же касается связи религии и морали в США, то связь эта неочевидна, к тому же она проявляется в основном в определенных этнических группах американского общества, о чем речь была выше.
Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»
7. Re: Пагубная религиозность
6. Re: Пагубная религиозность
5. Святии отцы, молите Бога за нас...
4. Ответ на 3., рудовский:
3. Re: Пагубная религиозность
2. Re: Пагубная религиозность
1. Re: Пагубная религиозность