Слом советской системы: трагедия или благо?

Православные священнослужители об «августовском путче» 1991 года

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
936
Время на чтение 7 минут

19 августа исполнилось 24 года с начала так называемого «путча ГКЧП», который подвел черту под советским периодом истории России. В связи с этим «Левада-центр» провел опрос с целью выяснить, как сегодня в обществе оценивают это событие. По данным социологов, наиболее распространены две оценки: нейтральная («Это был просто эпизод борьбы за власть в высшем руководстве страны») и резко отрицательная («Это было трагическое событие, имевшее гибельные последствия для страны и народа»). При этом с 1990-х гг. доля придерживающихся нейтральной позиции падает (с 53% в 1994 году до 32% в 2015-м), а доля тех, кто видит в событиях 1991 года трагедию, растет (с 27% до 41%). Положительно оценивают события 1991 г. («Это была победа демократической революции, покончившей с властью КПСС») меньшинство - в разные годы от 7% до 13% (в 2015-м - 10%).

Ответы на второй вопрос: «Как вам кажется, с этого момента страна пошла в правильном или в неправильном направлении?» ответы в этом году распределились почти поровну: 34% считают направление верным, 37% ‒ неверным. При этом сторонников первой точки зрения («оптимистов») становится все больше: от минимума (25%) в 2005-м до максимума (34%) в нынешнем; а сторонников второй («пессимистов») - меньше: от максимума (50%) в 2005-м до минимума (37%) в нынешнем.

Прокомментировать эти данные корреспондент издания Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.

Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, считает, что «слом советской системы с духовной точки зрения ‒ это благо, потому что советская система была бездуховная, идеология отрицала религию, веру в Бога». «Любая формация, которая отрицает Бога и ничего не делает, чтобы поддерживать веру, обречена на гибель, ‒ напомнил он. ‒ Так что произошедшее в 1991 году ‒ это логический итог, мощная держава рухнула».

«ГКЧП в моем сознании ‒ это что-то бутафорское, не настоящее, пластмассовое, ‒ признался священник. ‒ Люди вообще не понимали, что делали. Видимо, не хватало духовного содержания. И я на этих людей смотрю как на каких-то детей, которые собрались поиграть в игрушки. Все должно было восприниматься глубже и серьезнее.  Кроме того, все революции, сломы, резкие повороты истории отрицательно сказываются на судьбах миллионов людей. Поэтому не нужно было так резко все тогда делать. Но те силы, которые ломали страну, и не были заинтересованы в развитии России. Задача была добить и доломать. Но народные корни оказались очень глубокими, и это не позволило все разрушить до основания. Сейчас идет возрождение, пусть мучительно и тяжело, но мы выживаем. И главное ‒ не госсистему укреплять, а вернуться к Богу. Без Бога, веры, Русской Православной Церкви, возрождение страны невозможно. Вера наша - это государствообразующая сила. И чем сильнее вера, тем сильнее государство».

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что события того времени - это кризис коммунистической власти: «Все произошло по евангельскому слову: "Без Меня ничего не сотворите". То есть без Бога ничего сотворить нельзя, а власть тогда была безбожная. И кто потом начал безудержное разграбление всего? Те, кто был у власти - секретари райкомов и обкомов. То есть они были к этому готовы и жаждали этого. А вышестоящая власть оказалась неспособна управлять и решать серьезнейшие проблемы, связанные с экономической, внутриполитической ситуацией в гигантской империи, какой и был Советский Союз. Это привело к кризису и последующему распаду СССР».

 

«Мне кажется, ‒ продолжил пастырь, ‒ неправильна сама постановка вопроса "как оценивать ГКЧП, хорошо или плохо". Это событие величайшего масштаба, которое привело к обнищанию народа, жертвам, страданиям. Поэтому я не берусь оценивать положительно или отрицательно. Это как оценивать революцию 1917 года. Конечно, проще сказать, что отношусь отрицательно, потому что перемены привели к неизбежным потрясениям и жертвам. Слава Богу, что 1991 год не был кровавым, как 1917-й, но все равно это тоже эпохальное и революционное событие, которое знаменует катастрофическую перемену в обществе и во власти».

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что «советская власть была далеко не безупречна, многих людей в то время она перестала устраивать, начала вызывать внутренний протест и отторжение». «Причем не нужно путать власть с государством, которое при ней сложилось, ‒ добавил он. ‒ Можно задать вопрос: "А сложилось оно благодаря советской власти или вопреки?" Думаю, в чем-то "благодаря", а в чем-то "вопреки"». «Так вот, ‒ продолжил отец Александр, ‒ разрушение Советского Союза в какой-то мере было закономерным ‒ власть не могла перестроиться, тогда как серьезная перестройка ей была необходима - власти, а не государству и не народу. А что касается самого ГКЧП ‒ думаю, это была хорошо спланированная провокация. Кто-то что-то пообещал и не выполнил своих обещаний. ГКЧП, как мы помним, возглавили люди, стоявшие у вершины власти. Лично им не было ничего нужно, ‒ и они так позорно провалились, потеряв все. Понятно, что подготовка к этому перевороту не выдерживала никакой критики, но они же не глупые люди. Значит, их кто-то крупно подвел».

