Читаем на ленте регионального информагентства «Татар-информ» текст о встрече с представителями национальных общественных организаций РК, которую провел Президент России в Крыму 17 августа 2015 г.
В нём, в частности говорится, Президент России «в качестве примера мирного сосуществования представителей разных конфессий и разных национальностей привел такой российский регион, как Республика Татарстан». А далее ‒ вообще без кавычек (т.е. не в виде прямой речи) Путину приписываются следующие слова: «По словам Владимира Путина, Татарстан является сильным и миролюбивым регионом, он обратил внимание участников встречи на этот факт и предложил перенять бесценный опыт». И, далее, пишется: «Р.Минниханов высказал предложение перенять опыт Татарстана по изучению национальных языков. Если люди буду свободно общаться на родном языке, изучать его в школах - это добавит всем комфорта, считает он».
«Вот, круто!» ‒ скажет читающий, а чиновник в казанском кремле самодовольно поставит изданию плюсик.
На самом же деле почти всё выше цитированное из сообщения «Татар-информ» - банальное враньё.
О том, что такая подача является грубейшим искажением событий и акцентов видим, читая полный текст стенограммы этой встречи, опубликованной на сайте Президента России.
1. О том, что Президент привел Республику Татарстан «в качестве примера мирного сосуществования представителей разных конфессий» ‒ сказать можно, Путин действительно сослался на Шаймиева, решившего построить мечеть в кремле рядом с православным храмом, отметив это в качестве позитива, а вот добавление «и разных национальностей» ‒ этого сказано не было, враньё.
2. Что Путин говорил слова «Татарстан является сильным и миролюбивым регионом» ‒ таких слов тоже не было, тоже враньё.
3. Что Путин призывал «перенимать опыт РТ» ‒ такого сказано тоже не было, тем более с эпитетом «бесценный» (опыт).
4. Что «Р.Минниханов высказал предложение перенять опыт Татарстана по изучению национальных языков», ‒ тоже таких слов в стенограмме не найти.
5. И что он (Р.Минниханов) считает, что «если люди буду свободно общаться на родном языке, изучать его в школах - это добавит всем комфорта...» ‒ тоже корреспондентом «Татар-информ» высосано из пальца.
Следом за «Татар-информом» притягивать за уши факты стали и некоторые другие местные издания, одно из которых умудрилось в подзаголовке статьи соврать, что, дескать, «Президент РФ восхитился числу чувашских школ в Татарстане», хотя произнесённое им многократно Минниханову «Никаких проблем!», наиболее акцентировано - как раз после «отчёта» последнего о чувашских школах, можно понимать и как желание Путина пригасить отчётный пыл Минниханова, дабы не уводил разговор слишком в сторону.
Зачем все эти натяжки - понятно даже неискушенным читателям: провластные журналисты-регионалы из кожи вон лезут, чтобы искусственно поднять в глазах регионального читателя, и, в особенности, своих хозяев - чиновников казанского кремля - значимость региона и его руководителей на федеральном уровне и лично для Президента России В.В.Путина.
Только, не многовато ли информационного фуфла (простите, но иначе и не скажешь), да ещё в таком коротком тексте, господа прикормленные региональные журналисты?
Или вы всерьёз считаете, что для того, чтобы стать объектом всеобщих насмешек, нужен статус не ниже Псаки? Ошибаетесь!
Тем временем, из независимых СМИ и по результатам независимых исследований известно, что не всё так благополучно в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан, как подают региональные издания и каналы. Это, прежде всего - отсутствие баланса в русско-татарских и православно-мусульманских вопросах, а также - затянувшийся этнолингвистический конфликт. И как бы врио Президента РТ Рустам Минниханов не хвалился перед Владимиром Путиным и высоким собранием «двуязычным раем» ‒ рая-то этого в Татарии - нет, а скорее есть немотивированное языковое насилие. В его условиях русскоязычные дети должны в этом регионе в обязательном порядке посещать по 5‒6 уроков в неделю татарского языка, который, как правило, так и не знают потом - за ненадобностью.
А, вот, региональные власти Крыма, натерпевшись в своё время языкового насилия от прежних украинских властей, поступили в полном соответствии с реальными потребностями населения, предоставив самим родителям выбор изучения в дополнение к русскому языку ещё и крымско-татарского и украинского. Разумеется, на добровольной основе.
Так что - кому и с кого надо брать пример - ещё вопрос!
Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, координатор народного движения «Помогаем Новороссии»