19 августа исполнилось 24 года с начала так называемого «путча ГКЧП», который подвел черту под советским периодом истории России. В связи с этим «Левада-центр» провел опрос с целью выяснить, как сегодня в обществе оценивают это событие. По данным социологов, наиболее распространены две оценки: нейтральная («Это был просто эпизод борьбы за власть в высшем руководстве страны») и резко отрицательная («Это было трагическое событие, имевшее гибельные последствия для страны и народа»). При этом с 1990-х гг. доля придерживающихся нейтральной позиции падает (с 53% в 1994 году до 32% в 2015-м), а доля тех, кто видит в событиях 1991 года трагедию, растет (с 27% до 41%). Положительно оценивают события 1991 г. («Это была победа демократической революции, покончившей с властью КПСС») меньшинство - в разные годы от 7% до 13% (в 2015-м - 10%).
Ответы на второй вопрос: «Как вам кажется, с этого момента страна пошла в правильном или в неправильном направлении?» ответы в этом году распределились почти поровну: 34% считают направление верным, 37% ‒ неверным. При этом сторонников первой точки зрения («оптимистов») становится все больше: от минимума (25%) в 2005-м до максимума (34%) в нынешнем; а сторонников второй («пессимистов») - меньше: от максимума (50%) в 2005-м до минимума (37%) в нынешнем.
Прокомментировать эти данные корреспондент издания Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, считает, что «слом советской системы с духовной точки зрения ‒ это благо, потому что советская система была бездуховная, идеология отрицала религию, веру в Бога». «Любая формация, которая отрицает Бога и ничего не делает, чтобы поддерживать веру, обречена на гибель, ‒ напомнил он. ‒ Так что произошедшее в 1991 году ‒ это логический итог, мощная держава рухнула».
«ГКЧП в моем сознании ‒ это что-то бутафорское, не настоящее, пластмассовое, ‒ признался священник. ‒ Люди вообще не понимали, что делали. Видимо, не хватало духовного содержания. И я на этих людей смотрю как на каких-то детей, которые собрались поиграть в игрушки. Все должно было восприниматься глубже и серьезнее. Кроме того, все революции, сломы, резкие повороты истории отрицательно сказываются на судьбах миллионов людей. Поэтому не нужно было так резко все тогда делать. Но те силы, которые ломали страну, и не были заинтересованы в развитии России. Задача была добить и доломать. Но народные корни оказались очень глубокими, и это не позволило все разрушить до основания. Сейчас идет возрождение, пусть мучительно и тяжело, но мы выживаем. И главное ‒ не госсистему укреплять, а вернуться к Богу. Без Бога, веры, Русской Православной Церкви, возрождение страны невозможно. Вера наша - это государствообразующая сила. И чем сильнее вера, тем сильнее государство».
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что события того времени - это кризис коммунистической власти: «Все произошло по евангельскому слову: "Без Меня ничего не сотворите". То есть без Бога ничего сотворить нельзя, а власть тогда была безбожная. И кто потом начал безудержное разграбление всего? Те, кто был у власти - секретари райкомов и обкомов. То есть они были к этому готовы и жаждали этого. А вышестоящая власть оказалась неспособна управлять и решать серьезнейшие проблемы, связанные с экономической, внутриполитической ситуацией в гигантской империи, какой и был Советский Союз. Это привело к кризису и последующему распаду СССР».
«Мне кажется, ‒ продолжил пастырь, ‒ неправильна сама постановка вопроса "как оценивать ГКЧП, хорошо или плохо". Это событие величайшего масштаба, которое привело к обнищанию народа, жертвам, страданиям. Поэтому я не берусь оценивать положительно или отрицательно. Это как оценивать революцию 1917 года. Конечно, проще сказать, что отношусь отрицательно, потому что перемены привели к неизбежным потрясениям и жертвам. Слава Богу, что 1991 год не был кровавым, как 1917-й, но все равно это тоже эпохальное и революционное событие, которое знаменует катастрофическую перемену в обществе и во власти».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что «советская власть была далеко не безупречна, многих людей в то время она перестала устраивать, начала вызывать внутренний протест и отторжение». «Причем не нужно путать власть с государством, которое при ней сложилось, ‒ добавил он. ‒ Можно задать вопрос: "А сложилось оно благодаря советской власти или вопреки?" Думаю, в чем-то "благодаря", а в чем-то "вопреки"». «Так вот, ‒ продолжил отец Александр, ‒ разрушение Советского Союза в какой-то мере было закономерным ‒ власть не могла перестроиться, тогда как серьезная перестройка ей была необходима - власти, а не государству и не народу. А что касается самого ГКЧП ‒ думаю, это была хорошо спланированная провокация. Кто-то что-то пообещал и не выполнил своих обещаний. ГКЧП, как мы помним, возглавили люди, стоявшие у вершины власти. Лично им не было ничего нужно, ‒ и они так позорно провалились, потеряв все. Понятно, что подготовка к этому перевороту не выдерживала никакой критики, но они же не глупые люди. Значит, их кто-то крупно подвел».
