«Россия находится на подъеме»

Святейший Патриарх считает, что, несмотря на тяжкие внешние обстоятельства, сила народная действует таким образом, что большинство людей не очень-то чувствует их на себе

0
661
Время на чтение 5 минут
Вчера, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре, сообщает Патриархия.ru. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. 

«Всех вас сердечно поздравляю с этим воскресным днем и с замечательным воспоминанием о втором обретении и перенесении мощей преподобного Саввы Сторожевского, а также с 20-летием со дня открытия сего святого монастыря после долгих десятилетий забвения и разрухи», - сказал Святейший Владыка.

«В начале 90-х годов, - напомнил он, - когда здесь еще не было обители, я часто сюда приезжал. Каким-то особым образом этот монастырь всегда привлекал мое внимание, и если выдавалась минута для отдыха, то чаще всего я приезжал сюда и бродил вокруг монастыря и в самой обители, мечтая о том дне, когда она будет возвращена Церкви. И вот 20 лет назад это замечательное событие совершилось, и сколько же добрых дел было сделано, чтобы возродить обитель, украсить ее, вернуть ей былое величие! А история обители отмечена многими славными деяниями. Большинство государей и правителей земли нашей почитали своим долгом прийти с паломничеством в эти святые стены и вознести молитву пред мощами преподобного Саввы о стране нашей, о благополучии земли Русской, и памятники этих посещений и сегодня здесь, вокруг нас. Но, помимо венценосных паломников, было многое другое, что прославляло обитель, и, в первую очередь, жизнь монашествующих. Здесь ярко горел огонь благочестия. Здесь люди, терявшие веру, обретали ее. Здесь те, кто терял надежду, находили ее. И в наше время обитель Саввы Сторожевского остается яркой звездой на церковном небосклоне, потому что сам факт дивного возрождения обители, сам факт явления этой первозданной красоты может открыть многим нашим современникам не только взор физический, не только способность видеть красоту, но и взор духовный, духовное зрение, способное прозревать суть вещей и смысл истории».

«Сегодня народ наш переживает особый период своего долгого исторического пути, - считает Его Святейшество. - Россия находится на подъеме, и, несмотря на тяжкие внешние обстоятельства, сила народная действует таким образом, что абсолютное большинство людей не очень-то и чувствует их на себе. Дай Бог, чтобы все это и было так. У Отечества нашего есть все необходимое, чтобы защитить своих людей, дать им возможность мирно и спокойно жить, иметь духовное и материальное благополучие».

«Но на пути к духовному и материальному благополучию есть много соблазнов и искушений, - отметил он. - Духовные соблазны хорошо известны монашествующим, они сталкиваются с ними каждый день — и принимая исповедь, и сами преодолевая испытания. Но еще больше соблазнов в мирской жизни, и один из них порождается ростом благосостояния, когда становится все больше и больше материальных средств, все больше и больше вещей, обеспечивающих наш комфорт. Нередко людям начинает казаться, что главной целью жизни является материальное благополучие, а если посмотреть на нашу повседневность, то она наполнена множеством трудов, направленных в первую очередь на улучшение материальных условий. Во многих случаях это оправдано, потому что люди пекутся не только о себе, но и о детях, о близких, о родных, о внуках. Но как не потерять правильную перспективу, как не заблудиться на этом пути? И вот сегодняшнее Евангельское чтение (Мф. 19:16-26) повествует о встрече Спасителя с богатым благочестивым юношей, стремившимся к совершенству, но не способным сделать последний шаг на этом пути — раздать свое большое имение нищим, присоединиться к Господу и иметь сокровище на небе. Эта история должна многих из нас научить правильному отношению к материальным богатствам и вообще к материальному фактору».

«У преподобного Ефрема Сирина мы находим удивительно сильные, проникновенные слова: "Богатство исчезает перед дверью гроба". Преподобный нашел самое правильное слово: "исчезает". Можно было бы сказать иначе: теряет смысл, не имеет значения, но он нашел самое точное слово. Но как же так? Ведь материальный фактор видим, осязаем, он никуда не уходит, он остается, он переходит из поколения в поколение. Как мог преподобный сказать, что он исчезает? Но он точно сказал. Для умершего человека богатства нет, - подчеркнул Святейший Владыка. - Представьте себе: всю жизнь человек работал только для того, чтобы созидать материальный фактор, только для того, чтобы умножать свое богатство, и что же означает тогда его конец? Полное фиаско. То, что создавал, исчезло, оно больше не твое, ты к нему не имеешь никакого отношения».

«А что же там, в вечности? Сможешь ли ты сказать Господу: "Да, я трудился, я умножал богатство, я трудился для того, чтобы жить лучше, чтобы дом был покрасивее, чтобы машина была лучше, чтобы в отпуск съездить, чтобы сделать еще что-то из всего того, чему большинство людей отдает огромное количество времени и сил"? Нет, такое будет невозможно сказать Богу, потому что в вечности нет богатства, нет материального фактора, и человек приходит туда не с материальным богатством, не с мешком денег, не с записью в банковской книжке, а со своим духовным багажом, - пояснил Его Святейшество. - И если все наше время поглощается созиданием материальных богатств, то нет времени и сил созидать единое на потребу (Лк. 10:42), то, что будет нужно в вечности. Мы не знаем, что такое вечность, от нас это сокрыто, но мы знаем, что духовные богатства, в отличие от материальных, не исчезают, — они переходят в вечность, а значит, они будут нам нужны, поскольку уровень загробного жития зависит от количества духовного богатства».

«Сказанное не означает, что Церковь призывает пренебрегать материальным фактором. Святой Иоанн Златоуст, отвечая на вопрос, как может спастись богатый, говорит: "Никогда не переступай черты необходимости". Вот то, что необходимо, ты и должен иметь. Но когда люди приобретают то, что им не нужно, приобретают ради приобретения, когда не знают, что выдумать, чтобы утешить свою плоть, требующую все больше и больше для своего удовлетворения, — вот тогда и наступает грех, - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. - Если человек зарабатывает на пропитание своей семьи, на то, чтобы обеспечить образование для детей, на все необходимое для жизни, то это непременное условие всякого труда. Человек трудится, в том числе, для созидания материальных благ. Но "никогда не переступай черты необходимости". Это особенно важно для молодых людей. У того же Златоуста есть замечательные слова: "Как огонь, прикасаясь к горючим веществам, возгорается в сильное пламя, так и юность, имеющая много денег, способна воспламенить пламя, сжигающее душу". Потому что у молодого человека меньше сдерживающих факторов и обстоятельств, ему еще многое хочется испытать, получить и то, и другое, и третье. А наша современная жизнь, с переизбытком рекламы, разжигает потребности, каких могло бы и не быть. Получив средства, человек теряет голову и возжигает пламя, способное, по слову Иоанна Златоуста, погубить душу». 

«Слова, которые произнесли святые преподобные и богоносные отцы наши в связи с замечательным Евангельским повествованием о богатом юноше, мы с вами должны знать и помнить, потому что от формирования нашего отношения к материальной стороне жизни зависит подлинное счастье и непреходящее благополучие. И пусть примеры святых угодников, в том числе и таких, каким был основоположник сей обители святой преподобный и богоносный отец наш Савва Сторожевский, укрепляют нас на достойном и праведном пути нашей жизни. Аминь», - заключил Первоиерарх.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 20:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06