«А пошла ли страна в лучшем направлении или худшем, мне кажется, наглядно демонстрирует такой показатель, как рост численности населения. С начала 90-х годов численность населения у нас стабильно сокращается. Наш народ вымирает, тем самым демонстрируя свое несогласие с тем, что происходит в стране. Сколько появилось безработных, несчастья, разврата! - всего этого раньше не было. Мы также наблюдаем сейчас падение уровня культуры, науки, здравоохранения, образования. Конечно, какой-то группе людей ‒ весьма многочисленной и влиятельной ‒ стало жить гораздо лучше, и голоса этих людей раздаются громче всех, потому что в их руках СМИ. Но это вовсе не значит, что хорошо жить стало всем», ‒ сказал священник.

«Так что в событиях того периода я, скорее, вижу много трагического. Да и в том, что происходит сейчас. Наш народ движется в направлении, которое может его завести не только в экономический, нравственный, но и в исторический тупик. Конечно, любое сложное историческое событие нельзя оценивать однозначно, но это событие для меня со знаком минус ‒ из-за него на Руси народу стало жить хуже», ‒ заключил отец Александр.

Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, также оценивает события августа 1991 года как драматические: «Погибли люди, всколыхнулось, размежевалось и раскололось общество. Более того, была утрачена государственная идеология. Мы стали больше смотреть на Запад, перенимать его образ жизни, штампы и образцы. Так что те события можно назвать трагическими и с социальной точки зрения, и с точки зрения политического кризиса в стране. Он был и есть, просто поутих. Есть недовольство людей, потому что их в свое время обманули, распределив блага не по справедливости. Все помнят лозунг: "Земля крестьянам, фабрики рабочим". А что мы получили?»

При этом пастырь полагает, что  «сейчас, конечно, много плюсов»: «люди, хотя и критикуют нынешнюю власть, стали жить лучше, товары стали доступнее. Многие семьи могут позволить себе машину». «Но с точки зрения базовых ценностей, распределения их в обществе, установки господствующей государственной идеологии, для меня и социализм с его устремлениями вперед, и диктатура пролетариата, и демократическое устройство принципиально находятся в одной плоскости, ‒ признался священник. ‒  Как любой православный христианин, человек, знающий историю своего Отечества, историю Церкви, считаю: мы должны стремиться именно к монархическому устройству, когда глава государства - помазанник Божий, и между ним и его подданными устанавливаются отношения как между отцом и детьми. Эта форма государственного устройства самая желательная, правильная и богоугодная. Есть одно большое но: общество должно быть готовым к принятию такой модели. Люди должны выразить свое согласие. Без этого все попытки навязать такое государственное устройство будут или ущербными, или совершенно невозможными».

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, отметил, что «катастрофические события, о которых идет речь, свершились не без участия наших "западных партнеров"». «Это, быть может, одна из самых удачных спецопераций, совершенных западными спецслужбами противоправным путем (а Беловежское соглашение, как сейчас выясняется, не имело юридической силы). О последствиях этого мы можем судить сегодня. Не в 1991-м и не в 1993-м, а сейчас, спустя двадцать с лишним лет, мы видим: идет уже не первая война, гибнут люди, рассыпается экономика, разрушаются общественные, культурные связи», ‒ заметил отец Алексий.

«Существовали ли в то время другие возможности сменить коммунистический строй на более прогрессивный, не разваливая огромное государство? - да. Но они были совсем невыгодны нашим "западным партнерам". Точно также невыгодна им была Россия в 1917 году ‒ слишком сильный конкурент, слишком большие перспективы. Как, впрочем, и Советский Союз в 1991-м. Поэтому произошла революция в одной стране и случился развал другой. Я рассматриваю события 1991 года как ту же революцию ‒ несколько растянутую во времени, но также повлекшую трагические последствия и столь же нелегитимную. А что сегодня у нас происходят какие-то положительные перемены: укрепление государственности, экономики, ‒ это не следствие событий 1991-го. Скорее наоборот - того, что к власти в 2000-м году все-таки пришли люди силы, которые остановили реализацию сценария 1991‒1993-х годов, и начали проводить независимую политику Российского государства», ‒ заключил священник.

Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, сказал, что лично для него ГКЧП стал частью истории, «которую, как бы ты ее не оценивал, изменить невозможно». «Другой истории у нас нет, ‒ сказал пастырь. ‒ Попытки попытаться представить: "что было бы, если..." ‒ нецелесообразны». «Я помню, какая неразбериха тогда была вокруг, ‒ рассказал отец Святослав. ‒ Многие не понимали, кто за кого. Кто-то отказался подчиняться ГКЧП, кто-то нет. Эту путаница, наверное, можно сравнить с той, что была в умах людей во время Гражданской войны, когда брат шел на брата, красные выступали против белых - а простому народу было невдомек, зачем все это и для чего. Но эти события прошлого помогают сегодня нам понять, к чему могут привести попытки неконституционного захвата власти. Яркий пример ‒ Украина, где вроде бы все начиналось с недовольства реформами, коррупцией, политикой руководства страны, а закончилось кровопролитием».    
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
БРИКС: в чем образ будущего?
Подход должен быть творческим, оригинальным, не копирующим слепо прошлые проекты, хотя из них и есть, что позаимствовать
23.11.2024
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06