«А пошла ли страна в лучшем направлении или худшем, мне кажется, наглядно демонстрирует такой показатель, как рост численности населения. С начала 90-х годов численность населения у нас стабильно сокращается. Наш народ вымирает, тем самым демонстрируя свое несогласие с тем, что происходит в стране. Сколько появилось безработных, несчастья, разврата! - всего этого раньше не было. Мы также наблюдаем сейчас падение уровня культуры, науки, здравоохранения, образования. Конечно, какой-то группе людей ‒ весьма многочисленной и влиятельной ‒ стало жить гораздо лучше, и голоса этих людей раздаются громче всех, потому что в их руках СМИ. Но это вовсе не значит, что хорошо жить стало всем», ‒ сказал священник.
«Так что в событиях того периода я, скорее, вижу много трагического. Да и в том, что происходит сейчас. Наш народ движется в направлении, которое может его завести не только в экономический, нравственный, но и в исторический тупик. Конечно, любое сложное историческое событие нельзя оценивать однозначно, но это событие для меня со знаком минус ‒ из-за него на Руси народу стало жить хуже», ‒ заключил отец Александр.
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, также оценивает события августа 1991 года как драматические: «Погибли люди, всколыхнулось, размежевалось и раскололось общество. Более того, была утрачена государственная идеология. Мы стали больше смотреть на Запад, перенимать его образ жизни, штампы и образцы. Так что те события можно назвать трагическими и с социальной точки зрения, и с точки зрения политического кризиса в стране. Он был и есть, просто поутих. Есть недовольство людей, потому что их в свое время обманули, распределив блага не по справедливости. Все помнят лозунг: "Земля крестьянам, фабрики рабочим". А что мы получили?»
При этом пастырь полагает, что «сейчас, конечно, много плюсов»: «люди, хотя и критикуют нынешнюю власть, стали жить лучше, товары стали доступнее. Многие семьи могут позволить себе машину». «Но с точки зрения базовых ценностей, распределения их в обществе, установки господствующей государственной идеологии, для меня и социализм с его устремлениями вперед, и диктатура пролетариата, и демократическое устройство принципиально находятся в одной плоскости, ‒ признался священник. ‒ Как любой православный христианин, человек, знающий историю своего Отечества, историю Церкви, считаю: мы должны стремиться именно к монархическому устройству, когда глава государства - помазанник Божий, и между ним и его подданными устанавливаются отношения как между отцом и детьми. Эта форма государственного устройства самая желательная, правильная и богоугодная. Есть одно большое но: общество должно быть готовым к принятию такой модели. Люди должны выразить свое согласие. Без этого все попытки навязать такое государственное устройство будут или ущербными, или совершенно невозможными».
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, отметил, что «катастрофические события, о которых идет речь, свершились не без участия наших "западных партнеров"». «Это, быть может, одна из самых удачных спецопераций, совершенных западными спецслужбами противоправным путем (а Беловежское соглашение, как сейчас выясняется, не имело юридической силы). О последствиях этого мы можем судить сегодня. Не в 1991-м и не в 1993-м, а сейчас, спустя двадцать с лишним лет, мы видим: идет уже не первая война, гибнут люди, рассыпается экономика, разрушаются общественные, культурные связи», ‒ заметил отец Алексий.
«Существовали ли в то время другие возможности сменить коммунистический строй на более прогрессивный, не разваливая огромное государство? - да. Но они были совсем невыгодны нашим "западным партнерам". Точно также невыгодна им была Россия в 1917 году ‒ слишком сильный конкурент, слишком большие перспективы. Как, впрочем, и Советский Союз в 1991-м. Поэтому произошла революция в одной стране и случился развал другой. Я рассматриваю события 1991 года как ту же революцию ‒ несколько растянутую во времени, но также повлекшую трагические последствия и столь же нелегитимную. А что сегодня у нас происходят какие-то положительные перемены: укрепление государственности, экономики, ‒ это не следствие событий 1991-го. Скорее наоборот - того, что к власти в 2000-м году все-таки пришли люди силы, которые остановили реализацию сценария 1991‒1993-х годов, и начали проводить независимую политику Российского государства», ‒ заключил священник.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, сказал, что лично для него ГКЧП стал частью истории, «которую, как бы ты ее не оценивал, изменить невозможно». «Другой истории у нас нет, ‒ сказал пастырь. ‒ Попытки попытаться представить: "что было бы, если..." ‒ нецелесообразны». «Я помню, какая неразбериха тогда была вокруг, ‒ рассказал отец Святослав. ‒ Многие не понимали, кто за кого. Кто-то отказался подчиняться ГКЧП, кто-то нет. Эту путаница, наверное, можно сравнить с той, что была в умах людей во время Гражданской войны, когда брат шел на брата, красные выступали против белых - а простому народу было невдомек, зачем все это и для чего. Но эти события прошлого помогают сегодня нам понять, к чему могут привести попытки неконституционного захвата власти. Яркий пример ‒ Украина, где вроде бы все начиналось с недовольства реформами, коррупцией, политикой руководства страны, а закончилось кровопролитием».